Музыкальный этюд
«Волшебный мир народных инструментов»
Цель: Введение ребенка в мир искусства, расширение знаний о народных инструментах и кругозора детей, развитие чувства ритма и познавательной активности, воспитание эстетического вкуса средствами музыки и интереса к игре на музыкальных инструментах, совершенствование коммуникативных навыков.
Звучит русская народная музыка «Светит месяц».
На протяжении занятия смотрим ролик «Знакомство со старинными русскими инструментами»
Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну народных музыкальных инструментов.
А как вы думаете, откуда возникли первые музыкальные инструменты?
(Дети отвечают)
Это случилось давным-давно, когда люди одевались в звериные шкуры и жили в каменных пещерах.
Они всегда пытались подражать звукам природы, и впервые поняли, что можно заставить звучать давно знакомые предметы. Человек обтянул глиняный горшок кожей или подул в отверстие тростинки, стукнул камень о камень, а может, тронул тетиву лука и заиграл. С той поры люди не расстаются с музыкой.
Пролетали год за годом, век за веком и человек изобретал всё новые музыкальные инструменты, причём каждая страна славилась своими музыкальными инструментами. Сегодня мы поговорим о русских народных инструментах.
Я приготовила для вас загадки. Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки.
У него рубашка в складку
Любит
он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт
Если
в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С
перламутровым огнём
Весельчак он и буян
Голосистый мой…(баян)
Правильно, это музыкальный инструмент - баян. Он оснащён пяти или трёхрядной правой клавиатурой и пяти или шестирядной левой клавиатурой.
Музыкантов, играющих на баяне, называют баянистами.
Давайте послушаем, как же звучит баян
(Аудиозапись ЯБЛОЧКО )
Мы с вами послушали баян, но есть инструменты, которые похожи друг на друга. Так вот, у баяна есть сходство с другим инструментом, о котором следующая загадка:
Он по виду брат баяну,
Где
веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком… (аккордеон).
Послушаем, как звучит аккордеон и сравним его со звучанием баяна.
Аудиозапись АККОРДЕОН (Карусель), БАЯН (Русская плясовая)
Есть еще один очень похожий народный инструмент. Он бывает и клавишный, как аккордеон, и кнопочный, как баян.
Слушаем загадку.
В руки ты её возьмешь,
То
растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская,
двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её... (гармонь).
Послушайте, как звучит в исполнении гармониста русская народная плясовая мелодия.
Аудиозапись ГАРМОНЬ (барыня).
Деревянная,
Круглая, звонкая.
Всего-то три струны,
А поёт на все лады.
(домра)
Играет, а не гитара.
Деревянная,
а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
(домра)
Это – домра. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус деревянный). А чем отличается? (У балалайки корпус треугольный, а у домры – круглый, как половина шара).
Музыкант, играющий на этом инструменте, называется – домрист, домристка.
На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Ой! Звенит она звенит.
Всех
игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей
для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка,
Это наша… (балалайка).
Послушайте звучание балалайки.
БАЛАЛАЙКА Камаринская
Эти инструменты относятся к струнным инструментам.
Струнный музыкальный инструмент — это музыкальный инструмент, в котором источником звука являются колебания струн. Типичными представителями струнных инструментов являются гитара, гусли, балалайка и домра.
Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус. Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.
Балалайка
Сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году. Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
Гусли
Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.
Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн.
Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
А теперь давайте внимательно послушаем, как звучит домра.
(Аудиозапись Калинка)
Чьи мы слышим перекаты
Словно гром гремит – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
А звучит сейчас … (трещотка)
Верно. Иногда трещотку трескотухой называют. Почему? Потому, что она громко и резко трещит. На трещотке можно играть, резко сжимая и разжимая пластины или совершая волнообразные движения руками.
Есть другой вид трещотки. Называется она – круговая.
Этот инструмент относится к ударным инструментам.
Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) (молоточков, колотушек, палочек) по звучащему телу (мембране, металлу, дереву). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.
Трещотка
Трещотка - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.
Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.
Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.
Рубель
Рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.
Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».
Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором.
Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента.
Музыкальный рубель имел небольшие отличия от бытового: они на одной стороне имели высверленную резонаторную полость. Бытовой рубель был немного длинее музыкального, и имел не такие острые грани.
Как можно понять из его вида играли на нём просто: проводили чем-нибудь вверх и вниз.
Колотушка
Колотушка – музыкальный инструмент сторожа или охранника. Этим ударным инструментом хранитель порядка ходил и постукивал темными ночами, тем самым отпугивая воров и вселяя спокойствие в живущих рядом людей – они знали что их охраняют.
Конечно, этот музыкальный инструмент был любим не только сторожами, в различным народных ансамблях, да и на любом празднике не обходилось без колотушки.
Колотушка представляет из себя деревянный каркас, который обтягивали каким-нибудь упругим материалом, чаще всего кожей. Вверху колотушки привязывали небольшой, как правило, деревянный шарик. Когда колотушку приводили в движение, и этот самый шарик ударялся об её упругую часть и колотил её - издавал стучащие звуки.
Ложки
С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию.
Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Пищалки
Пищалки считаются одними из древнейших музыкальных инструментов. Для изготовления пищалок можно использовать простую травинку, гусиное перо, либо ленту бересты.
Принцип работы пищалки прост – полученную ленточку немного разрезают по середине, натягивают пальцами и дуют в образовавшийся разрез. Получается интересный пищащий звук. Можно поэкспериментировать с материалом, длинной разреза и способом звукоизвлечения чтобы получить красивое звучания этого нехитрого инструмента.
Погремушки
Наверно, самый любимый детьми музыкальный инструмент. Создает шумовую окраску и прекрасно сочетается с другими звучаниями. Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых трубочек, а могут и круглые. Наполняют погремушки сыпучими материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при тряске издают интересный шумовой эффект.
Жужжалка
Жужжалка - распространенная деревенская детская игрушка, изготовленная из хрящевой кости свиньи и протянутой сквозь нее связанной кольцом веревки, так что с обеих концов получались петли. Название происходит от характерного звука, который издает эта игрушка. Играли нею так: брали двумя руками за петли и накручивали тугой узел, пока не зажимало пальцы. После этого разводили руки, и кость начинала быстро раскручиваться и снова закручиваться, издавая характерные низкочастотные звуки урчания.
Принцип работы волчка (юлы).
Известно использование слова фурфалка в фразе «сделай из него/нее фурфалку» по отношению к испорченной, ненужной вещи, что означает совет выбросить (фурнуть, фуркнуть) ее.
Также словом фуркалка называют любую вещь, издающую похожий звук: зажигалку, двигатель.
Фурчалка
С незапамятных времен забавлялись дети простой и незамысловатой игрушкой: через две дырочки в каком-нибудь предмете, например, в пуговице или фанерной плашке продевается прочная нитка, завязывается узелок.
Для запуска игрушки необходимо надеть на указательные пальцы рук веревочку так, чтобы пуговица (или плашка) оказалась посередине. Вращательными движениями закручивают веревку в одну сторону, затем начинают ее то натягивать, то отпускать. Пуговица (или плашка) начинают издавать звуки. Звуки могут быть разные. Они, конечно, зависят от материалов, из которых сделана игрушка, но ведь и мало ли кому что послышится: "фыр-фыр-фыр", или "жжжу-жжуу-жууу", или "гыр-гыр-гыр"…
Поэтому и называют её кто фурчалкой, кто кто гуркалкой, кто жужжалкой… Но какое это имеет значение! Детей всегда увлекали и увлекают игрушки, которые можно заставить двигаться по своей воле, да еще и издавать звуки, - ведь это значит, что предметы оживают в их руках!
Для изготовления фурчалки можно использовать любые подручные материалы: пуговицы, деревянные плашки, ластики и даже простые картонки. Деревянные или картонные фурчалки можно раскрашивать или делать на них аппликации.
Такая игрушка при наличии некоторого опыта делается за считанные минуты и умещается в кармане, так что с ее помощью можно скрасить ожидание автобуса, время в электричке или в очереди к врачу.
Фурчалка не только поможет справиться со скукой, но и потренирует пальчики малыша, позволит поэкспериментировать с изменением темпа и ритма движения игрушки.
С этой игрушкой можно играть и с друзьями: раскрутить фурчалку и передавать её на пальцы приятелю так, чтобы она не остановилась. Тот, у кого фурчалка остановится, - проигрывает.
Можно даже устраивать соревнования: кто скорее раскрутит фурчалку или кто за определенное время передаст её другу большее количество раз.
А можно затеять эстафету: игрок запускает фурчалку и пытается пройти с ней отмеренное расстояние (если фурчалка перестает крутиться, он останавливается, раскручивает ее вновь, а затем продолжает движение). Когда он возвращается к своей команде, то передает фурчалку следующему игроку.
Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (ложки)
А вот как звучат ложки.
(Аудиозапись Ансамбль ложкарей)
Флейта — это общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Семейство флейты довольно многочисленное по своим разновидностям.
По подобию флейты возникли другие музыкальные инструменты: сопель, кувиклы.
Кувиклы
Это духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кувиклы – это разновидность флейты Пана. Флейта Пана — это многоствольчатая флейта, состоящая из нескольких бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. Трубки бывают длиной до ста двадцати сантиметров. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём.
Звук кувиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами - дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кувиклах играют в основном женщины, ансамбль кувикальниц состоит из трех-четырех исполнительниц.
Приложу к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий
Называется. . . (Свирель)
Послушаем, как звучит свирель.
Аудиозапись СВИРЕЛЬ
Свирель это тоже духовой инструмент. Представляет собой полую трубку с отверстиями. В старину ее вырезали из стеблей растений. Впоследствии стали делать из определенных пород деревьев. Звучание свирели зависело от толщины дерева, диаметра трубки и отверстий на ней. Чтобы сыграть мелодию закрывали отверстия в определенном порядке.
Глиняные свистульки
Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты.
Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки.
Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, звенит, звенит,
Ему совсем не больно (бубен)
Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Очень звонкий, озорной. (погремушка)
Ведь она совсем не лейка,
Очень звонкая… (жалейка)
Жалейка - это духовой инструмент. Выглядит она, как небольшая трубочка. На её стволе находится от 3 до 7 игровых отверстий.
Мы собрали хоровод,
Пригласили, весь народ.
А в кругу наш пастушок
Дует весело в … (Рожок)
Сегодня мы услышали звучание русских народных инструментов. Все они звучали по отдельности. А если инструменты будут играть вместе, что получится?
Ответы детей. (Оркестр).
Послушайте в исполнении оркестра народных инструментов РУССКИЙ НАИГРЫШ и назовите инструменты, которые вы узнали.
Дети называют инструменты: баян, бубен, балалайка, домра, трещотка, ложки, жалейка, береста.
Сегодня вы узнали, когда и как появились народные инструменты, слушали, как они звучат. Узнавали их в оркестре по звучанию. Так как же называются эти музыкальные инструменты? (Ответы детей) (народные)
А сейчас, я прочту небольшое стихотворение и, когда в нем прозвучат названия народных инструментов, они должны поиграть.
«Лесные музыканты»
Собирались музыканты на зеленый на лужок.
Приносили музыканты – кто трещотку, кто рожок.
Разгоняя облака, вышло солнце из рожка.
Заиграл, запел рожок:
“В небе солнце я зажег”
Прибежали две лягушки
Заиграли в погремушки.
Три веселых кошки взяли в лапки ложки –
Деревянные, резные, звонкие да расписные!
Если в бубен бьет медведь – бубну как не зазвенеть?
А комар забьет в него - не услышишь ничего.
Захотелось даже зайке поиграть на балалайке.
Заиграл – и в тот же час все в лесу пустились в пляс.
(Ответы детей).
(Инструменты: трещотка, рожок, погремушка, ложки, бубен, балалайка)
Спасибо вам, ребята, за ваше отличное настроение, внимание, за вашу активность.
И завершается наше занятие всеобщей пляской под аккомпанемент шумового оркестра.
Аудиозапись «А Я ПО ЛУГУ» - играют все инструменты.
Звучит русская народная мелодия русских народных инструментов.
Дети выходят из зала!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.