Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)
Оценка 5

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Оценка 5
Презентации учебные +1
pptx
22.05.2021
Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)
Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)
Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку).pptx

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Будьте не мёртвые, а живые души

Будьте не мёртвые, а живые души

«Будьте не мёртвые, а живые души.
Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом...»
(Н.В. Гоголь)

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Сохранилось свидетельство Александра

Сохранилось свидетельство Александра

Сохранилось свидетельство Александра Матвеевича Бухарева, в монашестве архимандрита Феодора, лично знакомого с Николаем Васильевичем: «Я спросил у Гоголя, чем закончатся «Мертвые души». Он как бы затруднился ответить на это. Но я спросил только: «Мне хочется знать, оживет ли как следует Чичиков?» И Гоголь ответил: «Да, это непременно будет» и что этому будет способствовать его встреча с царем». «А другие герои? Воскреснут ли они?» – спросил отец Феодор. Гоголь ответил с улыбкой: «Если захотят». По всей видимости, пути к такому возрождению Гоголь и собирался показать во втором и третьем томах «Мертвых душ».

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

От вещи к человеку * В.Н. Топоров – исследователь «чудесного» в обыкновенном, говорит о «памяти вещей», о том, что вещи, которыми владел или владеет человек,…

От вещи к человеку * В.Н. Топоров – исследователь «чудесного» в обыкновенном, говорит о «памяти вещей», о том, что вещи, которыми владел или владеет человек,…

От вещи к человеку

*В.Н. Топоров – исследователь «чудесного» в обыкновенном, говорит о «памяти вещей», о том, что вещи, которыми владел или владеет человек, «помнят» своего хозяина, впитали его энергию и несут информацию о нем.
Задание:
Согласны ли вы с утверждением, что вещи, которыми владеет человек, обстановка его жилья может многое о нем «рассказать»?

Какие предметы, вещи, на ваш взгляд, являются важными при рассмотрении образов Чичикова и помещиков, указывают на их внутреннюю сущность?

Чичиков «подручный ящичек» - шкатулка, ларчик

Чичиков «подручный ящичек» - шкатулка, ларчик

Чичиков

«подручный ящичек» - шкатулка, ларчик

Плюшкин

 …

 Собакевич

 

 

Семантика слова ларец, сундучок «Шкату'лка [поль

Семантика слова ларец, сундучок «Шкату'лка [поль

Семантика слова ларец, сундучок

«Шкату'лка  [поль. szkatu;ka, szkatu;a, швед. sk;tull, нuм. Schachtel], фрн. [?, итал. scatola, ср.-лат. scatula], ларчикъ, баульчикъ, укладочка, подручный ящичекъ разнаго вида, денежный, съ письменнымъ приборомъ и пр.» (В. Даль).
Ларец и ларчик – уменьшительные формы  слова «ларь»: в древнерусск. - ящик с богатой одеждой, ящик для хранения книг и драгоценностей. В новгородских говорах ларь – домовина, гроб.
  У Гоголя ларец – синонимичен – сундучок. Получив должность, он тут же «сундук свой … отправил секретно домой и на другой день очутился уже на другой квартире».
Слово «сундучок» заимствовано из тюркских языков, в которых имеет ряд значений: сундук, ящик, урна, гроб, касса, рака. Смысловая цепочка – ларец – сундучок – ящик –  гроб (рака) – архив – сокровищница.
В европейской дохристианск.традиции  известно символическое значение ларца, сундучка как вместилища человеческой души, жизни и смерти. Ср.: ящик Пандоры, сундучок с Кощеевой смертью.

Проблемный вопрос: Оживут ли души

Проблемный вопрос: Оживут ли души

Проблемный вопрос: Оживут ли души Чичикова и помещиков в поэме?

По свидетельству А.О. Смирновой-Россет, присутствовавшей на авторском чтении 1 тома «Мертвых душ», Гоголь – «высокий христианин в душе» - был огорчен, когда увидел, что Чичиков, Манилов, Собакевич и Ноздрев возбуждают лишь смех или отвращение; «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всяк полюбит» задумал он уже тогда, - заключала Смирнова.

В поисках «прекрасного человека»: реализация мотива света в «Мертвых душах»

В поисках «прекрасного человека»: реализация мотива света в «Мертвых душах»

В поисках «прекрасного человека»: реализация мотива света в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Исследовательская деятельность.

После возвращения из Иерусалима Гоголь писал: «Блестит вдали какой-то луч спасенья: святое слово Любовь».
«Мы не прислушиваемся к тому, что происходит внутри нас, - писал Гоголь. – Между тем внутри всех нас есть источник света, хоть мы редко стремимся к тому, чтобы найти его».

Свет, огонь в христианской традиции имеет несколько значений:

Свет, огонь в христианской традиции имеет несколько значений:

Свет, огонь в христианской традиции имеет несколько значений:

Огонь Божественной Любви; Христос есть свет Мира (1 Ин 4:8),
Бог является в виде огня (Исх 3:2-5).
Ангелы имеют оненную сущность, пророк Даниил видел их в в виде «огненной реки» (Дан 7:9-10).

Свеча Свеча – символ Божественной любви, образ вечного света, а также означают свет, которым сияют праведники

Свеча Свеча – символ Божественной любви, образ вечного света, а также означают свет, которым сияют праведники

Свеча

Свеча – символ Божественной любви, образ вечного света, а также означают свет, которым сияют праведники.

Исследовательская работа: найдите в тексте «Мертвых душ» примеры света, огня, луча и пр

Исследовательская работа: найдите в тексте «Мертвых душ» примеры света, огня, луча и пр

Исследовательская работа: найдите в тексте «Мертвых душ» примеры света, огня, луча и пр. Работа по помещикам, по отдельным главам

В главе о Степане Плюшкине Чичиков «вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба», но «из сеней он попал в комнату, чуть-чуть озаренную светом, выходящим из-под широкой щели, находившейся внизу двери».

Что показывает луч в комнате? Можно ли провести параллель между беспорядком в комнате и душой человека, который в ней живет (см

Что показывает луч в комнате? Можно ли провести параллель между беспорядком в комнате и душой человека, который в ней живет (см

Что показывает луч в комнате?
Можно ли провести параллель между беспорядком в комнате и душой человека, который в ней живет (см. выше от вещи – к человеку).

У религиозного автора Иоанна Лествичника в работе «Лествица» описана подобная ситуация: (Гоголь читал эту книгу много раз!) «Солнечный луч, проникнув через щель в доме, освещает…

У религиозного автора Иоанна Лествичника в работе «Лествица» описана подобная ситуация: (Гоголь читал эту книгу много раз!) «Солнечный луч, проникнув через щель в доме, освещает…

У религиозного автора Иоанна Лествичника в работе «Лествица» описана подобная ситуация:
(Гоголь читал эту книгу много раз!)
«Солнечный луч, проникнув через щель в доме, освещает все так, что видна тончайшая пыль, носящаяся в воздухе: подобно этому, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все его грехи».

На то, что Плюшкин способен вступить на путь новой жизни, указывает и появление «теплого луча <как отблеска «божеской искры»> на его деревянном лице», когда персонаж…

На то, что Плюшкин способен вступить на путь новой жизни, указывает и появление «теплого луча <как отблеска «божеской искры»> на его деревянном лице», когда персонаж…

На то, что Плюшкин способен вступить на путь новой жизни, указывает и появление «теплого луча <как отблеска «божеской искры»> на его деревянном лице», когда персонаж вспомнил о своих друзьях.

Кроме этого, возможность спасения

Кроме этого, возможность спасения

Кроме этого, возможность спасения Плюшкина символизирует «чудно сиявший в густой темноте сада» лист клена (древа жизни).

Во втором томе «Мертвых душ» церковь «вспыхивает подобно искре»: «церковь возносила свои пять играющих верхушек

Во втором томе «Мертвых душ» церковь «вспыхивает подобно искре»: «церковь возносила свои пять играющих верхушек

Во втором томе «Мертвых душ» церковь «вспыхивает подобно искре»:
«церковь возносила свои пять играющих верхушек. На всех их были золотые прорезные кресты <…>
все издали сверкало».

Мотив «адского огня» Мотив адского огня озникает в связи с «горящими кострами» языческого

Мотив «адского огня» Мотив адского огня озникает в связи с «горящими кострами» языческого

Мотив «адского огня»

Мотив адского огня озникает в связи с «горящими кострами» языческого Египта (Прем. 17,4-11).
Христианство знает о наказании, которое разделят с бесами грешники в аду – «геенне огненной, где будет плач и скрежет зубов» (Мф.8,12).
Свеча как обязательный атрибут при колдовстве.

Гоголевская Коробочка из 1 тома «Мертвых душ» может показаться богобоязненной женщиной, у которой «всю ночь горела свеча перед образом» , если бы не ее «привычка»…

Гоголевская Коробочка из 1 тома «Мертвых душ» может показаться богобоязненной женщиной, у которой «всю ночь горела свеча перед образом» , если бы не ее «привычка»…

Гоголевская Коробочка из 1 тома «Мертвых душ» может показаться богобоязненной женщиной, у которой «всю ночь горела свеча перед образом», если бы не ее «привычка» после молитв гадать на картах, вследствие чего старушке и снятся страшные сны (черти).

Краткостью своего существования свеча символизирует человеческую жизнь вообще

Краткостью своего существования свеча символизирует человеческую жизнь вообще

Краткостью своего существования свеча символизирует человеческую жизнь вообще.

Со свечой, горящей и гаснущей, сравнивает жизнь человека свт. Тихон Задонский

Гоголь вводит в текст важную сцену, когда «он <Чичиков> сидел в жестких своих креслах, тревожимый мыслями и бессонницей <…> перед ним теплилась сальная свечка <…>…

Гоголь вводит в текст важную сцену, когда «он <Чичиков> сидел в жестких своих креслах, тревожимый мыслями и бессонницей <…> перед ним теплилась сальная свечка <…>…

Гоголь вводит в текст важную сцену, когда «он <Чичиков> сидел в жестких своих креслах, тревожимый мыслями и бессонницей <…> перед ним теплилась сальная свечка <…> ежеминутно грозя погаснуть»
Вводя образ свечи, Гоголь вновь отсылает к необходимости помнить о преходящести жизни – будто времени у Чичикова мало.

Влияние Данте Алигьери и его «Божественной комедии» ( 1308-1321) на жанр и содержание поэмы «Мертвые души»: 1

Влияние Данте Алигьери и его «Божественной комедии» ( 1308-1321) на жанр и содержание поэмы «Мертвые души»: 1

Влияние Данте Алигьери и его «Божественной комедии» (1308-1321) на жанр и содержание поэмы «Мертвые души»:
1. Трехчастная структура: ад (1 том), чистилище (2-й), рай (3-й том).
2. Среди «адских» намеков на комедию Данте – образы насекомых в поэме.

Образы насекомых в «Мертвых душах»

Образы насекомых в «Мертвых душах»

Образы насекомых в «Мертвых душах»

Насекомые:
Составляющие пейзажа
Характеристика социально-бытовых условий жизни
Символическое значение: смерти и/ли жизни.

Насекомые как составляющие пейзажа «и что за вечер!

Насекомые как составляющие пейзажа «и что за вечер!

Насекомые как составляющие пейзажа

«и что за вечер! Как волен и свеж воздух! <…> степь краснеет, синеет и горит цветами; перепелы, дрофы, чайки, кузнечики, тысячи насекомых, и от них свист, жужжание, треск, крик и вдруг стройный хор»

(«Тарас Бульба»)

Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнивших траву, весь из треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем…

Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнивших траву, весь из треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем…

«Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнивших траву, весь из треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух»

(«Тарас Бульба»)

Почему в поэме нет красивых пейзажей, парков? (мертвенность пространства, застылость, безжизненность)

Почему в поэме нет красивых пейзажей, парков? (мертвенность пространства, застылость, безжизненность)

Почему в поэме нет красивых пейзажей, парков? (мертвенность пространства, застылость, безжизненность)

Насекомые как характеристика социального пространства множество тараканов, которые, «как чернослив», заполонили пространство комнат в гостинице города

Насекомые как характеристика социального пространства множество тараканов, которые, «как чернослив», заполонили пространство комнат в гостинице города

Насекомые как характеристика социального пространства

множество тараканов, которые, «как чернослив», заполонили пространство комнат в гостинице города N

(«Мертвые души»)

Образ мухи

Образ мухи

Образ мухи

С. Шевырев, рассматривая аналогии между «Божественной комедией»

С. Шевырев, рассматривая аналогии между «Божественной комедией»

С. Шевырев, рассматривая аналогии между «Божественной комедией» Данте и «Мертвыми душами», выделял образ мух как значимый в воссоздании пространства смерти в обоих произведениях. Ю. Манн, Е. Смирнова, А. Асоян, например, также акцентируют внимание на этом образе и опять-таки в контексте итальянской поэмы.

Презренный род, не живший никогда,

Презренный род, не живший никогда,

64. Презренный род, не живший никогда,
Ногой и бледный, был язвим роями
И мух и ос, слетавшихся туда.
67. По лицам их катилась кровь струями,
И, смешана с потоком слез, в пыли,
У ног, съедалась гнусными червями.

Образ мухи Известен библейский образ «мухи в янтаре», как символа греха, заразы, зла, смерти

Образ мухи Известен библейский образ «мухи в янтаре», как символа греха, заразы, зла, смерти

Образ мухи

Известен библейский образ «мухи в янтаре», как символа греха, заразы, зла, смерти.
Библия упоминает адского князя Вельзевула, чье имя – Баал-Зебуб (в пер. – «повелитель мух»).
Мухи рассматриваются как кара Божия.

Мертвые души» чернильница Плюшкина содержит множество мух на дне;

Мертвые души» чернильница Плюшкина содержит множество мух на дне;

«Мертвые души»

чернильница Плюшкина содержит множество мух на дне;
Чичиков в гостях у Коробочки испытал явное неудобство от назойливых насекомых: «мухи все обратились к нему: одна села ему на губу, другая норовила как бы усесться на самый глаз»;
портрет герцогини Лавальер и другие портреты в доме помещиков, бессовестно запачканные мухами.

Бабочка символизирует человеческую душу

Бабочка символизирует человеческую душу

Бабочка символизирует человеческую душу

Три стадии развития бабочки символически соответствуют трем ступеням развития души:
стадия личинки характеризует человека как тварь невежественную, беспомощную, непросвещенную;
куколка – человек, который стремится к совершенству, ищет истину;
бабочка – развитая, просветленная душа, освободившаяся из плена своей греховной природы – «могилы».

В комнате Степана Плюшкина висит «люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк».

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Эта «стадия куколки» - души персонажа, наряду с образами полуразрушенных церквей в его имении, цветущего кустарника, выросшего на куче мусора, двух еще не совсем слепых…

Эта «стадия куколки» - души персонажа, наряду с образами полуразрушенных церквей в его имении, цветущего кустарника, выросшего на куче мусора, двух еще не совсем слепых…



Эта «стадия куколки» - души персонажа, наряду с образами полуразрушенных церквей в его имении, цветущего кустарника, выросшего на куче мусора, двух еще не совсем слепых окна и т.д. подспудно указывает на возможность духовного возрождения гоголевского персонажа

Блохи (вши) как предвестники смерти в религиозно-мистических представлениях

Блохи (вши) как предвестники смерти в религиозно-мистических представлениях

Блохи (вши) как

предвестники смерти в религиозно-мистических представлениях.

В художественном пространстве смерти и «мертвых душ» Чичикова и Ноздрева всю ночь «нестерпимо больно» кусали «маленькие, пребойкие насекомые» - «ведьмы-блохи».

Образ червя *Червь олицетворяет собою страсть, грех, мучающий человека; *Мучения червем наряду с огнем и колючим холодом рассматриваются в христианстве как возможные адские муки, уготованные…

Образ червя *Червь олицетворяет собою страсть, грех, мучающий человека; *Мучения червем наряду с огнем и колючим холодом рассматриваются в христианстве как возможные адские муки, уготованные…

Образ червя

*Червь олицетворяет собою страсть, грех, мучающий человека;
*Мучения червем наряду с огнем и колючим холодом рассматриваются в христианстве как возможные адские муки, уготованные грешникам (и червь их не умрет).

В тексте поэмы: *Гоголь в поэме рассказывает о бесчисленных людских страстях: «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь…

В тексте поэмы: *Гоголь в поэме рассказывает о бесчисленных людских страстях: «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь…

В тексте поэмы:
*Гоголь в поэме рассказывает о бесчисленных людских страстях: «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь самовластно обративший к себе все жизненные соки»;

*Чичиков мучается своим несовершенством - «он повалился на землю, и плотоядный червь грусти страшной, безнадежной обвился около его сердца».

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Н. В. Гоголь. Мертвые души (задания к уроку)

Чичиков=антихрист, «агент дьявола» (Д

Чичиков=антихрист, «агент дьявола» (Д

*Чичиков=антихрист, «агент дьявола» (Д. Мережковский),
*В. Набоков сравнивает персонаж Гоголя с «тугим, кольчатым, телесного цвета червем», нутро которого «и правда точит червь».

Образ сада в «Мертвых душах»

Образ сада в «Мертвых душах»

Образ сада в «Мертвых душах»

Найти в «Мертвых душах» реализацию основных образов сада

Найти в «Мертвых душах» реализацию основных образов сада

Найти в «Мертвых душах» реализацию основных образов сада

Сад — территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками. Также в саду могут произрастать декоративные кустарники, цветы, а также присутствовать элементы огорода.
Сад в его высшем значении – сад-райский, Эдем (Быт 2:8-3, 24) ;
Антисад – в мифопоэтике – место пребывания нечистой силы (русалки на ветвях)

Вечера на хуторе близ Диканьки»

Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Тема сада – это тема родины, прекрасного украинского края, о котором Гоголь говорит с восхищением и гордостью. Чаще в этом значении описание сада присутствует в лирических местах «Вечеров»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! <…> Темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни <…> прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их»; «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии <…> Ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев <…> гнутся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш <…> как полно сладострастия и неги малороссийское лето!».

То в «Мертвых душах» почти нет растительности

То в «Мертвых душах» почти нет растительности

То в «Мертвых душах» почти нет растительности

Сад-Эдем Высшее значение сада –

Сад-Эдем Высшее значение сада –

Сад-Эдем

Высшее значение сада – Рай, Эдем. Исходной точкой трактовки Рая как сада служат библейские тексты, в частности, ветхозаветное описание Эдема (Быт 2:8-3, 24). Эдем – невинное начало пути человечества и одновременно конец этого пути. Здесь раскаявшиеся грешники обретут покой и умиротворение. Эдем как пространство замкнут и огражден «от тьмы внешней», от царящего за его стенами хаоса. Рай озарен божественным светом (Быт 2:9). Рай, в котором Бог, согласно книге Бытия, посадил «все древеса», действует на все человеческие чувства.

Слова “прямо рая сладости” приводят к мысли, что земная природа подобна раю красотами своими и напоминает его собою падшему человеку»

Слова “прямо рая сладости” приводят к мысли, что земная природа подобна раю красотами своими и напоминает его собою падшему человеку»

«Слова “прямо рая сладости” приводят к мысли, что земная природа подобна раю красотами своими и напоминает его собою падшему человеку»

У Гоголя сад «рассказывает» о человеке, им владеющем, и «указывает» на возможность или невозможность спасения для этого человека

У Гоголя сад «рассказывает» о человеке, им владеющем, и «указывает» на возможность или невозможность спасения для этого человека

У Гоголя сад «рассказывает» о человеке, им владеющем, и «указывает» на возможность или невозможность спасения для этого человека.

В «Мертвых душах» Гоголя сад («земной

В «Мертвых душах» Гоголя сад («земной

В «Мертвых душах» Гоголя сад («земной Рай») приобретает четкие антропоморфные черты – происходит деформация пространственного образа. Сад «рассказывает» о своем владельце.

Чей это сад? Что он нам «рассказывает» о своем владельце?

Чей это сад? Что он нам «рассказывает» о своем владельце?

Чей это сад? Что он нам «рассказывает» о своем владельце?

Перед его домом «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций <…> под двумя березами видна была беседка с надписью “Храм уединенного размышления”, пониже пруд, покрытый зеленью».
Человек, обладающий этим маленьким миром, излишне сентиментальная натура, не способная к созидательной деятельности. Уводит читателя от впечатления райского покоя и благодати указание Гоголя на то, что «чуть подале нигде между избами не было растущего деревца, нет какой-либо зелени, везде глядело только одно бревно».

По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья»

По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья»

«По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья». Но деревья «были покрыты сетями для защиты от сорок и воробьев».
Здесь нарушены «законы Эдема»: во-первых, культурное начало доминирует над природным; во-вторых, пространство сада ограничено намеренно, оно не свободно от человека.

Реализация образа Рая как леса, характерная для поздних мифопоэтических представлений, присутствует в главах, связанных с

Реализация образа Рая как леса, характерная для поздних мифопоэтических представлений, присутствует в главах, связанных с

Реализация образа Рая как леса, характерная для поздних мифопоэтических представлений, присутствует в главах, связанных с Ноздревым и Собакевичем. Ноздрев говорит: «Лес, все то, что за лесом, все мое».
«Два леса, березовый и сосновый», Собакевич использует исключительно в своих практических целях, в качестве строительного материала: «Посреди виднелся деревянный дом, двор окружен был деревянною решеткою, на конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные бревна».

Древо жизни Перечисленные «пейзажи» трудно реконструировать в собственно «Эдем»

Древо жизни Перечисленные «пейзажи» трудно реконструировать в собственно «Эдем»

Древо жизни

Перечисленные «пейзажи» трудно реконструировать в собственно «Эдем». Исключение – сад Плюшкина: «старый, обширный, тянувшийся позади дома сад <…> заросший и заглохший, казалось, один был вполне живописен в своем картинном опустении». Опустение – это не опустошенность сада от объектов, его составляющих, но, как отмечает В.Н. Топоров, «о-пущенность и от-пущенность».
В поэме Гоголя о саде как Эдеме «забыли» все: и Бог, и природа, и человек. Оба порядка – природный и культурный – нарушены: береза, лишенная верхушки, хмель, глушивший кусты бузины, рябины и лесного орешника, «посохшие от страшной глушины листья и сучья», с одной стороны, (природный порядок); и заросший частокол, обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка – с другой (культурный порядок). Но Гоголь акцентирует внимание на природной силе, так как считает, что именно она способна очистить сад от культурного сора, «подарить чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности».

Сад Плюшкина «Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки , отломанной бурею или грозою, поднимался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе <…> как правильная…

Сад Плюшкина «Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки , отломанной бурею или грозою, поднимался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе <…> как правильная…

Сад Плюшкина

«Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломанной бурею или грозою, поднимался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе <…> как правильная колонна». Дерево не потеряло свою жизненную силу, но его верхушка сломлена. Далее – ива. Гоголь указывает на ее «дуплистый, дряхлый ствол», кроме этого, ива «опутана» иссохшей колючей щетиной листьев и сучьев чапыжника. Три стадии уже пройдены: нет рождения, нет жизни, нет смерти. Есть бессмертие, «новое пространство», которое в тексте символизируют ветви. Среди глуши и темных неосвещенных мест старого сада показалась «молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под одним из которых, забравшись, бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте» ю Солнце – символ Божьей благодати, надежды на возвращение в Эдем.

С образом этого запущенного сада связана надежда на возрождение человека

С образом этого запущенного сада связана надежда на возрождение человека

С образом этого запущенного сада связана надежда на возрождение человека. От сада Плюшкина есть прямая дорога к его потерянной, но еще живой душе. Интересен переход от темы цветущего сада к теме души и внутреннего делания в письмах оптинского старца Макария: «а сад души моей как-то плох, все в запустении, заросло, не ополоно, не окопано; как-то вы со своими садиками справляетесь?».
Гоголь, бесспорно, видел ухоженные руками старца участки с зеленью и цветами, когда приезжал в Оптину пустынь для духовного окормления у Макария.

В оставшихся главах 2 тома поэмы

В оставшихся главах 2 тома поэмы

В оставшихся главах 2 тома поэмы Гоголь рисует картину «земного рая», принадлежащего Андрею Ивановичу Тентетникову: «Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах! Рай, радость и ликованье всего». По свидетельству Л.И. Арнольди, описание сада у Гоголя занимало «две чудные лирические страницы»: «В жаркий, летний день, в самый полдень, Тентетников – в густом тенистом саду <…> Мастерскою кистью описан был этот сад, каждая ветка на деревьях, палящий зной в воздухе, кузнечики в траве и все насекомые, и наконец все то, что чувствовал Тентетников, счастливый, любящий и взаимно любимый!».
Гоголь планировал провести своего героя через испытания (ссылку в Сибирь), прежде чем он станет достойным хозяином своих владений вместе с любимой девушкой Улинькой.

Тема страстей-страданий человека в русской литературе «После

Тема страстей-страданий человека в русской литературе «После

Тема страстей-страданий человека в русской литературе

«После Гоголя литература уже не могла идти по пути Пушкина» (В. Белинский),
«После Гоголя нельзя было писать так, будто Гоголя не было» (В.Н. Воропаев).

Может ли Чичиков вызвать сочувствие?

Может ли Чичиков вызвать сочувствие?

Может ли Чичиков вызвать сочувствие? Можно ли его оправдать?

«он повалился на землю, и плотоядный червь грусти страшной, безнадежной обвился около его сердца».

Гоголь был первым, кто подобно анатому стал разбирать человеческую душу.

Страсть-страдание *Слово Страсть – с церковнославянского языка переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения )

Страсть-страдание *Слово Страсть – с церковнославянского языка переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения )

Страсть-страдание

*Слово Страсть – с церковнославянского языка  переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения).
*Страсть = грех (болезнь души).
*Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).
*Зависимость— это состояние, характеризуемое невозможностью существования человека без чего-либо. Предмет зависимости постепенно входит в повседневную жизнь человека и вскоре становится самой жизненной целью зависимого.

Исходя из предложенных определений, как

Исходя из предложенных определений, как

Исходя из предложенных определений, как Вы понимаете высказывание «раб греха», можно ли считать грех «господином», хозяином человека?

Найдите в тексте поэмы рассуждения

Найдите в тексте поэмы рассуждения

Найдите в тексте поэмы рассуждения Гоголя о страстях….

“Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его».

Какими страстями, на ваш взгляд, болеют души помещиков и

Какими страстями, на ваш взгляд, болеют души помещиков и

Какими страстями, на ваш взгляд, болеют души помещиков и Чичикова.
Заполните таблицу, подтвердите примерами из текста свое определение.

Персонаж

Страсть

Примеры из текста

 

 

Как вы полагаете, являются ли страсти врожденными или приобретаются человеком в течение жизни? 1

Как вы полагаете, являются ли страсти врожденными или приобретаются человеком в течение жизни? 1

Как вы полагаете, являются ли страсти врожденными или приобретаются человеком в течение жизни?

1. Страсти – врожденные качества человека.
(«Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рождения его, и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь».
2. Человек не рождается со страстью, он приобретает ее в течение жизни.

Выступите в роли защитника какой-либо позиции, используя в качестве примера образы помещиков или Чичикова.

Многие не понимают, кто такие мёртвые души

Многие не понимают, кто такие мёртвые души

Многие не понимают, кто такие мёртвые души. Это мы с вами мёртвые души. Гоголь в своей предсмертной записке раскрыл сокровенный смысл названия своей поэмы: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом...». Герои Гоголя мертвы духовно, потому что живут без Бога. Это про нас всех сказано...
(В. Воропаев)

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021