«Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
Оценка 4.9

«Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

Оценка 4.9
docx
12.03.2024
«Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».
3_kl_LCh_Nekrasov_Kazakova_S_404.docx

                                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Казакова Снежана Евгеньевна.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 «В».

Тема урока: «Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о биографии Н.А. Некрасова и его творчестве.
  2. Формировать умение читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного.

 

  1. Формировать умение использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, характеризовать героя).

Предметные:

Учащиеся научатся:

-воспринимать информацию о биографии и творчестве автора;

 - читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части; характеризовать героя).

 

Развивающие

 

 

1.  Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять волевую саморегуляцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

 

 

 2.  Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации в тексте, осуществлять анализ, синтез как составление целого из частей; обобщение.

 

                                                                               

 

   3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать других.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять волевую саморегуляцию.

Уч-ся получат возможность научиться:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

 

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации.

Уч-ся получат возможность научиться:

- осуществлять анализ объектов;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

- осуществлять обобщение.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- владеть диалогической формой речи;

- слушать и понимать речь других.

Воспитательные:
1.      Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

2.      Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Личностные (у учащихся будут сформированы):
−      учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

−      способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: презентация, учебник

Интерактивное оборудование: проектор, смарт доска, компьютер, колонки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

 

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Снежана Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.

 

-Посмотрите на слайд и прочитайте высказывание Дени′ Дидро´

французского писателя, философа:

 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

-Как вы понимаете высказывание?

 

 

 

Значит, к чему мы должны стремиться?

-На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

Читают.

 

 

Объясняют.

Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять.

Чтение книг расширяет кругозор.

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

 

К: владеть диалогической формой речи.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

 

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

-Начнём урок с речевой разминки.

-Посмотрите на слайд и прочитайте скороговорку про себя.

 

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

 

- Шёпотом по слогам.

- Прочтите целыми словами.

- Произнесите скороговорку хором.

 

-Посмотрите на слайд. Знаете ли вы, кто изображён?

-Знакомы ли вы с творчеством Николая Алексеевича Некрасова?

-Какие произведения автора вы знаете?

-Посмотрите на слайд, перед вами некоторые произведения из его творчества, знакомы ли вам эти произведения?

-Сейчас вы посмотрите видео, где вам расскажут биографию автора, а вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопросы.

(Видео)

 

-Кем был Николай Алексеевич Некрасов?

 

 

-Когда он родился и где?

 

-В каком возрасте и в какую гимназию поступил Некрасов?

-Сколько лет было писателю, когда он перебрался в Петербург?

-Верно.

-Ребята, мы можем сейчас определить тему урока?

-Почему?

Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

-Русский поэт, писатель, публицист и классик русской литературы.

-10 декабря 1821 года в Немирове.

- в 11 лет, в Ярославскую гимназию.

-17.

 

 

-Нет.

 

-Мы не знаем названия произведения, которое будем изучать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспринимать информацию о биографии и творчестве автора;

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

-Давайте узнаем название произведения Николая Некрасова, с которым мы сегодня познакомимся.

Но сначала отгадайте загадку.

 

Все его зимой боятся-

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, прячьте нос,

Ведь на улице …

-Верно.

 – Какой бывает мороз?

 

– Вам нравится морозная погода? Почему?

 

Художники писали зимнюю природу, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме.

– Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал это стихотворение «Мороз-воевода».

Какова будет тема урока?

 

 

-Какую мы можем поставить перед собой цель?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мороз.

 

– Трескучий, слабый, сильный.

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

-Познакомиться со стихотворением Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором».

 

К: владеть диалогической речью.

 

 

 

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

-Верно. А сейчас посмотрите на слайд и поставьте задачи нашего урока в правильном порядке, это и будет нашим планом.

 

 

 

 

 

-Какой из пунктов мы уже выполнили?

 

1. Познакомиться с биографией Николая Алексеевича Некрасова.

2. Прочитать отрывок из поэмы.

3. Проанализировать стихотворение.

1. Познакомились с биографией автора.

 

 

 

Р: планировать свою деятельность.

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

5. Реализация построенного проекта

 

Словесный

(беседа)

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический.

(чтение текста)

Откройте учебники на странице 52.

-Каким, по-вашему,  будет Мороз в стихотворении?

-Сейчас мы познакомимся со значениями слов, которые могут быть вам непонятны при чтении стихотворения.

Кто знает, что означает слово

Воевода? – начальник  войска  Дозором обходит – сторожит. Палица – дубина с шипами, оружие русских богатырей.

Обозы –  гружёные повозки

Казна – богатство.

Косматая  (борода).- растрёпанная Скудеет-беднеет

Гнёт- тяжесть

-А теперь внимательно прослушайте стихотворение и проверим, такой ли Мороз в нём, как мы предположили. (Аудиозапись)

-Вам понравился отрывок? Какое настроение он вызвал?

-О чём он?

- Какие вопросы (мысли) у вас возникли при прослушивании?

 

 

-Давайте прочитаем стихотворение. Будем читать по одному четверостишью.

 

- Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

 

 

- Почему автор назвал Мороза «воеводой»?

 

 

 

 

 

- Какие воины у “Мороза-воеводы”?

 

 

 

 

 

- Расскажите о его владениях.

 

 

 

- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья?

 

- Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так думаете?

 

 

 

- Можно ли его сравнить с богатырём? Какое орудие, похожее на богатырское, носит с собой Мороз?

 

-У каждого автора  есть необычные и загадочные слова, Все они украшают  любое произведение. Что это за слова?

 

 

 

 

 

 

-Найдите в тексте олицетворения, слова, которые изображают Мороза как живое существо.

 

 

 

-Найдите в тексте метафоры.

 

 

 

 

 

 

-Найдите в тексте эпитеты.

 

 

 

 

 

- строгий, суровый, серьёзный

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Читают по одному четверостишью)

 

 

-Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".

 

-Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья

 

-“Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины

 

-Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится

 

-Как хозяин

 

 

 

Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки

 

-Палицу

 

-Олицетворения– приписывание неодушевлённым предметам свойств и действий, присущих человеку.  Эпитеты  –  яркие  образные определения. Метафора – употребление слова в переносном значении (в песне Мороза)

 

- Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

 

-“голая земля”, “по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”

 

-“косматая борода”, “хвастливую песню поёт”, “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного;

 

 

 

 

 

 

 

использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

К: владеть диалогической речью; слушать и понимать речь других.

 

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)

-Найдите песню Мороза и приготовьтесь читать выразительно.

Кто прочитает?

 

-Соответствует ли описание Мороза нашему описанию, которое мы составляли в начале урока? Почему?

 

 

-Как вы думаете, зачем поэт рассказал нам эту историю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

 

 

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты,

и в обычном увидишь необычное»

-читают по желанию.

 

 

 

-Не совсем. Мы строили свои предположения, не прочитав произведение.

 

 – Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.

 

К: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других.

П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический.

(упражнение)

Наглядный (демонстрация)

-Ребята, давайте составим портрет Мороза-воеводы самостоятельно в виде синквейна. Кто-нибудь знает, что такое синквейн и как его составлять?

 

1 строка  –  тема  (1 сущ).  2  строка  –  описание  объекта  (2 прил) 

3  –    действия объекта  (3 глагола).  4  строка  –  фраза  из  4  слов (личное отношение к объекту).  5  строка  –  ассоциация  (1 существительное)

Это синквейн – стихотворение из 5 строк. В нём нет рифмы. 

 

 

Составляют синквейн, проверяют по слайду.

использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов

П: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

 

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)

-О каком авторе мы сегодня узнали?

 

-Какое настроение у вас после прочтения стихотворения?

 

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

 

 

– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…».

-Николай Алексеевич Некрасов.

 

Отвечают.

 

 

 

 

– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.

 

П: осуществлять обобщение изученного.

 

 

К: владеть диалогической речью.

 

 

 

 

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)

-Какую цель мы ставили перед уроком?

 

 

-Мы достигли этой цели?

-Какие задачи были поставлены перед нами?

 

 

 

 

-Все ли задачи мы выполнили?

-Закончите предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Мне запомнилось…

Было трудно…

Моё настроение…

-Познакомиться со стихотворением Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором».

-Да.

1. Познакомиться с биографией Николая Алексеевича Некрасова.

2. Прочитать стихотворение.

3. Проанализировать стихотворение.

-Да.

 

Р: осуществлять самооценку деятельности

 

 

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

Задачи урока: Планируемые результаты

Задачи урока: Планируемые результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Наглядный (демонстрация)-Начнём урок с речевой разминки

Наглядный (демонстрация)-Начнём урок с речевой разминки

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация)-Верно

Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация)-Верно

Практический. (чтение текста)Откройте учебники на странице 52

Практический. (чтение текста)Откройте учебники на странице 52

Можно ли его сравнить с богатырём?

Можно ли его сравнить с богатырём?

Отвечают. (Читают по одному четверостишью) -Часть 1 – "Шествие

Отвечают. (Читают по одному четверостишью) -Часть 1 – "Шествие

Это синквейн – стихотворение из 5 строк

Это синквейн – стихотворение из 5 строк

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024