Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
Методическая разработка
«Музыкальное оформление урока классического танца»
Разработала: Игуменцева
Наталья Сергеевна
концертмейстер
Саратов, 2023
Методическое обоснование
Тема: «Музыкальное оформление урока классического танца»
Адресат: учащиеся хореографического коллектива 7-14 лет, педагог-хореограф, концертмейстер.
Актуальность данной методической разработки в том, чтобы выявить принципы музыкального оформления урока хореографии и музыкального сопровождения, привить у учащихся слышать музыкальные фразы, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке.
Цель: помочь начинающим педагогам и концертмейстерам в работе над музыкальным оформлением уроков классического танца, воспитать художественное мышление и развить музыкальность у учащихся.
Задачи: развить музыкальное восприятие метроритма, научить ритмично исполнять движения под музыку и воспринимать их в единстве, согласовывать характер движения с характером музыки
Музыкальное оформление урока классического танца
Одно из основных требований методики классического танца – целенаправленное музыкальное воспитание. Упражнения и танцевальные комбинации на уроках хореографии идут под музыкальное сопровождение. Музыка, подобранная пианистом, должна строго подчиняться рисунку заданной педагогом комбинации, иметь определённый ритмический рисунок, соответствующий характеру движений. Давая определённый темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчёркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает учеников понимать соответствие между характером музыки и характером движения. Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией пианиста повышает качество урока. Все комбинации должны строится с учётом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие:4 такта,8,16,32 и т.д. Музыкальное оформление урока должно помогать учащимся овладевать техническими навыками хореографии, приучать их ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике, агогике музыки. Музыкальные мелодии должны быть простыми, доступными и выразительными. Желательно использование песенных и танцевальных тем народной музыки, а также мелодического материала классических произведений (балетных, симфонических, фортепианных и т.д.).
На начальной стадии обучения музыкальное оформление должно быть более простым соответственно элементарной форме движений. При постепенном усложнении приёмов движений и танцевальных комбинаций обогащается и музыкальное оформление. Таким образом, музыкальность учащихся постепенно развивается. Сохраняя разнообразие динамических оттенков, музыка на уроке не должна быть слишком громкой чтобы не заглушать голос педагога, дающего указания учащимся.
Урок классического танца состоит из целого ряда разнообразных движений: plie, battements tendus, ronds de jambe par terre и т.д., расположенных в порядке возрастающей трудности и повторяемых по нескольку раз для лучшего развития техники исполнения. Он подразделяется на две основные части: экзерсис у станка и упражнения, исполняемые на середине зала. Все движения на уроке исполняются поочерёдно с каждой ноги. Музыкальное оформление движений, исполняемых поочерёдно с обеих ног, должно быть тождественным.
Почти каждому движению и комбинации, особенно в первые годы обучения, сопутствуют:
а) вступление(preparation) – подготовительное движение, предшествующее всей комбинации
б) заключение, заканчивающее всю комбинацию, в исходном положении.
В музыкальном оформлении preparation-вступление-должно быть отражено двухтактовым аккордовым вступлением в размере 2/4, с затактом в четверть, вызывающим в звучании ощущение ожидания, то есть оканчивающимся половынным кадансом. Заключение так же представляет собой двухтакт в размере 2/4, оканчивающийся устойчивым звуком, полным кадансом.
Движения экзерсиса
Plie (приседание)
Подразделяется на demi plie-половинное приседание и grand plie-большое полное приседание. В музыкальном оформлении он соответствует понятию adajio, molto cantabile, semple legato (медленно, очень певуче, постоянно связно). Динамическая линия движения развивается crescendo по мере постепенно увеличивающегося приседания, достигая кульминации в крайней точке plie внизу. И наоборот, по мере возвращения в исходное положение, динамическая линия ослабевает, идёт diminuendo. Исполняется plie в размерах 2/4, 3/4 или4/4. Музыкальный пример: вальс Ф. Шуберт, вальс В.Павлов.
Battement tendu simple (батман вытянутый, простой)
Музыка движения соответствует темпу и характеру andantino semplice (не скоро, с простотой), размер 2/4. В начале изучения bettement tendu исполняется в более медленном темпе, раздельно, с паузами. Акцент движения в начале изучения распределяется равномерно на отведение и приведение работающей ноги. Музыкальный пример: школьная полька А. Островский, полька Н.Раков.
Battement tendu jete (батман вытянутый, бросковый)
Музыкальное оформление этого движения аналогично оформлению battement tendu simple, с той лишь разницей, что бросковому, отрывистому характеру этого движения в музыке больше соответствует приём отрывистого исполнения staccato. Музыкальный пример: отрывок из балета «Тщетная предосторожность» П.Гертеля, детская полька М.Глинки.
Rond de jambe par terre (вращательное движение ноги на полу)
Характер движения– плавный, связный, темп исполнения – умеренный, размер 2/4, 3/4. В музыке наиболее соответствует характеру и темпу andante cantabile (медленно, певуче). Музыкальный пример: отрывок из вальса Штрауса «Тысяча и одна ночь», миньон Т.Морлей.
Battement frappe (ударный батман)
Характер движения- резкий, отрывистый, ударный. В музыкальном оформлении соответствует определениям energico, sempre staccato (энергично, отрывисто). Размер2/4. Акцент движения падает на момент открывания работающей ноги в заданном направлении. В музыке акцент должен совпадать с первой сильной долей такта, поэтому движение начинается с затакта. Музыкальный пример: полька Л.Дюкомен, рондо Л.Бетховен.
Battement fondu (плавный, тающий батман)
Характер движения плавный, связный. В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям cantabile, sempre legato (певуче, связно). Исполняется в размере 2/4, 3/4, 4/4. Музыкальный пример: лендлер Ф. Шуберт, вальс А.Дюран.
Grands battements jetes (большие бросковые батманы)
Характер движения – чёткий, отрывистый. В музыке соответствует определению moderato, energico, staccato (сдержанно, энергично, отрывисто). Исполняется в размере 2/4, 4/4. Музыкально оформляется аналогично battements tendus jetes. Бросок ноги вверх приходится на затакт, момент опускания ноги в исходную позицию совпадает с первой долей такта. Музыкальный пример: песенка про весёлого туриста А.Жарковский, марш Ф.Шуберт.
Позы классического танца
Croisee, efface – вперёд, назад. Движения имеют медленный, плавный. связный характер, по типу близкий к движениям adagio. В музыке соответствует определениям adagio, cantabile, sempre legato (медленно, спокойно, певуче, постоянно связно). Размер4/4, 3/4. Каждая поза исполняется по два раза и более в комбинации, состоящей из последовательно чередующихся поз croisee, efface. Музыкальный пример: вальс из балета «Спящая красавица» П.Чайковский, вальс Г.Свиридов.
Port de bras
Упражнение, состоящее из одновременных движений рук, корпуса, головы. Характер движения – плавный, мягкий, близкий к движениям adagio. Исполняется в размере 2/4, 4/4. Музыкальный пример: романс Д.Шостакович, вальс из балета «Лебединое озеро» П. Чайковский.
Allegro (прыжки)
Всякому прыжку предшествует demi plie, заканчивается прыжок в demi plie. Происходит сочетание плавного по характеру движения plie с отрывисто чётким моментом отдачи пятками от пола прыжком. В музыке оба этих момента должны найти своё выражение. Характеру прыжков соответствует живая, бодрая музыка. Музыкальный пример: польки И. Штрауса, П. Чайковского, М.Глинки.
Pas de bourree
Характер движения – чёткий, чеканно отрывистый. Это своего рода чёткий танцевальный шаг. В музыкальном оформлении соответствует определениям allegro, grazioso, staccato (быстро, грациозно, отрывисто). Ритмический рисунок мелодии, оформляющий данное движение, должен подчеркнуть его чёткость, выделяя отдельный элемент движения - каждый шаг. Размер 3/4, 4/4. Музыкальный пример: танец на площади из балета «Медный всадник» Р.Глиэр, рондо Й.Гайдн.
Balance (качающиеся движения)
Характер движения – плавный. Исполняется в размере 3/4 в темпе вальса. Акцент движения совпадает с первой долей такта. Музыкальный пример: вальс из оперы «Евгений Онегин», сентиментальный вальс Д. Шостаковича.
В работе над музыкальным оформлением урока классического танца может применяться метод использования небольших по объёму готовых музыкальных произведений или отрывков из них, либо импровизационный метод. Очень важно в работе над музыкальным оформлением урока классического танца пианисту знать основы хореографии.Это поможет педагогу и пианисту установить между собой творческий контакт, что в свою очередь значительно повысит продуктивность и качество урока. Настоящая работа может принести пользу не только молодому пианисту, но и педагогу-хореографу, стремящемуся на своих занятиях упрочить и углубить хореографическое исполнение с музыкой
Заключение: данная методическая разработка может быть использована в работе педагога-хореографа и концертмейстера хореографического коллектива. Поможет разобраться неопытному концертмейстеру в особенностях музыкального сопровождения урока классического танца.
Список используемой литературы.
Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца ЛМ 1983 г.
Ваганова А.Я. Основы классического танца Л. 1980 г.
Любинский А. Теория и практика аккомпанимента Л. 1972 г.
Ревская Н.Е. Музыкальное оформление урока классического танца СПб 2004
Ревская Н.Е. Музыка на уроке. Экзерсис. Методика музыкального оформления урока классического танца СПб 2004 г.
Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца. Издательство «Музыка» 1968 г.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.