Музыкальный диктант
Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки –музыкальный диктант.
Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков. Определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика.
Основные задачи педагога:
– научить слышимое сделать видимым;
— развивать память и внутренний слух;
— использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах теории гармонии, анализа, сольфеджио.
Островский в книге «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио»: «цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода, воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления…»
В процессе записи диктанта, участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:
1. Мышление, обеспечивающее сознание слышимого;
2. Память, дающая возможность, припоминая, уточнять услышанное;
3. Внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.
Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе.
Подготовка к диктанту.
1. Собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Можно вначале назвать автора, произведение, сыграть без настройки. Для того, чтобы музыка запомнилась учащимся, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример, не один раз, а 2-3 подряд.
2. Провести беседу в классе, выяснить результат наиболее общих впечатлений; определить лад, размер, структуру и т.д.
3. Затем дается настройка и диктант снова проигрывается, причем учащимся предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и приступить к записи, главным образом, по памяти.
Педагогу важно убедиться, что учащиеся действительно помнят мелодию диктанта. Проверка педагогом степени запоминания диктанта воспитывает у учащихся правильный навык – писать по памяти, а также способствует развитию памяти и внутреннего слуха.
Руководя работой класса, педагог обязан знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их.
Очень важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку.
Постепенно, приучая учеников напевать все реже и тише, можно развивая их внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым сделать ненужным пропевание вслух.
На ранних этапах следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.
Первые 2-3 проигрывания должны быть в правильном темпе, чтобы учащиеся верно восприняли и заполнили выразительный характер примера. В дальнейшем темп можно несколько замедлить.
В конце отведенного для записи времени диктант проверяется:
— пропевание всем классом;
— коллективный разбор примера учителем перед всем классом (называются ноты, аккорды, ритм, штрихи и т.д.);
— индивидуальная проверка педагогом тетрадей учащихся;
— проигрывание каждым учащимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок;
— сравнение учеником записи с оригинальным текстом дома.
Важно, чтобы организация процесса записи диктанта правильно воспитывала внимание и восприятие учащихся.
Музыкальный диктант
Наиболее полной формой анализа слышимого
является запись музыки –музыкальный диктант.
Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний
и навыков. Определяющий уровень музыкально
слухового развития ученика.
Основные задачи педагога:
– научить слышимое сделать видимым;
— развивать память и внутренний слух;— использовать диктант как средство для
закрепления и практического освоения знаний и
навыков, полученных в курсах теории гармонии,
анализа, сольфеджио.
Островский в книге «Очерки по методике теории
музыки и сольфеджио»: «цель музыкального
диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки
непосредственного перевода, воспринимаемых
музыкальных образов в четкие слуховые
представления…»В процессе записи диктанта, участвуют самые
разные стороны слуха и разные свойства
психологической деятельности:
1. Мышление, обеспечивающее сознание слышимого;
2. Память, дающая возможность, припоминая,
уточнять услышанное;
3. Внутренний слух, способность мысленно слышать
и представлять себе звуки, ритм и другие элементы.
Таким образом, прежде чем приступить к записи
диктанта, педагог должен быть уверен в том, что
учащиеся подготовлены к этой работе.Подготовка к диктанту.
1. Собрать внимание, пробудить интерес к тому, что
будет сыграно. Можно вначале назвать автора,
произведение, сыграть без настройки. Для того,
чтобы музыка запомнилась учащимся, стала
интонационно близкой, полезно с самого начала
проиграть пример, не один раз, а 23 подряд.
2. Провести беседу в классе, выяснить результат
наиболее общих впечатлений; определить лад,
размер, структуру и т.д.3. Затем дается настройка и диктант снова
проигрывается, причем учащимся предлагается
уточнить ладогармонические, структурные,
метроритмические особенности музыки и
приступить к записи, главным образом, по памяти.
Педагогу важно убедиться, что учащиеся
действительно помнят мелодию диктанта. Проверка
педагогом степени запоминания диктанта
воспитывает у учащихся правильный навык – писать
по памяти, а также способствует развитию памяти и
внутреннего слуха.Руководя работой класса, педагог обязан знать
индивидуальные особенности каждого ученика и
учитывать их.
Очень важно воспитать у учащихся способность
самоконтроля, выработать умение найти свою
ошибку.
Постепенно, приучая учеников напевать все реже и
тише, можно развивая их внутренний слух,
воспитать точность слуховых представлений и тем
самым сделать ненужным пропевание вслух.На ранних этапах следует требовать, чтобы все
ученики дирижировали при записи.
Первые 23 проигрывания должны быть в
правильном темпе, чтобы учащиеся верно
восприняли и заполнили выразительный характер
примера. В дальнейшем темп можно несколько
замедлить.
В конце отведенного для записи времени диктант
проверяется:
— пропевание всем классом;— коллективный разбор примера учителем перед
всем классом (называются ноты, аккорды, ритм,
штрихи и т.д.);
— индивидуальная проверка педагогом тетрадей
учащихся;
— проигрывание каждым учащимся своей записи по
тетради и самостоятельная проверка и исправление
ошибок;
— сравнение учеником записи с оригинальным
текстом дома.Важно, чтобы организация процесса записи диктанта
правильно воспитывала внимание и восприятие
учащихся.