Музыкально-театральное воспитание учащихся начальных классов В поисках решения проблемы перехода к учебной деятельности
Оценка 5

Музыкально-театральное воспитание учащихся начальных классов В поисках решения проблемы перехода к учебной деятельности

Оценка 5
doc
11.09.2021
Музыкально-театральное воспитание учащихся начальных классов В поисках решения проблемы перехода к учебной деятельности
26 06 2021.doc

Музыкально-театральное воспитание учащихся начальных классов

В поисках решения проблемы перехода к учебной деятельности

 

 

 

Начало школьного обучения знаменует собой очень важный и значительный этап в жизни ребенка. Это полная перестройка всего его жизненного уклада, новые отношения, новые обязанности. Психологи характеризуют этот этап как переломнопереходный, а изучая психологические особенности различных возрастных периодов, называют его еще кризисом семилетнего возраста. Сегодня эта проблема «помолодела», мы вправе говорить о кризисе шестилетнего возраста, так как значительное количество детей становится первоклассниками уже в шесть лет. Конечно, для детей, посещавших детские дошкольные учреждения, особенно те, в которых была хорошо организована система дошкольного воспитания, этот рубеж преодолеть легче, но в целом проблема готовности к школьной деятельности остается чрезвычайно значимой. Очень важно, чтобы шестилетний ребенок как можно более органично и естественно включился в новую школьную жизнь. А для этого недостаточно уже уметь читать или считать (а именно в таком заблуждении находятся многие родители), поскольку в этой новой жизни, по справедливому мнению Д. Эльконина, деятельность ребенка становится общественно значимой и об- щественно оцениваемой.

Переходом   в   гражданское   общество

называет Г.В.Ф. Гегель момент поступления в школу. И важнейшим признаком готовности к школьной учебной деятельности является способность существовать и активно работать в условиях нового для ребенка общественного уклада. Интерес ребенка в младшем школьном возрасте поделен между учением и игрой, которая на дошкольной стадии являлась одним

 

из важнейших средств развития и воспитания.

А нельзя ли сделать так, чтобы игровая деятельность не обрывалась с переходом ребенка на новую ступень развития, а стала мощным средством, способствующим раз- витию его эмоциональной сферы, формированию личности ребенка, стимулированию у него самостоятельности, познавательного интереса, готовности к учебной деятельности? Должен ли в представлении о переломно-переходном характере этого возрастного этапа приоритетным быть перелом или переход? Можно ли сделать этот переход плавным, не нарушающим душевное равновесие ребенка?

Следует отметить, что шестилетние дети испытывают желание стать школьника- ми, но самым привлекательным в новой для них действительности оказывается не

«новое», а «старое», то, что роднит школьный образ жизни с дошкольным. А «ста- рое» — это игра во «взрослую жизнь», которая может стать тем объединяющим мостом, который безболезненно переводит ребенка на новую ступень познания и самопознания.

Проблема перехода к младшему школь- ному возрасту подробно рассматривается в целом ряде психологических работ. Л. Вы- готский подробно освещает структуру и ди- намику возраста, возрастную периодизацию детского развития, игру и ее роль в психическом развитии ребенка, воображение и творчество в детском возрасте. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте, основные вопросы теории детской игры, психология обучения младшего школьника, особенности школьного обучения, учебная деятельность, ее

 

структура и формирование, обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте освещены в работах Н. Авдеевой, А. Венгера,  В. Давыдова,  Т. Драгуновой, А. Запорожца,  А. Леонтьева,   М. Лисина, С. Мещеряковой, В. Слободчикова, Д. Эльконина и др.

Д. Эльконин подчеркивает, что ролевая игра возникает не сразу, а постепенно выз ревает внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. В качестве пред- посылок к формированию потребности и возможности ролевой игры психолог вы- двигает следующие: отделение действий от предмета и их обобщение; использование ребенком (не имеющим ясно выраженной функции) предметов в качестве заместите- лей других; отделение своих действий от действий взрослых и возникновение лич- ных действий самого ребенка; сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их; воспроиз- ведение ребенком в своих действиях це- почки действий взрослых, отражающих в обычной последовательности отрезки их жизни.

Таким образом, очевидно, что ролевая игра — это выработанный миром детства способ постижения окружающего мира,

«примерки» на себя «взрослых одежд», срав- нение и отождествление своих действий с действиями взрослых, поиск взрослого об- разца для выработки определенных пове- денческих проявлений, первые попытки са- мостоятельного контроля и саморегулирова- ние своих действий.

Определяющим является непосред- ственное воздействие взрослых на ребенка. Однако анализ, проведенный рядом психо- логов, показывает, что и эти условия явля- ются недостаточными для формирования ролевой игры. Важнейшим фактором, по мнению Д. Эльконина, является чрезвы- чайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению новым миром, тенденция к совместной жизни со взрослыми.

Такая тенденция может быть сформиро- вана в процессе организации музыкально- театрального воспитания. Музыка и театр, обладающие огромной силой эмоциональ- ного воздействия, способны вовлечь ребен-

 

ка в новое пространство, в котором ребенок становится самостоятельно и активно действующей личностью, что для него чрез- вычайно важно.

Организация музыкально-театральной творческой деятельности может начинать- ся с раннего возраста, но при этом необхо- димо учитывать возможности ребенка. Это чрезвычайно значительный аспект подго- товки ребенка к школе, так как умение жить и общаться в коллективе, включаться в сов- местную деятельность является одним из важных звеньев перехода к новому типу взаимоотношений. В. Залогина в своих ис- следованиях подчеркивает, что при соответ- ствующих воспитательных воздействиях творческие игры становятся фундаментом для развития коллективных и товарищес- ких отношений.

В исследованиях З. Мануйленко особое внимание обращается на то, что игра ока- зывает значительное влияние на формиро- вание у детей механизма управления своим поведением. Л. Рожина связывает игровую деятельность с развитием эмоционального мира личности, подчеркивая, что неповто- римость и уникальность личности непосред- ственно связана со способностью к учас- тию и соучастию, с полнотой связей чело- века и природы. Эмоциональный импульс, который ребенок получает во время музы- кально-театральной игры, способствует стимуляции интеллектуальной деятель- ности, создавая предпосылки для развития и мышления, и речи. В ней реализуется потребность фантазировать, воображать себя в особой мнимой ситуации, создавать некую новую реальность, преображающую ту, с которой ребенок сталкивается каж- додневно. И эта новая реальность уже не- сет черты его личности, его постижения действительности.

В   процессе   музыкально-театрального

воспитания ребенок попадает в мир сказки, в котором персонажи обретают черты зна- комых ему людей и обстоятельств. Он учится оценивать Добро и Зло, Красоту и Безобразие, т.е. делает первые шаги в сторо- ну ценностного освоения мира. В сказках многих народов мира «звучит» музыка: персонажи поют, пляшут, играют на дудоч- ке или гуслях, скрипке или эоле, бубнах

 

 

 

или барабанах. Обращаясь в процессе му- зыкально-театрального воспитания к сказ- ке, ребенок приникает к источнику, в кото- ром живет душа народа, его этос и мораль, его высшие духовные ценности.

Вхождение в мир музыкальной сказ- ки — процесс сложный, требующий тща- тельной подготовки. Способность «услы- шать и увидеть» в музыке черты персона- жа, войти в его внутренний мир, отождест- виться с ним, смоделировать его портрет — это одна из основных задач музыкально- театрального воспитания. Музыкальным материалом для такой работы могут слу- жить как детские пьесы композиторов- классиков («Детский альбом» П. Чайковс- кого,   «Детская   музыка»   С. Прокофьева,

«Детский уголок» К. Дебюсси, многочис- ленные пьесы для детей Д. Кабалевского и т.д.), так и детские пьесы современных композиторов: М. Ройтерштейна, Ж. Ме- таллиди, С. Слонимского и др. Чрезвычай- но важно, чтобы каждый ребенок создал собственный портрет героя прослушивае- мой пьесы, нарисовал его, определил осо- бенности его характера и то, как его герой может проявить себя в различных предпо- лагаемых обстоятельствах, смоделировал на   основании   созданного   портрета   его

«судьбу», разыграл этюды, в которых действует его герой.

Создавая портрет героя и моделируя обстоятельства его жизни и деятельности, дети придумывают собственные сказки, в которых проявляется их характер, мечты, страхи, надежды. Это важный и значитель- ный этап музыкально-театральной работы, поскольку дети вступают на путь познания и самопознания, а педагог получает воз- можность познакомиться с личностными особенностями каждого ребенка, с его внут- ренним миром, в который пропуском стано- вится «рождение» героя, несущего в себе сущностные черты ребенка. Такая работа является подготовительным этапом к соз- данию детского музыкального спектакля, который может строиться на материале му- зыкальной сказки (например, «Приключе- ния кузнечика Кузи» — музыка Ю. Антоно- ва, текст сказки и слова песен М. Пляцков- ского) или сказок, в которых явно «звучит» музыка.

 

Работа по «музыкальному озвучива- нию» сказки представляет собой инверсию предыдущей работы, так как музыка подби- рается на основании уже существующих портретов персонажей. Такая работа вовле- кает детей в создание музыкального прост- ранства, в котором действуют герои, чьи музыкальные характеристики соответству- ют тем чертам характера, которые даны в литературном тексте. Так, очень «музы- кальны» пьесы-сказки И. Агаповой из цик- ла «Приключения Дианы» [1, 7–66], в кото- рых рядом с веселой, смелой и решитель- ной девочкой Дианой и ее друзьями можно встретить русалок, блуждающий огонек, гнилушку, лесную колдунью (сказочная пьеса «Лесные клады»), Пятигорскую Ведьму, каменных львов, злое, страшное су- щество по имени Лохматый, Белого Тигра, символизирующего добрую силу волшеб- ного меда (сказка-детектив «Волшебный мед всех невзгод»), добрую волшебницу-ве- ликаншу Пингву, вампиров, страшилок, стадо диких хомяков (волшебная сказка

«Илья-пророк в беде помог»).

В качестве примера превращения сказ- ки в детский музыкальный спектакль при- ведем постановку с группой младших школьников (27 человек) ненецкой сказки

«Два брата и великан» [8, 82]. Возраст участников постановки шесть-семь лет. Героями ненецкой сказки являются: два брата — богач и бедняк, старая мать бедня- ка, олени, пастухи, девять жен богача, ве- ликан, дочь великана — невеста бедняка, водяные черти. Первоначальный этап ра- боты — знакомство со сказкой. В процессе знакомства со сказкой дети не только об- ращались к ее сюжету, но и обсуждали осо- бенности персонажей, кто из них является положительным или отрицательным и по- чему, как они должны выглядеть, какая у них походка, как они разговаривают, в чем особенно ярко проявляются особенности их характера, какая музыка может соответ- ствовать каждому из них, в чем заключена мораль сказки?

Таким образом, первый этап — это не только знакомство с сюжетом, но и совместный анализ материала, с которым пред- стоит творческая работа и, что очень важно, сотворческая работа над созданием музыкальной партитуры сказки, превращающая детский коллектив в соавтора спектакля. Та- кая работа помогает детям осмыслить тесную взаимосвязь музыки и внутреннего мира персонажа, способность ее с помощью музыкального слова, музыкальной интонации подчеркнуть характерные особенности каждого героя, «досказать» то, что не сказано обычным словом. Для педагога этот этап чрезвычайно значителен, так как позволяет определить уровень эмоционального откли- ка ребенка на литературный и музыкальный текст, его способность к художественному переживанию, эстетически ценностному постижению художественного произведения.

Второй этап — распределение ролей и работа над их освоением — предполагает ин- дивидуальную работу с каждым участником для определения основного круга задач, ко- торые необходимо решить для вхождения в мир персонажа. На этом этапе каждому ребенку было предложено на основании текс- та сказки подумать и предложить собственные варианты интерпретации роли. Эти ва- рианты, конечно, затем корректировались педагогом, но стимулирование самостоятельного творческого поиска оказывается чрезвычайно плодотворным даже в том случае, когда юным артистам не более шести- семи лет. Они не только активно включаются в работу, но и начинают отождествляться с ролью, придумывают походку, грим, характерные черточки, иногда чрезвычайно забавные. Так начинается освоение первых навыков актерского мастерства, идет работа над выразительностью речи и жеста, над пластикой, движением, свободным освоением сценического пространства. Одновре- менно идет работа над освоением вокальных и танцевальных номеров.

Третий этап — совместная подготовка

костюмов и декораций — также чрезвычайно важен, так как необыкновенно сплачивает коллектив в общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять свои обязанности во имя общего дела. Это подготовка к заключительному этапу работы, требующему от детей сформированной способности к творческому взаимодействию во время репетиций, в процессе которых и рождается целостное художественное произведение — детский музыкальный спектакль.

 

Создание детского музыкального спектакля — это вовлечение ребенка в музыкально-театральной форме в процесс постижения окружающего мира, наполнение этого мира личностным смыслом, что оказывает значительное влияние на развитие и музыкальных, и общих способностей, стимулирует познавательный интерес и познавательную активность, является залогом успеха в повседневной учебной работе. Таким образом, осуществление музыкально-театрального воспитания ребенка, вовлекающее его в активный процесс художественного творчества, в игру, в которой он постигает окружающий мир и свое место в нем, становится началом самосозидания, строительства собственного «Я». Игра превращается не только в ступень, на которой возникает готовность к учебной деятельности, но и в стартовую площадку для выбора собственного пути в окружающем мире, для осмысления целого ряда этических и эстетических понятий. А это свидетельствует о начавшемся процессе духовного становления личности, призванной созидать пространство куль- туры третьего тысячелетия.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.         Агапова И., Давыдова М. Пьесы для школь- ного театра. М.: Аквариум, 2003.

2.         Выготский Л.С. Психология развития ре- бенка. М.: ЭКСМО, 2003.

3.         Зинченко В.П. Психологические основы пе- дагогики. М.: Гардарики, 2002.

4.         Кукушкин В.С. Музыка, архитектура и изобразительное искусство: Сценарии творчес- ких уроков. М.; Ростов н/Д: Изд. центр «Март Т», 2005.

5.         Малахова И.А. Развитие личности. Художе- ственно-творческая деятельность. Ч. 2. Минск: Беларуская навука, 2003.

6.         Михайлова А. Ребенок в мире театра. М., 2004.

7.         Рожина Л.Н. Развитие эмоционального ми- ра личности. Минск: Вышэйшая школа, 2003.

8.         Царица — гусляр: Сказки о музыке / Сост. Л.П. Титова. М.: Музыка, 1993.

9.         Чурилова Э.Г. Методика и организация те- атрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2003.

10.       Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: ACADEMA, 2004.


Музыкально-театральное воспитание учащихся начальных классов

Музыкально-театральное воспитание учащихся начальных классов

Таким образом, очевидно, что ролевая игра — это выработанный миром детства способ постижения окружающего мира, «примерки» на себя «взрослых одежд», срав- нение и отождествление своих…

Таким образом, очевидно, что ролевая игра — это выработанный миром детства способ постижения окружающего мира, «примерки» на себя «взрослых одежд», срав- нение и отождествление своих…

Создавая портрет героя и моделируя обстоятельства его жизни и деятельности, дети придумывают собственные сказки, в которых проявляется их характер, мечты, страхи, надежды

Создавая портрет героя и моделируя обстоятельства его жизни и деятельности, дети придумывают собственные сказки, в которых проявляется их характер, мечты, страхи, надежды

Третий этап — совместная подготовка костюмов и декораций — также чрезвычайно важен, так как необыкновенно сплачивает коллектив в общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять…

Третий этап — совместная подготовка костюмов и декораций — также чрезвычайно важен, так как необыкновенно сплачивает коллектив в общей работе, учит скрупулезно и тщательно выполнять…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2021