Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Оценка 5
Научные работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
15.08.2018
Автор поднимает проблему творческого развития личности школьников в образовательном процессе. Опираясь на мнение отечественных педагогов и психологов определяет понятие "сотворчество". Одним из путей развития творческого потенциала учеников видит в использовании музыкально-театральной деятельности на основе сотворчества учителя и ученика в процессе создания музыкального спектакля.
Гаврилова ЗА сотворчество.doc
Гаврилова Зоя Анатольевна
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА СОТВОРЧЕСТВА
УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ
МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА
В условиях быстро меняющегося мира человеку необходимо обладать
такими качествами, которые бы позволяли ему не только адаптироваться к
изменениям, но и уметь ставить и реализовывать собственные цели,
конструктивно взаимодействовать с окружающим обществом, видеть
проблемы, находить способы их разрешения, адекватно оценивать
результаты своей деятельности. Вопрос развития творческого начала
ребенка в образовательном процессе остается актуальным в настоящее
время, так как большая часть учебной деятельности в массовой школе
осуществляется в репродуктивной форме, а преобладание познавательного
развития над творческим даже в педагогике искусства очевидна [4]. Это
связано с ориентацией преимущественно на когнитивное развитие, с
односторонним пониманием творческого развития, как развития
творческого мышления, игнорирование личностного аспекта творчества,
приводящее к тому, что основной формой развития творческой
одаренности становится организация олимпиад и конкурсов.
В то же время большинство отечественных ученых (А.В. Запорожец,
Л.И. Божович, Я.А. Пономарев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин, В.С.
Шубинский, Е.Л. Яковлева) подчеркивают роль личностных факторов как
одного из важнейших компонентов творческой одаренности [2]. Так, по мнению В.С. Шубинского, предметом педагогики творчества
должна стать творческая личность как педагогическая цель [4]. В основе
педагогической интерпретации творческого процесса В.С. Шубинский
выявляет качества творческой личности, которые он связывает с основными
этапами творческого процесса (столкновение с новым, творческая
развитие решения,
неопределенность,
скрытая работа,
эврика,
подтверждение и воплощение), а именно: потребность в творчестве,
чуткость к противоречиям, чувство нового, интерес к нему, удивление, как
начало творческого отношения, интуиция, воображение, фантазия,
оригинальность мышления, самокритичность, упорство, чувство юмора,
умение взаимодействовать, диалог, а не монолог.
Я.А. Пономарев определяет творчество как взаимодействие, ведущее к
развитию личности, а творческую деятельность как специфическую форму
взаимодействия, причем критерием творчества являются механизмы
психической деятельности, которые участвуют в творческой деятельности
ребенка: воображение, мотивационная сфера, эмоциональная сфера[2].
Оптимальным условием развития творческого потенциала ребенка является
вовлечение его в разнообразные виды деятельности и, по мнению В.А.
Петровского, «в качестве личностно образующей ведущей деятельности на
каждом возрастном этапе необходимо формировать комплексную
многоплановую деятельность или точнее динамическую систему
деятельностей» [2].
Одним из важнейших условий творческого развития личности является
сотворчество учащихся и преподавателей, понимаемое как принцип
коллективного поиска оригинальных идей [В.И.Андреев], как совместная
целенаправленная деятельность, отличительными признаками которой
являются сосубъектные взаимосвязи между участниками образовательного процесса, оригинальность действий, направленных на получение новых
свойств конечного продукта, то есть результата деятельности [1].
Практически сотворчество было реализовано в условиях «коммунарской
методики», построенной на основе педагогических идей А.С. Макаренко,
С.Т. Шацкого, В.Н. Терского, опыте школкоммун 20 30х г.г.
«Коммунарская методика» представлена в работах И.П. Иванова, М.Г.
Казакиной, О.С. Газмана, А.В. Мудрика, С.Д. Полякова, С.Л. Соловейчика
и др. Она легла в основу творческих систем известных педагогов В.А.
Караковского, А.Н. Тубельского, М.П. Щетинина. В условиях групповой
работы любого образовательного учреждения, где учащийся и учитель
являются субъектами, сотворчество может быть выражено коллективной
творческой деятельностью. «Коммунарская методика» имеет реальный
воспитательный потенциал в разных коллективах: школьных, внешкольных
учреждений и временных (по краткосрочности существования). Ее идеи
могут быть реализованы творческим педагогом в различной степени – от
организации единичного коллективного творческого дела до системы
деятельности, обеспечивающей формирование готовности каждого члена
общешкольного коллектива включиться в совместное социальное
творчество [3]. Особенностью методики является то, что воспитатель
незаметно
как бы «подталкивает» учащихся к самостоятельному
«открытию» воспитательных задач вместе со взрослыми и под их
руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и
умения, приобретая новые. Сущность этой методики составляют тесное
сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива,
педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят,
проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на
общую пользу. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей способов и средств решения
практических задач, находя каждый раз свой собственный результат [1].
Организация образовательного процесса на основе сотворчества
позволяет реализоваться творческому потенциалу не только учащихся, но и
преподавателей, так как в основе совместной творческой деятельности
лежат отношения сотрудничества между детьми и между детьми и
взрослыми. Необходимость совместного поиска решения творческих
проблем, создания атмосферы творческого содружества изменяет стиль
педагогического общения,
создает атмосферу творчества и
доброжелательности и в педагогическом коллективе. Радость общения и
совместного творчества, основанного на гуманистических принципах,
освобождает ученика и преподавателя от боязни ошибок, так как
определяющим в методике творческой деятельности является не
фиксирование трудностей и неудач, а опыт взаимодействия, результатом
которого является совместный творческий продукт, который становится
достоянием каждого участника взаимодействия. Сотворчество создает
условия для совершенствования педагогической компетентности
преподавателей, и что очень важно, это происходит в условиях
взаимопомощи, с учетом индивидуальных качеств преподавателя.
Широкие возможности для организации сотворчества учащихся и
преподавателей школы искусств предоставляет музыкальнотеатральная
деятельность, которая, по мнению К.С. Станиславского, является формой
коллективного творчества.
Игровая деятельность, лежащая в основе театрального искусства, может
рассматриваться как фактор обучения, обладающий
огромным
педагогическим потенциалом для развития творческого начала.
Деятельность детского музыкального театра должна быть построена таким образом, чтобы каждый учащийся, с одной стороны, смог проявить свои
творческие способности, с другой, овладел навыками коллективной
деятельности. Театр помогает ребенку легко включаться в коллективную
работу, вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю,
целеустремленность, терпение и другие качества, необходимые для
успешного взаимодействия с социальной средой, активизирует и развивает
интеллектуальные и одновременно образнотворческие способности
ребенка, фантазию, воображение.
Ученые выделяют следующие необходимые условия развития
сотворчества [1]: создание доброжелательной психологической атмосферы
в коллективе; формирование навыков самоорганизации; развитие
реализация принципа
коллективной и личной ответственности;
взаимозаменяемости и ролевой полифункциональности,
который
предполагает смену видов деятельности учащихся, одновременное участие
школьников в нескольких видах деятельности, свободный выбор формы
участия в общем проекте.
Реализация данных условий может осуществляться не только в
воспитательном, но и в учебном процессе общеобразовательной школы с
углубленным изучением предметов музыкального цикла
в
театрализованных формах проведения концертов, в использовании игровых
технологий при проведении текущей аттестации, в применении методики
обучения школьников проектной деятельности и др. Подготовка к
музыкальным спектаклям в школе или инсценировка
контрольных
мероприятий требует определенной корректировки в содержании учебных
занятий по музыкальным дисциплинам. Так, на уроках сольфеджио,
музыкального инструмента, помимо основной, традиционной для этих
предметов деятельности, детям можно предложить сочинить музыку к спектаклям, разучить аккомпанемент к сольным партиям музыкального
спектакля, хоровые коллективы также могут подготовить музыкальные
номера к спектаклю, вокалисты включить в содержание учебной программы
сольные партии музыкальной постановки, а на уроках хореографии –
подготовить танцевальные номера для инсценировки. На занятиях по
изобразительному искусству дети могут подготовить эскизы декораций,
костюмов, бутафорию, кукол, масок, рекламной продукции (компьютерная
графика) – буклеты, афиши, программы для спектаклей, а в классе
электронных музыкальных инструментов музыкальные фонограммы к
спектаклю.
Процесс подготовки музыкального спектакля предполагает совместную
деятельность учащихся и педагогов. Важно, чтобы к постановке цели и
задач организации были сопричастны все участники образовательного
процесса, даже если задача поставлена преподавателем, необходимо
убедиться, что она понятна и привлекательна для детей. Одним из
эффективных приемов является создание творческих групп для
художественного решения спектакля, выбора сюжета, составления
сценария и т.д., использование «мозговой атаки» с ролевым распределением
функций «авторов» и «критиков». Коллективное обсуждение различных
вариантов сценария, система наводящих вопросов пробуждают фантазию и
стимулируют рефлексивную деятельность детского коллектива.
В процессе подготовки спектакля общение детей и взрослых
интенсифицируется, становится более свободным, а практическая
направленность деятельности, ее значимость для каждого участника и
коллектива в целом делают незаметными решение воспитательных задач
для учащихся. Участие преподавателей в совместном творческом проекте обеспечивает их профессиональный рост, меняет авторитарную позицию
во взаимодействии с учащимися.
В процессе сотворчества в школьном театре дети могут реализовать
свои умения не только на исполнительском уровне, что предусмотрено в
практике обучения музыке, но и на творческом уровне, когда они
выступают в роли соавтора идеи и организатора спектакля.
Таким образом, организация образовательного процесса, в основе
которого лежат принципы сотворчества преподавателей и учащихся,
формирует принципиально новую образовательную среду для учащихся.
Совместное творчество учителей и учеников в процессе создания
музыкального спектакля способствует самореализации ребенка в широком
диапазоне разнообразных видов творческой деятельности, органично
соединяет учебную, внеурочную и воспитательную работу, создает условия
для применения в практических целях ранее усвоенных знаний и умений,
обеспечивает ребенка навыками социальнозначимой деятельности,
осознанному выбору профессии, является фактором развития творческого
потенциала как учащихся, так и преподавателей школы.
Литература:
1.Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся /
Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2007. 336с.
2.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учеб.
пособие / М.В. Ермолаева. – 2е изд., испр. – М.: Издательство Московского
психологосоциального института;
«МОДЭК», 2005. – 304с.
Воронеж:
Издательство НПО
2.Нилова С.В. Сотворчество в образовательном процессе университета : .
автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед наук : (13.00.01) / Нилова
Светлана Владимировна ; [Ив. гос. пед. унт]. Шуя, 1999. – 26с. 3. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский. –
М. : Знание, 1988. – 80с.
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.