Мы играем и речь развиваем!

  • docx
  • 18.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала авторские разработки.docx

  В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушения получили широкое распространение и в логопедической практике. В данной статье мы представили авторские разработки речевых игр наших педагогов и  учителя-логопеда, работающих в условиях логопедической группы. Мы полагаем, что наиболее ценным в них является идея многофункционального дидактического комплекса, созданного на основе обыкновенных игр. Такое пособие может найти применение в оборудовании не только логопедического кабинета, но и речевого уголка любой дошкольной группы.

   Для поддержания интереса детей на занятиях и в совместной деятельности мы придумываем и воплощаем в своей работе новые авторские игры. Например, игра «Солнышко» для закрепления произношения звуков в словах, развития фонематического восприятия, звукового анализа. Материал: круг – солнышко с атласными жёлтыми ленточками – лучами и предметные картинки на разные звуки, которые ребенок нанизывает через перфорацию на лучики солнышка и произносит названия картинок. Усложнение игры – дифференциация звуков в словах или расположение картинок по расположению звука в слове.

   Нравится детям и игра «Логопедическое домино» (на разные звуки), которая используется не только в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, но и в самостоятельной деятельности детей.

   В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников, мы используем игровое пособие «Речевой куб». На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей артикуляции, правильного произношения звука.  Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала. Например, для знакомства детей с органами артикуляционного аппарата создан куб «Язычок и его домик». На шести гранях изображены органы артикуляционного аппарата. К каждой картинки подобрано короткое стихотворение. Суть игры состоит в том, что учитель-логопед читает стихотворение, а дети показывают соответствующую грань куба, выполняя простые упражнения, свойственные данному артикуляционному органу: губам, языку, нижней челюсти.

  Цель занятия с кубом «Зарядка для языка» - совершенствования мимических и артикуляционных упражнений подобраны специальные карточки по названию упражнения и необходимое стихотворение. Педагог читает, а дети выполняют упражнение, находя соответствующий сигнальный рисунок (грибок, качели, заборчик, часики). Куб «Звуковая лесенка» помогает достичь следующих целей: автоматизация изолированного звука; выработка длительной воздушной струи; формирование звуковой культуры речи. На гранях данного пособия находятся картинки для определения автоматизированных звуков (горы, змейка, улитка, чайник кипит, лабиринт, самолет с оставшимся следом). Ребенок находит заданное изображение  и произносит звук на одном выдохе, проводя по звуковой лесенке пальчиком.

Одна из задач работы логопеда как можно быстрее автоматизировать звук в речи ребёнка. Сделать это возможно лишь в том случае, когда ребёнку интересно, он увлечён и играет. И мы решили оформить игры и речевой материал по закреплению звука в виде лэпбука. Это заключительный этап работы над звуком, которую ребенок проделал по теме. На каждом этапе работы над закреплением звука по  заданию педагогов дети вместе с родителями делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки и другой материал для игр.

  В своей работе мы используем нетрадиционную технологию Су –Джок терапия, основанную на традиционной акупунктуре и восточной медицине. Су-Джок терапия позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. В коррекционной работе используется массажный шарик Су-Джок и два металлических массажных эластичных кольца.

·                         Один из вариантов использования Су-джок является массаж колючими шариками. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

·                         Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

·                         Использование эластичного кольца при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

·                         Массаж пальцев эластичным кольцом при совершенствовании лексико-грамматических категорий. Например, упражнение «Один-много». Взрослый называет предмет в единственном числе и надевает массажное кольцо поочередно на каждый палец. Ребенок, называя существительные во множественном числе так же массирует пальцы рук. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

   Одной из эффективных форм работы по формированию у дошкольников навыков самоконтроля, является создание «Звукового Чудо – дерева», на котором дети могут осознанно фиксировать и наглядно видеть свои достижения в преодолении неправильного произношения. Как показывает практика, зафиксированный результат легче воспринимается и запоминается. Каждый ребенок выбрал и поместил на веточке «Чудо - дерева» деревянное плоскостное изображение животного и осознанно отмечал свои успехи в автоматизации звуков, прикрепляя рядом со своим значком - любимцем наклейки звездочки или смайлики в случае правильного и безошибочного выполнения логопедического задания. Для этого необходимо научить детей определять и отмечать собственные достижения в речи, стремиться к их улучшению. Вместе с детьми установили правила, с помощью которых дети могли осознать и оценить свои действия:

- если ребенок правильно произносит звук изолированно, то рядом со значком приклеиваем синюю букву, обозначающую звук;
- если ребенок произносит звук уже в слогах и словах, но еще не до конца правильно, то буква, обозначающую звук, меняет цвет на серебряный;
- если ребенок произносит звук совершенно правильно, то цвет буквы становился золотым. И этим детям вручаются грамоты.


          В ходе использования данного авторского пособия, дети учатся оценивать свое произношение, слышать произношение других детей, выявлять причины трудностей, помогать своим
друзьям при необходимости. В процессе обсуждений, что нужно
сделать, чтобы все серебряные буквы-наклейки стали золотыми, дети, размышляя, говорили, что нужно всегда выполнять правила произношения не только в детском саду, но и дома.

Таким образом, использование этих игр в комплексе дает хороший результат по коррекции звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; овладение воспитанниками нормами речи.