Наиболее эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении
Оценка 4.7

Наиболее эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении

Оценка 4.7
doc
27.05.2021
Наиболее эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении
Наиболее эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении.doc

Наиболее эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении

 

Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На детей наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде. Поощрение. Это положительная оценка право послушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Необходимо отметить, что обучение детей безопасному участию в дорожном движении должно осуществляться с учетом принципа «возрастная адекватность».

Так, формирование установок на соблюдение ПДД в младшем школьном возрасте (7-10 лет) ориентировано на изучение правил безопасного поведения пешехода на дорогах, в транспорте, вблизи транспортных средств.

Младшие подростки (11 - 13 лет) лучше усваивают ПДД в процессе групповых, тренинговых форм работы, где применяются такие технологии, методы и приемы, как дискуссии, обсуждения, командные игры и т.д.

Старшие подростки (14 - 16 лет) лучше воспринимают информацию, которая касается их лично или ближайшего окружения. Поэтому важно при формировании установок по соблюдению ПДД делать акцент на необходимость уважительного отношения и к своей собственной жизни, и к жизни других людей.

В этом возрасте необходимо акцентировать внимание подростков и на изучение таких вопросов, как ответственность за свое поведение на дороге; права и обязанности по соблюдению ПДД.

В целом, эффективность обучения детей безопасному участию в дорожном движении во многом зависит от профессионального мастерства педагога.

При формировании установок на соблюдение ПДД важно соблюдать следующие правила:

опираться на собственный опыт учащихся как участников дорожного движения (на примеры из жизни);

активно поддерживать обучающихся в их желании самоопределиться и саморелизоваться через обсуждаемую проблематику (давать возможность высказывать свои суждения и позиции);

не заучивать ПДД, а формировать и развивать навыки саморегуляции, познавательной активности, ориентированной на понимание опасности и безопасности;

научиться творчески, соблюдая при этом основные правила безопасности своей собственной жизни и жизни других людей, выходить из сложных и опасных ситуаций, связанных с поведением на дорогах.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учитель имеет право на самостоятельный выбор (подбор) методов, приемов и технологий, при помощи которых он планирует достигнуть результаты освоения обучающимися ПДД.

Для формирования у детей ценностно-смыслового отношения к выполнению ПДД рекомендуем применять интерактивные методы, приемы и технологии: проблемные методы обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов (видеороликов, мультфильмов и др.); метод проектов; исследовательские методы; кейс-технологии; сюжетные, сюжетно-ролевые, деловые игры и др.


Наиболее эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении

Наиболее эффективные формы обучения детей безопасному участию в дорожном движении

Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности

Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности

исследовательские методы; кейс-технологии; сюжетные, сюжетно-ролевые, деловые игры и др.

исследовательские методы; кейс-технологии; сюжетные, сюжетно-ролевые, деловые игры и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021