Мышление и деятельность
Развитие
общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
|
Животное |
Человек |
Взаимодействие с окружающей средой |
Приспособление к окружающей среде |
Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель |
Задаётся инстинктом |
Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер. |
Поведение |
Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью |
Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения). |
Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности |
||||
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей |
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность |
Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы |
Действия — это проявление волеизъявления людей |
Результат – это конечный итог, завершающий деятельность |
Субъект — это тот,
кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет
или весь окружающий мир.
Мотивы деятельности |
||||
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития |
Социальные установки – это ориентация человека на что-либо |
Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности |
Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами |
Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость) |
Классификация действий в зависимости от мотивов |
|||
Целерациональные |
Ценностно-рациональные |
Аффективные |
Традиционные |
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом |
Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности |
Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности |
Характеризуются зависимостью от длительной привычки |
Многообразие деятельности
Деятельность |
||
Практическая |
Духовная |
|
Направлена на изменение |
Связана с преобразованием сознания людей |
|
природы |
общества |
Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах |
Это материально-производственная деятельность |
Это социально-преобразовательная деятельность |
Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения |
|
|
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности |
Все эти виды деятельности связаны между собой |
Виды деятельности в зависимости от результатов:
Созидательная |
Разрушительная |
Результатом является «вторая природа» (культура) |
Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности |
Деятельность — благо |
Деятельность — зло |
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Творчество или продуктивная деятельность
Творчество — это
деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не
существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании
представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся
человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов,
как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её
усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в
виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.
Игровая деятельность
Игра — это форма
деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые,
подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость
игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и
усвоение предметной действительности.
Трудовая деятельность
Труд — это один
из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в
продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого
человека.
Учебная деятельность
Учение — это
специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая,
эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических
процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение
к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала,
сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении
жизненных задач.
Деятельность и общение
Разные подходы к связи деятельности и общения |
||
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности |
Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности |
Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Субъект общения |
||
Реальный, т. е. существующий в жизни |
Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности |
Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Реальный, т. е. существующий в жизни |
Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта |
Воображаемый, т. е. существующий в воображении |
Друг, родитель, знакомый |
Животное, игрушка |
Бог, внутренний голос |
Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Средства общения |
||||
Вербальные (словесные) |
Невербальные (несловесные) |
|||
Речь (язык) |
Это все средства общения, кроме речи |
|||
Внутренняя |
Внешняя |
Знаковые системы |
Сигналы |
Облик человека |
Мысли |
Устная, письменная |
Рисунки, чертежи |
Горн, свисток, светофор |
Мимика, жесты, тембр голоса |
Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).
Цели и функции общения |
||
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) |
Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством |
Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками |
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность |
Обмен информацией (взаимная передача) |
Односторонняя передача |
Участники |
Субъект — объект, активно взаимодействующие |
Субъект — объект, обособление |
Действия |
Равнозначные |
Односторонние |
Обратная связь |
Активная, обогащает информацию |
Отсутствует или формальна |
Информация |
Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется |
Воспринимается с потерями или без них |
Сознательное и бессознательное
Сознание |
|||
Познание |
Самосознание |
Воля |
Переживание |
Сознание — это высшая
психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного
переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия
человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются
с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Структура сознания |
||
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми |
Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру |
Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни |
Сознание — это
способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных,
идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе
следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов,
социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную
действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений,
социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под
непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные
интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического
сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения
действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на
определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний
процесс осознавания.
Широкое значение: это все умственные процессы |
Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.) |
Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Особенности мышления |
|
Опосредованный характер |
Обобщённость |
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное |
Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного |
Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:
Конкретно-действенное, или практическое |
Конкретно-образное, или художественное |
Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое |
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности |
Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы |
Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе |
Бессознательное – это
совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без
участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения,
гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление
новых идей, автоматические действия, патологические состояния.
ПРАКТИКА
Выберите верные суждения о свойствах человека, имеющих социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об использовании учёными эмпирических методов познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.