Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.
Задачи:
Образовательные: контролировать свою деятельность по ходу или результатам урока; познакомится с историей праздника «4 ноября» и с событиями 1612 года в нашей стране; развивать умение работать с текстом;.
Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.
Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить кругозор детей.
конспект.docx
Технологическая карта по окружающему миру
Тема: «Начало Московского царства.»
Цель: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского
Кремля.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от
Монголотатарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля,
его архитектурных памятниках; рассказать о переменах в стране, которые произошли при
Иване IV; развивать умение работать с текстом;.
Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности;
формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать
психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции,
речь.
Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через
знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма,
гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию
России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширить
кругозор детей.
Планируемые результаты:
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета
Познавательные: умения использовать научные методы познания; умения сравнивать,
делать выводы.
Регулятивные: умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; умение
контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Оборудование: Окружающий мир 3 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
«Перспектива», 2ч.; мультимедийная презентация
Тип урока: открытие нового знания
Этап урока
1.Орг момент
УУД
1) Регулятивные:
волевая саморегуляция;
2) Личностные:
смыслообразование (Я
должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и со
сверстниками.
1) Познавательные:
общеучебные умения
структурировать
знания, контроль и
1
Деятельность учителя
Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас
проведу я. Меня зовут Ирина
Алексеевна .
Повернитесь к своему соседу и
улыбнитесь друг другу. И пусть до конца
дня у вас будет хорошее настроение.
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя,
настраиваются на учебную
деятельность.
2. Проверка
домашнего
задания.
Подготовка к
Проверьте, чтобы у каждого на столе
лежал учебник. А теперь, опираясь на
предыдущую тему, откроем учебник на
странице 31 и ответим на вопросы из
Проверяют готовность к
уроку
1.внутренний разбор.
2.Шведские и немецкие работе на
основном
этапе.
3. Усвоение
новых знаний
и способов
действия
рубрики «Проверим себя».
1.Что значит слово «междоусобица»?
2.Какая беда шла на Русь с запада?
3. Какая беда шла на Русь с востока?
4. Какой пример показал своим потомкам
князь Александр Невский?
Когда и где он защитил русскую землю?
В июле 1240 года шведский флот вошёл в
Неву, планируя овладеть Ладогой.
Александр, узнав об их прибытии от
местных старейшин, без запроса помощи
из Владимира и даже без полного сбора
ополчения, со своей дружиной и
успевшими собраться отрядами
новгородцев и ладожан атаковал
шведский лагерь у устья Ижоры и
одержал блестящую победу (15 июля).
В 1241 году Александр явился в
Новгород и очистил его область от
врагов, а в 1242 году, дождавшись
владимирскую помощь во главе с
Андреем, взял Псков. Немцы собрались в
районе Юрьева, куда двинулся
Александр. Но после того, как был
уничтожен передовой отряд новгородцев,
Александр отступил на лёд Чудского
озера для решающей битвы, которая
произошла 5 апреля 1242 года. Назвали
эту битву Ледовое побоище.
Что такое ЯРЛЫК?
Как его потомки продолжали его дело,
управляя Московским княжеством?
Что отмечают 17 марта и 12 сентября?
Как продолжили дело князя Даниила?
В каком году Москва стала духовным
центром России?
Когда была проведена битва с ордынским
воеводой? Кто дал на это благословение?
Где происходило это сражение?
Молодцы, вы верно ответили на все
вопросы!
Сегодня на уроке мы побываем в
Москве конца XV века; узнаем, какие
изменения произошли на Руси во времена
правления одного из московских
князей. Он поднял Русь с колен и
сбросил с её плеч тяжесть монголо –
татарского ига. Мы с вами будем
говорить об правнуке Дмитрия Донского.
оценка процесса и
результатов
деятельности. 2)
Логические: анализ,
сравнение, синтез. 3)
Регулятивные:
контроль и оценка
прогнозирования (при
анализе учебного
действия).
рыцари
3.Монгольская конница
4. На западе сражаться, а с
Ордой вступить союз,
добыть
Ледовое побоище (1242г)
ярлыкразрешение на
княжение
Они поставили перед
собой цель сделать
великим княжеский стол в
Москве. Цели своей они
достигли.
День памяти первого
московского князя
Даниила
Собирали земли и
отстраивали вокруг
Москвы города.
1326г.
1380г. Сергий
Радонежский.
Куликово поле.
1) Регулятивные:
целеполагание как
постановка учебной
задачи, планирование,
прогнозирование. 2)
Познавательные:
умение
структурировать
2 Решите кроссворд – и вы сможете
прочитать имя князя, о котором мы
будем сегодня говорить.(Работа в парах)
4. Реализация
построенного
проекта и
закрепление
изученных
способ
действий.
Вопросы к кроссворду:
1. Имя московского князя, который
бросил открытый вызов Орде.
2. Как называется поле, на котором 8
сентября 1380 года разгорелась
битва?
3. Кто правил в Золотой Орде в 1380
году?
4. На какой реке встретились войска
Мамая и Дмитрия Ивановича?
Ключевое слово : Иван III.
Какая тема сегодняшнего урока? (Начало
московского царства)
Цель: (Познакомимся с Иваном III ,
узнаем, почему его так назвали и какой
вклад он внес в развитие Руси за годы
своего правления.)
В 1462 году московским князем стал
Иван III, правнук Дмитрия Донского
(показать портрет).
Когда власть над северовосточной Русью
перешла в руки Ивана Васильевича, ему
шёл двадцать третий год. Московское
княжество расширилось и усилилось,
присоединив к себе большинство русских
земель. В состав Московского
государства стали входить Ярославское,
Ростовское, Тверское и Новгородское
княжество.
Будучи маленьким мальчиком, Иван уже
принимал активное участие в управлении
княжеством. Его отец, князь Василий,
был ослеплён врагами, и его «глазами»
стал сын. Мальчик от природы был очень
наблюдательный. Слепой отец сделал его
соправителем и ещё при жизни дал ему
титул великого князя. А к 17 годам Иван,
хорошо знавший ратное дело, стал
воеводой.
В каком году Иван III стал князем?
Сколько ему было тогда лет?
Какие княжества стали входить в состав
московского госва?
знания, постановка и
формулировка
проблемы, умение
осознанно и
произвольно строить
речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование, выбор
наиболее эффективных
способов решения
задач.
1462г
23
Ярославское, Ростовское,
Тверское, Новгородское
Он был его глазами, и отец
дал ему титул князя.
1) Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества 2)
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации
смысловое чтение
построение логической
цепи рассуждения
3 1) Регулятивные:
контроль и
коррекция в форме
сравнения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном.
2) Познавательные:
умение осознанно
и произвольно
строить
высказывания.
5. Контроль
и
самооценка
знаний и
способов
действия
Какие отношения у него были с его
отцом?
Итак, начнем работу. Откроем учебник на
странице 32 , прочитайте тему сегодняшнего
урока. Какое новое слово появилось в названии
нашего государства?
Что изображено рядом с названием темы? Это
печать Ивана III. Рассмотрите внимательно что
изображено.
Где вы его встречали?
В чем сходство этой печати с российским
гербом?
О чём говорит появление такой печати у
правителя?
Двуглавый орел стал также символом
освобождения Руси от ордынского
владычества. Как равная среди равных стала
Русь в одном ряду с другими государствами
Европы.
Читаем статью на с. 32 33 вслух .(по очереди.)
Как изменилась жизнь на Руси?
Окончательное освобождение Руси от Золотой
Орды принято связывать с так называемым
Стоянием на Угре, которое произошло в 1480
году. Ко времени этого события Русь,
объединенная династией московских князей,
стала одним из наиболее сильных государств
восточной Европы. Иван III ещё в 1472 году
полностью прекратил выплату ордынского
выхода. И вот через восемь лет хан Ахмат
почувствовал в себе силы, чтобы, по его
мнению, восстановить справедливость и
принудить непокорного князя к выплате дани.
Русское и татарское войска вышли навстречу
друг другу. Они вышли на противоположные
берега реки Угры, проходившей прямо по
границе Орды и Руси. Никто из противников не
спешил переправляться, так как понимал, что
та сторона, которая рискнет это сделать, будет
в более невыгодной ситуации в предстоящей
битве. Простояв так больше месяца, русская и
ордынская армии наконец решили разойтись,
так и не завязав решающего сражения. Это была
последняя попытка Орды заставить Русь снова
выплачивать дань, поэтому именно 1480 год
считается датой свержения монголотатарского
ига.
Почему орда потеряла свое былое могущество?
Кто такие казаки?
Читают тему урока.
царство
печать
орел
На гербе РФ
изображение двуглавого
орла
Русь стала сильным
государством. В ней
появился единый правитель
Княжества объединялись,
больше не ездили за
ярлыком. царствование
передавалось от отца к
сыну,
Она распалась на
несколько частей, ханы
воевали друг с другом
Русский народ, который
бежал на необжитые
районы и защищали
границы России.
Иван 3
знать, аристократы,
высший слой феодалов в
Русском государстве,
чтобы укреплять связи с
этими странами
Царское место, Мономахов
трон
Князь Владимир
Подтвердила духовное и
династическое родство
Московского княжества с
Византийской империей
автократор
Нужно было создать
законы, выйти на
балтийские берега
Земский собор, Судебник
С помощью безопасного
пути по Волге на восток.
Храм у мусульман
Были присоединены
различные ханства.
4 Какой князь положил конец ордынскому
владычеству?
Кто такие бояре? Почему Иван III давал земли
царевичам из Литвы и Орды?
Рассмотрите иллюстрацию на с. 33, что
изображено? Как называлось место для царя в
соборе?
Кто впервые установил родство с Византийской
империей?
Почему женитьба на греческой царевне была
важна для Русского государства?
Какой титул взял себе князь Иван III?
Чтение статьи на странице 34 35
1.Какие задачи стояли перед молодым царем?
2. Какие первые помощники появились у князя?
3.Как Иван IV укреплял торговые связи?
Рассмотрите иллюстрацию на с. 34. Что такое
мечеть?
Почему на территории России живет так много
народов?
В состав Московского княжества вошли –
Сибирское ханство, Ногайская орда, Казанское
ханство, Крымское ханство в том числе в 1556
году – присоединено Астраханское ханство.
1 вариант
1. Как передавался великокняжеский престол?
2. Почему русский народ бежал в необжитые
районы – в степь, на речные острова Дона, на
волжские горы Жигули?
3. Как назывались вольные люди?
4. При каком князе кончилось ордынское
владычество над Русью?
5. Почему немецкие князья искали союза с
Москвой?
2 вариант
1 Как стали называть царевичей из
Орды, а также князей из Литвы, которые
приезжали в Москву и получали земли?
2 Кто первым на Руси венчался на царство, а не
на княжество?
3.Как называлось собрание верных и
разумных людей от каждой земли?
4.Какое название носила книга законов,
общих для всех на Руси?
5.Что заложило основы многонационального
Российского государства?
Проверьте.
Ответы:
1 вариант
6.
Коррекция
знаний и
способов
действий
5 1 от отца к сыну.
2 изза войны между ордынскими ханами.
3 Казаки.
4 При князе Иване III.
5 Изза войны с Турцией.
2 вариант
1 Боярами великого князя.
2 Иван IV (внук Ивана III).
3 Земский собор.
4 Судебник.
5 Вхождение в состав России народов
бывшей Орды – татар, башкир, мордвы,
чувашей и др.
Дети, что нового вы узнали на уроке?
Продолжите фразы
Я узнал
Мне понравилось
Мне было не понятно
Стр. 3235 учебника читать уметь,
пересказывать
7. Подведение
итогов
занятия
домашнее
задание
1) Познавательные:
умение
структурировать
знания оценка
процессов и
результатов
деятельности 2)
Регулятивные:
волевая
саморегуляция
осознание того, что
уже усвоено
6
На пути к единству 4 класс
На пути к единству 4 класс
На пути к единству 4 класс
На пути к единству 4 класс
На пути к единству 4 класс
На пути к единству 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.