ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по ИЗО разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с положением МБОУ СОШ № 182 «о порядке разработки рабочей программы учебного предмета»; на основе Государственного образовательного стандарта. Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И.А. Грошенков).
Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.
Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:
· коррекционно – обучающую;
· коррекционно – развивающую;
· коррекционно – воспитательную;
· воспитание положительных качеств личности;
· развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
Межпредметные связи:
· ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
· ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
· ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
· ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
Учебно-тематический план по изобразительному искусству
предусматривает следующее распределение по часам:
ü По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год ;
ü По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год и 1ч. в неделю, 34 часа в год за счет регионального компонента;
ü Количество часов по рабочей программе – 0,25 ч. в неделю, 8,5 часов в год
Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится
- практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;
- составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов
- составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям
- демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров
Реализация коррекционной работы :
- Развитие воображения и творческого мышления
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.
- Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.
- Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.
- Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.
- Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.
5 класс
Темы |
Краткое содержание тем |
Рисование с натуры |
Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета. |
Декоративное рисование |
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения. |
Рисование на темы |
Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок. |
Беседы об изобразительном искусстве |
Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях. |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В 5 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
§ Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
§ Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
§ Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
§ Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)
2. Обучающиеся должны уметь:
§ Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
§ Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
§ Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
§ Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
§ Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
§ Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
§ Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
НОРМЫ ОЦЕНОК
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Список литературы для подготовки проведения учебных занятий
по предмету ИЗО
1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М : Агар. 1997г.
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство
5 класс
№ п/п |
Дата план |
Дата факт |
Кол-во часов |
Тема |
Учебная задача |
Оборудование |
Коррекционная работа
|
|
1 |
|
|
0,25 |
Тематическое рисование «Воспоминание о лете» |
Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. |
Народные игрушки из глины и дерева, видеофильм, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формирование навыков рисования с натуры; декоративного рисования; умения применять их в процессе учебной, трудовой деятельности. Коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета, предметов.
|
|
2 |
|
|
0,25 |
Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий. |
Закрепление понятия о чередующемся узоре. |
Образцы орнаментов, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
3 |
|
|
0,25 |
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).
|
Закрепление понятия о чередующемся узоре. |
Изображения стилизованных природных форм, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
4 |
|
|
0,25 |
Рисование симметричного узора по образцу. |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Образцы узоров, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
5 |
|
|
0,25 |
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). |
Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности. |
Стилизованные растительные элементы, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
6 |
|
|
0,25 |
Рисование мятой бумагой «Ваза с Цветами» |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Образец, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
7 |
|
|
0,25 |
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четыpex овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону). |
Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности. |
Образцы геометрических орнаментов, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
8 |
|
|
0,25 |
Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм. |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Образец, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
Развитие художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству; восптитания трудолюбия, аккуратности, настойчивости и самостоятельности.
Усовершенствование умений распознавать и использовать разные мимические средства проявления эмоциональных состояний, элементы выразительных движений. Усовершенствование познавательной активности и самостоятельности путем
|
|
9 |
|
|
0,25 |
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). |
Передача объема предметов доступными средствами. |
Стакан и яблоко для рисования с натур, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
10 |
|
|
0,25 |
Рисование несложного натюрморта из овощей |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Образцы, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
11 |
|
|
0,25 |
Рисование симметричного узора по образцу. |
Учить использовать среднюю (осевую) линию. |
Образцы симметричных узоров, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
12 |
|
|
0,25 |
Беседа об изобразительном искусстве «Живопись»
|
|
Презентация |
||
13 |
|
|
0,25 |
Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см).
|
Составление узоров из растительных элементов в круге. |
Шаблон круга, образцы узоров в круг, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
14 |
|
|
0,25 |
Рисование с натуры предмета шаровидной формы. |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Предмет шаровидной формы, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
15 |
|
|
0,25 |
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). |
Передача объема предметов доступными средствами. |
Ваза керамическая, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
16 |
|
|
0,25 |
Рисование с натуры игрушек. |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Игрушки, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
17 |
|
|
0,25 |
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
|
Формирование общего понятия о художественных средствах. |
Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм. |
||
18 |
|
|
0,25 |
Декоративное рисование «Посуда» |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Образцы, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
19 |
|
|
0,25 |
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы «Крутой спуск», «Дорожные работы»). |
Совершенствование умения анализировать объекты изображения. |
Образцы дорожных знаков, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра. |
постепенного сокращения педагогической помощи. . Развитие личностных качеств: настойчивости, умения работать самостоятельно и в коллективе. Развитие самостоятельности в выполнении художественно-изобразительных заданий.
|
|
20 |
|
|
0,25 |
Тематическое рисование «Осень в лесу» |
Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке. |
Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
21 |
|
|
0,25 |
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).
|
Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения. |
Детская раскладная пирамидка, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
22 |
|
|
0,25 |
Беседа об изобразительном искусстве «Выразительные средства живописи» |
Формирование общего представления о художественных средствах. |
Презентация |
||
23 |
|
|
0,25 |
Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и Meдвeдь» и др.). |
Формирование общего представления о художественных средствах. |
Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм. |
||
24 |
|
|
0,25 |
Иллюстрирование отрывка литературного произведения по выбору. |
Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке. |
Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
25 |
|
|
0,25 |
Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см).
|
Учить находить гармонически сочетающиеся цвета. |
Образцы пригласительных билетов, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
26 |
|
|
0,25 |
Рисование с натуры предметов комбинированной формы. |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Образцы объемных комбинированных предметов для рисования с натуры, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
27 |
|
|
0,25 |
Рисование веточки рябины |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
28 |
|
|
0,25 |
Тематическое рисование «Новогодняя открытка» |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
29 |
|
|
0,25 |
Декоративное рисование «Елочные игрушки» |
Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.
|
Образцы объемных округлых предметов для рисования с натуры, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формирование навыков рисования с натуры; декоративного рисования; умения применять их в процессе учебной, трудовой деятельности. Коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета, предметов.
|
|
30 |
|
|
0,25 |
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см). |
Учит работать гуашевыми красками. |
Образы новогодних карнавальных очков, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
31 |
|
|
0,25 |
Тематическое рисование «Космос» |
Учить находить гармонически сочетающиеся цвета. |
Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра |
||
32-33 |
|
|
0,25 |
Рисование на тему «Лес зимой». |
Работа акварельными и гуашевыми красками. |
Правильное расположение предметов друг относительно друга, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра
|
||
34 |
|
|
0,25 |
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). |
Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений. |
Репродукции картин. |
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.