Как показывает практика, использование в фортепианном обучении гамм, арпеджио и другого инструктивного материала оставляет желать лучшего. В детской музыкальной школе этот материал нередко проходят формально, только потому, что изучение его предписывается программой.
А между тем работа над гаммами и другими упражнениями – это не только н6еобходимая составная часть воспитания пианиста, она может стать увлекательнейшим занятием.Доклад для педагогического совета, предназначенный как практическое руководство преподавателю, начинающему работу с гаммами
КЕРЧЕНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
ДОКЛАД
(РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)
Начало работы над гаммами
Преподавателя
фортепианного отделения
Олиференко Елены
Валентиновны
г.Керчь2014 год
2ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................4
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГАММОВОГО КОМПЛЕКСА...........................................................6
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО АППАРАТА.....................................................................................8
НАЧАЛО РАБОТЫ НАД ГАММАМИ..........................................................................................14
Требования к первому году обучения.............................................................................................14
Требования ко второму году обучения...........................................................................................15
Требования к старшим годам обучения..........................................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................................26
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...........................................................................................................27
3ВВЕДЕНИЕ
Зачем все это нужното, что его
заставляют сделать? Бегать как можно
быстрее руками по
клавишам,
подвертывая большой палец… Гаммы,
упражнения,
монотонные,
сухие,
скучные до слез…
Р.Роллан «ЖанКристофер»
Под приведенными в эпиграфе словами юного героя известного
роллановского романа, мальчика, с поистине гениальной музыкальной
одаренностью, охотно подписались бы, пожалуй, многие из тех, кто обучается
сегодня фортепианной игре. Как показывает практика, использование в
фортепианном обучении гамм, арпеджио и другого инструктивного материала
оставляет желать лучшего. В детской музыкальной школе этот материал
нередко проходят формально, только потому, что изучение его предписывается
программой.
А между тем работа над гаммами и другими упражнениями – это не только
н6еобходимая составная часть воспитания пианиста, она может стать
увлекательнейшим занятием.
«Музыкальной таблицей умножения» называл гаммы Иосиф Гофман.
Определение выдающегося виртуоза не вполне точно. Выучив таблицу
умножения, чуть ли не в первом классе школы, не твердим же мы её всю
дальнейшую жизнь! А вот гаммы нужны пианисту всегда. Они изучаются на всех
ступенях музыкального обучения. Они «одинаково полезны как начинающему,
так и весьма подвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю,
4замечает Карл Черни. – Нет такой степени мастерства, когда постоянное
упражнение в гаммах сделается излишним».
В данной работе идет речь об истории использования гамм в фортепианной
педагогике, о подготовке к изучению гамм, о порядке прохождения гамм, о
способах работы над ними, о типичных ошибках учеников.
Изучение гамм (как и гаммового комплекса в целом) позволяет вопервых,
овладеть основными формулами фортепианной техники; вовторых, на
практике, (а не только в теории) познакомиться с ладотональной системой,
освоить квартоквинтовый круг тональностей; втретьих, познакомиться с
основными аппликатурными формулами; вчетвертых, выработать пальцевую
четкость, ровность, беглость.
5ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГАММОВОГО КОМПЛЕКСА
«Гаммой», то есть названием третьей буквы греческого алфавита, окрестил
поступенный звукоряд Гвидо д’Арецо – музыкант XI века, которому мы обязаны
и наименованием самих нот. Кроме русского языка слово «гамма»
употребляется во французском языке (gamme); в других же европейских языках
используется слово «лестница».
Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью
музыкального воспитания в незапамятные времена. Еще в клавирной педагогике,
при обучении гире на клавишнострунных инструментах – чембало,
клавикордах, клавесине. Об «упражнениях в гаммах» говорится уже в трактате
конца XVI века.
Но только к концу XVIII – началу XIX столетия, когда фортепиано
окончательно вытесняет из обихода другие клавишные инструменты, когда
развивается виртуозное исполнительство, гаммовый комплекс и, в первую
очередь, гаммы, становятся, по выражению Черни, основой фортепианного
обучения.
Была еще одна причина, по которой гаммы и арпеджио приобрели такое
значение в воспитании пианиста. В далекую пору раннего клавирного
исполнительства, музыканты не редко обходились без подкладывания первого
пальца, но и вообще без него. Лишь постепенно первый палец входит в
употребление, становясь, по словам французского пианиста А.Корто, своего
рода «множителем пальцев» или же (пользуясь выражением известного русского
6пианистапедагога В.Сафонова) «рычагом, на котором вращается вся техника».
Гаммы, где, согласно новой, получившей всеобщей распространение
аппликатуре, первый палец употребляется в пределах октавы два раза, оказались
превосходным материалом для развития его подвижности и гибкости.
Работа над гаммовым комплексом оставалась краеугольным камнем
технического воспитания пианиста на протяжении всего XIX века. Однако, в
тридцатые годы XX столетия, был период, когда развивать технику ученика
предписывалось только на художественных произведениях и рекомендовалось
вообще отказаться от изучения гамм. Период этот, к счастью, длился не долго,
и гаммовый комплекс был полностью восстановлен в своих правах.
Без его основательного изучения не обходится ныне ни один пианист.
7ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО АППАРАТА
Работа над техникой начинается задолго до игры гамм. Уже с первых шагов
обучения. Ученик начинает знакомиться с различными видами упражнений,
которые постепенно развивают у него разносторонние технические навыки.
Сначала это цикл упражнений на non legato, где усваиваются правильные
движения, воспитывается хорошее ощущение клавиатуры, устойчивость
пальцев, а главное ученик постепенно привыкает контролировать слухом
звучание каждой нажатой клавиши. Прежде чем приступить к развитию
технических навыков учащегося, необходимо организовать его посадку за
инструментом. Вот несколько упражнений, которые помогут ребенку правильно
сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи
свободными, делая опору на ноги и т.д.
Упражнение 1. Имеет два названия: «новая и сломанная кукла» (для
девочек) и «солдатик и медвежонок» (для мальчиков). Первое время
выполняется сидя на полу, затем за фортепиано. Сидеть, как кукла на витрине
(от 2 до 20 секунд), затем расслабиться (510 секунд). Выполнять 6 раз.
Упражнение 2. «Заводная кукла» или «Робот». Кукла стоит, подняв руки
(все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился, постепенно падают,
8«выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище, и ребенок наклоняется и
качает расслабленными руками.
Упражнение 3. «Подснежник». Преподаватель играет пьесу Петра Ильича
Чайковского «Подснежник», ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на
коленях. Первая фраза – подснежник «растет» гибкая рука плавно
поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит
расслабленная, как цветок подснежника. Объясните ребенку, что ладошку не
следует показывать, так как подснежник не распускается как ромашка, его
лепестки собраны и опущены вниз.
После можно приступить к упражнениям на постановку руки.
Упражнение 1. Поднять руку, как в упражнении «Подснежник», и,
расслабив, бросить на колени. Повторить то же, но кисть собрана и пальцы
поджаты (расслабленный кулачок). Повторить то же, но рука падает на
подушечки пальцев. Повторить то же, но рука падает на третий палец, сначала
на колени, потом на стол или крышку инструмента, затем на клавишу.
Упражнение выполняется поочерёдно всеми пальцами. Для начала 1 и 5 пальцы
«падают» одновременно. Добившись устойчивости кисти, предлагаем сыграть
каждым пальцем отдельно.
Упражнение 2. «Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы
шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и
3. Можно рассказать историю о забавных гномах, которые шагают ножками,
сидя на стульчиках. Предложить ребенку тоже так попробовать. При этом
нужно обратить внимание на движение его тела: ноги шагают, колени согнуты, а
сидит спокойно, не подпрыгивая. Теперь ученику понятно, что кисть остается в
спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.
Упражнение 3. «Паучки пошли в поход». Расскажите, как паучок несет
тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно
9отдает второму паучку. Так они и ходят, передавая друг другу «тяжесть».
Ребенок переносит «тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.
Постепенно задания усложняются, и упражнения на non legato сменяются
на упражнения legato. Главная задача на этом этапе – умение плавно соединять
звуки, добиваться слышимого legato, а не формального преступления с пальца на
палец – вот на что направлено все внимание педагога. Здесь важно сочетать
приготовленные пальцы с гибким движением кисти, всей руки, которая как бы
«идет за пальцами». Задача сложная, так как требует от ученика обостренного
слухового контроля.
Заключительное упражнение на legato – пятипальцевые последовательности
в мажоре и миноре. Они являются основой для того, чтобы начать изучение
гамм:
Рисунок 1. Пример упражнения на legato
Педагогу важно знать: пока не налажено legato, нет достаточного слухового
контроля его качества, начинать прохождение гамм невозможно.
Обычно ученик приступает к игре гамм в самом конце первого года
обучения. Так начинается многолетняя, никогда не прекращающаяся работа над
гаммами, виды которых постепенно усложняются. Педагогу необходимо
ответственно отнестись к этой работе, так как учащиеся, не прошедшие школу
гамм, будут заметно отставать в техническом развитии. Надо помнить, что вся
гаммообразными
техника
последовательностями или отдельными её видами, и для ученика, не
классического
насыщена
периода
работавшего систематически над гаммами, эта «линейная» техника будет всегда
препятствием.
Желательно сначала познакомить со звучанием и строением гаммы, затем
попросить спеть её и подобрать по слуху.
10Заботу о том, какими пальцами следует играть, можно оставить на потом.
Сначала важно научиться свободно исполнять гаммы от любого звука, в любой
тональности, а для этого стоит поначалу играть их двумя руками поочередно:
четыре первых звука (нижний тетрахорд) – левой рукой, четыре следующих
(верхний тетрахорд) – правой:
«Гамма – отрезок из восьми звуков, а пальцев у нас пять. Сообрази, как
сыграть legato восемь нот одной рукой?» Чаще отвечают правильно, а педагог
тут же обращает внимание на подкладывание первого пальца.
Необходимо знать, что только свободный, мобильный, гибкий первый палец
может помочь ученику правильно его подкладывать. Первый палец (при игре
правой рукой вверх), едва он отыграл, надо сразу же начать подводить к
клавише, которую ему следует взять. Локоть и плечевая часть руки при этом
отводятся вправо, а кисть постепенно и мягко чутьчуть приподнимается и
одновременно немного поворачивается (также по ходу движения) так, что
пальцы как бы слегка наклоняются в указанном направлении. Затем, в момент
подкладывания, кисть немного опускается. Так, в пределах октавы, кисть
проделывает два волнообразных объединяющих движения. Играющий опирается
на третий палец и затем как бы соскальзывает на легкий и высокий первый
палец. Добавлю, что этот палец ударяет по клавише не вертикально, а косым,
боковым движением. В целом рука движется подобно руке скрипача, ведущего
смычок. Вот несколько упражнений, развивающих свободное, самостоятельное
движение первого пальца.
Упражнение 1. На крышке рояля:
Положить руку на крышку рояля и «подводить» свободный первый палец
сначала ко второму, затем к третьему, четвертому, пятому пальцам правой и
левой руки. Кисть свободна, чутьчуть отводится в сторону, в первый палец
должен быстро, легко и свободно «нырять» под ладонь.
Упражнение 2. На клавиатуре:
11Рисунок 2. Упражнение на подкладывание первого пальца
Опираемся на пятый палец, первый закруглен и свободно «скользит» по
клавишам. Кисть гибкая, чуть раскрывается на каждый звук. Восьмушки легкие
и звучат на фоне долгого звука. Можно повторить упражнение на разных
октавах.
Упражнение 3. «Капельки» (от додиез и фадиез):
Рисунок 3. Упражнение на подкладывание первого пальца на разных октавах
Можно повторить упражнение октавой выше. Опираясь на третий палец,
первый легко, без опоры опускается на каждую из восьмушек, которые звучат на
фоне долгого звука.
Полезно показать упражнение на подкладывание по черным клавишам.
Сначала обрывается группка из двух, затем из трёх черных клавиш (элементы
симажорной гаммы). Упражнение удобно в позиционном отношении, так как
«длинные» пальцы всегда у черных клавиш.
Рисунок 4. Упражнение на подкладывание первого пальца на черных клавишах
12Рисунок 5. Упражнение на подкладывание первого пальца в ритме
Также полезно играть любую гамму аппликатурой:
12121212
13131313
14141414.
Если первый палец при этом попадает на черную клавишу – это только
полезно. Приведенные выше упражнения (да и множество других) необязательны
для всех. Все решается индивидуально: одним достаточно объяснить и показать,
а с другими надо как следует повозиться. Однако заострять внимание на
подготовке первого пальца к подкладыванию в гаммах необходимо.
На практике приходится наблюдать иную картину. Часто начинают играть
гаммы без всякой подготовки первого пальца. Ученик при подкладывании
делает вертикальные движения рукой, «ныряет» на первый палец – это приводит
к неровности звучания, неуклюжести, отсутствию legato в горизонтальной линии.
Эта корявость закрепляется и отрицательно сказывается в дальнейшем не
только на техническом развитии, но и на исполнении художественных
произведений, где даже в маленьких пассажах отсутствует пластичность,
гибкость (не говоря уже о звучании). Как показывает практика, часто начинают
изучать гаммы в порядке квинтового круга, то есть начинать с домажорной
гаммы и двигаться по квинтовому или квартовому кругу. Так же считал и
К.Черни именно с этюдов, построенных на домажорных гаммообразных
пассажах, открывается большинство его сборников.
Однако уже в то время существовала и другая принципиально отличная
точка зрения. Известно, что Шопен советует начинать симажорной гаммы, так
13как в пианистическом отношении гораздо легче играть гамму с черными
клавишами, так как это способствует удобному расположению на клавиатуре
(«длинные» на черных клавишах). В этом случае рука лежит естественно.
НАЧАЛО РАБОТЫ НАД ГАММАМИ
Требования к первому году обучения
Ученик должен познакомиться с пятью диезными гаммами – ми, ля, ре, соль
и до мажор. Первая гамма, с которой знакомится ученик – ми мажор. Играть
следует каждой рукой отдельно, в пределах одной октавы. Темп умеренный, так
как только тогда возможен контроль за legato. Всегда чуть приготовленные
пальцы, внятное произношение и грамотное подкладывание первого пальца.
14Затем гамма играется так же медленно, обеими руками вместе. Можно
рекомендовать исполнение гамм, которые на первых порах играются обычно в
объеме двух октав, не в одну, а в две октавы:
Рисунок 6. Пример игры гаммы на расстоянии двух октав
Каждая из двух мелодических линий звучит тогда яснее, да и положение
рук оказывается более удобным, естественным. Тут же показать трезвучия,
которые переносятся по октавам. При переносе на следующую октаву учить
«глазами» готовить аккорд, опускать руку мягко, но на крепкие пальцы. Аккорд
как бы «прячется» в руке и раскрывается только в момент падения на нужные
клавиши. Гаммы с симметричной аппликатурой очень удобно играть в
расходящемся виде (пока от одного звука). Главное следить за хорошим legato,
устойчивым звуком, а главное за удобным положением первого пальца.
Требования ко второму году обучения
На втором году обучения задания усложняются. Помимо пяти мажорных
диезных гамм необходимо познакомить учеников с минорными гаммами.
Объяснить, что каждая мажорная гамма имеет свою минорную, рассказать, как
«находить» минорную гамму, и тут же познакомить с тремя ее видами
(натуральной, гармонической, мелодической).
Достаточно пройти две минорные гаммы: ля минор и ми минор. Говорить о
группировке гамм по типам аппликатур еще рано, но следует обратить внимание
15на то, что четвертый палец всегда имеет свое место в каждой гамме: в правой
руке четвертый палец всегда на VII ступени, в левой руке четвертый палец
всегда на II ступени. Это гаммы первой аппликатурной группы – до, соль, ре, ля,
ми, фа мажор. Исключения:
фа мажор (в правой руке на сибемоль),
cи минор (в левой руке – на фадиез).
Вторая аппликатурная группа – все бемольные гаммы, где четвертые
пальцы приходятся в правой руке – на сибемоль, а в левой руке – на IV ступени
(новом бемоле). Исключения:
ре минор,
соль минор,
до минор (как в первой аппликатурной группе).
Третья аппликатурная группа – гаммы, где используются группы из трех
черных клавиш (фадиез, сольдиез, лядиез). Здесь четвертые пальцы всегда на
крайних клавишах: в правой руке – всегда на лядиез (си бемоль), в левой руке –
всегда на фадиез (сольбемоль).
Чтобы быстрее закрепить в памяти и в мышечном ощущении порядок
следования пальцев, полезно поиграть гамму по позициям – терциями и
квартами либо кластерами, то есть, нажимая в пределах одной позиции
несколько клавиш одновременно:
Рисунок 7. Пример игры гаммы по позициям
Те аппликатурные правила, которым мы сейчас следуем, сложились в эпоху
классического венского стиля. В 1762 году один из сыновей И. С. Баха, Филипп
16Эммануэль приводит три вида аппликатуры для гаммы до мажор, из которых,
как он пишет, «ни одна не должна быть отвергнута».
Рисунок 8. Три вида аппликатуры для гаммы до мажор
Именно последняя формула стала общепринятой, ее знание требуется ныне
от всех учащихся.
Специального разговора заслуживает аппликатура хроматической гаммы.
Существует целый ряд ее аппликатурных вариантов, которые образуют две
группы. В первой одной октавы (для правой руки при движении вверх) чаще
встречается последовательность 1 2 или 1 3, чем 1 2 3; во второй подкладывание
используется реже: гамма играется «блоками», образуемыми последовательным
употреблением трех, четырех и даже пяти пальцев подряд.
К первой группе с ее частым использованием первого пальца относятся
аппликатуры, которые можно обозначить как немецкую, французскую или
смешанную.
При так называемой немецкой аппликатуре (она приписывается К. Черни)
господствует второй палец.
Рисунок 9. Пример немецкой аппликатуры
Немецкая аппликатура хороша в неторопливом темпе, при динамике piano
или mezzopiano.
17Французская аппликатура – это господство третьего пальца. По сравнению
с немецкой, она обеспечивает более сильное, четкое, яркое звучание. Восходит
эта аппликатура к Фр.Калькбреннеру; ею охотно пользовался и Шопен.
Рисунок 10. Пример французской аппликатуры
При смешанной немецкофранцузской аппликатуре (ее придерживались в
Петербургской консерватории) гамма в восходящем движении играется по
второму немецкому варианту, в нисходящем – по французскому типу.
Рисунок 11. Пример смешанной аппликатуры
Ко второй группе относятся аппликатуры, включающие, по меньшей мере,
одну четырехпалую позицию. Количество подкладываний первого пальца
уменьшается, и это позволяет достичь более быстрого темпа. Это листовская
аппликатура. При соответствующей тренировке, она позволяет достичь
наиболее быстрого темпа.
Рисунок 12. Пример листовской аппликатуры
Изучая гамму, не следует забывать об арпеджио. Поскольку арпеджио – это
не что иное, как разложенные аккорды, естественно начать их изучение с игры
18самих аккордов. Это поможет изучить структуру арпеджио, ощутить в руке их
форму. Можно ввести короткие арпеджио из четырех звуков каждой руки (для
начинающих из трех), сначала снимая руку после каждого звена. Здесь важно
объединяющее движение от первого пальца к пятому. Ручка «дышит» после
каждого звена. Проверить ровность, певучесть legato (не пропадает ни один
звук). Короткие арпеджио из четырех звуков можно играть и иначе – так, как
было принято играть в фортепианных классах СанктПетербургской
консерватории в 1860х годах.
Рисунок 13.Пример игры коротких арпеджио
Требования к третьемучетвертому году обучения
На третьем году обучения ученик должен хорошо знать девять мажорных
гамм (до, соль, ре, ля, ми, си, фа, сибемоль, мибемоль) и шесть минорных (ля,
ми, си, ре, соль, до). В минорных гаммах играть все три вида в прямом движении
двумя руками (расходящийся вид пока не давать). Полезно давать задания по
динамике звучания.
Рисунок 14. Пример задания на динамику звучания
19Возможны варианты заданий на динамику: правая рука играет f , левая – p,
вниз – наоборот. В третьем классе прибавляется темп, который устанавливается
педагогом. У каждого ученика свой темп. Критерием является ровность,
ясность звуковой линии и, конечно же, аппликатурная точность.
В четвертом классе к перечисленным выше гаммам можно добавить гаммы
додиез минор, фадиез минор – отдельно каждой рукой (изза аппликатурных
сложностей). Остальные гаммы исполняются двумя руками в четыре октавы в
прямом и противоположном движении.
С четвертого класса можно начинать играть аккорды из четырех звуков
(если у ученика большая рука). При этом мягко переносить руки. Глазами
«готовить» каждый следующий аккорд, хорошо погружать пальцы в клавиатуру.
Обязательно дослушивать каждый аккорд (звучат все звуки) и не торопиться.
Короткие арпеджио играть двумя руками (пульсация по три четверти).
Ввести ломаные арпеджио отдельно каждой рукой.
Рисунок 15. Пример игры ломаного арпеджио
Играются ломаные арпеджио вращательным движением предплечья, пальцы
при этом самостоятельных движений практически не делают, образуя одно
целое с ладонью.
При игре длинных арпеджио опять встает вопрос с подкладыванием и
перекладыванием первого пальца. Делать это сложнее, чем при игре гамм:
первому пальцу приходится дотягиваться до более отдаленных клавиш. Здесь
требуется еще большая гибкость, ловкость. Полезно поиграть упражнения.
Рисунок 16. Пример подкладывания первого пальца при игре длинного арпеджио
20Legato при подкладывании необходимо сохранять. Рука и кисть огибает
все повороты. Часто педагоги торопятся ввести позиционную игру, когда рука
перемещается с позиции на позицию без соблюдения строгого legato при
подкладывании первого пальца. Однако этот прием желательно показать
старшим ученикам, которые имеют опыт игры длинных арпеджио (без
достаточного опыта на данном этапе игра арпеджио может превратиться в ряд
разрозненных групп по три звука): сначала поиграть их в две октавы, затем
«удлинить» до четырех октав. Все длинные арпеджио группируются по четыре
звука.
Требования к старшим годам обучения
В пятом классе, если ученик достиг технически ровного, свободного
исполнения, и нет никаких затруднений с аппликатурой, можно показать
несколько гамм в терцию, дециму в прямом движении от белых клавиш. На этом
этапе, когда ученик накопил игровой опыт, можно сделать аппликатурные
обобщения, то есть познакомить с тремя аппликатурными группами.
В этом же классе ввести доминантсептаккорд, рассказать, как он
строится. Ученик должен уметь построить его и разрешить. Играть короткий
доминантсептаккорд нужно отдельно каждой рукой. Ощущать пульсацию по
триолям, на акценты не «садиться», они всегда еле заметны. Затем так же ввести
уменьшенный септаккорд. Надо отметить, что септаккорды ученикам играть
легче, так как смена интервалов происходит близко. В этом смысле наиболее
удобны арпеджио уменьшенного септаккорда, при игре которого в руке
неизменно сохраняется ощущение малой терции.
По мере ускорения темпа игра с тщательным подкладыванием первого
пальца сменяется позиционной игрой, когда, по словам С. Файнберга, «переход
от одной позиции к другой достигается только передвижением всей руки».
21Прислушаемся к совету М. Бариновой: «При быстром движении главная задача
в смелости движения общего рычага (всей руки) и умении не терять при этом
опорности на первом звуке (метать ноты!)».
На этом этапе можно показать прием «скольжения» с позиции на позицию
без соблюдения legato в момент перехода от третьего или четвертого пальцев к
первому (позиционная игра). Этот прием позволяет выработать автоматизм
движений и в результате прибавить темп. Полезно поиграть «скелет» длинных
арпеджио, где свободная кисть руки переводит руку из позиции в позицию,
подводя палец к нужной клавише.
Г.Г.Нейгауз рекомендовал играть в каждой тональности следующее
упражнение:
Рисунок 17. Упражнение Нейгауза
Первый палец подводится под ладонь сначала к третьему, затем к
четвертому пальцам. Свободная кисть отводится в сторону движения. В шестом
классе вводятся гаммы в сексту, (пока только от белых клавиш) в прямом
движении. Доминантсептаккорд и уменьшенный следует играть короткими и
длинными арпеджио двумя руками (помнить о группировке по три и шесть
звуков).
В седьмом классе, если ученик не будет продолжать дальнейшее обучение,
то есть поступать в училище – пусть повторяет программу шестого класса.
Однако те ученики, которые будут учиться дальше, должны обращать
серьезнейшее внимание на техническую сторону и заниматься гаммами как
следует. Такие ученики проходят все мажорные и минорные гаммы в прямом и
противоположном движении в терцию, сексту, дециму в подвижном темпе.
Для перехода к быстрому темпу можно рекомендовать следующие
ритмические упражнения:
22Рисунок 18. Пример ритмических упражнений – рука объединяет мелкие группки нот
Затем можно чуть усложнить задание – играть быстрыми «перебежками» с
остановками на первых звуках каждой октавы: рука на остановках мгновенно
освобождается. Играть в любой тональности, вверх и вниз, двумя руками:
Рисунок 19. Пример игры "перебежками"
Полезно играть в быстром темпе, т. к. ученик начинает быстрее думать,
объединять целые группы мелких нот «на одном дыхании» и это помогает ему
играть легче и быстрее. «Чтобы играть быстро, надо быстро думать» (И.
Гофман). Так же можно ставить перед собой и другие задачи: сыграть гамму
legatissimo и – staccato, причем staccato может быть разным – пальцевым или
кистевым.
Можно менять артикуляцию и динамику на протяжении одной и той же
гаммы. Скажем, начать legato, а с третьей октавы перейти на staccato, или
сделать еще более дробную разбивку.
23Рисунок 20. Пример упражнения на смену артикуляции и динамики
А еще лучше делать установку на выразительность звучания, иными
словами, ведя работу над динамическими, артикуляционными, темповыми
вариантами, ставить задачи художественного порядка. Попробуем поставить
задачу таким образом: сыграть гамму певучим, полновесным forte, в умеренном
темпе, приемом portato. Можно «пропеть» гамму так, как если бы ее играли
виолончелист или скрипач, штрихом legatissimo, с волнообразной динамикой,
настроить руку на легкую, подвижную, не очень связную игру в динамике piano.
И наконец: исполнить гамму серебристым, прозрачным звуком, с
постепенным затуханием к концу. Выгода такого подхода еще в том, что ясное
представление о желаемом характере звука способно «настроить» руку, навести
на нужный технический прием, подсказать наиболее целесообразное движение. В
седьмом классе исполняются хроматические гаммы в прямом и
противоположном движении в терцию, дециму, сексту. Аккорды, все виды
арпеджио во всех тональностях.
Доминантсептаккорд – короткий, ломаный, длинный (уже с обращениями).
Уменьшенный септаккорд – короткий, ломаный, длинный (без обращений).
Одиннадцать длинных арпеджио от нескольких клавиш (до, фа, соль). Все играть
в быстром темпе, соблюдая четкость и ровность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24«Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь, говорил Иосиф
Гофман, только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом
упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре;
и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем
посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьезной
тренировки во всякого рода гаммах, этого я не представляю». Выдающийся
виртуоз совершенно прав: изучение гамм на всех ступенях музыкального
образования, если оно методически грамотно и разумно организованно,
способно принести огромную пользу для собственно технического и
музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Но и тогда,
когда период ученичества остается позади, без систематической разработки
этой поистине «золотой жилы» как сказал один американский педагог, не
может обойтись ни один пианист.
25СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.:
Государственное музыкальное издательство, 1961.
2. Как научить играть на рояле. Первые шаги. /Мастеркласс – М.:
Издательский дом «КлассикаХХI», 2008. – 220 с.
3. Крыхалова Н. Играем гаммы. – М.: Музыка, 1995. – 73 с.
4. Любомудрова Н. Методика обучения игры на фортепиано. – М.: Музыка,
1982.
5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка Л982. – 298 с.
6. Терентьева Н. Черни и его этюды. – М.: Музыка, 1978. – 53 с.
7. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Сов.композитор, 1989. – 144 с.
8. ШмидтШкловская А.О воспитании пианистических навыков. – М.:
Музыка, 1971. – 70 с.
9. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. – М.: Музыка,
1968
26СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рисунок 1. Пример упражнения на legato.......................................................................................10
Рисунок 2. Упражнение на подкладывание первого пальца..........................................................12
Рисунок 3. Упражнение на подкладывание первого пальца на разных октавах..........................12
Рисунок 4. Упражнение на подкладывание первого пальца на черных клавишах.......................12
Рисунок 5. Упражнение на подкладывание первого пальца в ритме............................................13
Рисунок 6. Пример игры гаммы на расстоянии двух октав...........................................................15
Рисунок 7. Пример игры гаммы по позициям.................................................................................16
Рисунок 8. Три вида аппликатуры для гаммы до мажор...............................................................17
Рисунок 9. Пример немецкой аппликатуры....................................................................................17
Рисунок 10. Пример французской аппликатуры............................................................................18
Рисунок 11. Пример смешанной аппликатуры...............................................................................18
Рисунок 12. Пример листовской аппликатуры...............................................................................18
Рисунок 13.Пример игры коротких арпеджио...............................................................................19
Рисунок 14. Пример задания на динамику звучания......................................................................19
Рисунок 15. Пример игры ломаного арпеджио...............................................................................20
Рисунок 16. Пример подкладывания первого пальца при игре длинного арпеджио...................20
Рисунок 17. Упражнение Нейгауза..................................................................................................22
Рисунок 18. Пример ритмических упражнений – рука объединяет мелкие группки нот...........23
Рисунок 19. Пример игры "перебежками"......................................................................................23
Рисунок 20. Пример упражнения на смену артикуляции и динамики.........................................24
27