03.02.20г русский язык 7 класс
Тема: Мягкий знак в конце наречий после шипящих.
Цель урока:
1. дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и правильно писать ее; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; отработать алгоритм определения орфограммы;
2. развивать внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, классифицировать, обобщать;
3. вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать доброжелательные отношения к людям.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдет в доброжелательной атмосфере.
II. Оформление тетрадей.
- Ребята, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тему и цель нашего урока мы определим чуть позже.
III. Повторение
– Итак, начнем. Давайте вспомним, какую часть речи мы сейчас изучаем?
- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.
IV.Объяснение нового материала
На экране загадка:
На лугу живет скрипач(?),
Носит фрак и ходит вскач(?).
( Один ученик читает вслух.)
- Отгадайте загадку. (Кузнечик)
-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).
- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).
- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно.
- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?
- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?
(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.)
- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик – у доски)
- А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:
Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)
Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)
Повторить: правописание… (Ь после шипящих в других частях речи).
(Показываю на экране)
1) – Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» на с. 122 учебника. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше вообще закрыть его рукой!
(Читают сначала про себя, затем один - вслух).
- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.
- Найдите ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).
- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).
- Есть ли из этого правила исключения? (Уж, замуж, невтерпёж).
2) -Сформулируйте теперь правило целиком (один ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:
Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ…
V. Мозговой штурм
1.Сколько степеней сравнения у наречий?(2)
2.Сколько звуков в слове вскачь?(5)
3.Сколько слов- исключений в правиле на правописание ь на конце наречий после шипящих? (3)
4.На сколько разрядов можно разделить наречия? (2)
VI. Закрепление знаний.
2) Словарная работа.
– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?
(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,
выясняем значения непонятных слов:
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)
А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки каждому ученику).
День был хорош(?) и погож(?), а Митя был пригож(?). Вышел он из дома и побежал вскач(?) мимо дач(?), есть калач(?). А бабушка уж и печ(?) топила. Для дорогого гостя и ворота настеж(?)! Невтерпёж(?) Мите. Горяч(?) и жгуч(?) калач(?). ,,Спешиш(?), обожжеш(?)ся,- предостереч(?) его бабушка хочет,- намаж(?) хоть вареньем”. Но ведь калач(?)-то, тем и хорош(?), что горяч(?)! ,,Еш(?), еш(?),- приговаривает она,- матушка- рож(?) кормит всех сплош(?)”.
- Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или без.
VII. Подведение итогов урока.
1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:
Знать: правило… узнали? (Третий раз звучит правило)
Уметь: правильно… научились?
Повторить: правописание… повторили?
VIII. Оценка
IХ. Домашнее задание. упр. № 287.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.