Музыкальный диктант (материал для преподавателей)

  • Занимательные материалы
  • Памятки
  • docx
  • 11.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкальный диктант Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки –музыкальный диктант. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков. Определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика. Основные задачи педагога: – научить слышимое сделать видимым; — развивать память и внутренний слух; — использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных в курсах теории гармонии, анализа, сольфеджио. Островский в книге «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио»: «цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода, воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления…» В процессе записи диктанта, участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: 1. Мышление, обеспечивающее сознание слышимого; 2. Память, дающая возможность, припоминая, уточнять услышанное; 3. Внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся подготовлены к этой работе. Подготовка к диктанту. 1. Собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Можно вначале назвать автора, произведение, сыграть без настройки. Для того, чтобы музыка запомнилась учащимся, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример, не один раз, а 2-3 подряд. 2. Провести беседу в классе, выяснить результат наиболее общих впечатлений; определить лад, размер, структуру и т.д. 3. Затем дается настройка и диктант снова проигрывается, причем учащимся предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и приступить к записи, главным образом, по памяти. Педагогу важно убедиться, что учащиеся действительно помнят мелодию диктанта. Проверка педагогом степени запоминания диктанта воспитывает у учащихся правильный навык – писать по памяти, а также способствует развитию памяти и внутреннего слуха. Руководя работой класса, педагог обязан знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Очень важно воспитать у учащихся способность самоконтроля, выработать умение найти свою ошибку. Постепенно, приучая учеников напевать все реже и тише, можно развивая их внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым сделать ненужным пропевание вслух. На ранних этапах следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи. Первые 2-3 проигрывания должны быть в правильном темпе, чтобы учащиеся верно восприняли и заполнили выразительный характер примера. В дальнейшем темп можно несколько замедлить. В конце отведенного для записи времени диктант проверяется: — пропевание всем классом; — коллективный разбор примера учителем перед всем классом (называются ноты, аккорды, ритм, штрихи и т.д.); — индивидуальная проверка педагогом тетрадей учащихся; — проигрывание каждым учащимся своей записи по тетради и самостоятельная проверка и исправление ошибок; — сравнение учеником записи с оригинальным текстом дома. Важно, чтобы организация процесса записи диктанта правильно воспитывала внимание и восприятие учащихся.
Иконка файла материала 1.docx
Музыкальный диктант Наиболее полной формой анализа слышимого  является запись музыки –музыкальный диктант. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний  и навыков. Определяющий уровень музыкально­ слухового развития ученика. Основные задачи педагога: – научить слышимое сделать видимым; — развивать память и внутренний слух;— использовать диктант как средство для  закрепления и практического освоения знаний и  навыков, полученных в курсах теории гармонии,  анализа, сольфеджио. Островский в книге «Очерки по методике теории  музыки и сольфеджио»: «цель музыкального  диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки  непосредственного перевода, воспринимаемых  музыкальных образов в четкие слуховые  представления…»В процессе записи диктанта, участвуют самые  разные стороны слуха и разные свойства  психологической деятельности: 1. Мышление, обеспечивающее сознание слышимого; 2. Память, дающая возможность, припоминая,  уточнять услышанное; 3. Внутренний слух, способность мысленно слышать  и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Таким образом, прежде чем приступить к записи  диктанта, педагог должен быть уверен в том, что  учащиеся подготовлены к этой работе.Подготовка к диктанту. 1. Собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Можно вначале назвать автора,  произведение, сыграть без настройки. Для того,  чтобы музыка запомнилась учащимся, стала  интонационно близкой, полезно с самого начала  проиграть пример, не один раз, а 2­3 подряд. 2. Провести беседу в классе, выяснить результат  наиболее общих впечатлений; определить лад,  размер, структуру и т.д.3. Затем дается настройка и диктант снова  проигрывается, причем учащимся предлагается  уточнить ладогармонические, структурные,  метроритмические особенности музыки и  приступить к записи, главным образом, по памяти. Педагогу важно убедиться, что учащиеся  действительно помнят мелодию диктанта. Проверка  педагогом степени запоминания диктанта  воспитывает у учащихся правильный навык – писать по памяти, а также способствует развитию памяти и  внутреннего слуха.Руководя работой класса, педагог обязан знать  индивидуальные особенности каждого ученика и  учитывать их. Очень важно воспитать у учащихся способность  самоконтроля, выработать умение найти свою  ошибку. Постепенно, приучая учеников напевать все реже и  тише, можно развивая их внутренний слух,  воспитать точность слуховых представлений и тем  самым сделать ненужным пропевание вслух.На ранних этапах следует требовать, чтобы все  ученики дирижировали при записи. Первые 2­3 проигрывания должны быть в  правильном темпе, чтобы учащиеся верно  восприняли и заполнили выразительный характер  примера. В дальнейшем темп можно несколько  замедлить. В конце отведенного для записи времени диктант  проверяется: — пропевание всем классом;— коллективный разбор примера учителем перед  всем классом (называются ноты, аккорды, ритм,  штрихи и т.д.); — индивидуальная проверка педагогом тетрадей  учащихся; — проигрывание каждым учащимся своей записи по  тетради и самостоятельная проверка и исправление  ошибок; — сравнение учеником записи с оригинальным  текстом дома.Важно, чтобы организация процесса записи диктанта правильно воспитывала внимание и восприятие  учащихся.