Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. Ученики показывают ту букву, правописание которой надо запомнить. Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон. 2. Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой безударного гласного а. (Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur24_+.doc
Русский язык СЛОВО БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Урок 24 (21). Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне Цель:   – развитие умений наблюдать за орфограммами­буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание. Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4  5    1.  Словарная работа. 1. показывают ту букву, правописание которой надо запомнить. Дельфин,   квартира,   чемодан,   комната,   потом,   балкон,   сосед,  Устный   диктант.   Работа   с   сигнальными   карточками.   Ученики Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. © ООО «Баласс», 2013 1II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  закон. 2.  Запишите 4 слова с удвоенной буквой согласного и непроверяемой буквой   безударного   гласного  а.   (Аппетит,   бассейн,   грамматика, пассажир.) 1 3 3  –  Представьте   себе   большое   орфографическое   царство.   Оно принадлежит   трём   сёстрам:   орфограммам­буквам   согласных.   Одна   из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. – Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра­орфограмма? (Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.) – Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Проблемная ситуация. Работа по учебнику. Упр. 75 – используется побуждающий диалог. – Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.) – Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили? (В корнях некоторых однокоренных слов буква  т  пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.) – Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?) Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не   произносится?   (Почему   в   однокоренных   словах   звук   [т]   не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?) – Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 2III. Открытие  новых знаний – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми.  Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 1. На слайде (доске) записаны слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно. Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите? При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2­й – слова, в которых согласный [т] не произносится. –  Сравните   записанные   в   каждом   столбике   слова   и   попробуйте предположить, почему во 2­м столбике согласный [т] не произносится. Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т. Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает). 2.  Проверка   предварительных   выводов   при   наблюдении   за   другими однокоренными словами. Упр. 76. – Назовите слова, в которых согласный звук не произносится. – Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.) – Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте   общий   вывод:   какие   звуки   могут   быть   непроизносимыми   и почему? Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72. 3. Работа над текстом в рамке. – Прочитайте про себя. © ООО «Баласс», 2013 3Развитие  V.Ι умений –  применение  знания.  Вопросы после чтения: – Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки? – Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.) – Это правило письма или закон языка? (Закон языка.) – Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры. 1 5 4  7 2    1. Работа в учебнике Упр.   77   –   развивается   умение   находить   непроизносимые   согласные   в словах,   определять,   почему   следует   писать   буквы   непроизносимых согласных. Задания: – Прочитайте слова каждого ряда. –  Найдите   слова,   в   которых   есть   непроизносимые   согласные   звуки. Назовите эти согласные звуки. –  Как   думаете,   почему   нужно   писать   букву   непроизносимого согласного? (В других однокоренных словах она пишется.) –  Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами? – Что для этого нужно сделать? (Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный.) – Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 4– Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Упр. 78. Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми  соглаcными звуками. – Прочитайте слова. Что их объединяет? (Однокоренные.) –  А   что   различает?   (В   двух   последних   словах   есть   непроизносимый согласный [т].) – Найдите среди однокоренных слов проверочные. –  Почему   они   являются   проверочными?   (После   согласного   стоит гласный звук.) Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается. Вывод:  Непроизносимый   согласный   встречается   в   сочетании   со звуками   [с(т)н]   и   [з(д)н].   Чтобы   написать   букву   непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова,  где бы после этого согласного стоял гласный звук. Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) V. Итог урока. – С какой новой орфограммой вы познакомились? –  Когда   в  словах   появляется   непроизносимый   согласный   звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].) –  Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать © ООО «Баласс», 2013 5однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.)  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? VI. Домашнее  задание. 1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые   согласные   и   как   можно   определить,  есть   ли   в   слове непроизносимый согласный звук. Деятельность учеников:  – Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также