Технологическая карта У Р О К А
ФИО учителя: Пасичник Надежда Николаевна, учитель
математики, I квалификационная категория
ОУ: МБОУ СОШ № 6 с углубленным изучением английского языка г.
Апатиты
Тема урока, класс: Сумма углов треугольника, 7
Предмет, продолжительность урока: математика, 45 минут
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: изучение теоремы о сумме углов треугольника.
Образовательные задачи урока:
Предметные –
ü сформулировать эмпирическим путем и доказать теорему о сумме углов треугольника;
ü установить и обосновать основные ее следствия;
ü учить применять теоретический материал для решения задач.
Метапредметные –
ü активизировать творческо-поисковую деятельность учащихся при изучении теории;
ü формировать умения выдвигать гипотезу при решении учебной задачи, понимать необходимость её проверки, использовать элементы исследования;
ü развивать умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом и применять полученные знания в учебной деятельности.
Личностные –
ü воспитывать умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи;
ü прививать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, аргументировано высказывать свою точку зрения;
ü формировать уважительное отношение к учебному труду, устойчивый познавательный интерес к предмету;
ü побуждать учащихся к творческой активности.
Реализуемая на уроке
технология: Педагогическая
технология А.А. Окунева на основе системы эффективных уроков.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная,
парная, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения:
ü Авторский медиапродукт: Презентации (к уроку и для публичной защиты автора) – сопровождение в Power Point.
ü Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
ü Наборы сигнальных карточек А – В – С для проведения теста-опроса.
ü Карточки «Самый первый – самый верный» для устной работы.
ü Вырезанные из цветной бумаги произвольные треугольники – для каждого учащегося.
ü Дидактические карточки «Вычислительный лабиринт»: большая – для инструктажа; маленькие – для каждого учащегося.
ü Линейки, транспортиры.
С Ц Е Н А Р И Й урока
Этап урока
Хроно-карта (мин.) |
Цель этапа |
Тип учебной ситуации |
Описание учебной ситуации |
Формируемые УУД учащихся |
||
Задания/дидакти-ческие материалы, способствующие достижению запланированных результатов
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
I. Организационный момент (2 мин.) |
Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
|
Проверка домашнего задания
|
Заготовлены ответы на боковой доске для самопроверки. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Ответы на вопросы учащихся.
|
Самопроверка Д/З. Вопросы учителю.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание, организация своей учебной деятельности. |
Подготовка к восприятию нового материала
|
Слайды 1-2 Презентации |
Определение темы и учебных задач урока.
|
Фронтальная. Настраиваются на работу.Записывают тему урока. |
|||
Мотивация учебной деятельности
|
Слайды 3-4 Презентации |
-С какой геометрической фигурой работаем сегодня на уроке? -Определение треугольника. - Как классифицируют треугольники? -По сторонам: какие бывают треугольники? -По углам: какие бывают треугольники?
|
Отвечают на вопросы учителя - фронтально. |
|||
II. Актуализация опорных знаний (5 мин.) |
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения учащихся в учебную деятельность.
Повторение определения, признаков и свойств параллельных прямых. |
Выполнение теста-опроса
|
Слайды 5-7 Презентации
Сигнальные карточки А-В-С |
-Установите верный ответ из числа предложенных. (Учитель смотрит, как в целом отвечает класс, но при этом отмечает ответы 3-4 человек, учащиеся не знают, кого именно проверяют на оценку). Объявление правильных ответов к заданиям теста и оценок проверяемым учащимся. |
Устно отвечают на вопросы. По команде учителя показывают правильный ответ с помощью сигнальных карточек А-В-С.
|
Личностные: осознанное вхождение в пространство учебной деятельности. Познавательные: структурирование собственных знаний по теме «Параллельность прямых». Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
III. Открытие новых знаний (10 мин.)
|
Совместное открытие и формирование новых знаний на основе изученного ранее материала.
Доказательство теоремы о сумме углов треугольника и следствий из теоремы.
|
Лабораторная работа «Сумма углов треугольника» |
Слайд 8 Презентации
|
-
Начертите I р. - остроугольный II р. - тупоугольный III р. -прямоугольный. - Измерьте транспортиром величину каждого из углов треугольника и вычислите сумму углов треугольника. -Сделайте в тетрадях запись, согласно слайду Презентации.
|
Выполняют лабораторную работу, следуя указаниям учителя.
Выдвигается гипотеза:
|
Познавательные: выделение существенных вспомогательных свойств и фиксирование результатов при выдвижении гипотез и их обосновании. Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: выполнение правил учебного сотрудничества. Личностные: проявление интереса к предметно-исследовательской деятельности.
|
Доказательство теоремы о сумме углов треугольника (Доказательство проводим, активизируя деятельность учащихся) |
Слайды 9-13 Презентации
|
-Мы провели эксперимент, в результате которого сформулировали гипотезу: сумма углов треугольника равна 180°. В математике часто на основе опыта выдвигают гипотезу, а затем её доказывают. Доказанная гипотеза приобретает статус теоремы. Попробуем и мы доказать выдвинутую нами гипотезу, чтобы она приобрела статус теоремы. - «Соберите» все углы -Что вы заметили? Почему? - Продолжите запись:
- Почему? - Подставь в последнее равенство вместо - И так, что утверждает полученная нами теорема? - Повторите устно доказательство друг другу. |
Совместно с учителем проводят доказательство теоремы, делая записи в тетрадях.
-Провести а║АВ, С
- -
- -
- Сумма углов любого треугольника равна 180°.
Работа в парах.
|
|||
IV. Исследование новых знаний (4 мин.)
|
Закрепление знания теоремы. Понимание ее сути.
|
Устная работа: исследование заключения теоремы
|
Слайд 14 Презентации
|
- Может ли в треугольнике быть: два прямых угла два тупых угла прямой и тупой угол? - Чему равен угол равностороннего треугольника? -Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? -Чему равен острый угол прямоугольного равнобедренного треугольника? |
- Нет
- 60°
- 90°
- 45° |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Следствия из теоремы |
Слайд 15 Презентации
|
-Все эти утверждения – следствия из теоремы. Они очень важны для решения задач. Запишите их кратко в тетрадь – только чертеж.
|
Записывают следствия в тетрадь – только чертеж, согласно слайду Презентации |
|||
V. Исторический момент (5 мин.) |
Развитие метапредметных связей; формирование интереса к предмету; организация смены деятельности, что способствует дальнейшему увеличению активности на уроке. |
Историческая справка по проведенному доказательству |
Слайд 16 Презентации
|
-Древнегреческий ученый Прокл (410-485г.г.н. э.) утверждал, что сумма углов треугольника равна развернутому углу. Мы с вами провели доказательство согласно Проклу.
|
Воспринимают информацию. |
Личностные: умение оценивать исторический материал в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
Другое доказательство теоремы |
Слайд 17 Презентации
|
-Эвклид в первой книге «Начала» (около 300 лет до н. э.) излагал другое доказательство, которое легко понять с помощью чертежа – на слайде. Попробуйте и вы пройти путём Эвклида!
|
Работают в парах. Проводят доказательство устно. |
|||
VI. Первичное закрепление полученных знаний (6 мин.) |
Первичная проверка понимания изученного
|
Устная работа «Самый первый – самый верный!» |
Слайды 18-20 Презентации
Карточки для записи ответов
|
Инструктирует учащихся о правилах работы. (Оценка выставляется первому учащемуся от каждого варианта) |
Работают на два варианта – на скорость. На карточке пишутся: вариант, ФИ, ответы. Разбор заданий.
|
Познавательные: умение самостоятельно выполнять работу по алгоритму. Регулятивные: проявление познавательной инициативы, контроль своих действий. Личностные: осознание применяемого алгоритма с достаточной полнотой. |
Практическая работа Цель: убедиться на практике, что сумма углов треугольника действительно равна 180°.
|
Слайд 21 Презентации
Вырезанный из цветной бумаги произвольный треугольник – для каждого учащегося.
|
-Опытным путем убедитесь в справедливости теоремы: 1. Отогните один угол треугольника так, чтобы он касался противоположной стороны треугольника, и линия сгиба была параллельна данной стороне. 2. Второй угол треугольника отогните так, чтобы он соприкасался с первым углом. 3. Аналогично отогните третий угол треугольника. -Ответьте на вопросы: Какой угол вы получили? Можно ли быть уверенным, что в каждом треугольнике сумма углов равна 180°?
|
Работают индивидуально.
Выполняют практическую работу, следуя указаниям учителя.
Отвечают на поставленные вопросы. |
|||
VII. Применение полученных знаний (10 мин.)
|
Закрепление изученного материала; решение задач на применение полученных знаний.
|
Самостоятельная работа |
Слайды 22-23 Презентации
Дидактические карточки «Вычислительный лабиринт»: большая – для инструктажа; маленькие – для каждого учащегося. |
Инструктирует учащихся о правилах выполнения работы. Каждому учащемуся предлагается карточка, в которой 3 задачи: каждая следующая задача выполняется с использованием ответа предыдущей. |
Работают самостоятельно.
Выполняют работу, следуя указаниям учителя.
Тетради сдают на проверку.
|
Личностные: формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности. Познавательные: формулирование проблемы и фиксирование результатов. Регулятивные: умение оценивать и корректировать успешность решения учебной задачи. |
Дополнительная задача – для тех, кто раньше справился. |
Слайд 24 Презентации
|
Обращает внимание на дополнительное задание. |
Кто раньше справился, решает задачу на доказательство. |
|||
VIII. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
|
Фиксация нового содержания; самооценка обучающихся собственной деятельности; соотнесение учебной деятельности и ее результатов; определение дальнейшей цели деятельности. |
Итоги урока |
|
Повторяются главные моменты. Выделяются основные мысли. |
Личностные: внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.
|
|
Домашнее задание |
1. Выучить теорему и следствия: §1 (п.п.30,31) 2. Решить: №№ 224, 227(а), 228(а), 229. |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. |
Слушают учителя; записывают домашнее задание в дневник.
|
|||
Рефлексия учебной деятельности |
Слайды 25-26 Презентации
|
Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке по критериям: ü Я умею ü Я знаю ü Я могу ü Не получилось |
Самооценка деятельности по предложенным критериям. |
Список использованных источников
Учебники и учебные пособия:
1. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
2. Геометрия. 7-11 классы: задачник к школьному курсу / В.Б.Полонский, Е.М. Рабинович, М.С.Якир – М.:АСТ-ПРЕСС, 2006.
3. Математика: задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. / Е.М. Рабинович – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
4. Изучение геометрии в 7-9 классах: пособие для учителей. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Интернет-ресурсы:
1. ЖЗЛ. Евклид. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.people.su/youtube_video-88-evklid , свободный.
2. Кобзарь Е. Д., Кириллова С. С. Урок геометрии в 7 классе по теме «Треугольники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.festival.1september.ru/articles/565860/, свободный.
3. «Технологическая карта урока» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-geometrii-summa-uglov-treugolnika-s-ispolzovaniem-produktivnih-tehnologiy-771981.html , свободный.
4. «Сумма углов треугольника» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/search/?lr=10894&msid=22904.942.1452968454.10667&text, свободный.
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.