"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"
Оценка 4.9

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"

Оценка 4.9
Научные работы
doc
русская литература
Взрослым
09.06.2017
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие  в обучении игре на гитаре"
В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия обучения, при которых игровые движения и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми представлениями. Гитара - темперированный инструмент и, на первый взгляд, исполнение на ней не создаёт необходимых предпосылок для формирования звуковысотного слуха. Это впечатление ошибочно. Могу с уверенностью сказать, ссылаясь на собственный опыт многолетней педагогической практики, что дети, имеющие недостаточное звуковысотное ориентирование (интонирование), при системной и регулярной работе могут развить свой слух, почти до достижения абсолютного. Как часто бывает в практике – не строит инструмент. Но только игра на чисто настроенном инструменте, постоянная и целенаправленная работа приведут к формированию музыкального слуха. Конечно же, на развитие музыкального слуха влияет и качество инструмента, и качество струн. Так или иначе, но проблемы струн и инструмента надо решать.
0659_Ped_Art_2014.doc
"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие  в обучении игре на гитаре"     для предпосылок В процессе занятий необходимо ставить ученика в такие условия   обучения,   при   которых   игровые   движения   и наработанные навыки звукоизвлечения прочно связываются со слуховыми   представлениями.   Гитара   ­   темперированный инструмент и, на первый взгляд, исполнение на ней не создаёт необходимых   формирования звуковысотного   слуха.   Это   впечатление   ошибочно.   Могу   с уверенностью   сказать,   ссылаясь   на   собственный   опыт многолетней   педагогической   практики,   что   дети,   имеющие недостаточное     ориентирование (интонирование), при системной и регулярной  работе могут развить   свой   слух,   почти   до   достижения   абсолютного.   Как часто бывает в практике – не строит инструмент. Но только игра   на   чисто   настроенном   инструменте,   постоянная   и целенаправленная   работа   приведут   к   формированию музыкального слуха. Конечно же, на развитие музыкального слуха  влияет и качество инструмента, и качество струн. Так или иначе, но проблемы струн и инструмента надо решать. звуковысотное     Часто педагоги жалуются, что начинающие гитаристы, как правило,   слабо   слышат,   плохо   интонируют.   Если   поставить конкретную   цель,   то   постепенно,   из   урока   в   урок,   можно развить   у   ученика   звуковысотный   слух   и   чистое интонирование.  В   активизации   музыкального   слуха   большое   значение имеет   пение   отдельных   голосов   нотного   текста.   Грамотный гитарист   видит   текст   и   воспроизводит   его   звучание внутренним   слухом,   начиная   интонировать   его   ещё   до исполнения. Обычно опытный в чтении нот ученик при разборе нотного   текста   не   смотрит   на   гриф   и   только   слухом контролирует точность воспроизведения нотного текста. Это само   по   себе   является   хорошей   тренировкой   слуха.   В результате налаживается связь моторики со слухом, то есть левая рука (при определенном навыке) сама находит нужный лад и нужную струну, опираясь исключительно на слух. Такую руку со временем мы сможем назвать «слышащей». На начальном этапе обучения эти упражнения могут быть предложены в виде игры: 1.Ноты   открытых   струн     записать   на   нотном   стане вразброс.  2.Задание для правой руки – найти определённую струну и сыграть. Ученик видит ноту и поёт ее, не глядя на струны и руку. Затем извлекает звук, сверяя свой голос со звучанием струны. И так до появления уверенного исполнения. 3.Для левой руки в правой позиции – найти струну, лад, не глядя, на гриф. 4.Совместная игра – найти струну, лад и сыграть. Эти   упражнения   помогут   укрепить   уверенность   ученика при   нахождении   без   помощи   зрения   на   инструменте записанных   на   нотном   стане   звуков.   Кроме   того,   именно слухом   ученик   должен   определять   и   контролировать необходимые   движения,   отрабатывая   связь   слуха   с двигательной   моторикой.   С   самого   начала   обучения   для ученика желательно ввести в практику и такую игру: « Показ рукой высоких и низких звуков ». Первые упражнения должны быть   с   широкими   интервалами,   постепенно   сужать   их   до самых  узких  –  терций,  секунд.  Так можно  научить   ребенка слышать и отличать не только широкие, но и узкие интервалы. Это слышание   должно корректироваться движением руки – «рука – дирижер», слухом – определять расстояние от звука до звука. На   начальном   этапе   важно   обращение   к   такому   виду деятельности,   как   произношение   коротких   стихов   и поговорок,   к   выразительному,   художественному   их   чтению. 2 Постоянное обращение к этому виду учебной деятельности на музыкальном материале по – прежнему необходимо: как со словами, так и без слов, с называнием (это уже сольфеджио) и без   названия   нот,   с   правильным   интонированием   каждого звука.   А  дело  в  том,  что  быстро  угасающий   гитарный  звук требует особого вслушивания и воображения. В разных пьесах одни и те же интервалы звучат по – разному – сила звука, характер,   темп,   штрихи,   тембр.   И   прежде   чем   попросить ученика сыграть песенку на инструменте, обязательно нужно предложить   спеть   ее   выразительно,   осмысленно,   правильно определив   темп   и   нюансы.   После   такой   предварительной работы ему гораздо проще сыграть мелодию на инструменте – это важнейший этап в становлении музыканта – гитариста. Музыкальный ритм и его воспитание Ритм   является   важнейшим   элементом   музыки.   Ритм определяет   организацию   и   последовательность   звуков   во времени.   Воспитание   чувства   ритма   –   одна   из   наиболее сложных   задач   воспитание   музыканта.   В   чем   сложность музыкально­ритмического воспитания? Длительность звуков в слуховом восприятии – элемент более слабый в сравнении с высотой, элементом более ярко выраженным. Высота звуков четко определяется как в нотной записи, так и в расположении их на грифе. Длительность же звуков во времени определяется более или менее относительно. Но мы знаем, что в природе все поддается развитию. Если педагогом  выбрано,  правильное  направление   и  использовано оптимальная   методика,   то   чувства   ритма   можно   развить   у ученика,   причем   достаточно   эффективно.   Определим несколько   узловых   моментов   в   обучении   метроритмов. Функции музыкального ритма не исчерпываются измерением и организацией   длительности   во   времени,   они   гораздо   более существенны.   Чувства,   темперамент,   проявление   наших эмоций – все это теснейшим образом связано с ритмами. Ритм 3 ­   эмоциональное   и   художественное   выражение   содержания музыки.   Наконец   чувства   ритма   имеет   ещё   и   двигательно­ моторную природу. Из всего сказанного следует, что для быстрого развития музыкального   ритмического   чувства   важны   две   стороны: двигательно – моторное и эмоциональное. С первых уроков при   освоении   коротких   поговорок,   чтение   стихов использовались хлопки, движение под музыку, подсчитывание слух.   Только   в   работе   с   учеником   преподаватель   получает возможность   осуществить   всестороннюю   шлифовку ритмической основой его восприятия.  Приведем   несколько   примеров   для   освоения   и приобретения   навыков   освоение   ритмических   структур.   На отдельных карточках запишите ритмические схемы – от самых простых.   Карточку   на   несколько   секунд   покажите   ученику. Ученик   запоминает   и   прохлопывает   ритмическую   схему   по памяти.   Не   исключайте   из   педагогической   практики дирижирование на уроке. Учите ученика играть по вашей руке. Как   правило,   ученик   живо   и   эмоционально   реагирует   на движения руки педагога. Присчитывание вслух ритмических долей при исполнении иногда   приносит   положительный   результат   в   освоении ритмической графики. Особое значение следует придавать игре ансамбле.   Работая над созвучиями в произведениях, нужно следить не только за характером исполнения и подготовкой пальцев обеих   рук,   плавностью   мелодической   линии,   динамически оттенками, темпом, соблюдением аппликатуры, внимательным вслушиванием   в   звучании   второго   голоса   –   баса,   но   и   в обязательном   порядке   контролировать   точность,   ясность движении   мелодии   во   времени   –   ритм.   Как   правило, начинающий   ученик   при   игре   подсознательно   ослабляет 4 внимание  движению  ритма и делает замедление, тем самым разрушая форму произведения. Нужно пояснить ученику, что diminuendo не всегда связанно с замедлением, как и crescendo с ускорением.  Музыкальная память В продолжение темы «развития слуха и чувства ритма» ­ развития памяти на начальном этапе обучения. По существу, развития памяти не является отдельной темой, а объединяет, дополняет развития слуха и ритма и чувства формы, являясь неотъемлемой частью музыкального воспитания вообще. Нет смысла   расшифровывать   понятия   «музыкальная   память»   во всех   подробностях.   Она   имеет   различные   аспекты:   слуха   – моторные,   зрительные,   эмоциональные.   Не   один   из   видов памяти   при   исполнении   музыкального   произведения   не проявляется   в   чистом   виде   и   потому   развития   памяти происходит так же в комплексе.  Чтобы   запоминание   не   превратилось   в   механическую зубрежку,   педагогу   нужно   ясно   представлять   степень готовности   произведения,   прежде   всего   чистое,   верное   и грамотное исполнения текста, соблюдение динамики, штрихов и   аппликатуры,   понимание   художественного   смыла   и содержания произведения, его интерпретации. И только после этого – учить на память. Это относится ко всему изучаемому материалу. Нотный материал может быть разнообразным – от упражнений   и   гамм   до   пьес.   Последовательные   воспитание памяти   и   её   развитии   в   конечном   итоге   принесут   хорошие результаты   и   разрешат   многие   проблемы   при   исполнении крупной   формы   –   от   сонат   и   вариаций   до   концертов   с оркестров.    Подбор   по   слуху.   Для   дальнейшей   активизации   слуха, развития памяти, чувства ритма в педагогическую практику вводится подбор по слуху. Вначале подбор простых песенок делается на открытых струнах, затем на закрытых, из одного – 5 двух звуков на одной струне, постепенно расширяя диапазон и вводя   другие   струны.   Лучше   ориентироваться   на   хорошо знакомые мелодии, песенки. Затем нужно предложить ученику песенки на закрытых струнах. Вводить постепенно, по одному звуку, но играть на различных ладах и струнах. Когда   ученик   приобретет   уверенность   подборе простейших   мелодий,   состоящих   из   одной­двух   нот,   можно усложнить   задание,   увеличить   объём   и   протяженность мелодий до трёх­четырёх звуков на одной струне, а потом на разных струнах. Главное – чтобы ребёнок не потерял интерес к работе.   Это   значит   –   постепенно   вводите   новые   примеры. Кроме того, у ученика при подборе и транспонировании, при переходах со струны на струну вырабатывается интервальная память. И   последнее.  Чтобы   учить   ученика,   нужно   постоянно учиться   и   педагогу,   находить   новые   приемы   и   методы, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. От   педагога   требуются   определенные   качества: профессионализм в работе, требовательность к себе и чувство ответственности,   выдержка   и   сила   воли,   большая   любовь   к детям   и   к   инструменту,   умение   работать,   понимать,   верно оценивать и увлекать детей, отсутствие равнодушия. Учителю необходимо, по мере освоения учебного материала учеником, умение изменять последовательность   и   по   своему   усмотрению   ставить   перед учеником те задачи, с которым тот может справиться. перегруппировать     задания,   6

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие  в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие  в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие  в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие  в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие  в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие в обучении игре на гитаре"

"Музыкальный слух, ритм, память и их развитие  в обучении игре на гитаре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017