Мягкие и твердые согласные звуки
Оценка 4.8

Мягкие и твердые согласные звуки

Оценка 4.8
doc
10.05.2020
Мягкие и твердые согласные звуки
Мягкие и твёрдые согласные звуки.doc

Мягкие и твёрдые согласные звуки

Согласные делятся на мягкие и твёрдые.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв я, е, ё, и, ю, ь.

Твёрдость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв а, э, о, ы, у.

По твёрдости и мягкости большинство согласных образуют пары:

Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].

Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’].

Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие.

Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые.

1. П р о ч и т а й т е.

Зарядка, как «А» в букваре,

С неё начинается день.

Зарядкой, вскочив на заре,

Прогонишь сонливость и лень.

Зарядка, как воздух, как смех,

Чтоб не был ты хил и уныл.

Как жалко, ребята, всех тех,

Кто сделать зарядку забыл!

                                                        Е. Ильин

Выпишите из текста слова, в которых произносится звук [p’].

Подчеркните букву р и следующую за ней гласную букву.

Какими буквами обозначена мягкость звука [p] в этих словах?

2. П р о ч и т а й т е.

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берёз;

Ходит, бородою белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

                                             С. Дрожжин

Выпишите слова, в которых произносятся звуки [д’], [р’].

Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкость звуков [д’], [р’].

3. О т г а д а й т е загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в загадках и отгадках согласные звуки [с] и [с’], [м’], [м], [л’], [л] и гласные, которые обозначают их твердость.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю.

Мягкие пушинки. (Снежинки.)

 


Светит, сверкает

Всех согревает. (Солнце.)

 

4. П р о ч и т а й т е сначала слова со звуком [с], потом – со звуком [c’]. Охарактеризуйте эти звуки.

Старый друг – лучше новых двух.

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

 

5. О т г а д а й т е загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них букву к. Охарактеризуйте звуки, обозначенные этой буквой.

Во дворе хожу,

Зёрнышки ищу!

Я – хорошая игрушка.

Буду девочкам подружка,

Говорю я: «Ко-ко-ко».

Не летаю далеко! (Курица.)

 

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки. (Кукла.)

 

6. Н а з о в и т е  слова, в которых все согласные звуки твердые.

7. Х л о п н и т е в ладоши, если услышите звуки [з], [з’] в следующих стихах:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка…

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине

Резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине

И пальцем погрозим:

Не будь такой разиней,

Резиновая Зина,

А то отправим Зину

Обратно в магазин.

                                    А. Барто


Мягкие и твёрдые согласные звуки

Мягкие и твёрдые согласные звуки

Светит, сверкает Всех согревает

Светит, сверкает Всех согревает

Не будь такой разиней, Резиновая

Не будь такой разиней, Резиновая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020