Мягкие и твердые согласные звуки

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мягкие и твёрдые согласные звуки.doc

Мягкие и твёрдые согласные звуки

Согласные делятся на мягкие и твёрдые.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв я, е, ё, и, ю, ь.

Твёрдость согласных звуков на письме обозначается с помощью букв а, э, о, ы, у.

По твёрдости и мягкости большинство согласных образуют пары:

Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].

Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’].

Звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие.

Звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые.

1. П р о ч и т а й т е.

Зарядка, как «А» в букваре,

С неё начинается день.

Зарядкой, вскочив на заре,

Прогонишь сонливость и лень.

Зарядка, как воздух, как смех,

Чтоб не был ты хил и уныл.

Как жалко, ребята, всех тех,

Кто сделать зарядку забыл!

                                                        Е. Ильин

Выпишите из текста слова, в которых произносится звук [p’].

Подчеркните букву р и следующую за ней гласную букву.

Какими буквами обозначена мягкость звука [p] в этих словах?

2. П р о ч и т а й т е.

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берёз;

Ходит, бородою белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

                                             С. Дрожжин

Выпишите слова, в которых произносятся звуки [д’], [р’].

Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкость звуков [д’], [р’].

3. О т г а д а й т е загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в загадках и отгадках согласные звуки [с] и [с’], [м’], [м], [л’], [л] и гласные, которые обозначают их твердость.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю.

Мягкие пушинки. (Снежинки.)

 


Светит, сверкает

Всех согревает. (Солнце.)

 

4. П р о ч и т а й т е сначала слова со звуком [с], потом – со звуком [c’]. Охарактеризуйте эти звуки.

Старый друг – лучше новых двух.

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

 

5. О т г а д а й т е загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в них букву к. Охарактеризуйте звуки, обозначенные этой буквой.

Во дворе хожу,

Зёрнышки ищу!

Я – хорошая игрушка.

Буду девочкам подружка,

Говорю я: «Ко-ко-ко».

Не летаю далеко! (Курица.)

 

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки. (Кукла.)

 

6. Н а з о в и т е  слова, в которых все согласные звуки твердые.

7. Х л о п н и т е в ладоши, если услышите звуки [з], [з’] в следующих стихах:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка…

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине

Резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине

И пальцем погрозим:

Не будь такой разиней,

Резиновая Зина,

А то отправим Зину

Обратно в магазин.

                                    А. Барто