Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Вигская средняя общеобразовательная школа |
Методическая разработка урока |
Тема: Правописание н и нн в суффиксе прилагательных |
|
Автор: Князева Ольга Александровна учитель русского языка и литературы МКОУ Вигская СОШ Чухломского муниципального района Костромской области
|
2012 год |
|
|
Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: - Н- НН- в суффиксах прилагательных
Место занятия в системе уроков:
На изучение темы «Н и нн в суффиксах прилагательных отводится по программе Бабайцевой В.В. 2 часа. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность учащихся.
Система уроков по теме «Словообразование прилагательных при помощи суффиксов включает в себя 3 урока:
Два урока - Правописание н и нн в суффиксах прилагательных – урок объяснения (первый), предполагающий изучение правила написания - н- и - нн -в суффиксах прилагательных и первичное его закрепление; второй урок - закрепление знаний по теме.
Третий урок – Образование прилагательных с помощью суффиксов - к- и - ск-
Тема «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных» связана с предыдущей темой: «Правописание суффиксов существительных» и с последующей темой: «Правописание н и нн в суффиксах наречий». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого.
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме.
Образовательные задачи:
- Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Н-нн в суффиксах прилагательных».
- Сформировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой (уметь находить, писать, обозначать графически).
- Углубить представление учащихся о словообразовательной системе русского языка.
- Сформировать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.
Развивающие задачи:
1. Развитие речи.
- Обогащение речи школьников.
- Развитие умения распознавать имена прилагательные в речи.
- Развитие умения анализировать тексты малого объёма.
- Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- Развитие орфографической зоркости.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание нравственных качеств:
- товарищества;
- деликатности;
- дисциплинированности;
- ответственности;
- способности сопереживать;
- самоуважения.
2. Воспитание бережного отношения к родному языку, его богатству.
3. Воспитание любви к красоте родной природы.
Учащиеся должны знать: правило правописания «Н-нн в суффиксах прилагательных».
Учащиеся должны уметь: правильно писать прилагательные с изучаемой орфограммой; выделять графически, объяснять правописание; уметь употреблять в речи прилагательные с данной орфограммой.
Оборудование:
Раздаточный материал на каждого.
Электронная презентация «Н – нн в суффиксах прилагательных».
Репродукции картин о зиме.
Мультимедийный проектор.
Лидман-Орлова Г.К. Русский язык. Практика. 6 класс. – М., 2000
Бабайцева.В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс. – М., 2005
Методическое обоснование
Урок « Н-НН в суффиксах прилагательных» является актуальным. В программе по русскому языку записано, что каждый учащийся «должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации». Знание правила - это путь к орфографической грамотности учащихся. В настоящее время уровень орфографической грамотности школьников снизился.
Тип урока: объяснение нового материала
Урок проводится в инновационной форме.
Структура урока:
1. Организационный момент - 1 мин.
Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.
2. Актуализация знаний – 8 мин
Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе. Составляя высказывание на лингвистическую тему, учащиеся развиваюя коммуникативные навыки и умения; обогащают словарь. Упражнение на выделение суффиксов в прилагательных совершенствует умения выполнять морфемно-словообразовательный разбор, формирует внимание и интерес к слову.
Создание проблемной ситуации способствует развитию познавательного интереса к предмету. Беседа эвристического характера позволяет живо, заинтересованно обсудить орфографическую проблему, способствует развитию абстрактно-логического мышления. Побуждение к формулированию проблемы способствует развитие умения анализировать, и обобщать.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, и способствует созданию установки на ее реализацию, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах.
Использование презентации способствует повышению эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мльтимедийных эффектов, развивается наглядно-образное мышление.
3. Изучение нового материала - 9 минут.
Парная работа способствует развитию толерантности, умению прислушиваться к мнению партнёра. Ребята общаются на языке предмета, что способствует формированию лингвистической грамотности. Формируется умение давать аргументированный ответ. Когда учащиеся проверяют свои гипотезы, развивается логическое мышления, память.
Работая с учебником, ребята учатся выделять главную мысль, находить в тексте ответы на вопросы, развивают познавательную активность. Первичное закрепление и обобщение нового проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому.
4. Закрепление нового материала - 20 минут.
Работа по опорному конспекту способствует закреплению умений и навыков по новому материалу. Частично-поисковый характер деятельности активизирует мыслительные процессы, развивает орфографическую зоркость, способствует выработке учебных навыков (графическое выделение орфограмм).
Работа с поэтическими текстами способствует развитию воображения, зрительной памяти. Ведётся работа по формированию умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.
Игровой момент стимулирует познавательную активность, развивает умения обнаруживать орфограмму на слух.
Использование презентации и аудиозаписи способствует развитию образного мышления. Проведение здоровьесберегающей паузы– предупреждение утомляемости учащихся; снятие психологического напряжения; активизация внимания, памяти. Кроме того, решается проблема колебания внимания, эмоционально вялые дети включаются в работу, ребята не утомляются.
Проводится работа по развитию речи, в ходе которой формируется умение создавать высказывание научного стиля, используя тип речи рассуждение; совершенствуется речевая деятельность.
5. Подведение итогов - 4 минуты
Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Информации о домашнем задании - 3 минуты
Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности класса, ребята получают дифференцированное задание. Уч-ся предоставляется возможность выбора задания по желанию и по степени сложности
Методическая и лингвистическая литература:
1. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986
2. Стрелкова Л.Ф. Технологии проблемного и развивающего обучения. – Волгоград 2012
3. Крамаренко Н.О. Поурочные планы. Русский язык 6 класс – Волгоград 2004
Ход урока
Методы, приёмы, формы работы, виды деятельности учащихся. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Приветствую учащихся, проверяю внешний вид и организацию рабочих мест. Прошу записать число и классная работа.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, быстро включаются в деловой режим. |
3. Актуализация знаний
Метод: частично-поисковый. Форма работы: коллективная
Метод: репродуктивный Приём: речевое упражнение. Форма работы: коллективная, индивидуальная
Метод: частично-поисковый. Работа с орфограммой Форма работы: коллективная индивидуальная
Эвристический метод. Решение орфографической проблемы. Форма работы: коллективная индивидуальная
|
1.Прошу ребят отгадать загадку: Он слетает серебряной стаей, И сверкает на лету. Звёздочкой стеклянной Тает на ладони и во рту. Он на солнышке - румяный, В лунном свете – голубой. Он за ворот и в карманы Залетает к нам с тобой.
2. Второй раз читаю загадку и прошу уч-ся выписать имена прилагательные.
3.Даю задания: -докажите, что выписанные слова являются именами прилагательными. Слушаю, корректирую ответ.
- Найдите слова, которые образованы суффиксальным способом. Графически обозначьте морфему, с помощью которой образовано данное прилагательное.
Спрашиваю ребят: - В каких словах вы не обозначили суффиксы, почему?
- Сколько Н вы записали в выделенных суффиксах?
- Почему так получилось?
- Какова будет тема нашего урока?
Уточняю, показываю слайд №1, прошу записать в тетрадь.
- Каковы цели урока? Выслушиваю мнения ребят, корректирую, показываю слайд №2.
|
Отгадывают загадку: - Снег.
Выписывают прилагательные.
1 ученик в форме рассуждения доказывает, что выписанные слова являются прилагательными (называет грамматическое значение, морфологические признаки)
Учащиеся в тетрадях выделяют суффиксы прилагательных. Называют прилагательные, образованные суффиксальным способом: - прилагательное серебряной образовано от сущ. серебро с помощью суффикса - ян-…
Учащиеся называют слова румяный и голубой. Объясняют, что основа в этих словах состоит из корня. Учащиеся высказывают свои мнения.
Желаемый ответ: - Не знаем правило правописания Н-НН в суффиксах прилагательных.
Учащиеся формулируют тему урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных». Записывают в тетрадь.
Желаемый ответ: - Познакомиться с правилом правописания « Н-НН в суффиксах прилагательных»; научиться правильно записывать прилагательные на изучаемую орфограмму». |
3. Изучение нового материала
Метод: частично-поисковый. Форма работы: коллективная, в парах |
1. Для решения орфографической проблемы предлагаю перейти к работе с раздаточным материалом. ( См. приложение №1)
Даю задание: - объединитесь в пары и проанализируйте данные прилагательные. Попробуйте ответить на вопрос: в каких суффиксах прилагательных пишется Н? в каких – НН?
Работа с учебником Предлагаю ребятам проверить свои предположения. Прошу открыть учебник, параграф 106: - посмотрите правило;
- прочтите правило про себя;
-прочтите вслух. Задаю вопросы:
- подтвердились ли наши предположения?
- что нового вы узнали? - как графически обозначена орфограмма?
|
Внимательно слушают учителя.
Работают в парах с раздаточным материалом, обсуждают проблему.
Высказывают свои гипотезы, аргументируют ответ.
Учащиеся просматривают правило (просмотровое прочтение). Учащиеся читают правило про себя ( ознакомительное прочтение).
1 ученик читает, остальные слушают ( изучающее прочтение).
Свои предположения сопоставляют с полученной информацией из учебника, отслеживают собственное понимание, отвечают на вопросы. Называют слова-исключения.
|
4. Закрепление нового материала Метод: информационно-рецептивный Приём: составление опорного конспекта Форма работы: коллективная индивидуальная
Творческий метод Деловая игра Форма работы: коллективная индивидуальная
Метод: репродуктивный Приём: коррекционная работа Форма работы: коллективная, индивидуальная
|
1. Предлагаю составить опорный конспект. Следуя тексту в учебнике, с помощью презентации комментирую ОК. (Слайд№3). Даю образец ответа по ОК.
Предлагаю ребятам попробовать себя в роли учителя и рассказать по ОК правило правописания Н-НН в суффиксах прилагательных.
Анализирую ответ уч-ся, оцениваю.
2. Предлагаю уч-ся проверить выписанные из загадки прилагательные, устно объяснить правописание суффиксов
Прошу учащихся ещё раз проверить правильность записей. Показываю слайд №4
|
Внимательно слушают, записывают ОК в рабочие тетради.
1ученик рассказывает правило по ОК. Остальные слушают, запоминают, осознают.
Учащиеся вслух объясняют правописание суффиксов прилагательных, исправляют ошибки.
Сверяют выполненное задание с образцом. |
Здоровьесберегающая пауза |
Провожу физкультминутку, читая наизусть стихотворный текст. Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи. Любопытная Варвара Теперь Варвара смотрит вверх! А теперь посмотрим вниз - Мышцы шеи напряглись! А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.
|
Выполняют упражнение. |
Метод: репродуктивный Приём: по опорному конспекту Форма работы: индивидуальная
Творческий метод игра Форма работы: коллективная индивидуальная
Творческий метод Форма работы: коллективная
Творческий метод Работа с текстом Форма работы: коллективная, индивидуальная
|
1. Предлагаю перейти к следующему заданию: -Выпишите из поэтических текстов прилагательные в два столбика: в первый прилагательные, в которых НН, а во второй – Н. Обозначьте условия выбора букв н - нн в суффиксах прилагательных. ( см. приложение №2)
Слежу за выполнением работы всеми учащимися, оказываю дифференцированную помощь.
Прошу 1 ученика прочитать прилагательные, записанные в 1-ую колонку, объяснить орфограмму; 2 ученика прочитать прилагательные, записанные во 2-ую колонку. Слушаю, поправляю, корректирую ответы.
По окончании проверки предлагаю ещё раз проверить правильность своей работы. Демонстрирую слайд №5.
Прошу поднять руки тем уч-ся, которые выполнили задание без ошибок. Поощряю похвалой за успешную работу.
2.Предлагаю ребятам игру «Снежки». Объясняю правила игры: - Я вам бросаю мяч и называю прилагательное на изучаемую орфограмму. Ваша задача – объяснить, сколько Н пишется в данном слове. Даю образец ответа. 3.Сообщаю: -Чтобы хорошо справиться с последним заданием, давайте попутешествуем по зимнему лесу. Демонстрирую слайды №№ 6-10 на фоне музыки. ( П.И. Чайковский «Времена года»)
4. Предлагаю перейти к работе с раздаточным материалом. (См. приложение №3) Объясняю задание: - Запишите текст, заменяя сущ., данные в скобках, на прилагательные с изучаемой орфограммой. Графически обозначьте орфограмму.
Прошу ребят прочитать получившийся текст;
Предлагаю ответить на вопросы: - в заголовке текста отражена тема или идея текста?
- определите стиль текста.
Сообщаю ребятам, что орфографическое оформление текста я проверю сама, прошу тетради сдать.
|
Слушают, осознают задание, приступают к выполнению.
Опираясь на ОК, выполняют задание.
2 ученика читают и объясняют орфограммы. Остальные слушают, поправляют, проверяют правильность своей работы.
Осуществляют самоконтроль, корректируют знания и умения.
Учащиеся ловят мячик и объясняют, сколько Н пишется в данном слове: - прилагательное орлиный образовано от сущ. орёл с помощью –ин- со зн. Учащиеся ловят мячик и объясняют, сколько Н пишется в данном слове: - прилагательное орлиный образовано от сущ. орёл с помощью –ин- со зн. «принадлежности», поэтому пишется Н
Слушают музыку, рассматривают слайды.
Самостоятельно записывают текст, выполняя задание.
1 ученик выразительно читает записанный текст, остальные внимательно слушают, проверяют. Высказывают свои мнения, приходят к выводу, что в заголовке отражена идея текста.
Называют художественный стиль, черты художественного стиля: сферу употребления, стилевые черты, характерные языковые средства
Сдают тетради. |
5. Подведение итогов Метод: репродуктивный Приём: Беседа Форма работы: коллективная, индивидуальная
|
Подвожу итоги урока. Прошу ребят ответить на вопросы: - какие задачи стояли перед нами сегодня на уроке? - смогли ли реализовать их? -что показалось особенно важным? Интересным? Благодарю всех за работу на уроке, называю особенно активных уч-ся, поощряю похвалой за правильные и грамотные ответы. Выставляю оценки в журнал
|
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, помогают в оценке ответов уч-ся |
6. Домашнее задание |
Знакомлю уч-ся с домашним заданием. Демонстрирую слайд № 11. Добиваюсь, чтобы домашнее задание было понято всеми уч-ся: - выполнить упражнение 337; - написать сочинение-миниатюру на тему «Зима», используя прилагательные на изученную орфограмму.
|
Внимательно слушают объяснение учителя, задают уточняющие вопросы, выбирают задание и записывают в дневники. |
Приложение №1
Глиняный, серебряный, туманный, информационный, карманный, мужественный, длинный, естественный, революционный, журавлиный.
Приложение №2
1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчи…ую шкуру
Осли…ые губы и ноздри вола.
2. И стоит берёза в со…ой тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
3. Ты любишь ледя…ой январь,
Безветрье, стужу зверскую.
А я – лютующий февраль,
Метель, позёмку дерзкую.
4. Свет луны, таинств…ый и дли…ый.
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавл…ых
Не разлюбит отчие поля.
5. – Что же за всем этим будет? – А будет январь!
– Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю,
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
Этот с картинками вьюги стари….ый букварь.
Приложение №3
Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает (праздник) и (торжество). Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось (чудеса). Придорожные былинки превратились в белые (стекло) цветы, а кусты шиповника – в причудливые (искусство) кружева. Шишки сосен вблизи напоминали (лед) кудри великана. Заиндевелые берёзки казались (таинство) призраками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.