НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ 5 – 6 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне
развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных
дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для
этого разнообразные методы.
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания
мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов,
развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся,
изобразительнографические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е.
формирует геометрическое мышление.
Целью изучения досистематического курса геометрии – курса наглядной геометрии
является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 6х классов с
помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в
конкретной задачной и житейской ситуациях
способствуют развитию наглядно
действенного и нагляднообразного видов мышления.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач
согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития
геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие
творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость»,
интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким
эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного
развития человека.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и
качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию
внутреннего мира ребенка.
Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры
геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса
геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в
индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его
способностей.
Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение
обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом
геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия
окружающей действительности.
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии
формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и
практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое
мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной,
творческой и практической деятельности. Программа построена таким образом, что приобретение новых знаний учащимися
осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди
практического и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие
“геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач
таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
В основе курса “Наглядная геометрия” лежит максимально конкретная, практическая
деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет
теорем, строгих рассуждений, но
присутствуют такие темы и задания, которые
стимулируют учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных
закономерностей.
Курс строится на интуитивной основе с привлечением дедуктивных рассуждений.
Теоретический материал курса излагается на наглядно интуитивном уровне, законы
формируются в виде правил.
Цели курса :
Через систему задач организовать интеллектуальнопрактическую и исследовательскую
деятельность учащихся, направленную на:
развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно
графических умений, приемов конструктивной деятельности
развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач
развитие геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся
развитие глазомера, памяти
обучение правильной геометрической речи
формирование логического и абстрактного мышления
формирование качеств личности (ответственность, добросовестность,
дисциплинированность, аккуратность, усидчивость)
Задачи курса:
Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений,
необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности
Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне
представлений
Изучить свойства на уровне практических исследований
Применять полученные знания при решении различных задач
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
Рабочая программа предназначена для работы в 5 - 6-х классах
общеобразовательной школы, рассчитана на 35 учебных часов в год (1 час в
неделю) .
Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии является авторская
программа, изложенная в учебном пособии: Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, О. А. Дмитриева.
Математика. Наглядная геометрия. 56 классы. Книга для учителя Издательство:
Просвещение, 2008 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:
Математика. Наглядная геометрия. 5 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, В.Л. Велиховская / –
М.: Просвещение, 2012
Математика. Наглядная геометрия. 6 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, В.Л. Велиховская / –
М.: Просвещение, 2012
Содержание учебного предмета
5 класс
Тема 1. Начальные понятия.
Геометрическая фигура, точка, линия, поверхность, тело, плоские и пространственные
фигуры.
Тема 2. Отрезки. Конструкции из отрезков..
Понятие отрезка, сравнение отрезков, конструирование из отрезков плоских и
пространственных фигур, луч, прямая, ломаная, многоугольник, круг, цилиндр, конус,
изображение фигур с разных точек зрения.
Тема 3. Углы. Конструкция из углов.
Понятие плоского и двугранного угла, сравнение плоских углов, их виды,
перпендикулярность, конструкции из углов.
Тема 4 Измерения.
Длина отрезка, площадь плоской фигуры, площадь прямоугольника, объем тела, объем
прямоугольного параллелепипеда, градусная мера угла, транспортир.
6 класс
Тема 1 Повторение
Отношение и пропорциональность отрезков, подобные фигуры, золотое сечение.
Тема 2. Взаимное расположение фигур
Расстояния, параллельность на плоскости и в пространстве, применение
параллельности для конструирования плоских и пространственных фигур, координаты.
Тема 3. Преобразования фигур.
Движения плоскости и пространства, параллельный перенос, поворот, симметрия
центральная, осевая и зеркальная.
Тема 4. Конструкции из равных фигур
Применение различных видов движений плоскости, построение бордюров и паркетов,
элементы симметрии фигур.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса наглядной геометрии учащиеся должны овладеть
следующими умениями, представляющими обязательный минимум:
правильно употреблять геометрические термины;
знать определения, уметь строить, обозначать и измерять геометрические фигуры;
знать, уметь строить и записывать параллельные и перпендикулярные прямые;
уметь находить равные фигуры;
строить с помощью циркуля и линейки отрезок, угол; треугольник, равный данному;
знать виды тел, их названия;
уметь чертить, обозначать, изготавливать модели, вычислять площади и объёмы по
заданным элементам;
уметь находить геометрические тела вокруг себя.
Наглядная геометрия 5-6 классы
Наглядная геометрия 5-6 классы
Наглядная геометрия 5-6 классы
Наглядная геометрия 5-6 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.