Историческая игра
«На службе Отечества».
Цель: воспитание у учащихся любви к Родине, своему историческому прошлому, защитникам Отечества разных эпох, стремления служить Отечеству.
Звучит Гимн России
Ведущий: 23 февраля… Празднику более 90 лет, более 75 лет сильная половина человечества отмечала праздник силы, выносливости, патриотизма и добра . В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной Армии, впоследствии он был переименован в День Советской Армии и Военно-Морского Флота. С 2000 года это праздник День защитника Отечества, который включает в себя разные исторические эпохи и их героев.
Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству – это оберегать мирную жизнь нашего народа, хранить честь и достоинство своей Родины.
Ведущая: Слово «армия» происходит от латинского слова «armo» - «вооружаюсь». Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Советская Армия в 1945 году разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.
Ведущий: А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.
Ведущая: Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине.
В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: « Есть такая профессия – Родину защищать!»
Разминка.
1 команда.
1. Военное состязание рыцарей в средние века (турнир).
2. Военная или гражданская форменная одежда (мундир).
3. В каком году произошло Ледовое побоище (1242 г.)
4. Как назвал народ великого князя владимирского и московского, одержавшего победу на Куликовом поле (Донской)
5. Личное многозарядное неавтоматическое стрелковое оружие с вращающимся барабаном (револьвер).
2 команда.
1. Член Ордена, который по всей Европе вёл борьбу с врагами католической церкви. (иезуит).
2. Высадка войск на территорию противника для ведения боевых действий (десант).
3. В каком году состоялась Куликовская битва (1380 г.)
4. Заполните пропуск в высказывании:
«Пришёл …. Бить французов». (Кутузов).
5. Вид индивидуального стрелкового оружия, в переводе с греческого означающего «самодвижущийся», «самодействующий» (автомат).
3 команда.
1. Старый вин, участник войны в прошлом? (ветеран).
2. В старину ударное оружие в виде короткого жезла с тяжёлой шарообразной головкой из металла или камня (булава).
3. В каком году началась Великая отечественная война (1941г.)
4. Русский военный гений, прошедший путь от капрала до генералиссимуса, написал знаменитую военно-теоретическую работу «Наука побеждать». (Суворов)
5. Индивидуальное стрелковое оружие с нарезкой в канале ствола, предназначенное для поражения противника в ближнем бою огнём, штыком и прикладом (винтовка).
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
« Полководцы и победы».
Задание: Перед вам россыпь карточек, на которых написаны имена полководцев и флотоводцев, названия сражений, военных походов и их даты.
Задача: привести карточки в соответствие и вслух зачитать ответы, найдите их изображения.
1 команда
ОЛЕГ |
ПОХОД НА ВИЗАНТИЮ |
907 год |
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ |
БИТВА НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ |
1242 год |
ПЁТР ПЕРВЫЙ |
ПОЛТАВСКАЯ БИТВА |
1709 год |
ФЁДОР УШАКОВ |
РАЗГРОМ ТУРЕЦКОГО ФЛОТА У МЫСА КАЛИАКРИЯ |
1791 год |
2 команда.
СВЯТОСЛАВ |
РАЗГРОМ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА |
964 ГОД |
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ |
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА |
1380 ГОД |
КУЗЬМА МИНИН И ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ |
ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ ОТ ПОЛЯКОВ |
1612 ГОД |
АЛЕКСАНДР СУВОРОВ |
ШТУРМ КРЕПОСТИ ИЗМАИЛ |
1790 ГОД |
3 команда.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ |
РАЗГРОМ ПЕЧЕНЕГОВ ПОД КИЕВОМ |
1036 ГОД |
ИВАН III |
«СТОЯНИЕ НА р. УГРЕ» |
1480 ГОД |
ГРИГОРИЙ ПОТЁМКИН |
ШТУРМ КРЕПОСТИ ОЧАКОВ |
1787 ГОД |
МИХАИЛ КУТУЗОВ |
БОРОДИНСКАЯ БИТВА |
1812 ГОД |
ВТОРОЙ ЭТАП.
«Кому принадлежат слова».
Задание: Назовите автора высказываний.
1 команда.
1. «Иду на Вы». ( Святослав)
2. «Государство – это я». ( Людовик XIV)
3. «В семье не без урода». (И.А.Крылов)
2 команда.
1. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». (Александр Невский)
2. «Пуля – дура , штык – молодец».(А.В.Суворов)
3. «Привычка – вторая натура». (Аристотель)
3 команда.
1. « Благодарению Богу! Наконец достигли мы того, что шведов уже побеждаем». (Пётр I)
2. «С потерей Москвы не потеряна Россия. Потеряв же армию, мы потеряем и Москву, и Россию». (М.И.Кутузов)
3. «Услужливый дурак опаснее врага». (И.А.Крылов)
ТРЕТИЙ ЭТАП.
Задание: закончить пословицы, посвящённые солдатской службе и жизни. За каждый правильный ответ – команда получает один балл.
1. Родина – мать, умей за неё ….. (постоять).
2. Чужбина – калина, а Родина - ….. (малина).
3. Мало победы ждать, надо победу …. (взять).
4. В бою нужна смекалка, отвага и …. ( закалка).
5. Умелый боец везде …. ( молодец).
6. Смелость города …. ( берёт).
7. Смелый побеждает – трус …. ( погибает).
8. Славу свою добывай …. ( в бою).
9. Плох тот солдат, котрый не мечтает быть …
( генералом).
10.Кто честно служит, с тем слава …. ( дружит).
11. Кто за правое дело стоит, тот всегда ….(победит).
12. Смелого пуля боится, смелого штык не ….( берёт).
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.
Задание: Узнайте событие по стихотворным сточкам».( Задания даются на листочках).
1 команда.
1. «И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечём на солнце,
Повёл дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.»
( разгром немецких рыцарей войсками Александра Невского на льду Чудского озера в 1242 году).
2. « Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал : «Дань платить мы не будем! ...
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
А в Орде начались несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.»
(падение монголо-татарского ига при Иване III)
3. «Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Смотрел на грозный пламень он.
( вступление наполеоновской армии в Москву и пожар Москвы осенью 1812 года).
2 команда.
1. «Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам.
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне».
( борьба Руси с кочевниками в X веке).
2. « С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой».
( Куликовская битва, 8 сентября 1380 год.)
3. «От москвичей призыв идёт,
Дошёл до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звали Минин-Сухорук…
…Он ополчение собрал, И всех вооружил.
И эту рать в туманной мгле
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Сюда пришёл Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединяясь,
Сплотились русские войска».
( формирование Второго народного ополчения во время Смуты 1612года).
3 команда.
1. «… И, хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!...
Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрянец окрашен Дон
До самого низовья….
( Куликовская битва, 8 сентября 1380 год).
2. «На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
И вдаль глядел…
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
(основание Санкт- Петербурга Петром I во время Северной войны)
3. « Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!»
( Бородинское сражение, 26 августа 1812 года)
ПЯТЫЙ ЭТАП.
« Капитанский»
1. За каждый правильный ответ – один балл.
« Кого так называли?»
1. Калита (Иван III )
2. Кровавый (Николай II)
3. Красное Солнышко, Креститель (Владимир)
4. Грозный (Иван IV)
5. Большое Гнездо (Всеволод)
6. Мудрый (Ярослав)
7. Отец народов (Сталин)
8. Король- Солнце (Людовик XIV)
9. Великий (Пётр I)
2. За ответ на вопрос капитан получит от 10 – 50 баллов.
1. По мнению Талейрана, этот напиток «должен быть крепким, как негр, чёрным, как ночь, и сладким, как первый поцелуй. Назовите его». (кофе) – 10 баллов.
2. Что, по мнению польского сатирика Станислава Ежи Леца, открывает любой рот? (хлеб) – 20 баллов
3. По мнению А.П.Чехова, «Голодная собака верит только в…» Это некий продукт. Назовите его. (мясо) – 30 баллов.
4. «Кот в мешке» ( дополнительно 10 баллов)
« В Голландии зимой 1944-1945 гг. начались трудности с продуктами и тысячи горожан отправились в деревни, чтобы купить этот единственный не израсходованный продукт».
Назовите его (луковицы тюльпанов). – 40 баллов.
5. Именно этими инструментами роет себе могилу обжора. (вилкой и зубами) – 10 баллов.
6. « И мудрый Вольтер сомневался в ядовитости … этого напитка» - сказал Козьма Прутков. О каком напитке идёт речь? (кофе) – 40 баллов
7. Если сердце жителя Древнего Египта переполнялось чувством негодования, то он мог нарисовать на подошвах сандалий некое изображение. Что он изображал ( своего врага). – 50 баллов.
8. Этот напиток первым из европейцев попробовал испанский конкистадор Кортес. (какао).
9. В Древней Иудее это вредное насекомое считалось съедобным, т.к. по вкусу оно якобы напоминает креветку. (саранча) – 20 баллов.
10.На пирах в средневековой Руси, жалуя гостя хлебом, царь выражал гостеприимство и расположение .А пожалование какого продукта выражало царскую любовь? (соль) – 40 баллов.
11. Этот великий полководец античности, считал, что «лучшие повара – для завтрака – ночной переход, для обеда – скучный завтрак». Кто он? ( Александр Македонский) – 50 баллов.
12.Откуда взяты слова, ставшие крылатыми: « Не хлебом единым сыт человек.» и «Соль Земли» ( Из Евангелия ) –
50 баллов.
ШЕСТОЙ ЭТАП.
Задание: расшифруете пословицы и поговорки, отражающие военную мудрость .
1 команда.
«Трудно в ученье, легко в бою».
Т У Н В Ч Н Е Е К В О
Р Д О У Е Ь Л Г О Б Ю
2 команда.
«Военное дело не учить – битым быть».
В Н Е Е Т И Б
О О Л У Ь Т Ы
Е Е О Ч __ Ы Т
Н Д Н И Б М Ь
3 команда.
«Воевать не числом, а уменьем».
В Н Е А М
О Ь Ч М У Е
Е Т И О М Ь
В А С Л Е Н
СЕДЬМОЙ ЭТАП.
Задание: Разгадать кроссворд, содержащий несколько военных терминов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда , которая быстрее и правильнее решить кроссворд дополнительно получит 2 балла.
« Военный кроссвород».
|
|
1 |
|
2 |
|
|||||||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
7 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
По горизонтали:
3. Оружие, изобретённое М.Калашниковым
4. Наступление с криком «Ура!»
6.Спорт, характеризующий восхождение на горные вершины
7.Неприятель
8. Род войск – «бог» войны
По вертикали:
1. Основной закон страны
2. Винтовка с укороченным стволом.
3. Древнегреческий герой, уязвимым местом которого была пятка.
5. Гараж для самолётов
Ответы: По горизонтали: 3. Автомат. 4. Атака . 6. Альпинизм. 7. Враг. 8. Артиллерия
По вертикали: 1. Конституция. 2.Карабин.3. Ахиллес.5. Ангар.
Пока команды разгадывают кроссворд , болельщики играют в интернет игру.(«Знатоки истории»)
Подведение итогов. Объявление победителей, вручение наград.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.