Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Оценка 5

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Оценка 5
Научные работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
15.08.2018
Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Автор поднимает проблему творческого развития личности школьников в образовательном процессе. Опираясь на мнение отечественных педагогов и психологов определяет понятие "сотворчество". Одним из путей развития творческого потенциала учеников видит в использовании музыкально-театральной деятельности на основе сотворчества учителя и ученика в процессе создания музыкального спектакля.
Гаврилова ЗА сотворчество.doc
Гаврилова Зоя Анатольевна   МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ФОРМА СОТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ  МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА       В условиях быстро меняющегося мира человеку необходимо обладать такими качествами, которые бы позволяли ему не только адаптироваться к изменениям,   но   и   уметь   ставить   и   реализовывать   собственные   цели, конструктивно   взаимодействовать   с   окружающим   обществом,   видеть проблемы,   находить   способы   их   разрешения,   адекватно   оценивать результаты   своей   деятельности.   Вопрос   развития   творческого   начала ребенка   в   образовательном   процессе     остается   актуальным   в   настоящее время,   так   как   большая   часть   учебной   деятельности   в   массовой   школе осуществляется в репродуктивной форме, а преобладание познавательного развития над творческим даже в педагогике искусства очевидна [4]. Это связано   с   ориентацией   преимущественно   на   когнитивное   развитие,   с односторонним   пониманием   творческого   развития,   как   развития творческого   мышления,   игнорирование   личностного   аспекта   творчества, приводящее   к   тому,   что   основной   формой   развития   творческой одаренности  становится организация олимпиад и конкурсов.           В то же время большинство отечественных ученых (А.В. Запорожец, Л.И.   Божович,   Я.А.   Пономарев,   В.А.   Петровский,   Д.Б.   Эльконин,   В.С. Шубинский, Е.Л. Яковлева) подчеркивают роль личностных факторов как одного из важнейших компонентов творческой одаренности [2]. Так,   по   мнению   В.С.   Шубинского,   предметом   педагогики   творчества должна стать творческая личность как педагогическая цель [4]. В основе педагогической   интерпретации   творческого   процесса   В.С.   Шубинский выявляет качества творческой личности, которые он связывает с основными этапами   творческого   процесса   (столкновение   с   новым,   творческая   развитие   решения, неопределенность,   скрытая   работа,   эврика, подтверждение   и   воплощение),   а   именно:   потребность   в   творчестве, чуткость к противоречиям, чувство нового, интерес к нему, удивление, как начало   творческого   отношения,   интуиция,   воображение,   фантазия, оригинальность   мышления,   самокритичность,   упорство,   чувство   юмора, умение взаимодействовать, диалог, а не монолог.       Я.А. Пономарев определяет творчество как взаимодействие, ведущее к развитию личности, а творческую деятельность как специфическую форму взаимодействия,   причем   критерием   творчества   являются   механизмы психической деятельности, которые участвуют в творческой деятельности ребенка:   воображение,   мотивационная   сфера,   эмоциональная   сфера[2]. Оптимальным условием развития творческого потенциала ребенка является вовлечение   его   в   разнообразные   виды   деятельности   и,   по   мнению   В.А. Петровского, «в качестве личностно образующей ведущей деятельности на каждом   возрастном   этапе   необходимо   формировать   комплексную многоплановую   деятельность   или   точнее   динамическую   систему деятельностей» [2].       Одним из важнейших условий  творческого развития личности является сотворчество  учащихся   и   преподавателей,   понимаемое   как   принцип коллективного поиска оригинальных идей [В.И.Андреев], как совместная целенаправленная   деятельность,   отличительными   признаками   которой являются со­субъектные взаимосвязи между участниками образовательного процесса,   оригинальность   действий,   направленных   на   получение   новых свойств конечного продукта, то есть результата деятельности [1].      Практически сотворчество было реализовано в условиях «коммунарской методики», построенной на основе педагогических идей А.С. Макаренко, С.Т.   Шацкого,   В.Н.   Терского,   опыте   школ­коммун   20   ­   30­х   г.г. «Коммунарская   методика»   представлена   в   работах   И.П.   Иванова,   М.Г. Казакиной, О.С. Газмана, А.В. Мудрика, С.Д. Полякова, С.Л. Соловейчика и   др.   Она   легла   в   основу   творческих   систем   известных   педагогов   В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, М.П. Щетинина. В условиях групповой работы   любого   образовательного   учреждения,   где   учащийся   и   учитель являются субъектами, сотворчество  может быть выражено коллективной творческой   деятельностью.   «Коммунарская   методика»   имеет   реальный воспитательный потенциал в разных коллективах: школьных, внешкольных учреждений   и   временных   (по   краткосрочности   существования).   Ее   идеи могут быть реализованы творческим педагогом в различной степени – от организации   единичного   коллективного   творческого   дела   до   системы деятельности,   обеспечивающей   формирование   готовности   каждого   члена общешкольного   коллектива   включиться   в   совместное   социальное творчество   [3].   Особенностью   методики   является   то,   что   воспитатель незаметно     как   бы   «подталкивает»   учащихся   к   самостоятельному «открытию»   воспитательных   задач   вместе   со   взрослыми   и   под   их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.   Сущность этой методики составляют тесное сотрудничество,   совместная   деятельность   всех   членов   коллектива, педагогов   и   школьников,   при   этом   они   сообща   планируют,   готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую   пользу.   На   каждой   стадии   творческой   совместной   деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей способов и средств решения практических задач, находя каждый раз свой собственный результат [1].            Организация   образовательного   процесса   на   основе  сотворчества позволяет реализоваться творческому потенциалу не только учащихся, но и преподавателей,   так   как   в   основе   совместной   творческой   деятельности лежат   отношения   сотрудничества   между   детьми   и   между   детьми   и взрослыми.   Необходимость   совместного   поиска   решения   творческих проблем,   создания   атмосферы   творческого   содружества   изменяет   стиль педагогического   общения,   создает   атмосферу   творчества   и доброжелательности  и в педагогическом коллективе. Радость общения и совместного   творчества,   основанного   на   гуманистических   принципах, освобождает   ученика   и   преподавателя   от   боязни   ошибок,   так   как определяющим   в   методике   творческой   деятельности   является   не фиксирование трудностей и неудач, а опыт взаимодействия, результатом которого является совместный творческий продукт, который становится достоянием   каждого   участника   взаимодействия.     Сотворчество   создает условия   для   совершенствования   педагогической   компетентности преподавателей,   и   что   очень   важно,   это   происходит   в   условиях взаимопомощи, с учетом индивидуальных качеств преподавателя.           Широкие   возможности   для   организации   сотворчества   учащихся   и преподавателей   школы   искусств   предоставляет   музыкально­театральная деятельность, которая, по мнению К.С. Станиславского, является формой коллективного творчества.       Игровая деятельность, лежащая в основе театрального искусства, может рассматриваться   как   фактор   обучения,   обладающий     огромным педагогическим   потенциалом   для   развития   творческого   начала. Деятельность детского музыкального театра должна быть построена таким образом, чтобы каждый учащийся, с одной стороны, смог проявить свои творческие   способности,   с   другой,   овладел   навыками   коллективной деятельности. Театр  помогает ребенку легко включаться в коллективную работу,   вырабатывает   чувство   партнерства   и  товарищества,   волю, целеустремленность,   терпение   и   другие   качества,   необходимые   для успешного взаимодействия с социальной средой, активизирует и развивает интеллектуальные   и   одновременно   образно­творческие   способности ребенка, фантазию, воображение.            Ученые     выделяют   следующие   необходимые   условия   развития сотворчества [1]: создание доброжелательной психологической атмосферы в   коллективе;   формирование   навыков   самоорганизации;   развитие   реализация   принципа коллективной   и   личной   ответственности;   взаимозаменяемости   и   ролевой   полифункциональности,   который предполагает смену видов деятельности учащихся, одновременное участие школьников   в   нескольких   видах   деятельности,  свободный   выбор   формы участия в общем проекте.           Реализация   данных   условий   может   осуществляться       не   только   в воспитательном, но и в учебном   процессе общеобразовательной школы с углубленным   изучением   предметов   музыкального   цикла   ­     в театрализованных формах проведения концертов, в использовании игровых технологий при проведении текущей аттестации, в применении методики обучения   школьников   проектной   деятельности   и   др.     Подготовка   к музыкальным   спектаклям   в   школе   или   инсценировка     контрольных мероприятий требует определенной корректировки в содержании учебных занятий   по   музыкальным   дисциплинам.   Так,   на   уроках   сольфеджио, музыкального   инструмента,   помимо   основной,   традиционной   для   этих предметов деятельности,   детям можно   предложить   сочинить   музыку к спектаклям,   разучить     аккомпанемент   к   сольным   партиям   музыкального спектакля,   хоровые   коллективы   также   могут   подготовить   музыкальные номера к спектаклю, вокалисты включить в содержание учебной программы сольные   партии   музыкальной   постановки,   а   на     уроках   хореографии   – подготовить   танцевальные   номера   для   инсценировки.   На   занятиях   по изобразительному   искусству   дети   могут   подготовить   эскизы   декораций, костюмов, бутафорию, кукол, масок, рекламной продукции (компьютерная графика)   –   буклеты,   афиши,   программы   для     спектаклей,   а   в   классе электронных   музыкальных   инструментов   ­   музыкальные   фонограммы   к спектаклю.       Процесс подготовки музыкального спектакля предполагает  совместную деятельность   учащихся   и  педагогов.   Важно,  чтобы   к   постановке   цели   и задач   организации   были   сопричастны   все   участники   образовательного процесса,   даже   если   задача   поставлена   преподавателем,   необходимо убедиться,   что   она   понятна   и   привлекательна   для   детей.   Одним   из эффективных   приемов   является   создание   творческих   групп   для художественного   решения   спектакля,   выбора   сюжета,   составления сценария и т.д., использование «мозговой атаки» с ролевым распределением функций «авторов» и «критиков». Коллективное   обсуждение различных вариантов сценария, система наводящих вопросов пробуждают фантазию и стимулируют  рефлексивную деятельность детского коллектива.          В   процессе     подготовки   спектакля   общение   детей   и   взрослых интенсифицируется,   становится   более   свободным,   а   практическая направленность   деятельности,   ее   значимость   для   каждого   участника   и коллектива   в  целом  делают   незаметными   решение  воспитательных   задач для учащихся. Участие преподавателей в совместном творческом проекте обеспечивает их профессиональный рост,   меняет  авторитарную позицию во взаимодействии с учащимися.          В процессе сотворчества в школьном театре дети могут   реализовать свои умения не только на исполнительском уровне, что предусмотрено в практике   обучения   музыке,   но   и   на   творческом   уровне,   когда   они выступают в роли соавтора идеи и организатора спектакля.            Таким   образом,   организация   образовательного   процесса,   в   основе которого   лежат   принципы   сотворчества   преподавателей   и   учащихся, формирует   принципиально   новую   образовательную   среду   для   учащихся. Совместное   творчество   учителей   и   учеников   в   процессе   создания музыкального спектакля способствует самореализации ребенка в широком диапазоне   разнообразных   видов   творческой   деятельности,   органично соединяет учебную, внеурочную и воспитательную работу, создает условия для применения в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, обеспечивает   ребенка   навыками   социально­значимой   деятельности, осознанному выбору профессии, является фактором развития творческого потенциала как учащихся, так и преподавателей школы.  Литература: 1.Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2007.­ 336с. 2.Ермолаева   М.В.   Практическая   психология   детского   творчества:   Учеб. пособие / М.В. Ермолаева. – 2­е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого­социального   института; «МОДЭК», 2005. – 304с.   Воронеж:   Издательство   НПО 2.Нилова С.В. Сотворчество в образовательном процессе университета : . автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед наук : (13.00.01) / Нилова Светлана Владимировна ­ ; [Ив. гос. пед. ун­т]. ­ Шуя, 1999. – 26с. 3. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский. – М. : Знание, 1988. – 80с.

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Музыкальный театр как форма сотворчества учащихся и учителей общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018