ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3 класс
Учитель Пашаева Э.Э.
Дата 09.12.2021
Урок 39
Тема: Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Тема: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цели: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; ознакомить с его новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова; оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Н.А. Некрасова, его портрет, презентация по теме.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
с.168 – выразительное чтение; с.169-чтение стихотворения наизусть.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко. Читаем все вместе, медленно.(карточки)
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит автор?
(Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)
— К чему призывает автор?
(Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)
— Прочитаем выразительно.
IV. Работа по теме урока
1). Беседа
— Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некрасова. Прочитайте, как оно называется.
(«Дедушка Мазай и зайцы».)
— Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем текст?
(Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев.)
2). Чтение стихотворения учителем
— Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило?
(Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев.
Удивило то, как зайцы были послушны.
Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о зайчихе:
Еле жива, а толста, как купчиха!/
Я ее, дуру, накрыл зипуном...)
Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1). Работа по ПРЕЗЕНТАЦИИ
Слайд 2:
-О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай? Когда произошёл этот случай?
Слайд3:
Словарная работа:
Силки – петли для ловли птиц и мелких животных.
Багры - шесты с металлическим крюком и острием.
Тягота – тяжесть, груз.
Потеха – забава, веселье.
Лопочут – говорят много, быстро, неясно.
Гуторить – беседовать.
Ухнул – издал резкий звук.
Аршин — старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Сажень — старинная русская мера длины, чуть более двух метров, равная трем аршинам.
Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.(карточка)
Слайд4:
Назовите близкие по смыслу слова (синонимы)
Кабы – если
Гинут – погибают
Этак гуторя – так беседуя
Чур – только
Дали стречка – стремительно убежали
2). Чтение стихотворения учащимися.
3). Беседа после чтения
- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?
(Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
(Бревен нагоняет много в половодье весной.Он их собирал.)
- Нарисуйте словами картину половодья.
(Словесное рисование детьми.)
- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков?
(Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко,
горемыка, плуты косые.)
- Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте отрывок.
(Мимо бревно суковатое плыло, /
Сидя, и стоя, и лежа пластом, /
Зайцев с десяток спасалось на нем. /
«Взял бы я вас — да потопите лодку!» /
Жаль их, однако, да жаль и находку —/
Язацепился багром за сучок/
И за собою бревно поволок...)
- Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»?
(Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)
4). Озаглавливание иллюстраций к стихотворению.
Слайды 5-11.
-Посмотрите на рисунки и подумайте, как их можно озаглавить. Найдите названия в тексте.
5). Подготовка к выразительному чтению
6). Выразительное чтение учащимися.
I. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Можно ли сказать, что в произведении изображен не сказочный, а реальный случай из жизни?
— Как относится поэт к главному герою?
VIII. Домашнее задание
С.170-172 – выразительное чтение стихотворения.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.