Рабочая программа по дисциплине "Литература"
Оценка 5

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
Взрослым
05.06.2017
Рабочая программа по дисциплине "Литература"
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Рабочая программа Литература 2017.doc
Департамент образования, науки и молодежной политики  Воронежской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области   «Воронежский политехнический техникум» (ГБПОУ ВО «ВПТ») УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ____________Т.И. Агафонова «______»____________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД.  ЛИТЕРАТУРА Воронеж , 2016  Рабочая   программа   учебной   дисциплины   разработана   в   соответствии   с приказом       Минобразования России от 05.03.2004 №1089   (ред. от   23.06. 2015   г.)  «Об   утверждении   федерального   компонента   государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)   общего   образования»   для   специальностей:   «Техническое обслуживание   и   ремонт   автомобильного   транспорта»,   «Техническое регулирование   и   управление   качеством»,   «Организация   перевозок   и управление на транспорте(автомобильном)» Организация­разработчик:   ГБПОУ   ВО   «Воронежский   политехнический техникум» Разработчик:   Попова   Татьяна   Васильевна,   преподаватель   ГБПОУ   ВО «Воронежский политехнический техникум» г. Воронежа РАССМОТРЕНО   и   СОГЛАСОВАНО   на   заседании   цикловой   комиссии гуманитарных, социально­экономических дисциплин   Протокол  от «_____»___________20______г.     №______ Председатель цикловой комиссии_________________О.Н. Ковыргина                                                                                                 2 3 СОДЕРЖАНИЕ 1 Паспорт программы учебной дисциплины 2 Структура и содержание учебной дисциплины 3 Условия реализации программы учебной дисциплины 4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины стр. 3 5 16 23 4 1.   ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Литература» Область применения программы 1.1. Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   составной   частью программы   подготовки   специалистов   среднего   звена   (ППССЗ)   по специальностям:   «Техническое   обслуживание   и   ремонт   автомобильного транспорта»,   «Техническое   регулирование   и   управление   качеством», «Организация перевозок и управление на транспорте(автомобильном)» 1.2. Место дисциплины в структуре (ППССЗ): учебная   дисциплина   «Литература»   относится   к   общеобразовательному циклу. 1.3   Цели   и   задачи   дисциплины   –   требования   к   результатам   освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:   ­ воспроизводить содержание литературного произведения; ­ анализировать   и   интерпретировать   художественное   произведение, используя   сведения   по   истории   и   теории   литературы   (тематика, проблематика,   особенности композиции, изобразительно­выразительные средства языка, художественная деталь);   анализировать   эпизод   (сцену)   изученного   произведения,  объяснять его связь с проблематикой произведения;   нравственный   пафос,   система   образов, ­ соотносить художественную  литературу  с общественной жизнью  и культурой;   раскрывать   конкретно­историческое   и   общечеловеческое содержание   изученных   литературных   произведений;   выявлять   «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; ­ определять род и жанр произведения; ­ сопоставлять литературные произведения; ­ выявлять авторскую позицию; ­ выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; ­ аргументировано   формулировать   свое   отношение   к   прочитанному произведению; жанров на литературные темы; ­ писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных 5 использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: ­ создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; ­ участия в диалоге или дискуссии; ­ самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; ­ определения   своего   круга   чтения   и   оценки   литературных произведений; ­ определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и   оценки   иноязычной   русской   литературы,   формирования   культуры межнациональных отношений. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:   XIX–XX вв.; ­ образную природу словесного искусства; ­ содержание изученных литературных произведений; ­ основные   факты   жизни   и   творчества   писателей­классиков ­ основные закономерности историко­литературного процесса и черты литературных направлений; ­ основные теоретико­литературные понятия. 1.4   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе: ­ обязательной   аудиторной   учебной   нагрузки   обучающегося 117 часов; ­ самостоятельной работы обучающегося 59 часов. 6 2  Структура и содержание учебной дисциплины              2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Подбор   материала   для   реферата:    А.С.   Пушкин   ­   создатель русского литературного языка Конспект статьи учебника «О романе «Евгений Онегин»…   Подбор   материала   для   реферата:    Драма   "Гроза"   А.Н. Островского.  Проблема   личности   и   среды,   родовой   памяти   и индивидуальной   активности   человека   по   отношению   к нравственным законам старины Домашняя работа. Письменный ответ на вопрос  Конспект статьи Д. И. Писарева «Базаров»  Изложение с элементами сочинения  Анализ лирического произведения Изложение с элементами сочинения  Сочинение «Мой любимый герой в романе «Война и мир»  Подбор   материала   для   реферата:    А.И.   Куприн.   Утверждение высоких   нравственных   идеалов   русского   народа   в   повестях писателя Домашняя работа. Анализ лирического произведения  Домашняя работа. Письменный ответ на вопрос Подбор материала для реферата:    Роман­эпопея М. Шолохова "Тихий Дон". Неповторимость изображения русского характера в романе Характеристика героя  литературного произведения Подбор материала  для реферата:    Патриотическая   поэзия  и песни Великой Отечественной войны  Характеристика героя  литературного произведения  Анализ лирического произведения  Изложение с элементами сочинения  Подбор материала для реферата:  Развитие жанра детектива в конце ХХ в. Аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 176 117 59 3 3 2 4 4 4 3 4 4 3 2 3 3 3 3 3 2 4 2 7 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература» Наименование разделов и тем 1 Раздел 1 Тема 1.1 Историко­ культурный процесс и периодизация русской литературы Тема  1.2 А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Содержание учебного материала,  самостоятельная работа обучающихся 2 Русская литература первой половины XIX века Содержание учебного материала 1 Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в    XIX веке.  Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Обзор   культуры.   Литературная   борьба.   Романтизм   –   ведущее   направление   русской   литературы   1­й   половины  XIX  века. Самобытность русского романтизма. Самостоятельная работа обучающихся     Подбор материала для реферата (по группам):  «А.С. Пушкин ­ создатель русского литературного языка» Содержание учебного материала 1 Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило»,  «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»),  «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда»,  «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…»  Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.  Гражданские,   политические   и   патриотические   мотивы   лирики   Пушкина:   вера   в   закон,   отвержение   ханжества,   мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности.  Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика.  Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.  Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии.  Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра.  Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина. Самостоятельная работа обучающихся      Конспект статьи учебника «О романе «Евгений Онегин» Содержание учебного материала Объем часов 3 Уровень освоения 4 2 2 2 2 3 3 2 3 2 8 Тема 1.3  М.Ю. Лермонтов Характеристика творчества Тема 1.4  Н.В. Гоголь. «Портрет» Раздел 2 Тема 2.1 Культурно­ историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе Тема 2.2  А.Н. Островский. Драма «Гроза» Тема 2.3 И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества Тема 2. 4 Роман «Обломов» 1 Сведения из биографии Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как  часто  пестрою  толпою…», «Валерик», «Выхожу один я  на дорогу…», «Сон» («В полдневный час,   в долине Дагестана…»), «Родина»,  «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..»,  «Нет, я не Байрон, я другой…». Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — главная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека.  Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел.  Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.  Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Русская литература второй половины XIX века Содержание учебного материала 1 Культурно­историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.  Феномен русской литературы.  Взаимодействие разных стилей и направлений.  Жизнеутверждающий и критический реализм.  Нравственные поиски героев.  Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика  Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Социально­культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ  Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ.  Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал.  Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Театрально­сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века.  Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка.  Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Теория литературы: понятие о драме. Самостоятельная работа обучающихся   Подбор материала для реферата (по группам):  «Драма "Гроза" А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и  индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины» Содержание учебного материала Сведения из биографии. Содержание учебного материала 1 1 Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно­ философский центр романа. Обломов.  Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.  Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений.  (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху…………. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 3 3 3 2 9 Тема 2.5 И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества Тема 2.6 Роман «Отцы и дети» Тема 2.7  Ф.И. Тютчев. Стихотворения Тема 2.8 А.А. Фет. Стихотворения Тема 2.9 А.К. Толстой. Стихотворения Самостоятельная работа обучающихся      Домашняя работа. Письменный ответ на вопрос. Содержание учебного материала 1 Самостоятельная работа обучающихся    Конспект статьи Д. И. Писарева «Базаров». Сведения из биографии Содержание учебного материала 1 Временной   и   всечеловеческий   смысл   названия   и   основной   конфликт   романа.   Особенности   композиции   романа.   Базаров   в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе.  Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно­художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева­романиста.  Авторская позиция в романе. Самостоятельная работа обучающихся        Изложение с элементами сочинения Содержание учебного материала 1  Сведения из биографии. Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», 1837», , «Умом Россию не понять…»,                    «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все  былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно­политическая лирика. Ф. И.  Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.  Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Стихотворения:  «Шепот, робкое дыханье…»,  «Сияла ночь. Луной был полон сад...»,  «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Это утро, радость эта…»,    «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как  выражение идеала и красоты.  Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета.  Лирический герой в поэзии А.А. Фета. Самостоятельная работа обучающихся      Анализ лирического произведения Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…»,  «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»,  «Колокольчики мои…» Содержание учебного материала 4 4 4 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 10 1 Тема 2.10  Н.А. Некрасов. Стихотворения и поэмы Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»),  «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин»,    «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».  Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40­х–50­х и 60­х–70­х годов.  Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова.  Разнообразие интонаций.  Поэтичность языка. Интимная лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.  Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.  Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме.  Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.  Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля.  Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия  крестьянской жизни середины XIX века. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии.  Содержание учебного материала 1 Особенности сюжета повести.  Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя).  Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина.  Тема трагической судьбы талантливого русского человека.  Смысл названия повести.  Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. …………. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Своеобразие типизации Салтыкова­Щедрина.  Объекты сатиры и сатирические приемы.  Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.  Своеобразие писательской манеры.  Роль Салтыкова­Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык») Тема 2.11 Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества Тема 2.12 Повесть «Очарованный странник». Повесть «Очарованный странник» Тема 2.13 М.Е. Салтыков­ Щедрин. «История одного города» (обзор) Тема 2.14 Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества Тема 2.15 Своеобразие романа «Преступление и наказание» Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии …………. Содержание учебного материала 1 Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе.  Социальная и нравственно­философская проблематика романа.  Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.  Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Содержание учебного материала 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 11 1 Тема 2.16 Образ Родиона Раскольникова Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.  Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.  Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе.  Символические образы в романе.  Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.  Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. Самостоятельная работа обучающихся       Изложение с элементами сочинения Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии.  Духовные искания писателя. Содержание учебного материала 1 Роман­эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа.  Особенности композиционной структуры романа.  Теория литературы: понятие о романе­эпопее Тема 2.17 Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь Тема 2.18 История создания романа «Война и мир» Тема 2.19 Духовные искания героев Тема 2.20 «Мысль народная» в романе. Тема 2.21 Мировое значение творчества Л. Толстого Тема 2.22 А.П. Чехов. Рассказы Содержание учебного материала Художественные принципы  1 Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».  Соединение в романе идеи личного и всеобщего.  Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.  Авторский идеал семьи.  Содержание учебного материала 1 Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе.  Проблема народа и личности.  Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.  Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Идейные искания Толстого. Содержание учебного материала 1 Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи­Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. Самостоятельная работа обучающихся  Сочинение «Мой любимый герой в романе «Война и мир». Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».   Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова.  Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер.  Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм.  Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Содержание учебного материала 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 4 12 Тема 2.23 Комедия «Вишневый сад» 1 Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества.  «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы.  Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ.  Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок;  пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова­драматурга. Содержание учебного материала 1 В. Шекспир «Гамлет».О. Бальзак «Гобсек».Г. Флобер «Саламбо».  Поэты­импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.). Литература ХХ века. Русская литература на рубеже веков Содержание учебного материала 1 Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография.  Феномен русского меценатства.  Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века.  Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно­политической борьбы первых  послереволюционных лет. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Рассказы: «Господин из Сан­Франциско»,  Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического  прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в  прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Рассказы: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.  Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый  браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл  произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. Тема 2.24 Произведения зарубежной литературы Раздел3  Тема 3.1 Общая характеристика культурно­ исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе Тема 3.2  И.А. Бунин. Рассказы и стихотворения Тема 3.3 А.И. Куприн. Рассказы Раздел  4 Тема 4.1  Поэзия «серебряного века» Самостоятельная работа обучающихся     Подбор материала для реферата (по группам):    А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя Поэзия начала ХХ века Содержание учебного материала 1 Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный   век   как   своеобразный   «русский   ренессанс».   Литературные   течения   поэзии   русского   модернизма:   символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева. Содержание учебного материала 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 3 3 2 3 13 1 Тема 4.2 М. Горький. Рассказы Сведения из биографии. Ранние рассказы: «Челкаш».  Правда жизни в рассказах Горького.  Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.  Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Тема 4.3  Пьеса «На дне» Тема 4.4 А.А. Блок. Стихотворения Содержание учебного материала 1 Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.  Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.  Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Теория литературы: развитие понятия о драме. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане»,  «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…»,   Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта.  Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции.  Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров.  Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика,  интонационное разнообразие поэмы. Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ­символ), развитие понятия о поэме. Раздел 5 Тема 5.1 Литература 20­х годов Содержание учебного материала Литературный процесс 20­х 1 годов Противоречивость развития культуры в 20­е годы. Литературный процесс 20­х годов. Литературные группировки и журналы   (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в  20­е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений Крестьянская поэзия Эксперименты со  словом в поисках поэтического языка новой эпохи.  Разнообразие идейно­художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны  Гражданская война в литературе русского Зарубежья.  Интеллигенция и революция в литературе 20­х годов Объекты сатирического изображения в прозе 20­х годов. Становление  жанра романа­антиутопии в 20­е годы – становление нарастающей тревоги за будущее Альтернативная публицистика 20­х годов Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней Содержание учебного материала 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2 14 Тема 5.2 В.В. Маяковский. Стихотворения Тема 5.3 С.А. Есенин. Стихотворения      Раздел 6 Тема 6.1 Становление новой культуры в 30­е годы Тема 6.2 М.И. Цветаева. Стихотворения 1 Сведения из биографии. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,  «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!»,  «Письмо Татьяне Яковлевой».  Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты  и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной  жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Теория литературы: традиции и новаторство в литературе.  Новая система стихосложения.  Тоническое стихосложение. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери»,  «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я  покинул         родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…»,  «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская»,  «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к  России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность  впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно­песенная основа стихов. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…»,  «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…»,  «Тоска по родине! Давно…»,  Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог­ исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. Содержание учебного материала Самостоятельная работа обучающихся    Домашняя работа. Анализ лирического произведения Литература 30­х – начала 40­х годов (обзор) Содержание учебного материала 1 Поворот к патриотизму в середине 30­х годов (в культуре, искусстве и литературе).  Единство и многообразие русской литературы. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм  как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова,  А. Толстого. Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова. Историческая тема в творчестве А. Толстого,  Ю. Тынянова, А. Чапыгина.  Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 3 2 15 Тема 6.3 1 О.Э. Мандельштам. Стихотворения Сведения из биографии.«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,  «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Противостояние поэта «веку­волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии.  Теория поэтического слова О. Мандельштама. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. Содержание учебного материала Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического.  Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально­философское содержание творчества  А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев­ правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова).  Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя…………. Содержание учебного материала Сведения из биографии. Содержание учебного материала Тема 6.4 А.П. Платонов. Очерк жизни и творчества Тема 6.5 М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества Тема 6.6 Роман «Мастер и Маргарита» 1 Тема 6.7 М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь Тема 6.8 «Тихий Дон» 1 Тема 6.7 Образ Григория Мелехова 1 1 1 1 Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы.  Москва 30­х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни.  Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера.  Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.  Своеобразие писательской манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе Самостоятельная работа обучающихся                 Домашняя работа. Письменный ответ на вопрос Содержание учебного материала Сведения из биографии. Содержание учебного материала Роман­эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.  Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе.  Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.  Самостоятельная работа обучающихся     Подбор материала для реферата (по группам):   Роман­эпопея М. Шолохова "Тихий Дон".  Неповторимость изображения русского характера в романе Содержание учебного материала Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.  Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.  Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова.  Своеобразие художественной манеры писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 16 Самостоятельная работа обучающихся  Характеристика героя  литературного произведения Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Содержание учебного материала Лирический герой в стихах поэтов­фронтовиков: Публицистика военных лет.  Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе:  Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига,  противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Самостоятельная работа обучающихся  Подбор материала для реферата (по группам):   Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати»,  «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..»,  «Родная земля»,  «Мне голос был», Поэма «Реквием».  Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога.  Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет.  Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой.  Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет.  Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.  Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. Содержание учебного материала Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии»,  «Гамлет»,  «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».  Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики.  Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия.  Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений. Содержание учебного материала 1 1 Раздел 7 Тема 7.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества Тема 7.2 А.А.Ахматова. Стихотворения и поэмы Тема 7.3 Б.Л. Пастернак. Стихотворения 1 Тема 7.4 А.Т. Твардовский. Стихотворения 1 Сведения из биографии. Стихотворения: «Вся суть в одном­единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей  вины…», «В тот день, когда кончилась война…»,  Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского.  Утверждение нравственных ценностей Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии. Раздел 8 Тема 8.1 Литература 50–80­х годов Содержание учебного материала 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 17 1 Сведения из биографии  Содержание учебного материала 1 1 А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества Тема 8. 2 «Один день Ивана Денисовича» Тема 8.3 В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы» Тема 8.4 В.М. Шукшин. Рассказы Тема 8.5 Н.М. Рубцов. Стихотворения Тема 8.6 Расул Гамзатов. Стихотворения Тема 8.7 Русская литература последних лет  Тема 8.8 Зарубежная литература  1 Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития   человечества   в   повести.   Мастерство   А.   Солженицына   –   психолога:   глубина   характеров,   историко­философское обобщение в творчестве писателя. Самостоятельная работа обучающихся    Характеристика героя  литературного произведения Содержание учебного материала Сведения из биографии. «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору).  Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.  Содержание учебного материала 1 Содержание учебного материала Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека.  Художественные особенности прозы В. Шукшина. Сведения из биографии. Стихотворения: Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония  человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Стихотворения: Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова.  Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в  творчестве Гамзатова Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями.  Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. Самостоятельная работа обучающихся   Домашняя работа. Анализ лирического произведения Содержание учебного материала 1 Самостоятельная работа обучающихся    Изложение с элементами сочинения Содержание учебного материала 1 И.­В.Гете. «Фауст». Э. Хемингуэй. «Старик и море».Э.­ М. Ремарк. «Три товарища». Г. Маркес. «Сто лет одиночества».П. Коэльо. «Алхимик». Самостоятельная работа обучающихся    Подбор материала для реферата (по группам):   « Развитие жанра детектива в конце ХХ в.»                                                                                                                                                    Всего   в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося                   самостоятельной работы обучающегося  3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 3 2 4 176  117  59  18 3  Условия реализации программы дисциплины 3.1   Требования   к   минимальному   материально­техническому обеспечению Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного кабинета литературы.  Оборудование учебного кабинета: ­  портреты писателей;  ­  иллюстрации к художественным произведениям;  ­  учебники. Технические средства обучения: ­  компьютер; ­  проектор;  ­  экран. 3.2  Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы   Интернет­ресурсов, Основные источники:  Учебники и учебные пособия 2015. 1 Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл.. – М.: 2 Лебедев Ю.В.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М.: 2015. Дополнительные источники: Учебники и учебные пособия          1 Русская литература XIX в. Учебник­практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого.– М.: 2015.           2 Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. 3 Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М.: 2015. . 2014. 4 Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М.: 5 Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М.: 2014. 19 6 Обернихина Г.А., Антонова  А.Г., Вольнова  И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной Для преподавателей 1 История   русской   литературы   XIX   в.,   1800–1830   гг.   /   Под   ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М.: 2015. 2 История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М.: 2015. 3 История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М.: 2015. 4 Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М.: 2014. 5 Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: 2014. 6 Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М.: 2014. 7 Михайлов О. Жизнь Бунина. – М.:2015. 8 Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М.: 2015 9 Набоков В. Лекции по русской литературе. – М.: 2015. 10Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М.: 2015. 11Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М.: 2014. 12Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М.: 2014. 13Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М.: 2014. 14Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М.: 2015.       Художественные тексты Литература ХIХ в. В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь. К.Н.   Батюшков.   Веселый   час.   Мои   Пенаты.   К   Дашкову.   Переход русских   войск   через   Неман.   Странствия   Одиссея.   На   развалинах   замка   в Швеции. Изречение Мельхиседека. А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания  в Царском селе. Лицинию.   Товарищам.   Вольность.   К   Чаадаеву.   Деревня.   Погасло   дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное   мгновенье…   Вакхическая   песня.   19   октября.   Пророк.   Стансы   (В 20 надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827   г.   На   холмах   Грузии…   Дар   напрасный,   дар   случайный…   Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна.   Бесы.   Безумных   лет   угасшее   веселье…   Моя   родословная. Клеветникам   России.   Бородинская   годовщина.   Вновь   я   посетил…   Из Пиндемонти.   Когда   за   городом   задумчив   я   брожу…   Памятник.   Руслан   и Людмила.   Кавказский   пленник.   Цыганы.   Полтава.   Медный   всадник.   Борис Годунов.   Маленькие   трагедии.   Арап   Петра   Великого.   Повести   Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама. М.Ю.   Лермонтов.   Нет,   я   не   Байрон…   Парус.   Предсказание.   Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана   Васильевича,   молодого   опричника   и   удалого   купца   Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени. Н.В.   Гоголь.   Невский   проспект.   Портрет.   Нос.   Шинель.   Ревизор. Мертвые души. И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое…   Внимая   ужасам   войны…   Стихи   мои,   свидетели   живые…   В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в   недоуменье…   Зачем   меня   на   части   рвете…   Зеленый   шум.   Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма.   Баюшки­баю.   О   муза,   я   у   двери   гроба…   Коробейники.   Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо. Н.Г. Чернышевский. Что делать? И.С.   Тургенев.   Рудин.   Дворянское   гнездо.   Накануне.   Отцы   и   дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору). А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее   сердце.   Бешеные   деньги.   Волки   и   овцы.   Бесприданница.   Лес.   Без вины виноватые. М.Е. Салтыков­Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору). 21 Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе). Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы,  природа... Есть  в  осени  первоначальной…  Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно   мы   любим…   Последняя   любовь.   Весь   день   она   лежала   в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас… А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое   дыханье…  Сияла   ночь…  Как   беден   наш   язык…   Я   тебе   ничего   не скажу… Еще люблю, еще томлюсь… А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь   шумного   бала…   Не   ветер,   вея   с   высоты…   Слеза   дрожит   в   твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток­богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович. Ф.М.   Достоевский.   Бедные   люди.   Белые   ночи.   Преступление   и наказание. Л.Н.   Толстой.   Детство.   Отрочество.   Юность.   Казаки.   Война   и   мир. Анна   Каренина.   Смерть   Ивана   Ильича.   Крейцерова   соната.   Воскресение. После бала. Хаджи­Мурат. А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и   тонкий.   Злоумышленник.   Тоска.   Горе.   Враги.   Степь.   Скучная   история. Дуэль.   Попрыгунья.   Душечка.   Дом   с   мезонином.   Палата   №   6.   Случай   из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад. Литература конца ХIХ – начала ХХ в. Л.Н.   Андреев.   Баргамот   и   Гараська.   Жизнь   Василия   Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший  флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием. К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы   опальные.   Я   в   этот   мир   пришел,   чтоб   видеть   Солнце...   Я   – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность... А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона. 22 А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика. В.Я. Брюсов.  Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности. И.А.   Бунин.  Листопад.   Антоновские   яблоки.   Деревня.   Суходол. Господин из Сан­Франциско. М. Горький.  Макар Чудра.  Старуха  Изергиль.  Челкаш. Скуки  ради. Песня   о   Соколе.   Двадцать   шесть   и   одна.   Фома   Гордеев.   Песня   о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли. З.Н.   Гиппиус.   Песня.   Надпись   на   камне.   Сонет.   Пауки.   Швея.   Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла. Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе.  Дагомыс. Слово. Б.К. Зайцев. Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда. А.И.   Куприн.   Молох.   Олеся.   Поединок.   Гамбринус.   Белый   пудель. Гранатовый браслет. Суламифь. В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА. Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Ф.   Сологуб.   В   поле   не   видно   ни   зги…   Люблю   блуждать   я   над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели. А.Н.   Толстой.   Мишука   Налымов.   Приключения   Растегина.   Хромой барин. М. Цветаева.  Моим  стихам,  написанным   так  рано...  Змея   оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа   родилась   крылатой…   Мракобесие.   Смерч.   Содом.   Вскрыла   жилы: неостановимо...   Уж   сколько   их   упало   в   эту   бездну...   Поэма   воздуха. Крысолов. Мой Пушкин. И.С. Шмелев. Человек из ресторана. Пугливая тишина. Литература ХХ в. М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне. В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка   и   немножко   нервно.   Левый   марш.   Приказ   по   армии   искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо 23 товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня. С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата...   Мне   осталась   одна   забава...   Не   жалею,   не   зову,   не   плачу...   Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На   затылке   кепи...   Клен   ты   мой   опавший,   клен   заледенелый...   Мы   теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина. М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. И. Бабель. Конармия. А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия. М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека. А. Толстой. Петр Первый. И. Шмелев. Лето Господне. А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение. А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала  руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием. Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго. О. Мандельштам. Воронежские стихи. В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь. М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре... М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж.   Сильное   средство.   Галоша.   Прелести   культуры.   Мещане.   Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга. И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок). П. Антокольский. Сын. А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь… 24 К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1­я книга). А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль. М.   Исаковский.   Враги   сожгли   родную   хату...   Летят   перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша. В. Некрасов. В окопах Сталинграда. А.   Солженицын.   Один   день   Ивана   Денисовича.   Матренин   двор. Крохотки. В. Гроссман. Жизнь и судьба. Ю. Бондарев. Горячий снег. В. Васильев. А зори здесь тихие. В. Быков. Сотников. Знак беды. В. Астафьев. Царь­рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь­ рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты. В.   Шукшин.   Чудик.   Микроскоп.   Сапожки.   Забуксовал.   Срезал. Крепкий   мужик.   Ораторский   прием.   Верую.   Мастер.   Танцующий   Шива. Калина красная. Н. Рубцов. Подорожник. А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты. 25 4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль  результатов   освоения   дисциплины осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения   тестирования,   а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.  и   оценка  Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)         ­  умение воспроизводить  содержание литературного  произведения, анализировать и  интерпретировать художественное  произведение, используя сведения  по истории и теории литературы;        ­  умение сопоставлять  литературные произведения,  выявлять авторскую позицию,  писать рецензии на прочитанные  произведения и сочинения разных  жанров на литературные темы;        ­  знание содержания изученных  литературных произведений и  основных фактов жизни и  творчества писателей – классиков  Х1Х­ХХ вв.; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения         ­  интерпретация результатов  наблюдений за деятельностью  обучающегося в процессе освоения  образовательной программы;       ­ оценка выполнения  самостоятельных работ обучающегося      ­ оценка деятельности  обучающегося в процессе освоения  образовательной программы; 26 ­  знание основных теоретико­  литературных понятий      ­  оценка деятельности  обучающегося в процессе освоения  образовательной программы Может быть еще дополнить формы и методы контроля и оценки результатов обучения: ­ фронтальный, индивидуальный, устный, письменный опрос ­ взаимоконтроль ­ контрольная работа ­ практическая работа ­ самостоятельная работа ­ тестирование ­ промежуточная аттестация ­ анализ результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся… 27

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"

Рабочая программа по дисциплине "Литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017