Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

  • docx
  • 30.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Некрасов Желез дор.docx

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:

«Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цель: изучение биографии Н.А.Некрасова; обучение анализу стихотворения «Железная дорога»

Задачи:

Образовательные: способствовать расширению знаний о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, представлений обучающихся об исторических событиях 19 в. в России; познакомить с текстом стихотворения Н.А.Некрасова через выразительное чтение учителем; показать роль пейзажа в стихотворении; выявить назначение эпиграфа и соотнести его с содержанием произведения; показать, как Н.А.Некрасов рисует многострадальный народ.

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, навыков синтеза и анализа, творческих способностей, речи учащихся, коммуникативных навыков

Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся чувства гражданственности, патриотизма, чувства сострадания к обездоленному народу, гордости за его духовную силу, интереса к творчеству Н.А.Некрасова; формированию положительной «Я-концепции» подростков.                                                   Эпиграф

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Н.А.Некрасов

Ход урока

1. Орг. момент 

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

Работа с эпиграфом

Обратите внимание на эпиграф. Эти строки взяты из известного стихотворения Н.А.Некрасова "Поэт и гражданин".

- Вспомните, что такое эпиграф(Краткое изречение, которое автор даёт перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль)Какова же, по-вашему, главная мысль предстоящего урока?

Сегодня мы продолжим знакомство с биографией Н.А.Некрасова, этого замечательного человека, окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином.

4. Изучение нового материала

1) Биография Н.А.Некрасова:

- работа со статьёй учебника

-Какие черты личности проявились у молодого Некрасова? (Самостоятельность, решительность – наперекор отцу строил свою жизнь сам; упорство, трудолюбие – добился признания ка поэт, выбрался из нужды; любовь к людям и родной природе – в самых обыкновенных людях он замечал красоту души; умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном.)

Брак родителей Н. Некрасова не был счастлив. Крестьяне ненавидели Алексея Сергеевича, не любила, боялась его и семья. Неприютно и страшно было в доме, похожем на тюрьму. Он бил детей, жестоко обращался с женой. Во всём противоположная своему мужу, Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им всё время. Всеми силами старалась она оберегать детей от деспотизма мужа и не давала проникнуть влиянию пороков в их восприимчивые сердца. Не раз случалось им, обнявшись, плакать где-нибудь украдкой. К Елене Андреевне приходили искать защиты и помощи крестьяне, и она, как могла, помогала им. Однажды Алексей Сергеевич привязал жену в наказание за её заступничество за крестьян к старой липе и категорически запретил кому-либо подходить к ней и облегчать её страдания. Николай. Несмотря на это запрещение, подходил к изнемогающей от летнего зноя матери и поил её водой (обратиться ещё раз к эпиграфу урока).

Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери. Она оказала огромное влияние на формирование его взглядов, на его духовное и нравственное развитие. Именно Некрасову принадлежат выражения «Родина-мать», «матушка-Русь». Это он своей чистой сыновней любовью к родине, всей своей жизнью и творчеством навечно утвердил кровную связь двух великих слов и стал не просто поэтом, а поэтом и гражданином.

2) Переход к изучению стихотворения ««Железная дорога»

- Мы познакомились с биографией Н.А.Некрасова, а сейчас мы обратимся к его замечательному стихотворению «Железная дорога»: окунемся в ту эпоху, когда писалось стихотворение, обратим внимание на построение произведения, художественные приемы, помогающие поэту нарисовать образ Родины и картину подневольного труда крестьян. Работа с 1 и 2 частью стихотворения.

Беседа

- Что вы можете сказать о железной дороге вообще? Наверное, каждый ездил куда-то на поезде, а задумывались ли вы о том, кто и когда строил эту дорогу?

История написания

- Вам ни о чем не говорит дата: 1861 год? ( В этом году произошла отмена крепостного права)

19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков)

- Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют воспоминания Н.Г.Чернышевского (это писатель, с творчеством которого вы познакомитесь позже, друг Н.А.Некрасова): «В день объявления воли я пришел и застал его в кровати. Он был в крайне подавленном состоянии, кругом лежали разные части «Положения» о крестьянах. « Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет. Это чистый обман, издевательство над крестьянами».А спустя год автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога»(1862).

Историческая справка о строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом

В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842-1851 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.

Легенды, связанные с дорогой

• Существовала легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провёл линию. Возле Мсты карандаш, который держала одна рука императора, наткнулся на палец другой руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнить.

• В день открытия железной дороги произошёл конфуз. Один услужливый царский чиновник, желая выслужиться перед начальством, приказал выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.

Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

Все это припомнилось Н.А.Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

- Как вы думаете, почему? (Он не мог забыть о несчастной судьбе тех крепостных людей, которые строили эту дорогу)

- Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога".

Работа с эпиграфом.

- Что же предваряет текст стихотворения? (Эпиграф)

- В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- На что настраивает нас эпиграф? Мы можем предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? ( Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)

- Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении говорится, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

- Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.

- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ)

Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.

Словарная работа

§ ядрёный - свежий, здоровый

§ кочи - кочки

§ обаяние - незнание правды, неведение

§ - Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун)

§ лопата - заступ

Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (осенний пейзаж).

- Каким настроением она проникнута? (бодрости, ясности, покоя).

- Какое восклицание повторяется дважды? ("Славная осень!").

- Какая строка передаёт состояние умиротворения? ("Всё хорошо под сиянием лунным").

-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?

(Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство).

-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.

- Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо).

- Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие) (слайд 12)

- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.

Работа над II главой стихотворения.

Беседа.

- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей).

-По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода.

-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"

- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада)

Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим.

-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья?

-Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический)

- Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).

- А теперь зачитайте его описание в стихотворении.

- Какие чувства вызвало у вас описание белоруса?

5. Подведение итогов урока

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Чему вы научились?

- Какой жизненный урок извлекли из знакомства с биографией Н.А.Некрасова и его произведением «Железная дорога»?

6. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения (или 1 часть, или 3 последних строфы 2-ой части)