Сохранилось свидетельство Александра Матвеевича Бухарева, в монашестве архимандрита Феодора, лично знакомого с Николаем Васильевичем: «Я спросил у Гоголя, чем закончатся «Мертвые души». Он как бы затруднился ответить на это. Но я спросил только: «Мне хочется знать, оживет ли как следует Чичиков?» И Гоголь ответил: «Да, это непременно будет» и что этому будет способствовать его встреча с царем». «А другие герои? Воскреснут ли они?» – спросил отец Феодор. Гоголь ответил с улыбкой: «Если захотят». По всей видимости, пути к такому возрождению Гоголь и собирался показать во втором и третьем томах «Мертвых душ».
От вещи к человеку
*В.Н. Топоров – исследователь «чудесного» в обыкновенном, говорит о «памяти вещей», о том, что вещи, которыми владел или владеет человек, «помнят» своего хозяина, впитали его энергию и несут информацию о нем.
Задание:
Согласны ли вы с утверждением, что вещи, которыми владеет человек, обстановка его жилья может многое о нем «рассказать»?
Какие предметы, вещи, на ваш взгляд, являются важными при рассмотрении образов Чичикова и помещиков, указывают на их внутреннюю сущность?
Семантика слова ларец, сундучок
«Шкату'лка [поль. szkatu;ka, szkatu;a, швед. sk;tull, нuм. Schachtel], фрн. [?, итал. scatola, ср.-лат. scatula], ларчикъ, баульчикъ, укладочка, подручный ящичекъ разнаго вида, денежный, съ письменнымъ приборомъ и пр.» (В. Даль).
Ларец и ларчик – уменьшительные формы слова «ларь»: в древнерусск. - ящик с богатой одеждой, ящик для хранения книг и драгоценностей. В новгородских говорах ларь – домовина, гроб.
У Гоголя ларец – синонимичен – сундучок. Получив должность, он тут же «сундук свой … отправил секретно домой и на другой день очутился уже на другой квартире».
Слово «сундучок» заимствовано из тюркских языков, в которых имеет ряд значений: сундук, ящик, урна, гроб, касса, рака. Смысловая цепочка – ларец – сундучок – ящик – гроб (рака) – архив – сокровищница.
В европейской дохристианск.традиции известно символическое значение ларца, сундучка как вместилища человеческой души, жизни и смерти. Ср.: ящик Пандоры, сундучок с Кощеевой смертью.
Проблемный вопрос: Оживут ли души Чичикова и помещиков в поэме?
По свидетельству А.О. Смирновой-Россет, присутствовавшей на авторском чтении 1 тома «Мертвых душ», Гоголь – «высокий христианин в душе» - был огорчен, когда увидел, что Чичиков, Манилов, Собакевич и Ноздрев возбуждают лишь смех или отвращение; «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всяк полюбит» задумал он уже тогда, - заключала Смирнова.
В поисках «прекрасного человека»: реализация мотива света в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя. Исследовательская деятельность.
После возвращения из Иерусалима Гоголь писал: «Блестит вдали какой-то луч спасенья: святое слово Любовь».
«Мы не прислушиваемся к тому, что происходит внутри нас, - писал Гоголь. – Между тем внутри всех нас есть источник света, хоть мы редко стремимся к тому, чтобы найти его».
Свет, огонь в христианской традиции имеет несколько значений:
Огонь Божественной Любви; Христос есть свет Мира (1 Ин 4:8),
Бог является в виде огня (Исх 3:2-5).
Ангелы имеют оненную сущность, пророк Даниил видел их в в виде «огненной реки» (Дан 7:9-10).
Исследовательская работа: найдите в тексте «Мертвых душ» примеры света, огня, луча и пр. Работа по помещикам, по отдельным главам
В главе о Степане Плюшкине Чичиков «вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба», но «из сеней он попал в комнату, чуть-чуть озаренную светом, выходящим из-под широкой щели, находившейся внизу двери».
У религиозного автора Иоанна Лествичника в работе «Лествица» описана подобная ситуация:
(Гоголь читал эту книгу много раз!)
«Солнечный луч, проникнув через щель в доме, освещает все так, что видна тончайшая пыль, носящаяся в воздухе: подобно этому, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все его грехи».
На то, что Плюшкин способен вступить на путь новой жизни, указывает и появление «теплого луча <как отблеска «божеской искры»> на его деревянном лице», когда персонаж вспомнил о своих друзьях.
Мотив «адского огня»
Мотив адского огня озникает в связи с «горящими кострами» языческого Египта (Прем. 17,4-11).
Христианство знает о наказании, которое разделят с бесами грешники в аду – «геенне огненной, где будет плач и скрежет зубов» (Мф.8,12).
Свеча как обязательный атрибут при колдовстве.
Гоголевская Коробочка из 1 тома «Мертвых душ» может показаться богобоязненной женщиной, у которой «всю ночь горела свеча перед образом», если бы не ее «привычка» после молитв гадать на картах, вследствие чего старушке и снятся страшные сны (черти).
Гоголь вводит в текст важную сцену, когда «он <Чичиков> сидел в жестких своих креслах, тревожимый мыслями и бессонницей <…> перед ним теплилась сальная свечка <…> ежеминутно грозя погаснуть»
Вводя образ свечи, Гоголь вновь отсылает к необходимости помнить о преходящести жизни – будто времени у Чичикова мало.
Влияние Данте Алигьери и его «Божественной комедии» (1308-1321) на жанр и содержание поэмы «Мертвые души»:
1. Трехчастная структура: ад (1 том), чистилище (2-й), рай (3-й том).
2. Среди «адских» намеков на комедию Данте – образы насекомых в поэме.
Насекомые как составляющие пейзажа
«и что за вечер! Как волен и свеж воздух! <…> степь краснеет, синеет и горит цветами; перепелы, дрофы, чайки, кузнечики, тысячи насекомых, и от них свист, жужжание, треск, крик и вдруг стройный хор»
(«Тарас Бульба»)
«Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнивших траву, весь из треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух»
(«Тарас Бульба»)
Насекомые как характеристика социального пространства
множество тараканов, которые, «как чернослив», заполонили пространство комнат в гостинице города N
(«Мертвые души»)
С. Шевырев, рассматривая аналогии между «Божественной комедией» Данте и «Мертвыми душами», выделял образ мух как значимый в воссоздании пространства смерти в обоих произведениях. Ю. Манн, Е. Смирнова, А. Асоян, например, также акцентируют внимание на этом образе и опять-таки в контексте итальянской поэмы.
Образ мухи
Известен библейский образ «мухи в янтаре», как символа греха, заразы, зла, смерти.
Библия упоминает адского князя Вельзевула, чье имя – Баал-Зебуб (в пер. – «повелитель мух»).
Мухи рассматриваются как кара Божия.
«Мертвые души»
чернильница Плюшкина содержит множество мух на дне;
Чичиков в гостях у Коробочки испытал явное неудобство от назойливых насекомых: «мухи все обратились к нему: одна села ему на губу, другая норовила как бы усесться на самый глаз»;
портрет герцогини Лавальер и другие портреты в доме помещиков, бессовестно запачканные мухами.
Бабочка символизирует человеческую душу
Три стадии развития бабочки символически соответствуют трем ступеням развития души:
стадия личинки характеризует человека как тварь невежественную, беспомощную, непросвещенную;
куколка – человек, который стремится к совершенству, ищет истину;
бабочка – развитая, просветленная душа, освободившаяся из плена своей греховной природы – «могилы».
В комнате Степана Плюшкина висит «люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк».
Эта «стадия куколки» - души персонажа, наряду с образами полуразрушенных церквей в его имении, цветущего кустарника, выросшего на куче мусора, двух еще не совсем слепых окна и т.д. подспудно указывает на возможность духовного возрождения гоголевского персонажа
Блохи (вши) как
предвестники смерти в религиозно-мистических представлениях.
В художественном пространстве смерти и «мертвых душ» Чичикова и Ноздрева всю ночь «нестерпимо больно» кусали «маленькие, пребойкие насекомые» - «ведьмы-блохи».
Образ червя
*Червь олицетворяет собою страсть, грех, мучающий человека;
*Мучения червем наряду с огнем и колючим холодом рассматриваются в христианстве как возможные адские муки, уготованные грешникам (и червь их не умрет).
В тексте поэмы:
*Гоголь в поэме рассказывает о бесчисленных людских страстях: «Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь самовластно обративший к себе все жизненные соки»;
*Чичиков мучается своим несовершенством - «он повалился на землю, и плотоядный червь грусти страшной, безнадежной обвился около его сердца».
Найти в «Мертвых душах» реализацию основных образов сада
Сад — территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками. Также в саду могут произрастать декоративные кустарники, цветы, а также присутствовать элементы огорода.
Сад в его высшем значении – сад-райский, Эдем (Быт 2:8-3, 24) ;
Антисад – в мифопоэтике – место пребывания нечистой силы (русалки на ветвях)
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Тема сада – это тема родины, прекрасного украинского края, о котором Гоголь говорит с восхищением и гордостью. Чаще в этом значении описание сада присутствует в лирических местах «Вечеров»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! <…> Темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни <…> прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их»; «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии <…> Ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев <…> гнутся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш <…> как полно сладострастия и неги малороссийское лето!».
Сад-Эдем
Высшее значение сада – Рай, Эдем. Исходной точкой трактовки Рая как сада служат библейские тексты, в частности, ветхозаветное описание Эдема (Быт 2:8-3, 24). Эдем – невинное начало пути человечества и одновременно конец этого пути. Здесь раскаявшиеся грешники обретут покой и умиротворение. Эдем как пространство замкнут и огражден «от тьмы внешней», от царящего за его стенами хаоса. Рай озарен божественным светом (Быт 2:9). Рай, в котором Бог, согласно книге Бытия, посадил «все древеса», действует на все человеческие чувства.
Чей это сад? Что он нам «рассказывает» о своем владельце?
Перед его домом «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций <…> под двумя березами видна была беседка с надписью “Храм уединенного размышления”, пониже пруд, покрытый зеленью».
Человек, обладающий этим маленьким миром, излишне сентиментальная натура, не способная к созидательной деятельности. Уводит читателя от впечатления райского покоя и благодати указание Гоголя на то, что «чуть подале нигде между избами не было растущего деревца, нет какой-либо зелени, везде глядело только одно бревно».
«По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья». Но деревья «были покрыты сетями для защиты от сорок и воробьев».
Здесь нарушены «законы Эдема»: во-первых, культурное начало доминирует над природным; во-вторых, пространство сада ограничено намеренно, оно не свободно от человека.
Реализация образа Рая как леса, характерная для поздних мифопоэтических представлений, присутствует в главах, связанных с Ноздревым и Собакевичем. Ноздрев говорит: «Лес, все то, что за лесом, все мое».
«Два леса, березовый и сосновый», Собакевич использует исключительно в своих практических целях, в качестве строительного материала: «Посреди виднелся деревянный дом, двор окружен был деревянною решеткою, на конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные бревна».
Древо жизни
Перечисленные «пейзажи» трудно реконструировать в собственно «Эдем». Исключение – сад Плюшкина: «старый, обширный, тянувшийся позади дома сад <…> заросший и заглохший, казалось, один был вполне живописен в своем картинном опустении». Опустение – это не опустошенность сада от объектов, его составляющих, но, как отмечает В.Н. Топоров, «о-пущенность и от-пущенность».
В поэме Гоголя о саде как Эдеме «забыли» все: и Бог, и природа, и человек. Оба порядка – природный и культурный – нарушены: береза, лишенная верхушки, хмель, глушивший кусты бузины, рябины и лесного орешника, «посохшие от страшной глушины листья и сучья», с одной стороны, (природный порядок); и заросший частокол, обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка – с другой (культурный порядок). Но Гоголь акцентирует внимание на природной силе, так как считает, что именно она способна очистить сад от культурного сора, «подарить чудную теплоту всему, что создалось в хладе размеренной чистоты и опрятности».
Сад Плюшкина
«Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломанной бурею или грозою, поднимался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе <…> как правильная колонна». Дерево не потеряло свою жизненную силу, но его верхушка сломлена. Далее – ива. Гоголь указывает на ее «дуплистый, дряхлый ствол», кроме этого, ива «опутана» иссохшей колючей щетиной листьев и сучьев чапыжника. Три стадии уже пройдены: нет рождения, нет жизни, нет смерти. Есть бессмертие, «новое пространство», которое в тексте символизируют ветви. Среди глуши и темных неосвещенных мест старого сада показалась «молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под одним из которых, забравшись, бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте» ю Солнце – символ Божьей благодати, надежды на возвращение в Эдем.
С образом этого запущенного сада связана надежда на возрождение человека. От сада Плюшкина есть прямая дорога к его потерянной, но еще живой душе. Интересен переход от темы цветущего сада к теме души и внутреннего делания в письмах оптинского старца Макария: «а сад души моей как-то плох, все в запустении, заросло, не ополоно, не окопано; как-то вы со своими садиками справляетесь?».
Гоголь, бесспорно, видел ухоженные руками старца участки с зеленью и цветами, когда приезжал в Оптину пустынь для духовного окормления у Макария.
В оставшихся главах 2 тома поэмы Гоголь рисует картину «земного рая», принадлежащего Андрею Ивановичу Тентетникову: «Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах! Рай, радость и ликованье всего». По свидетельству Л.И. Арнольди, описание сада у Гоголя занимало «две чудные лирические страницы»: «В жаркий, летний день, в самый полдень, Тентетников – в густом тенистом саду <…> Мастерскою кистью описан был этот сад, каждая ветка на деревьях, палящий зной в воздухе, кузнечики в траве и все насекомые, и наконец все то, что чувствовал Тентетников, счастливый, любящий и взаимно любимый!».
Гоголь планировал провести своего героя через испытания (ссылку в Сибирь), прежде чем он станет достойным хозяином своих владений вместе с любимой девушкой Улинькой.
Страсть-страдание
*Слово Страсть – с церковнославянского языка переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения).
*Страсть = грех (болезнь души).
*Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).
*Зависимость— это состояние, характеризуемое невозможностью существования человека без чего-либо. Предмет зависимости постепенно входит в повседневную жизнь человека и вскоре становится самой жизненной целью зависимого.
Как вы полагаете, являются ли страсти врожденными или приобретаются человеком в течение жизни?
1. Страсти – врожденные качества человека.
(«Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рождения его, и не дано ему сил отклониться от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь».
2. Человек не рождается со страстью, он приобретает ее в течение жизни.
Выступите в роли защитника какой-либо позиции, используя в качестве примера образы помещиков или Чичикова.
Многие не понимают, кто такие мёртвые души. Это мы с вами мёртвые души. Гоголь в своей предсмертной записке раскрыл сокровенный смысл названия своей поэмы: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом...». Герои Гоголя мертвы духовно, потому что живут без Бога. Это про нас всех сказано...
(В. Воропаев)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.