Класс 9
Урок литературы .
Тема. Грусть, тревога и жажда сочувствия в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».
Цели:
1. обучение анализу лирического произведения;
2. развитие аналитических умений и навыков учащихся, развитие речи;
3. формирование прочной нравственной позиции обучающихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока, целей, зачитать эпиграф: « На свете нет боли сильней одиночества» (Л.Н.Токарев)
Работа над темой урока.
Вступительное слово учителя:
- Пушкин – солнце русской поэзии. А вот поэзию Лермонтова можно сравнить с лунным сиянием. Печальная, щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть, потому, что герои его стихотворений и поэм часто одиноки. Одиночество – одна из главных тем поэзии Лермонтова. Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Листок», в котором тоже присутствует эта тема.
Сообщение подготовленного ученика об истории написания стихотворения «Листок»(1841):
«После кратковременного отпуска М.Ю.Лермонтова снова отправляют на Кавказ. Накануне отъезда он заехал проститься со своим другом – детским писателем Владимиром Фёдоровичем Одоевским.
Михаил Юрьевич был грустен и говорил о смерти. Одоевский подарил ему небольшой альбом в коричневом кожаном переплёте. На первой странице Одоевский сделал надпись: «Поэту Лермонтову даётся сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне её сам, и всю исписанную».
Первые страницы альбома Лермонтов заполнил в пути. Были написаны стихотворения «Спор», «Сон», «Утёс», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» - стихотворения одно лучше другого.
- Послушайте, пожалуйста, это стихотворение (читает подготовленный ученик).
Беседа после прочтения.
- Какие чувства вы испытали при чтении стихотворения?
(грусти, жалости, сочувствия листочку)
- Что вы мысленно представляли, когда слушали стихотворение?
- Кто объяснит слово «чинара»?
Название для многих из вас незнакомо. Мы обратимся за консультацией к знатоку биологии.
Подготовленный ученик читает (или рассказывает) о чинаре:
- Большая Советская энциклопедия:
«Чинара – платан восточный – род листопадных деревьев.
Высота дерева – 30 – 45 метров. Известны гигантские деревья. В Грузии обхват дерева в окружности достигает 7 метров, в Ливии – 22 метра. Крона шатровая, достигает огромных размеров.
Кора гладкая, светло – оливковая, с зелёноватыми или желтоватыми пятнами. Листья трёх или пятилопастные. Цветёт весной. Плоды созревают осенью. Долговечен. Доживает до 2000 лет.
Платан считают вредным для здоровья людей, так как он засоряет воздух многочисленными волосками от листьев и плодов».
Учитель:
- Спасибо за полезную информацию. Обратимся к тексту стихотворения.
- Ребята, есть герои в этом стихотворении? Назовите.
(Листок и чинара)
- Расскажите сюжет.
(Дубовый листок оторвался от ветки, улетел. Ветер пригнал его к морю. Он одинок. Дальше лететь некуда, т.к. море – гибель. Листок просит у чинары, росшей неподалёку приюта, но она отказывает страннику. Он пылен, стар, не пара сыновьям чинары).
- Перечитайте первую строфу. Что вы заметили?
(При затруднении задать наводящий вопрос: «Какие слова в первой строфе подсказывают, что история дубового листка похожа на человеческую судьбу?»)
(- Листок оторвался, укатился, докатился.)
- Как в литературе называется такой художественный приём?
(-Олицетворением.)
_ Что такое олицетворение?
( Олицетворение – перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.).
Работа с рисунками ( опережающее задание к уроку), цветописью.
-Обратимся к вашим рисункам. Какие цветовые гаммы мы наблюдаем в изображении мира чинары?
(Листочки зелёные, небо, море голубые или синие, солнышко оранжевое).
- Найдите, пожалуйста, значение каждого цвета и зачитайте (распечатки у каждого ребёнка).
( Зелёный – символ юности, надежды и веселья. Синий – символ высшей гармонии. Оранжевый – символ солнца, радости.)
- Проанализируйте и сделайте вывод, что помогает нам увидеть цветопись?
(-Цвет указывает на процветание чинары, благополучие.)
- Обратимся к изображению дубового листочка. Какие цветовые гаммы мы наблюдаем?
(- Жёлто – коричневый)
- Проанализируйте значения этих цветов.
(- Жёлтый – символ увядания, болезни. Коричневый - символ тревожности, переживаний.)
- Сделайте вывод.
( - Цвет помогает нам понять увядание листочка, его одиночество.)
Характеристики героев.
-Запишите на листочке под вашими рисунками слова, характеризующие героев стихотворения.
( Листочек - странник, бедный листочек, один, пришелец.
Чинара – высокая, младая, зелёные ветви.)
- Что вы заметили? Какой художественный приём использовал Лермонтов?
( Антитезу)
- Расскажите, что это такое.
( -Антитеза – это противопоставление образов, понятий.)
-Найдите , что противопоставлено в стихотворении?
(- Листок – чинара, море – степь, солнце – отчизна суровая, пылен, жёлт – свежие сыны, зелёные ветви.
- Назовите, какие ещё средства выразительности в стихотворении.
( - Эпитеты – ветка родимая, буря жестокая, чинара младая и другие. Метафоры, олицетворения, диалог, однородные члены предложения, инверсия и другое).
- Вспомните, пожалуйста, басни, где под видом животных изображаются определённые лица или общественные явления: лиса – хитрость, заяц – трусость. Как называется такой приём?
(-Иносказание или аллегория.)
- Расскажите об этом приёме.
(- Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.)
- Назовите черты героев стихотворения.
(-Листок – одиночество, символ изгнания. Чинара – спокойствие, самодовольство.)
- Образ листочка однозначен или многозначен?
(- Многозначен. Видна судьба самого поэта, гонимого из Петербурга(«отчизны суровой») на Кавказ, где шла война. Вспомните строчки из стихотворения «Тучи» « с милого севера в сторону южную». Что ждёт его самого?.. Неизвестно.
Работа по теории стихосложения.
-Вспомним теорию стихосложения.
- Что такое «стих»?
( 1 строка)
- Как рифмуются стихи в данном стихотворении?
(аабб – парная рифма)
- Поставьте ударение в словах двух строчек, графически изобразите, ударный – безударный слоги, определите , каким размером написано стихотворение.
(- Амфибрахий, пятистопный амфибрахий)
- И это неслучайно, амфибрахий – певучий, передающий равномерное движение.
Подведение итогов.
- Ребята, какие чувства вызвали строки стихотворения?
(Очень жалко листочек)
- Помните, пожалуйста, слова (обращение к эпиграфу): «На свете нет боли сильней одиночества…»
И будьте внимательнее и добрее к окружающим людям.
- Кому понравился урок прикрепит зелёный листочек к дереву на доске, кому чего – то не хватило – жёлтый, кому не понравился урок – чёрный. На листочках оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание: написать от имени листочка рассказ о путешествии к Чёрному морю из «отчизны суровой».
- Спасибо за урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.