Мягкие и твёрдые согласные звуки
Согласные делятся на мягкие и твёрдые.
Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв я, е, ё, и, ю, ь.
Твёрдость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв а, э, о, ы, у.
По твёрдости и мягкости большинство согласных образуют пары:
Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].
Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’].
Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие.
Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые.
1. П р о ч и т а й т е.
Зарядка, как «А» в букваре,
С неё начинается день.
Зарядкой, вскочив на заре,
Прогонишь сонливость и лень.
Зарядка, как воздух, как смех,
Чтоб не был ты хил и уныл.
Как жалко, ребята, всех тех,
Кто сделать зарядку забыл!
Е. Ильин
Выпишите из текста слова, в которых произносится звук [p’].
Подчеркните букву р и следующую за ней гласную букву.
Какими буквами обозначена мягкость звука [p] в этих словах?
2. П р о ч и т а й т е.
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берёз;
Ходит, бородою белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
С. Дрожжин
Выпишите слова, в которых произносятся звуки [д’], [р’].
Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкость звуков [д’], [р’].
3. О т г а д а й т е загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в загадках и отгадках согласные звуки [с] и [с’], [м’], [м], [л’], [л] и гласные, которые обозначают их твердость.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю.
Мягкие пушинки. (Снежинки.)
Светит, сверкает
Всех согревает. (Солнце.)
4. П р о ч и т а й т е сначала слова со звуком [с], потом – со звуком [c’]. Охарактеризуйте эти звуки.
Старый друг – лучше новых двух.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
5. О т г а д а й т е загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них букву к. Охарактеризуйте звуки, обозначенные этой буквой.
Во дворе хожу,
Зёрнышки ищу!
Я – хорошая игрушка.
Буду девочкам подружка,
Говорю я: «Ко-ко-ко».
Не летаю далеко! (Курица.)
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла.)
6. Н а з о в и т е слова, в которых все согласные звуки твердые.
7. Х л о п н и т е в ладоши, если услышите звуки [з], [з’] в следующих стихах:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка…
У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.
А. Барто
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.