Статья на тему: Наглядное моделирование, как инновационная
коррекционно-образовательная технология
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Дети дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают затруднения в усвоении программы детского сада. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР. Работая с детьми с различной речевой патологией мы сталкиваемся с проблемами в их обучении, поэтому приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.
Наглядное
моделирование –
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его
заместителя и работа с ним.
На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу
которой происходит речевой акт, указывали педагоги С.Л.Рубинштейн,
Л.В.Эльконин, А.М.Леушина. Введение наглядных моделей в
процесс обучения позволяет нам более целенаправленно развивать импрессивную
речь детей, обобщать их активную лексику, закреплять навыки словообразования,
формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции
предложений, описывать предметы, составлять предложения, рассказ. С помощью данного метода, наши воспитанники могут зрительно
представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться
работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,
поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних
средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В.
Егорова, А.Н. Леонтьев). Формируя
у детей восприятие, внимание, наблюдательность и т.п., я развиваю
познавательные процессы, что является хорошей предпосылкой для развития
мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать,
сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит - готовить их к успешному
обучению. Для этого используем различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки,
символы, так как дошкольник лишен возможности, записать,
сделать таблицу, отметить что-либо. Так как на занятиях в детском саду в
основном задействован только один вид памяти – вербальный, то опорные
схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную,
двигательную, ассоциативную память.
Отмечено, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Для меня актуально то, что используя метод наглядного моделирования в работе, наши дошкольники:
· становятся более пластичны и легко обучаемы, хотя для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию;
· символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
· применяя графическую аналогию, учу детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Используем следующие виды заместителей:
- предметы, предметные изображения;
- предметно-схематические, силуэтные изображения;
- схематические изображения.
В работе с моделью придерживемся определенной последовательности:
- знакомим с графическим образом модели;
- проводим дешифровку модели;
- работаем с моделью.
И конечно, приёмы наглядного моделирования проводим через все направления коррекционно-логопедической работы:
· коррекция звукопроизношения;
· формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
· формирование лексико-грамматических категорий;
· формирование связной речи;
· профилактика дисграфии и дислексии.
В настоящее время в связи с введением ФГОС наглядное моделирование может рассматриваться как одно из универсальных учебных действий.
Действительно, использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.
Так как коррекция системного недоразвития речи представляет собой многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи, то наглядное моделирование может служить тем, связующим звеном, которое позволяет объединить все компоненты языка в единое целое, т.е. формирует речь как систему.
По нашему мнению, наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток – речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому, представляется важным не только использование наглядного моделирования как метода или приёма для коррекции речи, но и совершенствования общей интеллектуальной способности.
Таким образом, использование приемов наглядного моделирования в сочетании с другими технологиями логопедической помощи дошкольникам с речевыми недостатками являются одними из эффективных средств развития речи, которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения информации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.