«Мягкие и твёрдые согласные звуки»
Занимательные задания
Цель: закрепить обозначение на письме мягкости и твёрдости согласных звуков с помощью гласных букв и мягкого знака.
Задание: написать слова-отгадки, подчеркнуть в них буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.
Доскажи словечко
Музыкальная посуда, И не бьётся – вот так чудо! Из неё никто не ест, Без неё грустит оркестр. Две гремелки, две звенелки – Это медные … (тарелки).
Прозрачны крылышки её, Огромные глаза. Весь день, сверкая над ручьём, Летает … (стрекоза).
Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Наш российский … (вертолёт.)
По реке плывёт бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … (крокодил).
Как зовут меня, скажи – Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый … (василёк).
В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись … (дятел).
У белой курицы ребёнок – Пушистый жёлтенький … (цыплёнок).
Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: - Спать ложитесь, поздно! Потому что мать – луна, А дочурки - … (звёзды).
|
Чей зелёный острый нос Средь кустов всё лето рос? Радуя нам сердце, Поспевают … (перцы).
Осенью на пнях растут, Их найдёшь немало тут. Очень дружные ребята Тонконогие … (опята).
Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (свёкла).
Злая, как волчица, Жжётся, как горчица! Что это за диво? Это же … (крапива).
Красные щёчки, Пёстрые платочки, Хлопают в ладошки Весёлые … (матрёшки.)
Про неё не зря твердят: «Вот зубаста тётка!» Трёт, кромсает всё подряд. Это кто же? … (Тёрка.)
Жидкость из аптечной склянки Нам немножко щиплет ранки. Маме, папе и ребёнку Лечит ссадины … (зелёнка).
В первый класс шагает Пашка, За плечами – ранец. На щеках у первоклашки Розовый … (румянец). |
Загадки
Хлопотун Егорка Взялся за уборку: В пляс по комнате пошёл, Оглянулся – чистый пол. (Веник.)
Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел.)
Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдёшь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василёк.)
Только тронь – Отдёрнешь ладонь: Обжигает трава, Как огонь. (Крапива.)
Две плетёнки, две сестрёнки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять, так надевать, Чтоб не мёрзли пять да пять. (Варежки.)
В школе есть такая птица: Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья. (Пятёрка.)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.)
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. (Белка.)
Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром – нет ничего. (Звёзды.) С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету Он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка.)
Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. (Берёза.)
В поле серёжки На тоненьких ножках. (Овёс.)
Протянулся мост На семь вёрст, А в конце моста Золотая верста. (Неделя.)
Жёсткая, грызучая, Дырявая, колючая: Что на спину ей положат, Всё она тотчас изгложет. (Тёрка.)
На чужих он звонко лает И хозяйку охраняет. (Пёс.)
Он хвостат, четвероног И надёжен, как замок. Если он у вас живёт, Вор в квартиру не войдёт. (Пёс.)
Надутый, Баловень двора, Он выступает важно. О красоте его пера Петух мечтает каждый. Обидишь забияку – Полезет сразу в драку. (Индюк.)
Что возвратить нельзя? (Время.) |
Это что за великан Над которым бьёт фонтан? Нет крупней его нигде – Ни на суше, ни в воде. (Кит.)
Друзья, скажите мне, кто я? Взгляните на мои поля: Их солнце жгло, Их дождь мочил не раз. Они на голове у вас. (Шляпа.)
Из земли вырастаю – Весь мир одеваю. (Лён.)
Топили, сушили, Колотили, рвали, Крутили, ткали, На стол клали. (Лён.)
В шубе - летом, А зимой – раздетый. (Лес.)
Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой. (Гриб.)
У него – два колеса И седло на раме. Две педали есть внизу, Крутят их ногами. (Велосипед.)
Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел.)
Кто зимой в трубе гудит? (Ветер.) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – Всё равно он будет мой! (Дятел.)
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придёт весна, Просыпается от сна. (Медведь.)
Упадёт – поскачет, Ударишь – не плачет. (Мяч.)
Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.)
На припёке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. Разгибаем стебельки – Собираем огоньки. (Земляника.)
Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы.)
Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (Время.)
В красных капельках болото, Будто их рассыпал кто-то. (Клюква.)
Не умеет сладко петь, Есть зато, на что смотреть: Хвост, как веер, разложил – Красотою всех затмил. (Павлин.)
Коми народная загадка Сестра с братом Всё время купаются. (Вёдра.) |
Шарады
Начало слова – зверь морской, В лесу растёт конец шарады. Отгадку в швейной мастерской Сошьёт портной вам, если надо. (Кит-ель.)
Шараду запишите так: Две ноты, буква, мягкий знак. Всё – куст, его вы без труда Найдёте в парках и садах. (Си-ре-н-ь.)
Начало и конец – предлоги, А средний слог – одна из нот. Ответ – в лесу. Кто там побродит, Грибов лукошко наберёт. (По-ля-на.) |
Найдём слог первый среди нот. Вторая часть на танцплощадке. А всё - полезный корнеплод, Что зреет осенью на грядке. (Ре-па.)
Первый слог – он есть в любом балете, Два других - беду в себе несут. Слово в целом произносят дети, Так они отца зовут. (Па-пуля.) |
Анаграммы
Легко дыша в моей тени, Меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои, И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила.) |
Роли я играл на сцене, Выступал я на арене. Буквы, видно, подшутили, В утварь взяли, превратили. И теперь на кухне ловко Натираю я морковку. (Актёр – тёрка.) |
Логогрифы
Мы взрослых и детей В часы досуга развлекаем. Но если к нам добавить «Т», Мы всех ужасно напугаем. (Игры – тигры.)
С буквой «О» - Арктический и антарктический, А без неё – Я знак математический. (Полюс – плюс.)
С «Х» - спускается в забой, Рубит уголь день-деньской. Без неё – цыганская палатка, Что раскинута на поле гладком. (Шахтёр – шатёр.)
В ранце я всегда лежал, Букву как-то потерял … Если руки с мылом мыли, То меня с водою смыли. (Пенал – пена.)
Это слово морское, Его ты найдёшь, Если внутрь парохода По трапу сойдёшь. Стоит к этому слову Букву «О» приписать, То зеркало в доме Станет оно означать. (Трюм – трюмо.)
С «Р» - нам вытрет пыль на полке, А без «Р» - нужна нам на прополке. (Тряпка – тяпка.) |
Я – цветок, известный всюду, Люди с моей помощью одеты. Букву «К» приставь – и буду Деревом, Есениным воспетым. (Лён – клён.)
Синее поле колышется – Только шёпот слышится. Букву «К» приставили – Стать деревом заставили. (Лён – клён.)
Я – математический знак, В задачнике меня найдёшь Во многих строчках. Лишь «О» ты вставишь, зная как, И я – географическая точка. (Плюс – полюс.) Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично. Но вставь нам «Л» - и зазвучим Довольно мелодично. (Гуси – гусли.)
В июле в рожь войдите – Вспорхнёт пред вами птица. Вы ноту только отнимите, И птица в золу превратится. (Перепел – пепел.)
С буквой «С» - он слышен в цирке, в школе, А без «С» - на шубке он у Оли. (Смех – мех.) |
Метаграммы
С буквой «В» - он огромного роста, С ним троим вам сразиться не просто. С буквой «П» - это птица большая, Что в обед много рыбы съедает. (Великан – пеликан.)
С буквой «Ц» - болотная я птица, А вот с «К» - я жидкости частица. (Цапля – капля.)
С твёрдым «Л» - огородное растение И приправа к пище, С мягким – отверстие, Прикрываемое крышкой. (Лук – люк) |
С «В» - тебя я накормлю, С «П» - что хочешь отпилю. (Вилка – пилка.)
С «Ю» - я по воде скольжу, С «Я» - на голове сижу. (Шлюпка – шляпка.)
С буквой «О» - из цветов его плетут И на голове девчата носят. С буквой «И» - мусор им метут И из избы его выносят. (Венок – веник.) |
Литература:
1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
2. Карякина Н. А. Орфограммы в загадках. – «Начальная школа» № 2, 2001.
3. Трофимов С. Спутник досуга. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1966.
4. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
5. Кудряшова В. М. Коми народные загадки. – Сыктывкар: Издательство «Эском», 2008.
6. Иванова Н. В. Кто угадает? Загадки обо всём / Н.В. Иванова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
7. Загадки-шарадки. И не только…Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях /авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
8. Сидорова С. А. Игры в загадки на уроках русского языка. – «Начальная школа» № 10, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.