М.Ю.Лермонтов.Жизненный и творческий путь.Урок литературы в 5 классе
Оценка 4.9

М.Ю.Лермонтов.Жизненный и творческий путь.Урок литературы в 5 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
04.01.2022
М.Ю.Лермонтов.Жизненный и творческий путь.Урок литературы в 5 классе
М.Ю.Лермонтов.Жизненный и творческий путь.Урок литературы в 5 классе
Жизн.и творч.путь Лермонтова.docx

Урок литературы в 5 «А» классе

Учителя русского языка и литературы Бахтина Сергея Федоровича

 

Тема: «М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь»

Цели: 1) познакомить учащихся с фактами биографии поэта, условиями, в которых формировался его характер;

1)      дать первое представление о своеобразии лирики Лермонтова, 3) повторить понятие рифмы;

2)      воспитывать трудолюбие на примере жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, прививать любовь к Родине, родной земле.

План.

I. Организация на урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой русского поэта М. Ю. Лермонтова и особенностями его поэзии.

III. Проверка домашнего задания.

- Дома вы закончили читать сказку А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

1. -  Что обещал князь Владимир тому, кто вернет ему дочь? (Людмилу в жены и полцарства)

- Как узнал Руслан о судьбе Людмилы? (С помощью Финна, старца в пещере)

- Кто такая Наина?

- Кем она оборачивалась? (Кошкой, драконом)

- Как выглядел Черномор? (Горбатый карлик с обритой головой и длинной бородой)

- Каким волшебством обладала шапка Черномора? (Шапка-невидимка)

- Кем  раньше был Голова? (Великаном-богатырем, братом Черномора, предательски им убитым)

2. Отрывки. Кто это?

1) …Мысль о потерянной невесте его терзает и томит. (Руслан)

2) В пещере старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая…(Финн)

3) Старушка дряхлая, седая, Глазами впалыми сверкая, С горбом, с трясучей головой…(Наина)

4) Покрылись кудри золотые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман. (Людмила)

5) Огромны очи сном объяты; Храпит, качая шлем пернатый, И перья в темной высоте, Как тени, ходят, развеваясь. (Голова)

3. Показать иллюстрации из других сказок Пушкина.

IV. Новая тема.

1. Имя Пушкина известно всем. Его произведения любят и взрослые, и дети. Известность к Пушкину пришла еще при жизни. Его знали и уважали современники. Он был поэтическим кумиром для Лермонтова. Гибель любимого поэта потрясла Лермонтова, и он бросил в лицо «свободы, гения и славы палачам» «железный стих, объятый горечью и злостью».

            Погиб поэт – невольник чести,

            Пал, оклеветанный молвой

            С свинцом в груди и жаждой мести,

            Поникнув гордой головой…

Один из современников писал: «Стихотворение «Смерть поэта» возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина».

Это стихотворение при дворе было воспринято как «непозволительные стихи». Лермонтова отправляют на Кавказ в первую ссылку.

2. Биография.

М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Михайловича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой. (Слайд )

Его бабушка по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева (Слайд) из знатного рода и была против этого брака, поэтому сразу невзлюбила своего зятя – отца Лермонтова. Мать Лермонтова очень сильно переживала из-за плохих отношений между ее мужем и матерью. В 1817 году она заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21года (Лермонтову было 3 года). (Слайд)

Бабушка забрала к себе внука и занималась его воспитанием. В детстве Лермонтов много болел. Был надолго прикован к постели. Отца видел редко. Бабушка запрещала им видеться. Она окружила его заботой и лаской, не жалела ни сил, ни средств для учебы. Рос он талантливым ребенком.

Он овладел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи. В родовом имении Тарханы Лермонтов полюбил красоту родной природы.(Слайд)

Но семейная драма наложила свой отпечаток на его характер. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Трудно сказать, кто был прав, кто виноват в семейной распре.

Лермонтовы – дворянский род, уходящий своими корнями в глубокое прошлое, где легенда и реальность давно сплелись воедино. Одно семейное предание особенно полюбились Лермонтову. Предание о шотландских предках-рыцарях и поэтах. История гласила, что в 13 веке вблизи шотландского городка Мельроза стоял замок Эрсильдок, где жил знаменитый рыцарь Томас Лермонт. Он был известен как поэт и прорицатель, предсказавший шотландскому королю Альфреду 3 его неожиданную и случайную смерть. Его конец был загадочен: он пропал без вести, уйдя вслед за двумя белыми оленями, присланными за ним, как говорили, из царства фей.

Лермонтов много болел. В 10 лет бабушка отвезла его для лечения на Кавказ. Лермонтов считал Кавказ своей поэтической родиной. (Слайд)

В 1830 – 32 г.г. – учеба в Московском университете. Принял участие в бурной студенческой выходке. Ему посоветовали уйти.

Затем 2 года в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Лермонтов называет эти 2 года «ужасными». (Слайд) За участие в дуэли в 1840 году направлен в Тенгинский пехотный полк в действующую армию, которая вела бои на Северном Кавказе. (Слайд)

В Пятигорске Лермонтов встретил приятеля по юнкерской школе Мартынова. Хватило язвительной шутки, на которые Лермонтов никогда не скупился, чтобы вызвать поэта на дуэль.

(15) 27 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с молнией и градом. И в это самое мгновение отказавшийся стрелять в Мартынова Лермонтов был убит им в 5 шагах – в грудь, навылет – между горами Машуком и Бештау.

В часовне усадьбы Тарханы покоится прах поэта, который был перевезен с Кавказа.

3. Стихотворение «Парус»

1) На Кавказе Лермонтов увидел море и полюбил его. Море удивляет изменчивостью и непостоянством, то оно безмятежно спокойно, то пенится и шумит, то вздымаются волны и угрожающе набегают на берег. (Слайд)

-- Прослушайте стихотворение «Парус». О чем размышляет поэт, увидев море и белеющий парус?

 (Читает Гейченков А.)

2) Работа по учебнику.

Первое четверостишие.

- Какие цвета встречаем?

- Какие вопросы задает автор?

- К кому обращается?

Второе четверостишие.

- Какие картины мы видим? (Бури)

- О чем сожалеет автор? (Счастья не ищет и не от счастия бежит)

Третье четверостишие.

- Какие цвета?

- В чем видит счастье поэт? (В борьбе)

- Кого подразумевает автор под парусом? (Себя)

- Почему пару одинокий?

V. Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Парус»

VI. Итог урока.

- Какова основная тема лирики Лермонтова?

VII. Организация на перерыв.

 

 

 

 

 


 

Урок литературы в 5 «А» классе

Урок литературы в 5 «А» классе

Кем раньше был Голова? (Великаном-богатырем, братом

Кем раньше был Голова? (Великаном-богатырем, братом

Биография. М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана

Биография. М.Ю.Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана

Лермонтов много болел. В 10 лет бабушка отвезла его для лечения на

Лермонтов много болел. В 10 лет бабушка отвезла его для лечения на

К кому обращается? Второе четверостишие

К кому обращается? Второе четверостишие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2022