На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"
Оценка 4.9

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
география
11 кл
31.10.2018
На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"
Данная методическая разработка представляет собой демонстрацию опыта работы по внедрению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии. По этой технологии мною разработан ряд уроков по географии с 6 по 11 класс.В данной методической разработке содержатся авторские разработки, которые были апробированы в течение моей работы в школе. Надеюсь, мой опыт заинтересует преподавателей и будет им полезен.
Методическая разработка версия последняя.doc
Управление образования администрации г. Чебоксары Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Чебоксары Проблемно­диалогический урок как фактор развития личности учащегося                                                        Автор: Чернова Наталия Владимировна                                                                     учитель географии 1 кв. категории 1 г. Чебоксары Содержание Введение……………………………………………………………………......3 Теоретические основы технологии                                                     1. проблемно­диалогического обучения……………………………………...5 1.1 Понятие проблемно­диалогического  обучения………………………………………………………………………5 1.2 Технология постановки учебной  проблемы……………………………………………………………………….7 1.3 Технология поиска решения                                                                         учебной проблемы……………………………………………………………10 Реализация приемов технологии проблемно – диалогического  2. обучения………………………………………………………………………..13 Сравнительный анализ  проблемного и традиционного  3. уроков…………………………………………………………………………..15 Заключение……………………………………………………………………17 Список литературы…………………………………………………………..18 Приложение 1 ………………………………………………………………….19 Приложение 2 ………………………………………………………………….22 Приложение 3………………………………………………………………….25 2 Введение Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а  факел, который надо зажечь. М. Монтень Меняется   общество,   в   котором   мы   живем,   меняются   приоритеты.   А вместе с ними и цели образования. Наступивший XXI век требует от учителя не   столько   “наполнения”   головы   школьника   разнообразной   информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные теоретические материалы,   анализировать   их.   На   первое   место   выступают   задачи   по формированию   личности,   способной   к   дальнейшему   самообразованию.   В сложившихся условиях учитель столкнулся с определенными проблемами: 1.   Изменившееся   качество   жизни   требует   от   выпускника   не   столько умений   выполнять   указания,   сколько   готовности   самостоятельного   поиска решения жизненных  проблем.  2.   Снижение   интереса   к   предмету.   Обилие   информации,   в   которой пребывает   сейчас   школьник,   отнюдь   не   воспитывает   в   нем   потребности   к расширению   и   углублению   своих   знаний:   надо   –   услышу   по   телевизору, скажут   сверстники,   расскажет   учитель.   Школьник   чаще   принимает   роль пассивного слушателя. Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он   есть:   положительно   относится   к   нему,   понимать   его   чувства, сопутствующие   восприятию   нового   материала   и   на   этой   основе   создавать атмосферу, соответствующую активной познавательной деятельности При   большом   разнообразии   инновационных   технологий,   предлагаемых современной системой образования, для решения данных проблем становится актуальной   технология   проблемно­диалогического   обучения.   Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в   готовом   виде.   Дети   “открывают”   их   сами   в   процессе   самостоятельной исследовательской   деятельности.   Каждый   учитель   подтвердит,   что   дети лучше усваивают не то, что получили «готовеньким» и зазубрили, а то, что открыли   сами   и   выразили   по   ­   своему.   Учитель   лишь   направляет   эту деятельность   и   в   завершение   подводит   итог,   давая   точную   формулировку 3 новых   знаний   и   знакомя   с   общепринятой   системой   обозначения.   Таким образом,   новые   знания   приобретают   для   детей   личностную   значимость   и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На таких уроках ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они   учатся   отстаивать   собственную   позицию,   рискуют,   проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер. Данная   методическая   разработка   представляет   собой   демонстрацию опыта работы по внедрению технологии проблемно­диалогического обучения для разработки проблемных уроков. По этой технологии мною разработан ряд уроков по географии с 6 по 11 класс. Цель методической разработки: Обосновать педагогическую целесообразность использования  технологии проблемно – диалогического обучения на уроках, как фактора  развития личности. Задачи разработки: Систематизация   методов   и   приемов     проблемно­диалогического  обучения  развития личности учащихся.  географии Сравнительный анализ проблемного  и традиционного уроков в аспекте Реализация   приемов     проблемно­диалогического   обучения   на   уроках В данной методической работе содержатся наиболее интересные разработки проблемно­диалогических   уроков,   которые   были   проведены   в   течение   моей работы в школе. Собранный и систематизированный материал, заключающийся в разработке  может помочь учителям при подготовке проблемных уроков. 4 1.   Теоретические   основы   технологии   проблемно­ диалогического обучения 1.1 Понятие проблемно­диалогического обучения  Общеизвестно,   что   основными   образовательными   целями   учебного процесса являются  знания, умения, навыки. Цель "знания" достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением   нового   материала.   Именно   эти   этапы   являются   наиболее сложной и творческой частью подготовки к уроку и организуются посредством различных методов обучения. В рамках научного направления, получившего известность как "проблемное обучение"   (И.Я.Лернер,   М.И.Махмутов,   М.Н.Скаткин   и   др.),   методы классифицировались   в   их   связи   с   особенностями   учебной   (творческой, познавательной) деятельности учащихся. Таблица 1.Классификация методов обучения Методы Проблемные "Классические" "Сокращенные" Традицион­ ные 5 ы м е л б о р п   а к в о н а т с о П й о н м е л б о р п   т о и м а к и н е ч у и и ц а у т и с   . з е т о п и г   а к р е в о р п и   е и н е ж и в д ы В   и м а к и н е ч у   г о л а и д й и щ ю а д ж у б о П й о н м е л б о р п   т о и и ц а у т и с   и м а з е т о п и г   к                         й и щ ю а д ж у б о П и м а к и н е ч у   е к р е в о р п ы м е л б о р п   е и н е щ б о о С й о н м е л б о р п   т о     м е л е т и ч у и и ц а у т и с з е т о п и г   е и н е щ б о о С м е л е т и ч у   а к р е в о р п и     ы м е л б о р п и к в о н а т с о П я и н е ш е р а к с и о П       е и н е щ б о о С м о м е и р п м и щ ю у р и в и т о м   с   ы м е т й и щ я д о в д о П ы м е л б о р п   з е б г о л а и д ы м е т   е и н е щ б о о С я и н а н з   е и н е щ б о о С   е м е т   к й и щ я д о в д о П г о л а и д   т о й и щ я д о в д о П г о л а и д ы м е л б о р п   При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения ­ к сообщению готовых знаний, в результате   чего   деятельность   учащихся   репродуктивна.   При   проблемном введении материала вопрос для исследования или тему урока формулируют 6 ученики,   а   на   этапе   поиска   решения   их   деятельность   можно   отнести   к творческому типу. Но   ведь   учебная   деятельность   творческого   типа   может   иметь   разный характер: в одних случаях она адекватна подлинному научному творчеству, а в других является лишь его имитацией.  В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идет через выдвижение и проверку гипотез. Это возможно при   применении   одного   из   трех   "классических"   методов   поиска   решения, различающихся  тем, кто именно осуществляет творческие действия. "Сокращенный"   поиск   решения   состоит   в   том,   что   учитель   пошагово подводит учеников к знанию или от сформулированной проблемы, или без нее. Причем,   без   выдвижения   и   проверки   гипотез   и,   следовательно,   происходит лишь имитация  творческого процесса. Опыт работы творчески мыслящих учителей показывает, что проблемные методы   эффективнее   традиционных,   поскольку   постановка   проблемы обеспечивает   познавательную   мотивацию   учеников,   а   поиск   решения   ­ понимание материала большинством класса. Но в то же время сами проблемные методы не равноценны. "Классическая"   группа   обеспечивает   на   уроке   подлинно   творческую деятельность,   но   осуществляют   ее   разные   лица:   либо   учитель   лично,   либо ученик сам, либо они вместе. При проблемном монологе учителя школьники наблюдают за его творческим процессом. Развивающий эффект здесь снижен. Проблемный   монолог   ученика   является   большой   редкостью,   и   на   реальном уроке   нельзя   на   него   рассчитывать.   Поэтому   из   "классических"   методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников   к   творческим   действиям   по   осознанию   противоречия   и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся. "Сокращенная" группа методов представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь и логическое мышление. Таким   образом,   из   всей   палитры   проблемных   методов   наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги. 1.2. Технология постановки учебной проблемы 7 Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему ­ значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.   Существуют   три   основных   метода   постановки   учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. (Приложение 3)       Побуждающий от проблемной ситуации диалог   Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для   учителя   и   требует   последовательного   осуществления   четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.   Приемы создания проблемной ситуации        Таблица 2  Тип проблемной  ситуации 1 С удивлением Тип противоречия 2 Между двумя или более  положениями Между житейским  представлением учащихся и  научным фактом 1 2 Приемы создания проблемной  ситуации 3 1.Одновременно предъявить  противоречивые факты, теории или точки зрения 2.Столкнуть разные мнения  учеников вопросом или  практическим заданием 3.Обнажить житейское  представление учащихся  вопросом или практическим  заданием «на ошибку» Предъявить научный факт  сообщением, экспериментом или  наглядностью 3 8 С затруднением Между необходимостью и  невозможностью выполнить  задание учителя 4.Дать практическое задание, не  выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не  сходное с предыдущими 6. Дать невыполнимое  практическое задание, сходное с  предыдущими. Доказать, что  задание учениками не выполнено Создать   проблемную   ситуацию   значит   ввести   противоречие,   которое вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу   проблемной   ситуации  "с  удивлением"  можно   заложить   противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2. 1) учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения.  2) Педагог   сталкивает   разные   мнения   учеников,   предложив   классу вопрос или практическое задание на новый материал. В основе проблемной ситуации "с удивлением" может лежать   и другое противоречие ­ между житейским (часто ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3, выполняемый в два шага.  1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или заданием "на ошибку". 2) сообщением,   экспериментом   или   наглядностью   предъявляет научный факт. В   основе   проблемной   ситуации   "с   затруднением"   лежит   противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4, 5, 6. Прием 4: ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Прием   5:предлагается   задание,   не   сходное   с   предыдущими,   т.   е.   такое,   с которым ученики раньше не сталкивались. Прием 6 выполняется в два шага: 1) учитель   дает   практическое   задание,   похожее   на   предыдущие   (ученики применяют уже имеющиеся у них знания) 2) учитель доказывает, что задание школьниками все­таки не выполнено. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Данный   прием   представляет   собой   вопросы   учителя,   стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. 9 После применения приема 1 добиться осознания противоречивости двух фактов   можно   репликами:   «Что   вас   удивило?   Что   интересного   заметили? Какие факты налицо?» После   приема   2,   провоцирующего   расхождение   во   мнениях,   можно спросить: «Сколько же в нашем классе мнений?» После приема 3: «Вы что предполагали? А что получилось на самом деле?»  При использовании приема 4 осознание   школьниками   невозможности   выполнения   задания   стимулируется фразами:   «Вы   смогли   выполнить   это   задание?   В   чем   затруднение?»   После приема 5 ученики схватывают суть возникшего затруднения, если им помогают словами:   «Вы   смогли   выполнить   задание?   Почему   не   получается?   Чем   это задание   не   похоже   на   предыдущее?»   Из   проблемной   ситуации,   созданной приемом   6,   можно   вывести   так:   «Что   вы   хотели   сделать?   Какие   знания применили? Задание выполнено?». Побуждение к формулированию учебной проблемы. Так   как   учебная   проблема   существует   в   двух   формах,   то   текст побуждающего   диалога   представляет   собой   одну   из   двух   реплик:   «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных или ошибочных формулировок   учебной   проблемы.  Нельзя   реагировать   на   них   отрицательно. Лучше поступить следующим образом: поддерживающий кивок головой и слово «так» (подобная реакция не означает согласия с говорящим), затем реплика: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Подводящий к теме диалог Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не   требует   создания   проблемной   ситуации.   Он   представляет   собой   систему вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.   Все   звенья   подведения   опираются   на   уже   пройденный   материал,   а последний   обобщающий   вопрос   позволяет   ученикам   сформулировать   тему урока. При появлении ошибочных ответов необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?) Сообщение темы с мотивирующим приемом Сообщение   темы   с   мотивирующим   приемом   –   один   наиболее   простых методов постановки учебной проблемы. Прием  яркое пятно  заключается в сообщении   классу   интригующего   материала,   захватывающего   внимание ″ ″ 10 ″ учеников, но при этом  связанного с темой урока. В качестве   яркого пятна могут   быть   использованы   сказки   и   легенды,   фрагменты   из   художественной литературы, случаи из истории науки, демонстрации непонятных  явлений или наглядности. (Приложение 1). ″ Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости изучаемой темы для самих учащихся. Таким   образом,   существуют   три   основных   метода   постановки   учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог;   сообщение   темы   с   мотивирующим   приемом.   Они   обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие этих методов ­ в характере  учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.   Побуждающий   от   проблемной   ситуации   диалог   обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно   формирует   логическое   мышление   и   речь   учащихся,  а  развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен. Еще   одно   различие   методов   состоит   в   форме   возникающей   учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для   исследования.   При   подводящем   диалоге   и   сообщении   обычно формулируется тема урока. Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.         1.3. Технология поиска решения учебной проблемы Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает  ученикам «открыть» новое знание. Существуют две основные возможности  обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение  к знанию.      Побуждающий к гипотезам диалог Этот   метод   поиска   решения   требует   осуществления   четырех педагогических действий: 1) 2) 3) 4) побуждения к выдвижению гипотез; принятия выдвигаемых учениками гипотез; побуждения к проверке гипотез; принятия предлагаемых учениками проверок.       Рассмотрим эти действия подробнее.        Побуждение к выдвижению гипотез.  11 На этом этапе диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего   побуждения,   т.е.   призыва   к   мыслительной   работе:   «Какие   есть предположения,   гипотезы?»   Если   решающая   гипотеза   не   высказана,   диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Если не помогает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.        Принятие выдвигаемых учениками гипотез. Реагировать  на  гипотезы  школьников  следует  нейтрально, эмоционально неокрашенно   (не   отвергать   ошибочную   и   не   хвалить   решающую).   Оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла.         Побуждение к проверке гипотез. Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится путем рассуждения, а во втором – добывается в практической работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся   структуру»:   от   общего   побуждения   через   подсказку   к сообщению. При   устной   проверке   диалог   побуждает   учеников   непосредственно   к аргументации   («Согласны   с   гипотезой?   Почему?»).   При   необходимости вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. При практической проверке диалог подталкивает к выработке конкретного плана   действий.   («Как   нам   проверить   гипотезу?   Что   нужно   сделать?»). Подсказка намекает на план.    Принятие предлагаемых учениками проверок. Ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».      Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существует два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая – и так до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.        Подводящий к знанию диалог. 12 Данный метод поиска решения проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует выдвижения  и проверки гипотез. Подводящий диалог состоит из цепочки   посильных   ученику   вопросов   и  заданий,  которые   приводят   класс   к формулированию нового знания. (Приложение 2) Подводящий   диалог   можно   развернуть   как   от   поставленной   учебной проблемы, так и без нее.  Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий   без   проблемы   диалог.   Их   сходство   в   том,   что   любой   из   них обеспечивает   понимание   нового   знания   учениками.   Различие   –   в   характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий   к   гипотезам   диалог   обеспечивает   творческую   деятельность учащихся, развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь школьников. После «открытия» знания любым из перечисленных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. Но необходимо помнить, что в случае   постановки   проблемы   в   форме   вопроса   требуется   вернуться   с «открытым» знанием к этому вопросу и ответить на него, а затем предложить ученикам сформулировать тему урока. При подводящем без проблемы диалоге задание на формулирование темы также обязательно.         Проанализировав приведенные выше методы, можно сделать  вывод, что   технология   проблемно­диалогического   обучения   выступает   важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, т.к. является результативной,   здоровьесберегающей   и   может   быть   реализована   на   любом предметном содержании и в любой образовательной ступени. 13 2.   Реализация   приемов   технологии   проблемно   – диалогического обучения на уроках географии Урок географии в 6 классе по теме: «Атмосфера». Учитель Ученики Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно»: Зачитывает фрагмент  рассказа… Вы прослушали рассказ, конечно же, неспроста. Кто догадался, о чем  сегодня пойдет речь? Верно, тема нашего урока «Атмосфера». Побуждающий к плану диалог: Формулируют три пункта плана: ­ А что про атмосферу нам нужно узнать?  На какие вопросы следует ответить? ­ Итак, тема «Атмосфера» содержит три  пункта плана: ­ Каково строение атмосферы? ­ В чем ее значение? ­ Из чего она состоит? 1. Состав 2. Строение 3. Значение Учителем на уроке, путем применения приема «яркое пятно», была  сформулирована тема. Затем с помощью реплик «Что по этой теме надо узнать?»,  «На какие вопросы будем отвечать?» учитель развернул побуждающий диалог. В  результате на доске были зафиксированы все пункты плана. Довольно часто непосредственным результатом побуждающего к плану  диалога являются не строгие формулировки, «сырые», «рабочие» вопросы. В этом  случае имеет смысл сразу же превратить их в четкие пункты плана, используя  реплики типа «Как сказать точнее?», «Сформулируйте научным языком». 14 Урок географии в 7 классе по теме: «Расселение человека на Земле» Учитель Создание проблемной ситуации: Ученик ­ Где именно на Земле появился древние  человек? ­ Ученые утверждают, что в Африке. ­ А сейчас где живут люди? Побуждающий диалог: ­ Какие факты налицо? ­ Значит какой процесс произошел? Какая будет сегодня тема урока? Побуждающий к плану диалог: ­ Что именно про расселение нам нужно  узнать? Какие у вас возникают вопросы? Переформулирование: Переформулирование: ­ Давайте ваши вопросы сформулируем  научным языком. Как называют вопрос  «когда» историки? ­ «Почему?» ­ это вопрос о чем? ­ «Куда?» ­ это вопрос о чем? ­ Итак, тема и план намечены.  Рассмотрим первый пункт… ­ В Америке, Евразии…                         ­ Везде, на всех континентах. ­ На Земле человечество в одном  месте, а сейчас живет повсюду. ­ Расселение человека на Земле ­ Куда люди расселились?                         ­ Почему произошло расселение? ­ Когда это случилось? («сырые»  вопросы) ­ Хронологические рамки (первый  пункт плана) ­  О причинах расселения (второй пункт плана) ­ О путях расселения (третий пункт  плана) Если при побуждающем диалоге какой – либо пункт не называется ребятами,  учитель может дать к нему подсказку или сообщить его сам. 15 3.  Сравнительный   анализ   проблемного   и   традиционного уроков Чем же отличается проблемный урок от традиционного урока?  Проблемный   урок   обеспечивает   творческое   усвоение   знаний.   Это значит,  что   учащихся   проходит   4  звена   научного   творчества:   постановка проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражения решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. Проблемные методы эффективнее традиционных, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса. Традиционный   урок   предполагает   репродуктивное   усвоение   знаний. Репродуктивная   деятельность   для   ученика   означает   получение   готовой информации,   её   переработка,   понимание,   воспроизведение.   Цель   такой деятельности   в     формировании   у   школьников   знаний,   умений,   навыков, развитие памяти и внимания. 16 Какой же из этих уроков больше развивает личность? Одним из главных результатов урока является качество знаний. Даже далекому от педагогики человеку  понятно, что учащиеся лучше усваивают  не те знания, которые получили в готовом виде и зазубрили, а те, которые открыли сами и по­ своему   выразили.   Следовательно,   проблемный   урок   дает   более   прочные знания, чем традиционный. Это подтверждает и мысль кого­то из великих мыслителей о том, что ничему нельзя научить, можно только научиться. Однако,   хорошие   знания   учащихся   вовсе   не   единственное,   к   чему стремится учитель. Надо ведь еще и развивать и воспитывать. На каком из уроков ученики больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее развивают   мышление   и   речь?   На   каком   работают   творчески   и   обретают творческие способности? Где отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу?   Конечно,   на   проблемном   уроке.   На   традиционном   уроке мышление и речь развиваются вяло, творческие способности проявляются слабо, а личность складывается инертная и зависимая. Таким образом, в сравнении с традиционным уроком, проблемный урок дает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта   и   творческих   способностей,   а   также   воспитание   активной личности.   Проблемно­диалогическое   обучение   ­   это   тип   обучения, обеспечивающий   творческое   усвоение   знаний   учащихся   посредством диалога с учителем. 17 Заключение Изменения,   происходящие   сегодня   в   образовании,   направлены   на «обеспечение   самоопределения   личности,   создания   условий   для   ее самореализации».   Они   требуют   от   учителя   перехода   от   традиционных методов к новым методам. Подобные преобразования не могут не отразиться на   преподавании   учебных     предметов   и   организации   урока   в   целом. Значительные изменения претерпевают цели и структура урока, организация познавательной   деятельности   учащихся,   отбор   и   конструирование   подачи учебного материала, способы контроля качества знаний, отношения «учитель­ ученик». Заметно прослеживается тенденция изменения целей обучения. Если раньше   основную   цель   урока   учитель   видел   в   том,   чтобы   «сформировать понятие», «дать  знание», используя  репродуктивные  методы  обучения, т.е. центре внимания было содержание предмета, представляющее собой основу базовой науки. Реальный процесс обучения, когда учитель должен был учить всех и всему, показал, что высокая научная подача учебного материала не является   гарантией   успеха.   Учитель   должен   развивать   познавательные   и творческие   возможности   учеников.   В   сложившихся   условиях   становится очевидным переход многих учителей от традиционных методов обучения к проблемным методам. Основной   целью   использования   учителем     технологии   проблемно­ диалогического обучения на уроках является повышение качества усвоения знаний,   эффективное   развитие   интеллекта   и   творческих   способностей, воспитание   активной   личности   при   сохранении     здоровья   учащихся.   Это технология позволяет «открывать» для себя новые знания. При проблемном введении   материала   методика   постановки   проблемы   позволяет   учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и их деятельность в этом случае можно определить как творческую.  проблемно­диалогического является общепредметной, т.е. реализуемой на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Технология     обучения   18 Список литературы: Маланов С.В. Гипотезы в мышлении и учебной деятельности //  1. Начальная школа: плюс­минус.­2001.­№1 1.   Мельникова   Е.   Л.   Проблемный   урок   в   начальной   школе   или   как открывать знания вместе с детьми// Начальная школа: плюс­минус. – 1999. ­№ 5,6,7,8   Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа ­2000. 2. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3. – М.: Баласс, 1999.  3.   Поливанова   Н.И.,   Ривина   И.В.,   Ермакова   И.В.   Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100» // Начальная школа: плюс­минус. – 2002. ­№ 12   Углова   Л.В.     Проблемно­диалогическое   обучение   как   средство 4. формирование компетенций учащихся 4 класса // Начальная школа плюс До и После. ­ №2.   Филиппова   Л.А.   сложный   путь   от   традиционного   обучения   к 5. проблемному // Начальная школа: плюс­минус. – 2002. ­№ 02 6. Сайт  http://www.afromberg.narod.ru                                19 Приложение 1 Открытый урок в 11 классе по теме: «Инфляция. Социальные последствия инфляции» «Превышение меры в выпусках бумажной монеты по строгой правде не может быть иначе представляемо, как в виде неприметного похищения части из имущества каждого» (Н. Моровинов, экономист, философ,  гос. деятетель России к.18 в.) Цель урока: дать определение инфляции, рассмотреть ее причины и формы, а также социальные последствия инфляции. Инфляция Дефляция Дезинфляция Инфляция спроса Инфляция издержек Стагфляция Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:       Форма урока: проблемно­диалогический  Ход урока 1.  Что такое денежная масса?  Из каких средств состоит денежная масса?  От чего зависит количество денег, необходимых в экономике данной страны? (от количества Актуализация знаний предлагаемых товаров, их цен и скорости обращения денег)  Объясните понятие «скорость обращения денег».  Сформулируйте количественную теорию денег Ирвинга Фишера.      Закончите фразу: 2. Постановка проблемы (сообщение темы  урока с мотивирующим приемом «яркое пятно») Зачитывается фрагмент статьи из газеты. ­ Вы прослушали фрагмент статьи из газеты, конечно же, неспроста. Кто догадался о чем А что про инфляцию нам нужно узнать? На какие вопросы следует ответить? Давайте ваши вопросы сформулируем научным языком. Итак, тема: «Инфляция» содержит следующие пункты плана: сегодня пойдет речь? Побуждающий к плану диалог: ­ ­ Фиксация на доске темы урока и пунктов плана ­ 1. Понятие «Инфляция» 2. Причины инфляции 3. Формы инфляции 4. Последствия инфляции для разных социальных групп ­ плана. Молодцы, тема урока и план урока Вами же намечены, а теперь рассмотрим первый пункт 3. Поиск решения через подводящий без проблемы диалог Уже многие годы мы все видим, что происходит общее повышение цен. Дорожает хлеб и одежда, авто и недвижимость, стройматериалы, проезд транспорта, билеты в кино и т.д. На вопрос, почему это 20 происходит,   каждый   даст   простой   и   односложный   ответ:   «Инфляция».   Инфляция   имеет   уже   по меньшей мере двухвековую историю, начиная примерно с 40­ых годов 20 века, охватила все страны мира.   За   внешней   простотой   этого   явления   кроются   весьма   сложные   процессы,   протекающие   в экономике. В научной и учебной литературе можно встретить много различных мнений об инфляции, причин, которые ее  порождают, ее влияние  на экономику  и на положение  различных  социальных  слоев на селения. ­Всякое ли повышение цен можно назвать инфляцией? 1.Повышение цен носит сезонный характер. (Такое повышение цен не оказывает существенное влияние на экономику, не вызывает изменений в уровне реальных доходов большей части населения) 2.Повышение цен на отдельный вид товара или на небольшую группу. Например, выпуск одежды из новой модной ткани. 3.Повышение цен на все виды товаров и услуги, производимые в стране, которое приобретает постоянный характер. ­ ­ Определите, какой из перечисленный вариантов, на Ваш взгляд, отражает инфляцию? Попытайтесь сформулировать сами определение инфляции или обратитесь к тексту учебника на стр. 179 Инфляция   –  это   долговременное   и   устойчивое   повышение   общего   уровня   цен   на   товары   и услуги, поступающие на внутренний рынок страны. Инфляция оказывает влияние на состояние экономики и на ее развитие, на динамику реальных доходов населения и на их распределение. Дефляция (стр. 179) Развитие инфляции может сопровождаться и постепенным замедлением роста цен называемое дезинфляцией. Например, если в течение первых трех месяцев какого­то года цены расли в среднем на 10% месяцев, в середине года на 6%, а затем на 5%. Интенсивность инфляции измеряется при помощи показателя нормы инфляции. Нормы инфляции­ это отношение прироста общего уровня цен в данном году к уровню цен в предыдущем году, выраженное в %. Рассмотрим второй пункт плана: «Причины инфляции» ­ 1. Как Вы думаете, каковы причины инфляции? Избыточный спрос (Инфляция спроса), т.е ситуация, при которой создается устойчивое и долговременное повышение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением товаров и услуг Найдите ключевые фразы, объясняющие ситуацию избыточного спроса стр.181 ­ Источники избыточного спроса: А) Дефицит государственного бюджета Б) Резкое расширение инвестиций не за счет прибыли, а за счет банковских кредитов  В)   Не   соответствующее   уровню   национального   дохода   увеличение   потребительских   расходов Найдите ключевые фразы, объясняющие ситуацию избыточного спроса стр.181,  населения за счет необоснованного повышения зарплаты. 2. Инфляция издержек ­ 3. Инфляционные ожидания ­ ­ Рассмотрим третий пункт плана «Формы инфляции» ­ Прочитайте текст учебника на стр. 182 Объясните с чем связаны инфляционные ожидания? Обычно считают, что инфляция – это зло, а Вы как думаете? 21 Конечно,   инфляция   разрушающе   действует   на   экономику,   ведет   к   обесцениванию   доходов   и сбережений, подрывая материальное благополучие людей. Но если внимательно изучить как влияет инфляция на экономику, то таких категоричных выводов можно избежать. В зависимости от интенсивности развития инфляции можно выделить 4 ее формы: А) нормальная «ползучая» предполагает медленное повышение общего уровня цен, которое не превышает 5% в год Б) гиперинфляция – это такой процесс, когда цены повышаются ежемесячно в среднем на 50% . Когда инфляция достигает чудовищных размеров и деньги заметно обесцениваются в течение 102 дней,  возникает  явление  «бегства  от денег».  В таких случаях  никто не  желает  держать  денежную наличность в своем кошельке или в банке, т.к. через 1,5­2 месяцев на данную сумму денег можно будет приобрести товаров в 2 раза меньше, чем сегодня. Предприниматели стремятся немедленно превратить свой доход – в сырье, запасные детали. Домашние хозяйки – предметы потребления (В Германии в 1922­1924   зарплату   выдавали   2   раза   в   день).   Тает   покупательная   способность   денег,   сделки совершались через бартер ­Как  повлияла  гиперинфляция  на  экономику?(Разрушающе   действует   на   промышленность, строительство, торговлю, банковскую сферу и другие отрасли) Высший кризис экономики стагфляция В) галопирующая инфляция происходит тогда, когда среднегодовой темп прироста цен достигает 10% и болееГ) умеренная инфляция происходит тогда, когда среднегодовой уровень цен повышается в пределах 5­10% в год. Рассмотрим четвертый пункт плана: «Последствия инфляции для разных социальных групп населения» (Сообщения учащихся) 4. Продуктивные задания Вопросы и задания №5,6 на стр. 18 5Задание №5 В   чем   отрицательные   последствия   инфляции?   Какие   из   перечисленных   явлений   могут   быть последствиями инфляции: рост цен на большинство товаров увеличение долгосрочных инвестиций снижение номинальной заработной платы снижение среднего уровня жизни ­ ­ ­ ­ Из   перечисленных   явлений   последствием   инфляции   может   быть   в   снижении   уровня   жизни широких слоев населения. Кроме того, инфляция порождает неопределенность, которая уменьшает склонность   к   инвестированию   и   тормозит   развитие   экономики.   Номинальная   зарплата,   особенно   в условиях   инфляции   издержек,   имеет   устойчивую   тенденцию   к   росту,   но   реальная   зарплата   при инфляции обычно снижается, поэтому снижается и уровень жизни) Задание №6 Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции? ­ признак ­ ­ увеличение денежной массы – да уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ – да, т.к. из­за этого произойдет увеличение рост цен на большинство товаров­ не может стать причиной , т.к. это определяющий ее денежной массы ­ ­ ­ ожидание хорошего урожая – нет, наоборот, люди будут ожидать снижения цен ожидание плохого урожая – да, т.к. люди ожидают роста цен на с/х продукцию Снижение цен на электроэнергию – нет, т.к. оно означает снижение затрат для большинства товаропроизводителей. Наоборот, оно вызовет снижение цен на многие товары другие товары ­ увеличение закупочных цен на зерно – да, т.к. это будет инфляция издержек 22 ­ успешная забастовка шахтеров, добивших повышения зарплаты в 2 раза – да, т.к. она влечет за  собой  удорожание  энергоносителей   (инфляция  издержек).  Кроме  того,  если  шахты находятся  в собственности   государства,   это   приведет   к   росту   денежной   массы   из­за   необходимости   покрыть дефицит покрыть дефицит бюджета. Рефлексия ­ ­ ­ Вам  понятна тема урока? Вы удовлетворены полученными знаниями? Вы удовлетворены поиском знаний? Щ. Домашнее задание: Составить подобные задания (4­5 примеров)  Приложение 2 Открытый урок по теме: « АПК: земледелие и животноводство » Тип урока: урок­ исследование Цель урока: 1) сформировать понятие «АПК»                        2) сформировать у учащихся знания о значении и отраслевом                              составе АПК в хозяйстве России                        3) сформировать знания о закономерностях размещения                            отраслей с/х   Оборудование: карты атласа, таблицы, схемы. Содержание урока: 1) Понятие «АПК»                                     2) Состав АПК: 1 звено, обеспечивающее АПК удобрениями, техникой и т.д. 2 звено – с/х 3 звено – пищевая и легкая промышленность                                    3) С/х – основа АПК: земледелие  животноводство. ­ ­ 4) Работа с учебником.  ХОД УРОКА: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний.     1) Какова структура экономики России? 2) Что входит в состав производственной сферы? 3) Что входит в состав непроизводственной сферы? 4) Что называется отраслью? 5) Что такое МОК? 6) Какие МОКи вам известны? 7) О каком МОКе идет речь? ­ Комплекс, который осуществляет все виды работ по получению, хранению и распространению  научных знаний. ( Научный комплекс) ­ Комплекс, объединяющий отрасли промышленности, производящих различные машины.  ( Машиностроительный комплекс)  ­ Комплекс, объединяющий отрасли, разрабатывающие и производящие военную технику,  боеприпасы и оружие. ( ВПК) ­ Комплекс, который охватывает все процессы добычи и переработки топлива, производство  электроэнергии, ее транспортировку и распределение. (ТЭК) ­ Комплекс, объединяющий отрасли, производящие разнообразные металлы.  ( Металлургический комплекс) ­ Комплекс, объединяющий отрасли, производящие разнообразные услуги 23 ( Инфраструктурный комплекс) ­ Комплекс, объединяющий отрасли, которые участвуют в производстве, переработке с/х  продукции и доведении ее до потребителя. (АПК) 8) Народное хозяйство состоит из  МОКов. Подводящий диалог:                                ­  Какие МОКи мы изучили?                                  ­  Какие еще не изучили?                                   ­ Какая будет сегодня тема урока?                                   ­Что именно нам нужно узнать об АПК?                                  ­ Какие у вас возникают вопросы? 2. Изучение нового материала         Итак, данную тему мы будем изучать по следующему плану: (пункты плана последовательно открываются на доске)         Первое ­ понятие « АПК» (стр.156)         Второе ­ задачи АПК (стр. 159)         Третье ­ звенья АПК (стр. 156­157) Схема 1 «Состав АПК» (на доске) Важное звено АПК – с/х.  ­ Чем отличается с/х от других отраслей? В географии используют понятие «земельные ресурсы», которое идентично понятию «земля».  Земельные ресурсы – это территориальные ресурсы, эта та твердая опора, та физическая  поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и  различных отраслей хозяйства. Все земельные ресурсы составляют ее земельный фонд. В земельном фонде России составляют: 13%­ сельхозугодья; 45%­ леса; 6%­ болота; 4%­ поверхностные воды; 19%­ оленьи пастбища; 0,2%­ города, поселки, дороги; 0,9%­ горные отвалы, свалки; 11,9%­ прочие земли; Определите по рисунку 52 стр.159 территории, наиболее благоприятные для ведения с/х.  ( Средняя полоса России, южная часть страны; ПЗ – смешанные леса, лесостепи, степи на серых  лесных, черноземных и темно­ каштановых почв.)          Природной основой с/х являются сельскохозяйственные угодья – это земли, используемые  в с/х­ ом производстве. Площадь России составляет 17,1 млн. кв. км. На долю с/х угодий приходится 222 млн. га (13%),  т.е. земли, используемые в с/х.          Из них на: 1) пашню – 132 млн. га  2) сенокосы – 23 млн. га  3) пастбища – 65 млн. га Россия – великая северная страна, 64% ее территории относится к зоне Севера, что составляет  50% площади планетарного Севера. Сельскохозяйственная освоенность меняется с севера на юг.          Значительная доля с/х угодий подвержена влиянию неблагоприятных факторов: 1) переувлажнению и заболоченности – 45  млн. га 2) 3) водной и ветровой эрозии – 50 млн. га 4) Всего в защите от них нуждается 58% пашни, 95 % пастбищ. Доклад на 5мин. Внимание! Проблема! Ежегодно в России площадь земель, подверженных эрозии, возрастает на 0,5 млн. га.  Потери верхнего плодородного слоя от эрозии составляют 1.5 млрд. т. Например, в  засухе в отдельные годы – до 170 млн. га засолению – 40 млн. га 24 результате эрозии знаменитые российские черноземы  за последние 40 лет потеряли 15 см  плодородного слоя. Процессы эрозии особенно сильны в наиболее благоприятных для  ведения с/х районах ( Центрально Черноземном, Поволжье. Европейском Юге.) Следствие  эрозии – это овраги. Их вс тране более 400 тыс. с общей площадью 500 тыс. га. Негативно  влияют на почву сельхозмашины. Они сильно уплотняют ее. Уплотнение почвы снижает  урожайность на 10­ 50 %. Вывод: В решении проблемы охраны земель важную роль играет мелиорация. Внимание! Проблема! За последние годы в с/х России произошли значительные перемены. Если в 1990 году  доля убыточных хозяйств составляла 3­5%, то сейчас почти 90%. Наблюдается  сильное отставание с/х в России. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть пути развития с/х и отраслевой состав. 1) Экстенсивных «расширяющий»: вовлечение  в с/х оборот новых земель, привлечение  Пути развития с/х: дополнительной рабочей силы, увеличение поголовья скота и посевов культур. 2) Интенсивный «напряженный»: применение новой техники и передовой технологии,  мелиорация земель, химизация, улучшение подготовки кадров, использование более  продуктивных сортов растений и животный. 1) колхозы 2) фермерские хозяйства (Частное товарное с/х предприятие на собственной или арендованной  земле с применением наемного труда)  Формы организации с/х: 3) личные хозяйства(частное хозяйство на личном собственном труде) 4) агрофирмы  1) земледелие или растениеводство (Отрасль с/х, занимающаяся возделыванием культурных  растений) Отрасли с/х: 2) Животноводство (Отрасль с/х, занимающаяся разведением с/х животных для обеспечения  населения пищей и сырьем для легкой и пищевой промышленности) ­ Какие отрасли составляют земледелие? (Работа с учебником. Схема) ­ Какие растения относятся зерновым культурам, техническим культурам? Заполнение таблицы: ­ Какие отрасли составляют животноводство? (Работа с учебником. Схема.) ­ Какие выделяют основные направления скотоводства? ( таблица 36) Заполнение таблицы: ­ Каковы причины отставания с/х в России? (Беседа с учащимися) 1) Низкая производительность труда; 2) Преимущественно экстенсивные методы хозяйствования; 3) Слабое использование техники, достижений генетики, селекции и других наук; 4) Научно необоснованная мелиорация; 5) Отсутствие в течение длительного времени закона о земле, по которому земля могла бы быть отдана в частную собственность; 6) Слабое финансирование с/х; 3. Закрепление 1) Тестовая работа 2) Синквейн 25 Домашнее задание: параграфы 31,32 изучить. Подумать и найти пути решения проблемы 1  на  стр.165 26 Проблемные вопросы и задания по темам Приложение 3 Тема, класс Проблемные вопросы и задания 2 1. Как можно объяснить многообразие  горных пород и минералов? 1 с с а л к 6     а р е ф с о т и Л 2.Каковы причины разнообразия залегания горных пород? 3. Чем объясняется разнообразие рельефа  Земли?     с с а л к 7 и л м е З ф е ь л е Р   Место постановки в учебном  процессе 3 В процессе изучения темы  «Породы, слагающие земную  кору». Учитель организует  работу учащихся с образцами  горных пород и минералов,  подводит к самостоятельному  выводу и формулирует перед  ними проблему Перед изучением темы  «Движения земной коры». Учитель организует работу  учащихся с картинами,  фотографиями и подводит их к  выводу о разнообразии залегания горных пород. Формулирует  проблему В качестве основной  познавательной задачи уроков,  посвящённых изучению рельефа  поверхности суши Деятельность учащихся 4 1. На основе работы с минералами и горными породами  приходят к выводу о разнообразии горных пород и  минералов. 2. Осознают поставленный вопрос. 3. под руководством учителя ищут причины,  объясняющие многообразие горных пород, усваивают  приём их классификации 1. 2. 3. Целенаправленное восприятие нового материала. Решение основного и частных вопросов темы. Осознание причин и следствий изучаемых явлений 1. Просматривают д/ф «Формы поверхности суши». 2. Работают с контурной картой, на которую наносят  крупнейшие горы и равнины Земли. 3. Самостоятельно делают вывод о разнообразии Земли и формулируют вопрос: чем объясняется разнообразие  рельефа Земли? 4. Анализируют проблемную ситуацию, в основе которой лежит противоречие между прежними знаниями и  новыми фактами и явлениями. 27 4. Какие особенности рельефа Африки вы можете выявить на основе работы с  картой? Попытайтесь объяснить их Перед изложением учителем  нового материала по теме  «Рельеф материка» с с а л к 7     а к и р ф А 5. Сравните рельеф Северной и южной  Африки (Западной и Восточной). Какие  причины объясняют выделенные вами  различия? 6. Почему в Южной Африке в пределах  тропического климатического пояса  выделяются две климатические области, а в Северной – одна? 7. Почему в пустыне Намиб, находящейся  на побережье океана, выпадет меньше  осадков, чем в самых сухих районах  Сахары? 8. Сравните почвенные разрезы  экваториальных лесов и саванн. Почему в  красно­жёлтых ферраллитных почвах  мало перегноя, при всём богатстве  растительного мира?  9. Пустыня – закономерность или  аномалия? Анализируют физическую карту Африки и выявляют  следующие особенности рельефа материка: А) преобладание равнинного рельефа, Б) среди равнин преобладают возвышенности и  плоскогорья; В) резкие различия в рельефе отдельных частей  материка. Работают с картами атласа, в процессе самостоятельной  работы составляют характеристику рельефа отдельных  частей материка, проводят сравнение, объясняют  причины различий Отвечают на вопрос самостоятельно или с помощью  учителя В процессе изучения нового  материала «Рельеф Африки» При закреплении материала В качестве домашнего задания Выполняют самостоятельно этапы решения проблемы  (см. таблицу 1) В процессе изучения нового  материала Самостоятельно отвечают на вопрос, делают вывод об  условиях образования почв, их мощности и плодородии Постановка познавательной  задачи перед изучением новой  темы Осознают задачу, участвуют в эвристической беседе: 1. Докажите, что природа пустыни разнообразна. 2. Покажите, что пустыня Калахари представляет собой  своеобразный природный комплекс. Какие условия  привели к её образованию? 3. Почему на побережье Атлантического океана  образовалась пустыня Намиб? 28 с с а л к 7     я и л а р т с в А с с а л к   7   а к и р е м А   я а н ж Ю я а н р е в е С а к и р е м А с с а л к   7   10. Как вы думаете, почему рельеф  Австралии сравнительно прост? В процессе изучения нового  материала 11. В чём причина своеобразия  органического мира Австралии? Почему  именно в Австралии много эндемиков? При закреплении темы  «Природные зоны» Работают с картой, выявляют характерные черты рельефа Австралии, осознают вопрос учителя, по картам ищут  ответ на него, выполняют задания учителя, например:1.  Сравните рельеф Африки и Австралии. Почему в  Австралии низменности занимают большие площади, чем  в Африке? 2. Австралия единственный материк на котором нет  действующих вулканов и оледенения. Почему? Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос,  учитель задаёт наводящие вопросы. 12. Объясните почему полезные  ископаемые Анд и восточной части  материка различного происхождения. С  помощью каких карт атласа вы обоснуете  свою точку зрения? 13. В чём заключается основное различие  между экваториальным и тропическим  влажным климатом? 14. Сравните экваториальный климат  Африик и Южной Америки. Чем  объясняется, что в экваториальном  климатическом поясе Южной Америки  осадков выпадает больше, чем в  экваториальном поясе Африки? 15. Как бы изменился климат Южной  Америки, если бы Анды находились бы на  востоке материка? 16. Установите черты сходства между  Кордильерами и Андами. Объясните их 17.Изменился бы климат Северной  Америки, если бы Кордильеры  находились на востоке материка? В процессе изучения нового  материала По карте изучают полезные ископаемые Южной Америки, делают вывод о различиях состава полезных ископаемых  западной и восточной частей материка, самостоятельно  формулируют вопрос и отвечают на него. При закреплении пройденного  материала Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос В ходе изучения темы «Климат  Южной Америки» Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос При проверке уровня усвоения  материала Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой  высказывают свои предположения и обосновывают их При закреплении изученного на  уроке материала Самостоятельно проводят сравнение, выявляют черты  сходства и различия и объясняют их При проверке уровня усвоения  материала Участвуют в эвристической беседе, в ходе которой  отвечают на вопрос 29 18. Как изменяется температура января на территории Северной Америки при  движении с запада на восток по параллели 500 с.ш.? Объясните эти изменения  19. В чём особенности расположения  природных зон в Северной Америке? 20. Какими причинами объясняется  разнообразие рельефа материка? 21. Сравните строение и рельеф Северной  Америки и Евразии. Отберите признаки  для сравнения. Определите, в чём  сходство, а в чём различие рельефа двух  материков. Объясните их 22. Сравните Аппалачи и Тянь­Шань.  Почему Тянь­.Шань относится к  высочайшим горам мира? с с а л 7   я и з а р в Е В качестве домашнего задания  Самостоятельно отвечают на вопрос, применяя знания,  полученные при изучении климата Северной Америки Постановка познавательного  вопроса перед изучением новой  темы Осознают познавательный вопрос, что способствует  целенаправленному восприятию нового материала;  работают с картами атласа, картинами Постановка познавательного  вопроса перед изучением новой  темы В качестве домашнего задания Осознают познавательный вопрос, что способствует  целенаправленному восприятию нового материала; в ходе  работы с картами атласа, в процессе беседы с учителем  выявляют особенности рельефа материка и объясняют их Самостоятельно сравнивают, выявляют черты сходства и  различия, объясняя их При повторении уровня  усвоения материала Выполняют все этапы решения проблемы: 1. Осознание проблемы, вскрытие  противоречия (Аппалачи и Тянь­Шань  образовались примерно в одно время, но  различаются строение м высотами); 2. 3. 4. Общий вывод Формулирование гипотезы; Доказательство гипотезы; Применяют ранее полученные знания в новой ситуации,  закрепляют умение решать проблемы (выявлять  противоречия, формулировать гипотезу, делать  обобщающий вывод) Применяют ранее полученные знания в новой ситуации,  закрепляют умение решать проблемы Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос 30 23. Пользуясь картами , объясните почему в Евразии и в Северной Америке на одних  и тех же широтах формируются  различные типы климата При обобщении знаний с 24. Почему Алтай выше, чем Мугоджары,  При изучении повой темы хотя образовались они в герцинскую  эпоху горообразования? я и ф а р г о е г   я а к с е ч и з и Ф с а л к   8   а н а т с х а з а К 25. Каждый из нас знает, что такое  листопад, а известно ли вам, что в  Казахстане вы можете видеть не только  листопад, но и «веткопад»? При повторении уровня  усвоения материала 26. Объясните климатические различия на восточных и Западных склонах горных  хребтов Алтая 27. Каким был бы климат Казахстана,  если бы высокие горы располагались не  юге, а на севере республики?  28. Как изменялось во времени  экономико­географическое положение  Казахстана? 29. Обнаружено крупное месторождение  высококачественной нефти. При каких  условиях вы начнёте его эксплуатацию? 30. Меняется ли по­вашему мнению  хозяйственное использование природных  ресурсов? Приведите примеры. 31. Как изменяется квалификация  трудовых ресурсов? При повторении уровня  усвоения материала В качестве познавательной  задачи при изучении темы  «Трудовые ресурсы» 32. На основе анализа карт атласа, схем,  раскрывающих процесс производства  металлов, текста учебника определяют  особенности металлургии, влияющие на её географию В процессе изучения новой темы «Металлургический комплекс» При изучении нового материала Применяют ранее полученные знания в новой ситуации,  закрепляют умение решать проблемы В качестве домашнего задания Самостоятельно отвечают на вопрос, применяя знания,  полученные ранее При изучении новой темы Самостоятельно отвечают на поставленный вопрос При закреплении темы «ТЭК» Применяют ранее полученные знания в новой ситуации,  закрепляют умение решать проблемы Осознают познавательный вопрос, что способствует  целенаправленному восприятию нового материала;  работают с картами атласа, картинами Работают с текстом учебника, выявляют основные  признаки понятия «трудовые ресурсы»; Выполняют задания учителя, отвечают на его вопросы:  существует ли связь между показателями  «производительность труда» и «качество трудовых  ресурсов»? Дайте качественную оценку трудовых  ресурсов страны.  1. На основе анализа указанных в задании источников  выявляют особенности металлургического комплекса: а)  концентрация и комбинирование производства; б)  большая материалоёмкость; в) большая трудоёмкость; г)  крупный загрязнитель окружающей среды. 2. Отвечают на вопрос: как эти особенности отражаются  на размещении комплекса. 3. Отмечают на контурной карте металлургические базы. 4. отвечают на вопросы учителя: 1) подумайте, в каком направлении будет осуществляться в перспективе развитие основных металлургических баз. 2) какие экологические проблемы возникают при  производстве чёрных и цветных металлов? Какие способы их решения вы могли бы предложить?  31   я и ф а р г о е г   я а н ь л а и ц о с   и   я а к с с е с ч а и л м к о   9 н   о а к н Э а т с х а з а К я и ф а р г о е г   я а н ь л а и ц о с   и   я а к с е ч и м о н о к Э с с а л к   9   а н а т с х а з а К 33. Объясните причины отставания в  развитии лёгкой (пищевой)  промышленности от тяжёлой? В процессе изучения темы  «АПК» 34. Какую роль играет транспорт в  экономике страны? Охарактеризуйте роль отдельных видов транспорта. В качестве познавательной  задачи при изучении новой темы При проверке знаний По теме «АПК» 35. Сравните специализацию и способы  ведения сельского хозяйства в лесостепях и пустынях. Можно ли на основе карт и  каких выявить проблемы  сельскохозяйственного освоения  территорий?  Охарактеризуйте сельское хозяйство  Южного Казахстана. В чём заключаются  его отличия от других районов и в чём вы  видите сходство с республиками Средней  Азии? 36. Охарактеризуйте демографическую  ситуацию в мире? Какие тенденции вы  можете выявить? 37. Как вы думаете зависит ли уровень,  темпы и характер урбанизации от  социально­экономических условий  страны? 38. 6 млрд. – это много для нашей  планеты или нет? Какова ваша позиция?  Грозит ли нашей планете перенаселение? 0 1   а р и м   я и н е л е с а н   я и ф а р г о е Г с с а л к На основе объяснения формулируют проблему: Зависимость экономики от экспорта товаров лёгкой  (пищевой) отраслей? Какие трудности в развитии лёгкой  промышленности вы знаете? Каковы перспективы  развития? Самостоятельно в ходе беседы с учителем раскрывают  роль транспорта в экономике страны, отвечая на вопросы: почему транспорт относиться к отраслям материальной  сферы? Какая связь существует между транспортом и  промышленностью, сельским хозяйством? 1. Сравнивают специализацию районов, самостоятельно  отбирают признаки сравнения. 2. На основе карт формулируют проблемы, связанные с  освоением этих зон, предлагают пути решения  При изучении новой темы  «Южный Казахстан» В процессе изучения новой темы для организации  самостоятельной работы  учащихся, для организации  дискуссии при изучении новой  темы Работаю с картами атласа, составляют характеристику,  участвуют в обсуждении вопроса, учатся доказывать свою точку зрения. Экологическая проблема –Арал,  показывают пути решения.  Класс делится на группы; каждая из групп анализирует  статистический материал, подобранный учителем,  работают с текстом учебника и картами атласа, а затем  выступаю с результатами проделанной работы. Отвечают  на вопросы, поставленные учителем в ходе дискуссии. 32 39. Какое влияние оказывают миграции на состав и размещение населения? Имеют ли миграции значение для развития  экономики страны? Как вы оцениваете это явление – как положительное или  отрицательное? Почему «утечка умов»  Превратилась в одну из форм  эксплуатации развивающихся стран? 40. Как вы оцениваете развитие крупных  городов – как положительное или  отрицательное? 41. Наличие трудовых ресурсов – важный  фактор развития хозяйства. Почему же в  развивающихся странах стоит проблема  ограничения рождаемости? 42. Как определяют степень  использования трудовых ресурсов?  сравните по этому показателю страны с  разными социально­экономическими  условиями. 43. Уровень урбанизации обычно  соответствует уровню экономического  развития страны. Чем же объясняется  высокий уровень урбанизации в  некоторых развивающихся странах? 44. Правильно ли сводить многообразные  демографические проблемы к узкому  кругу вопросов роста населения в мире и  мер по его сокращению? Что является  основой для действенного решения  проблем народонаселения? 45. Какие факторы определяют  размещение отраслей промышленности?  Может ли измениться их значение?  Обоснуйте своё мнение. 46. Как вы оцениваете НТР – как  положительное или как отрицательное  явление? с с а л к   0 1   а р и м   я и н е л е с а н   я и ф а р г о е Г   о г о в о р и м   я и ф а р г о е Г а в т с й я з о х Работаю с картами атласа, составляют характеристику,  участвуют в обсуждении вопроса, учатся доказывать свою точку зрения. При изучении новой темы 33 47. Какие изменения произошли в  структуре мирового хозяйства под  влиянием НТР? 48. Как НТР влияет на размещение  отраслей сельского хозяйства? 49. Сравните экономическое и  политическое развитие США и Японии  после второй мировой войны. Как  проявляется действие закона  неравномерности развития капитализма на примере Японии? 50. Почему для экономического развития  Великобритании исключительное значение имеют её внешнеэкономические связи? 51. Почему Норвегия, не имея  собственного сырья, производит  алюминий на экспорт? 52. Почему Японии удаётся успешно  конкурировать со своими соперниками в  борьбе за рынки сбыта и сферу  приложения капитала? 53. Сравните регионы мира по  обеспеченности транспортом. Отражает  ли этот показатель уровень  экономического развития страны?  Обоснуйте свою точку зрения. 54. Объясните, в чём вы видите различия  географии населения и хозяйства  развивающихся и развитых стран? 55. Объясните, почему ряд  развивающихся стран, несмотря на  аграрный характер экономики, не  обеспечены собственными продуктами  питания и вынуждены импортировать  зерно и муку? с с а л к     1 1 ы н а р т с   е и к с е ч и т с и л а т и п а к   е ы т и в з а Р   ы н а р т с   я с е и щ ю а в и в з а Р Применяют ранее полученные знания в новой ситуации,  закрепляют умение решать проблемы При выполнении домашнего  задания, закреплении и проверке усвоенных знаний. В ходе изучения новой темы Усваивают объяснение учителя, поставленную  познавательную задачу, участвуют в беседе с учителем,  выполняют его задание, составляют схему­конспект 34 56. Какие факты свидетельствуют о  сдвигах в размещении и структуре  хозяйства Индии, об углублении  международного географического  разделения труда? 57. как можно преодолеть хозяйственную  разобщённость стран Африки? Какие  факторы, на ваш взгляд, тормозят  развитие интеграционных процессов? 58. Сравните уровень развития сельского  хозяйства развивающихся стран Африки,  Азии и Латинской Америки? В чём вы  видите перспективу сельского хозяйства в развивающихся странах? 59. Опираясь на знания по  предшествующим курсам географии и  анализ карт минеральных, земельных и  водных ресурсов в атласе, назовите  страны и районы, бедные природными  ресурсами, но достигшие высокого уровня экономического и социального развития.  Сделайте вывод о роли  ресурсообеспеченности в жизни общества. Является ли она определяющей?  Приведите доказательства. 60. Обсудите на конкретных примерах  отрицательные последствия  хозяйственной деятельности человека,  если она ведётся без достаточной опоры  на географические знания и прогноз? с с а л к 0 1     в о с р у с е р     х ы н д о р и р п х ы в о р и м   я и ф а р г о е Г При проверке усвоения знаний,  обобщении изученного В процессе изучения темы 1. Работаю в группах. 2. Делают вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни  общества. 3. Отвечают на вопрос. 4. Самостоятельно формулируют новую проблему: какие  факторы способствуют достижению страной высокого  уровня экономического и социального развития? При обобщении знаний 1. Самостоятельно находят пример из дополнительной  литературы или периодической печати. 2. Анализируют последствия деятельности человека 3.  Высказывают свои предположения, направленные на  исправление этих последствий; обосновывают свою точку  зрения. 4. Учатся организовывать дискуссию в классе,  формулируют ряд вопросов. 35

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"

На тему:"Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2018