Мягкий знак в конце наречий после шипящих.
Оценка 4.8

Мягкий знак в конце наречий после шипящих.

Оценка 4.8
docx
27.04.2020
Мягкий знак в конце наречий после шипящих.
ь в нар после шип.docx

03.02.20г    русский язык   7 класс

Тема: Мягкий знак в конце наречий после шипящих.

Цель урока:

1.     дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и правильно писать ее; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; отработать алгоритм определения орфограммы;

2.     развивать внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, классифицировать, обобщать;

3.     вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать доброжелательные отношения к людям.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в доброжелательной атмосфере.

II. Оформление тетрадей.

- Ребята, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тему и цель нашего урока мы определим чуть позже.

III. Повторение

 – Итак, начнем. Давайте вспомним, какую часть речи  мы сейчас  изучаем?

- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с  этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.

IV.Объяснение нового материала

На экране загадка:

На лугу живет скрипач(?),

Носит фрак и ходит вскач(?).

( Один ученик читает вслух.)

- Отгадайте загадку. (Кузнечик)

-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).

- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).

- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими.  ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно.

- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?

- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?

(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.)

- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик – у доски)

- А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно…  (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание…    (Ь после шипящих в других частях речи).

(Показываю на экране)

1) – Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» на с. 122 учебника. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше вообще закрыть его рукой!

(Читают сначала про себя, затем один - вслух).

- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

- Найдите  ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

- Есть ли из этого правила исключения?  (Уж, замуж, невтерпёж).

2) -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:

 Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

V. Мозговой штурм

1.Сколько степеней сравнения у наречий?(2)

2.Сколько звуков в слове вскачь?(5)

3.Сколько слов- исключений в правиле на правописание ь на конце наречий после шипящих? (3)

4.На сколько разрядов можно разделить наречия? (2)

VI. Закрепление знаний.

2) Словарная работа.

– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,

выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки каждому ученику).

 

День был хорош(?) и погож(?), а Митя был пригож(?). Вышел он из дома и побежал вскач(?) мимо дач(?), есть калач(?). А бабушка уж и печ(?) топила. Для дорогого гостя и ворота настеж(?)! Невтерпёж(?) Мите. Горяч(?) и жгуч(?) калач(?). ,,Спешиш(?), обожжеш(?)ся,- предостереч(?) его бабушка хочет,- намаж(?) хоть вареньем”. Но ведь калач(?)-то, тем и хорош(?), что горяч(?)! ,,Еш(?), еш(?),- приговаривает она,- матушка- рож(?) кормит всех сплош(?)”.

- Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или без.

 

VII. Подведение итогов урока.

1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:

Знать: правило…                         узнали? (Третий раз звучит правило)

Уметь: правильно…                   научились?

Повторить: правописание…     повторили?

VIII. Оценка

IХ. Домашнее задание.   упр. № 287.         


 

Тема : Мягкий знак в конце наречий после шипящих

Тема : Мягкий знак в конце наречий после шипящих

Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение

Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020