Реализация технологии формирования умений творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности
Оценка 4.7

Реализация технологии формирования умений творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Оценка 4.7
Научные работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
15.08.2018
Реализация технологии формирования умений  творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности
Автор знакомит с результатами проведенной опытно-поисковой работы по апробации технологии формирования умений творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности. Дается определение понятия "педагогическая технология", описываются ее компоненты и основные этапы реализации: организационный, развивающий и рефлексивный. Автор приводит данные диагностики начального и заключительного срезов в качестве подтверждения эффективности предложенной технологии.
Гаврилова ЗА реализация технологии.doc
Реализация технологии формирования умений  творческого взаимодействия учащихся в музыкально­театральной деятельности Гаврилова З.А.   Социально­экономические   условия   современного   мира,   вхождение нашего государства в мировое сообщество ставят перед системой образования задачу   воспитания   самостоятельной,   инициативной   личности,     владеющей умениями  взаимодействовать   с  людьми  на   творческом   уровне,  от   которых зависит   успешность   решения   поставленных   задач   в   любой   сфере деятельности. Несмотря на то, что традиционно именно со сферой дополнительного образования   художественной   направленности   связывается   реализация творческого подхода в воспитании, сегодня в школах искусств мы наблюдаем преобладание   объяснительно­иллюстративных,   репродуктивных   методов обучения, превалирование авторитарной позиции преподавателя и пассивной, объектной – ученика. По мнению исследователей                                       (М.М. Берлянчик,   А.А.   Мелик­Пашаев,   В.Г.   Ражников   и   др.)   такая   тенденция обусловлена ориентацией преимущественно на когнитивное развитие в нашей школе,   с односторонним пониманием творческого развития, как процессом развития мышления, игнорированием личностного аспекта творчества и роли сотворчества  Ранняя специализация в образовательном процессе школы искусств (дети начинают обучение в 6­7 лет, а по некоторым образовательным программа и с 4­х лет) имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, с одной стороны,   благодаря   этому   появляется   возможность   более   раннего распознавания   и   развития   задатков   и   способностей     и   использования сензитивных   периодов   в   развитии   детей.   С   другой   стороны,   сужение образовательного пространства в связи с выбранной одной специализацией не обеспечивает всестороннее развитие личности. Музыкальный театр, как искусство коллективное, спецификой которого является   сочетание   в   едином   процессе   таких   видов   искусства   как музыкальное,   хореографическое,   изобразительное,   драматическое   и   т.д., является   эффективной   формой   развития   творческого   взаимодействия учащихся   школы   искусств,   так   как   позволяет   вовлечь   в   совместную творческую социально значимую деятельность   учащихся всех направлений обучения,   создать   развитую   систему   самоуправления,   включающую коллективы   преподавателей   и   учащихся   и   родителей,   объединить дидактическую и воспитательную подструктуру образовательного процесса. Занятия   в   музыкальном   театре   позволяют   сформировать   у   учащихся школы   искусств   ценностное   отношение   к   совместной   творческой   креативно­ деятельности,   социально­перцептивные,   коммуникативные, деятельностные   умения   учащихся.   Механизмом   реализации   данных   задач является разработанная нами технология формирования умений творческого взаимодействия   учащихся   в   музыкально­театральной   деятельности. Педагогическая технология,  понимаемая как системный способ достижения образовательной   цели,   предполагает   учет   исходного   состояния   субъекта   и содержит следующие основные компоненты: цель, задачи, как представление конечного результата совместной деятельности учащихся и преподавателей; принципы,   как   исходные   общие   представления   основных   направлений достижения   цели;  содержание  образования,   как   опыт   познавательной   и творческой   деятельности   и   освоение   способов   их   осуществления,   а   также эмоционально­ценностных   отношений;   предполагает   разбивку   на   этапы   и технологические   процедуры,   включающие:  методы,   как   способы   и   пути решения задач,  средства,  как  инструменты освоения содержания, которые используются   в   совокупности   с   методами,  организационные   формы; результат, как реализация цели и задач. Концепция,   лежащая     в   основе   нашей   технологии,   основана   на стохастической парадигме в образовании, то есть признании вероятностного результата   образовательного   процесса,   внимании   к   субъектности   ученика, приоритете   развития   личности   и   установке   на   самоактуализацию   и самореализацию учащегося в образовательном процессе.     Принципиальным положением в данной технологии является приоритет развитию совместной творческой  деятельности учащихся.      Достижение планируемого результата требует применения адекватных методов и приемов, а также реализации трех необходимых этапов достижения целей: организационно­исследовательского (адаптивного), поддерживающе­ (период   аккумуляции)   и  конструктивно­рефлексивного развивающего  (период генерации). Каждый из этапов имеет свои специфически задачи, на разрешение которых направлен комплекс методов и приемов, а также выбор организационных форм.  Для   проверки   эффективности   разработанной   нами   технологии   была произведена опытно­поисковая работа, в которую были включены учащиеся музыкальных,   а   также   хореографических,   театральных,   изобразительного искусства   отделений   детских   школ   искусств     №   2   и   3   города   Миасса   и Детской школы искусств города Южноуральска.    Отслеживание   результатов   позволило   контролировать   динамику развития   творческого   взаимодействия   в   процессе   проведения   опытно­ поисковой работы.          Методика   опытно­поисковой   работы   требует   формирования   то   есть   системы   оценивания диагностического   инструментария, эффективности   педагогических   фактов   и   явлений.   В   нашем   исследовании была   использована   система   многоцелевых   и   взаимосвязанных   методов: наблюдение,   анализ;   метод   опроса   (индивидуальные   и   групповые   беседы, анкеты,   опросники);   анализ   продуктов   совместной   деятельности   учащихся (музыкальные   спектакли,   представления,   театрализованные   концерты, музыкальные   театрализованные   композиции,   сценарии,   самостоятельные творческие задания в учебном процессе, оформление спектаклей, рекламная продукция и т.д.); методы тестирования; метод экспертной оценки. Одним из ведущих методов исследования стало включенное наблюдение. Данный метод давал   возможность   сравнения   способов   решения   различных   творческих, организационных   и   коммуникативных   задач   учащимися   индивидуально   и   в группах разного состава. Метод индивидуальных собеседований с учащимися и педагогами позволял увидеть индивидуальное творческое развитие каждого из участников театрального коллектива.  В   ходе   опытно­поисковой   работы   были   проведены   диагностические срезы:  начальный, промежуточный  и  заключительный,  целью  которых  была констатация   уровня   умений   творческого   взаимодействия   учащихся. Контрольная   диагностика,   проведенная   на   итоговом   этапе   исследования, выявила   положительную   динамику   в   развитии   умений   творческого взаимодействия   учащихся   поисковых   групп,   а   также   таких   показателей развития   коллектива   как   сплоченность,   организованность,   ответственность. Повысилась   самостоятельность   и   оригинальность   результата   совместных действий.  На основе полученных данных можно сделать вывод об эффективности предложенной   технологии   формирования   умений   творческого взаимодействия учащихся в музыкально­театральной деятельности. Таблица. Результаты диагностики формирования умений творческого взаимодействия учащихся на констатирующем и контрольном этапе опытно­поисковой работы критерии показатели уровни Сформированность мотивационно­ ценностного  отношения к  творческому взаимодействияю Направленность на  взаимодействие (А – на себя, Б на взаим.,  В – на дело) Интерес к  коллективу группы Сформированность когнитивно­ перцептивной  сферы Информированность  о членах группы эмпатия Б В А Д С Н Д С Н Д ПГ­1 ПГ­2 КГ Нач. срез 32,5 47,5 20 12,5 50 57,5 12,5 30 57,5 43,7 Закл. срез 47,5 37,5 15 30 62,5 7,5 45 40 15 46,3 Нач. срез 31,1 35,6 33,3 17,8 42,2 40 15,6 17,8 66,6 40 Закл. срез 48,9 28,9 22,2 40 44,4 15,6 37,8 28,9 33,3 50 Нач. срез 32,1 41 26,9 2,8 51,3 35,9 15,4 30,8 53,8 59,7 Закл. срез 34,6 39,7 25,6 11,5 53,9 34,6 18 32 50 59 С Н Д С Н Д С Н Д С Н Д С Н Эмоционально­ коммуникативные  умения Владение средствами общения Коммуникативные  склонности Владение  креативно­ деятельностными  умениями Творческая  активность Уровень развития коллектива Характеристика  творческого  продукта Организационные  умения сплоченность Удовлетворенность  взаимодействием коллективизм самостоятельность оригинальность Социальная  значимость 36,3 20 20 50 30 30 45 25 17,5 57,5 25 12,5 70 17,5 н н н н н с 40 13,7 52,5 45 2,5 45 35 20 42,5 52,5 5 50 40 10 д д д д д д 26,7 33,3 20 62,2 17,8 40 48,9 11,1 22,2 44,4 33,3 28,9 66,7 4,4 н н н н н с 35,6 14,4 51,1 44,4 4,5 48,9 46,7 4,4 40 42,2 17,8 44,4 51,1 4,5 д д д с д д 25 15,3 26,9 35,9 37,2 42,3 47,4 10,3 34,6 46,2 19,2 47,4 38,5 14,1 с н н н н с 25,7 15,3 29,5 37,2 33,3 43,6 47,4 9 34,6 50 15,4 47,4 41,1 11,5 с н с н н с Примечание: ПС­ поисковая группа, КГ – контрольная группа; Н­ недостаточный уровень развития показателя, С – средний, Д – достаточный. Литература 1.Берлянчик, М.М. Начальное художественное образование в школе  искусств: тенденции и пути обновления / М.М. Берлянчик // Проблемы и  перспективы развития начального художественного образования : материалы  науч.­практ. конф., Магнитогорск, 31 окт. – 3 нояб. 2001г. / Магнит. гос.  консерватория; Челяб. высш. муз. училище (вуз); Тольятт. ин­т искусств. –  Магнитогорск­Челябинск, 2001. – с. 29­36. 2.Ражников, В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном  обучении : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук : (13.00.02) /  Ражников Владимир Григорьевич ­ ; [Моск. пед. гос. ун­т]. – М.,  1993. – 70с. 3.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.  пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Реализация технологии формирования умений творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений  творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений  творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений  творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений  творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности

Реализация технологии формирования умений  творческого взаимодействия учащихся в музыкально-театральной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018