Надомное обучение, изобразительное искусство

  • docx
  • 14.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала изо.docx

                                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая рабочая программа по ИЗО разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с положением МБОУ СОШ № 182 «о порядке разработки рабочей программы учебного предмета»;  на основе Государственного образовательного стандарта. Под  редакцией В.В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И.А. Грошенков).  

Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.

 

Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

·                    коррекционно – обучающую;

·                    коррекционно – развивающую;

·                    коррекционно – воспитательную;

·                    воспитание положительных качеств личности;

·                    развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

 

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

 

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. 

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

 

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний  и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

 

Межпредметные связи:

·         ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

·         ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

·         ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

·         ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

 

Учебно-тематический план по изобразительному искусству

предусматривает следующее распределение по часам:

 

ü   По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год ;

ü  По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год  и   1ч. в неделю, 34 часа в год за счет регионального компонента;

ü  Количество часов по рабочей программе – 0,25 ч. в неделю, 8,5 часов в год

 

 

 

 

Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

 

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

- практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

- составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

- составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

- демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

 

 

 

Реализация коррекционной работы :

- Развитие воображения и творческого мышления

- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

- Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

- Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

- Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

- Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

 

 

5 класс

Темы

Краткое содержание тем

Рисование с натуры

Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.

Рисование на темы

Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок.

Беседы об изобразительном искусстве

Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В 5 классе:

1.     Обучающиеся должны знать:

§  Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

§  Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);

§  Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);

§  Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)

 

2.     Обучающиеся должны уметь:

§  Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

§  Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

§  Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

§  Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

§  Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

§  Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

§  Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.

 

 

 

НОРМЫ ОЦЕНОК

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» -    выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

«Оценка 4» -    выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

«Оценка 3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

 

Список литературы для подготовки проведения учебных занятий

по предмету ИЗО

 

 

 

1.Кузин В.С. Основы  обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г

2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М : Агар. 1997г.

  1. Кузин В.С.  , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г.
  2. Кузин В.С.  , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г.
  3. Кузин В.С.  , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г.
  4. Кузин В.С.  , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010

 

 

                                                              Календарно-тематическое планирование

Изобразительное искусство

5 класс

 

№ п/п

Дата план

Дата факт

Кол-во часов

Тема

Учебная задача

Оборудование

Коррекционная работа

 

1

 

 

0,25

Тематическое рисование «Воспоминание о лете»

Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Народные игрушки из глины и дерева, видеофильм, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формирование навыков рисования с натуры; декоративного рисования; умения применять их в процессе учебной, трудовой деятельности.

Коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и  целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета, предметов.

 

2

 

 

0,25

Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий.

Закрепление понятия о чередующемся узоре.

Образцы орнаментов, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

3

 

 

0,25

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

 

Закрепление понятия о чередующемся узоре.

Изображения стилизованных природных форм, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

4

 

 

0,25

Рисование симметричного узора по образцу.

Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Образцы узоров, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

5

 

 

0,25

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.

Стилизованные растительные элементы, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

6

 

 

0,25

Рисование мятой бумагой «Ваза с Цветами»

Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Образец, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

7

 

 

0,25

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четыpex овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону).

Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.

Образцы геометрических орнаментов, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

8

 

 

0,25

Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм.

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Образец, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

Развитие художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству; восптитания трудолюбия, аккуратности, настойчивости и самостоятельности.

 

 

Усовершенствование умений распознавать и использовать разные мимические средства проявления эмоциональных состояний, элементы выразительных движений. Усовершенствование познавательной активности и самостоятельности путем

 

9

 

 

0,25

Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).

Передача объема предметов доступными средствами.

Стакан и яблоко для рисования с натур, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

10

 

 

0,25

Рисование несложного натюрморта из овощей

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Образцы, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

11

 

 

0,25

Рисование симметричного узора по образцу.

Учить использовать среднюю (осевую) линию.

Образцы симметричных узоров, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

12

 

 

0,25

Беседа об изобразительном искусстве «Живопись»

 

 

Презентация

13

 

 

0,25

Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см).

 

Составление узоров из растительных элементов в круге.

Шаблон круга, образцы узоров в круг, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

14

 

 

0,25

Рисование с натуры предмета шаровидной формы.

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Предмет шаровидной формы, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

15

 

 

0,25

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

Передача объема предметов доступными средствами.

Ваза керамическая, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

16

 

 

0,25

Рисование с натуры игрушек.

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Игрушки, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

17

 

 

0,25

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).

 

Формирование  общего понятия о художественных средствах.

Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм.

18

 

 

0,25

Декоративное рисование «Посуда»

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Образцы, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

19

 

 

0,25

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы «Крутой спуск», «Дорожные работы»).

Совершенствование умения анализировать объекты изображения.

Образцы дорожных знаков, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра.

 

постепенного сокращения педагогической помощи.

. Развитие личностных качеств: настойчивости, умения работать самостоятельно и в коллективе.

Развитие самостоятельности в выполнении художественно-изобразительных заданий.

 

20

 

 

0,25

Тематическое рисование «Осень в лесу»

Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке.

Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

21

 

 

0,25

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

 

Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения.

Детская раскладная пирамидка, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

22

 

 

0,25

Беседа об изобразительном искусстве «Выразительные средства живописи»

Формирование общего представления о художественных средствах.

Презентация

23

 

 

0,25

Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и Meдвeдь» и др.).

Формирование общего представления о художественных средствах.

Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм.

24

 

 

0,25

Иллюстрирование отрывка литературного произведения по выбору.

Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке.

Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

25

 

 

0,25

Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см).

 

Учить находить гармонически сочетающиеся цвета.

Образцы пригласительных билетов, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

26

 

 

0,25

Рисование с натуры предметов комбинированной формы.

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Образцы объемных комбинированных предметов для рисования с натуры, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

27

 

 

0,25

Рисование веточки рябины

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

28

 

 

0,25

Тематическое рисование «Новогодняя открытка»

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

29

 

 

0,25

Декоративное рисование «Елочные игрушки»

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

 

Образцы объемных округлых предметов для рисования с натуры, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формирование навыков рисования с натуры; декоративного рисования; умения применять их в процессе учебной, трудовой деятельности.

Коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и  целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета, предметов.

 

 

30

 

 

0,25

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).

Учит работать гуашевыми красками.

Образы новогодних карнавальных очков, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

31

 

 

0,25

Тематическое рисование «Космос»

Учить находить гармонически сочетающиеся цвета.

Иллюстрации, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

32-33

 

 

0,25

Рисование на тему «Лес зимой».

Работа акварельными и гуашевыми красками.

Правильное расположение предметов друг     относительно друга, простой карандаш, ластик, гуашь, бумага, кисти, вода, палитра

 

34

 

 

0,25

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).

Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений.

Репродукции картин.