"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"
Оценка 4.9
Научные работы
doc
русская литература
Взрослым
09.06.2017
В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. Гитара - темперированный инструмент и, на первый взгляд, исполнение на ней не создаёт необходимых предпосылок для формирования звуковысотного слуха. Это впечатление ошибочно. Могу с уверенностью сказать, ссылаясь на собственный опыт многолетней педагогической практики, что дети, имеющие недостаточное звуковысотное ориентирование (интонирование), при системной и регулярной работе могут развить свой слух, почти до достижения абсолютного. Как часто бывает в практике – не строит инструмент. Но только игра на чисто настроенном инструменте, постоянная и целенаправленная работа приведут к формированию музыкального слуха. Конечно же, на развитие музыкального слуха влияет и качество инструмента, и качество струн. Так или иначе, но проблемы струн и инструмента надо решать.
0659_Ped_Art_2014.doc
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие
в обучении игре на гитаре"
для
предпосылок
В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие
условия обучения, при которых игровые движения и
наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со
слуховыми представлениями. Гитара темперированный
инструмент и, на первый взгляд, исполнение на ней не создаёт
необходимых
формирования
звуковысотного слуха. Это впечатление ошибочно. Могу с
уверенностью сказать, ссылаясь на собственный опыт
многолетней педагогической практики, что дети, имеющие
недостаточное
ориентирование
(интонирование), при системной и регулярной работе могут
развить свой слух, почти до достижения абсолютного. Как
часто бывает в практике – не строит инструмент. Но только
игра на чисто настроенном инструменте, постоянная и
целенаправленная работа приведут к формированию
музыкального слуха. Конечно же, на развитие музыкального
слуха влияет и качество инструмента, и качество струн. Так
или иначе, но проблемы струн и инструмента надо решать.
звуковысотное
Часто педагоги жалуются, что начинающие гитаристы, как
правило, слабо слышат, плохо интонируют. Если поставить
конкретную цель, то постепенно, из урока в урок, можно
развить у ученика звуковысотный слух и чистое
интонирование.
В активизации музыкального слуха большое значение
имеет пение отдельных голосов нотного текста. Грамотный
гитарист видит текст и воспроизводит его звучание
внутренним слухом, начиная интонировать его ещё до
исполнения. Обычно опытный в чтении нот ученик при разборе
нотного текста не смотрит на гриф и только слухом
контролирует точность воспроизведения нотного текста. Это
само по себе является хорошей тренировкой слуха. В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть
левая рука (при определенном навыке) сама находит нужный
лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух. Такую
руку со временем мы сможем назвать «слышащей».
На начальном этапе обучения эти упражнения могут
быть предложены в виде игры:
1.Ноты открытых струн
записать на нотном стане
вразброс.
2.Задание для правой руки – найти определённую струну и
сыграть. Ученик видит ноту и поёт ее, не глядя на струны и
руку. Затем извлекает звук, сверяя свой голос со звучанием
струны. И так до появления уверенного исполнения.
3.Для левой руки в правой позиции – найти струну, лад, не
глядя, на гриф.
4.Совместная игра – найти струну, лад и сыграть.
Эти упражнения помогут укрепить уверенность ученика
при нахождении без помощи зрения на инструменте
записанных на нотном стане звуков. Кроме того, именно
слухом ученик должен определять и контролировать
необходимые движения,
отрабатывая связь слуха с
двигательной моторикой. С самого начала обучения для
ученика желательно ввести в практику и такую игру: « Показ
рукой высоких и низких звуков ». Первые упражнения должны
быть с широкими интервалами, постепенно сужать их до
самых узких – терций, секунд. Так можно научить ребенка
слышать и отличать не только широкие, но и узкие интервалы.
Это слышание должно корректироваться движением руки –
«рука – дирижер», слухом – определять расстояние от звука
до звука.
На начальном этапе важно обращение к такому виду
деятельности, как произношение коротких стихов и
поговорок, к выразительному, художественному их чтению.
2 Постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на
музыкальном материале по – прежнему необходимо: как со
словами, так и без слов, с называнием (это уже сольфеджио) и
без названия нот, с правильным интонированием каждого
звука. А дело в том, что быстро угасающий гитарный звук
требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах
одни и те же интервалы звучат по – разному – сила звука,
характер, темп, штрихи, тембр. И прежде чем попросить
ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно нужно
предложить спеть ее выразительно, осмысленно, правильно
определив темп и нюансы. После такой предварительной
работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте –
это важнейший этап в становлении музыканта – гитариста.
Музыкальный ритм и его воспитание
Ритм является важнейшим элементом музыки. Ритм
определяет организацию и последовательность звуков во
времени. Воспитание чувства ритма – одна из наиболее
сложных задач воспитание музыканта. В чем сложность
музыкальноритмического воспитания? Длительность звуков в
слуховом восприятии – элемент более слабый в сравнении с
высотой, элементом более ярко выраженным. Высота звуков
четко определяется как в нотной записи, так и в расположении
их на грифе. Длительность же звуков во времени определяется
более или менее относительно.
Но мы знаем, что в природе все поддается развитию. Если
педагогом выбрано, правильное направление и использовано
оптимальная методика, то чувства ритма можно развить у
ученика,
причем достаточно эффективно. Определим
несколько узловых моментов в обучении метроритмов.
Функции музыкального ритма не исчерпываются измерением и
организацией длительности во времени, они гораздо более
существенны. Чувства, темперамент, проявление наших
эмоций – все это теснейшим образом связано с ритмами. Ритм
3 эмоциональное и художественное выражение содержания
музыки. Наконец чувства ритма имеет ещё и двигательно
моторную природу.
Из всего сказанного следует, что для быстрого развития
музыкального ритмического чувства важны две стороны:
двигательно – моторное и эмоциональное. С первых уроков
при освоении коротких поговорок,
чтение стихов
использовались хлопки, движение под музыку, подсчитывание
слух. Только в работе с учеником преподаватель получает
возможность осуществить всестороннюю шлифовку
ритмической основой его восприятия.
Приведем несколько примеров для освоения и
приобретения навыков освоение ритмических структур. На
отдельных карточках запишите ритмические схемы – от самых
простых. Карточку на несколько секунд покажите ученику.
Ученик запоминает и прохлопывает ритмическую схему по
памяти. Не исключайте из педагогической практики
дирижирование на уроке. Учите ученика играть по вашей руке.
Как правило, ученик живо и эмоционально реагирует на
движения руки педагога.
Присчитывание вслух ритмических долей при исполнении
иногда приносит положительный результат в освоении
ритмической графики.
Особое значение следует придавать игре ансамбле.
Работая над созвучиями в произведениях, нужно следить
не только за характером исполнения и подготовкой пальцев
обеих рук, плавностью мелодической линии, динамически
оттенками, темпом, соблюдением аппликатуры, внимательным
вслушиванием в звучании второго голоса – баса, но и в
обязательном порядке контролировать точность, ясность
движении мелодии во времени – ритм. Как правило,
начинающий ученик при игре подсознательно ослабляет
4 внимание движению ритма и делает замедление, тем самым
разрушая форму произведения. Нужно пояснить ученику, что
diminuendo не всегда связанно с замедлением, как и crescendo
с ускорением.
Музыкальная память
В продолжение темы «развития слуха и чувства ритма»
развития памяти на начальном этапе обучения. По существу,
развития памяти не является отдельной темой, а объединяет,
дополняет развития слуха и ритма и чувства формы, являясь
неотъемлемой частью музыкального воспитания вообще. Нет
смысла расшифровывать понятия «музыкальная память» во
всех подробностях. Она имеет различные аспекты: слуха –
моторные, зрительные, эмоциональные. Не один из видов
памяти при исполнении музыкального произведения не
проявляется в чистом виде и потому развития памяти
происходит так же в комплексе.
Чтобы запоминание не превратилось в механическую
зубрежку, педагогу нужно ясно представлять степень
готовности произведения, прежде всего чистое, верное и
грамотное исполнения текста, соблюдение динамики, штрихов
и аппликатуры, понимание художественного смыла и
содержания произведения, его интерпретации. И только после
этого – учить на память. Это относится ко всему изучаемому
материалу. Нотный материал может быть разнообразным – от
упражнений и гамм до пьес. Последовательные воспитание
памяти и её развитии в конечном итоге принесут хорошие
результаты и разрешат многие проблемы при исполнении
крупной формы – от сонат и вариаций до концертов с
оркестров.
Подбор по слуху. Для дальнейшей активизации слуха,
развития памяти, чувства ритма в педагогическую практику
вводится подбор по слуху. Вначале подбор простых песенок
делается на открытых струнах, затем на закрытых, из одного –
5 двух звуков на одной струне, постепенно расширяя диапазон и
вводя другие струны. Лучше ориентироваться на хорошо
знакомые мелодии, песенки. Затем нужно предложить ученику
песенки на закрытых струнах. Вводить постепенно, по одному
звуку, но играть на различных ладах и струнах.
Когда ученик приобретет уверенность подборе
простейших мелодий, состоящих из однойдвух нот, можно
усложнить задание, увеличить объём и протяженность
мелодий до трёхчетырёх звуков на одной струне, а потом на
разных струнах. Главное – чтобы ребёнок не потерял интерес к
работе. Это значит – постепенно вводите новые примеры.
Кроме того, у ученика при подборе и транспонировании, при
переходах со струны на струну вырабатывается интервальная
память.
И последнее. Чтобы учить ученика, нужно постоянно
учиться и педагогу, находить новые приемы и методы,
постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
От педагога требуются определенные качества:
профессионализм в работе, требовательность к себе и чувство
ответственности, выдержка и сила воли, большая любовь к
детям и к инструменту, умение работать, понимать, верно
оценивать и увлекать детей, отсутствие равнодушия. Учителю
необходимо, по мере освоения учебного материала учеником,
умение
изменять
последовательность и по своему усмотрению ставить перед
учеником те задачи, с которым тот может справиться.
перегруппировать
задания,
6
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.