Краткосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста на тему «Наедине с природой»
Тип проекта: комплексный.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели и воспитанники МАДОУ №272
Актуальность проекта: Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.
Цель: Формирование системы элементарных научных экологических знаний.
Задачи:
1.Развивать познавательный интерес к миру природы.
2. Расширять представления детей о явлениях природы, растениях, животных, птицах, и
насекомых, особенностях их поведения и питания.
Воспитывать гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.
4. Учить любить, понимать и заботиться о природе родного края
Развивать трудовые природоведческие навыки.
Познакомить детей с правилами поведения в природе.
7. Формировать умение отражать полученные знания и впечатления в речи и продуктивных видах художественно-эстетической деятельности.
Ожидаемый результат:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия с природой, друг с другом, со взрослыми;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Человек и природа»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе, птицами, животными, насекомыми;
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Этапы реализации проекта.
1 этап проекта: подготовительный
Подбор и изучение методической и художественной литературы.
Составление плана проектной деятельности.
2 этап проекта: основной.
3 этап проекта: заключительный.
Показ и презентация родителям готового проекта с фотографиями детей о проделанной работе.
Работа с родителями:
Консультация на тему «Роль природы в познавательном и эстетическом развитии детей».
для родителей «Правила поведения в природе».
Список литературы:
Программа воспитания и обучения во 2-ой младшей группе. М.Б. Зацепина.
Программа по формированию элементарных экологических представлений. О.А. Соломенникова.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром. О.В. Дыбина.
«Развитие речи». В.В. Гребова.
«Методика экологического воспитания в детском саду». С.Н. Никоолаева.
Пособие «Изобразительное искусство и художественный труд». О.А. Морозова.
«Праздник начинается» (стихи, сценарии). Т.Н. Липашникова.
«Большая книга о природе». Издательство «Белый город», 2007.
«Энциклопедия живой природы для детей дошкольного возраста».
БЕСЕДЫ
«Как вести себя с насекомыми»
Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: предметные картинки с изображением насекомых; сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход беседы:
Вопросы к детям:
-Каких насекомых вы знаете?
Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых?
Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними? Стих: Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!» Пчела в ответ: «А ты как мог сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:
Правила поведения при встрече с насекомыми:
Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. 3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.
«Птицы – наши друзья»
Цель: Закрепить названия птиц. Дать знания о правилах поведения при встрече с птицами.
Ребята! Каких птиц вы знаете? Какие части тела есть у птицы? Для чего ей нужен клюв, крылья?
Птицы, как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц? (Ответы детей). Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда, развешивать кормушки, скворечники и дуплянки.
«Правила поведения в лесу»
Цели:
1) Уточнить и расширить знания детей об окружающем мире.
2) Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
3) Развивать познавательные способности детей, любознательность, наблюдательность, мышление, воображение.
- Ребята, кто любит ходить на прогулку в лес? Что вам особенно нравится в лесу?
Дети отвечают.
Воспитатель читает стихотворение Г. Ладонщикова «Дикарь в лесу».
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
- Правильно ли вёл себя в лесу человек? Чего он не знает?
(Нельзя сбивать грибы, даже если они ядовитые для человека, в лесу
нельзя громко говорить, ломать кусты.)
Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок:
-Кто пришёл в лес? (Дети.)
- Чем заняты дети в лесу? (Играют с мячом, кричат, качаются на деревьях,
слушают музыку.)
- Что стало с животными, которые жили на этой лесной полянке?
(Они убегают.)
- Почему они убегают? (Они испугались.)
- Правильно ли ведут себя дети в лесу? (Нет.)
- Давайте попробуем объяснить этим детям, почему в лесу нужно
соблюдать тишину.
Дети высказывают свои мнения.
Далее выполняется задание:
- Объясните, от чего спасаются эти животные. Почему в лесу надо
соблюдать тишину?
Дети пересказывают то, о чём рассказала воспитатель.
Воспитатель предлагает рассмотреть знак, который сделал Вопросик
- Что обозначает этот знак? (В лесу надо соблюдать тишину.)
Воспитатель делит группу на две группы, первой группе надо назвать правила поведения на лугу, второй группе – в лесу с частицей «не»: (Не ловите бабочек, не рвите цветы, не бросайте мусор, не кричите…; Не шумите, не слушайте громко музыку, не ломайте деревья)
- А сейчас напомните нерадивым ребятам, почему нельзя рвать цветы и
ловить бабочек?
- А почему в лесу нужно соблюдать тишину?
(Ответы детей).
Конспект НОД на тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: пояснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и вода; побуждать детей отвечать на вопросы, активизировать речь.
Стихотворение о здоровье
Быть здоровым — это модно!
Дружно, весело, задорно
Становитесь на зарядку.
Организму — подзарядка!
Знают взрослые и дети
Пользу витаминов этих:
Фрукты, овощи на грядке —
Со здоровьем все в порядке!
Также нужно закаляться,
Контрастным душем обливаться,
Больше бегать и гулять,
Не ленится, в меру спать!
Ну а с вредными привычками
Мы простимся навсегда!
Организм отблагодарит —
Будет самый лучший вид!
Воспитатель: Ребята, скажите о чём это стихотворение?
Ответы детей: О здоровье, о том, что помогает поддерживать наше здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, а что еще же нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье?
Ответы детей.
(Воспитатель подводит итог сказанному, показывая слайды «Советы о здоровье»)
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно сказали. Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье. Воспитатель: Ребята, послушайте их.
Воспитатель: А такая поговорка, вам знакома? – «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!». Давайте подумаем, о чём эта поговорка и что означает?
Ответы детей.
Воспитатель помогает размышлять детям, поощряет их активность. Затем продолжает сам.
(показ слайда с изображением Солнца).
Воспитатель: Скажите, что изображено на картинке? Что дает нам солнце?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, солнце даёт свет и тепло. Солнце полезно для нашего здоровья. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д», который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару обязательно необходимо носить головной убор и долго не загорать на солнце.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое солнечные ванны?
Ответы детей.
Воспитатель: Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама матушка природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В нашем Краснодарском крае, на юге России, где мы живём, загорать лучше всего до 10 часов утра и с 17 часов вечера.
Запомните, ребята важные правила при загаре:
1.Загорайте можно только до 10 часов утра и после 17 часов вечера, желательно чтоб были тень деревьев, навес или тент.
2.Находитесь на солнце только в головных уборах (Косынки, панамки, кепки).
3.Чтобы сократить вредное воздействие солнца, употребляйте в пищу такие продукты: морковь, картофель, абрикосы.
4.Пейте больше жидкости.
5.После солнечных ванн обязательно искупайтесь.
6.Загорайте в присутствии взрослых.
Стихотворение о солнце
(дети выполняют релаксационные упражнения согласно тексту).
Солнце спит и небо спит,
(ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит.
(качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало,
(подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало.
(качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок,
(помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок.
(закрыли руками лицо)
И деревья раскачал.
(качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал,
(прыжки на месте)
Барабанит дождь по крышам
(хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже.
(наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи,
(приседаем)
Ни один не виден лучик.
(встали, спрятали руки за спину)
(показ слайда с изображением неба, воздуха)
Воспитатель: Как вы думаете, чем полезны воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Вдыхая кислород полной грудью, учащается наше дыхание, наше сердце начинает биться чаще, и кровеносная система начинает функционировать так, как ей это положено. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть.
Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.
Как вы думаете, что может быть, если мы будем дышать грязным воздухом?
Ответы детей.
Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.
Стихотворение о воздухе
(дети выполняют дыхательное упражнение).
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)
Пахнет дубом и сосной.
(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)
Летом он бывает тёплым,
(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)
Веет холодом зимой,
(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)
Мы о нём не говорим.
(задержать дыхание до окончания стихотворения)
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
(спокойный выход)
Воспитатель: А теперь давайте поговорим о воде.
(Показ слайда с изображением воды, реки, моря, водопада).
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, воду мы пьём и используем в приготовлении пищи, и она, так же как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.
Ещё вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем своё жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений - всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.
Воспитатель: А кто из вас любит купаться в реке, море, озере?
Ответы детей.
Воспитатель: Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания.
Запомните, ребята важные правила купания:
Всегда купайтесь под присмотром взрослых.
Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.
Не ныряйте в незнакомом месте.
Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!
Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.
Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите.
После этого начинайте купание.
Стихотворение о воде
(дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно тексту).
Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
(пальцы сцеплены в «замок» - сжимать и разжимать пальцы)
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
(показать кулачки)
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
(постукивание кулачком об кулачок)
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
(сложить из ладошек «домик»)
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
(сложить кулачок в кулачок)
Воспитатель: Скажите, ребята, что нового вы узнали о солнце, воздухе и воде?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно и солнце, и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Солнце, воздух и вода —
Наши верные друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
Цель: формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике.
Когда мы отдыхаем на природе, очень важно, чтобы во время отдыха не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.
Обязательно запомните правила, соблюдать которые совсем несложно.
1. Незнакомые растения и цветы ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.
2. С грибами, найденными вами в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирайте только известные вам грибы и обязательно покажите собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляете по лесу, не трогайте поганки: они очень ядовиты.
3. Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья. Возможно, в этот водоем сбрасывали мусор, отходы. Вода в нем неизвестна нам. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем.
4. Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров, отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.
5. Помни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых.
6. Если вы собираетесь ночевать в палатке, позаботься о сетке, защищающей от комаров, и средствах, отпугивающих насекомых.
7. В жаркую погоду нельзя долгое время находиться на солнце без одежды, головного убора — можно получить тепловой удар или солнечные ожоги. Никогда не смотрите прямо на солнце даже в течение непродолжительного времени — от этого может ухудшиться зрение.
8.Будьте осторожны с огнем. Выберите место для костра с учетом направления ветра. Это место нужно очистить от мусора, сухой травы и веток, окопать его или обложить камнем. Нельзя оставлять костер без присмотра. Уходя, залейте костер водой и засыпьте землей. В случае загорания не теряйтесь, тушите огонь подручными средствами – залейте водой, засыпьте землей, накройте плотной тканью.
9. При купании на воде: не купайтесь в запрещенных местах. Не отплывайте далеко от берега. Не нарушайте правила пользования плавсредствами.
При соблюдении этих нехитрых правил Вы сохраните свое здоровье и обезопасите свою жизнь.
Консультация для родителей на тему:
«Роль природы в познавательном и эстетическом развитии детей»
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цветов, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребёнка. Но малыш много не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностно. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь.
В сложном познании мира природе велика роль взрослого, он должен сам видеть и слышать природу и учить этому ребёнка.
Задача родителей – помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира.
Ребёнок, как доказали учёные, уже в самом раннем детстве копирует эмоции, поступки близких. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, нежным цветком и т.п. ребёнок, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
Дайте возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
Поговорите с объектом живой природы «с берёзкой, травкой, ёлочкой», наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как берёзка гладит тебя своими веточками, она шепчет: спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
Отождествляйте природный объект с человеком, ласково обращайтесь к нему: травушка-муравушка, берёзонька-красавица и т.п.
Вводите элементы игры, побуждая малыша к игровому воздействию с природными объектами (покажи, как качаются берёзки, какой ёлочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.)
В присутствии малыша не допускайте неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждайте их действия словами: «это некрасиво», «так нельзя делать» и т.п.
Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в объектах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху, и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.