Наиболее острые проблемы развития и обучения одаренных детей и пути их решения
Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
11.12.2017
В современных условиях проблеме обучения и воспитания одаренных детей уделяют, на мой взгляд, недостаточно внимания. В данной статье я постаралась максимально сжато рассмотреть проблемы обучения таких детей в современных образовательных учреждениях и возможные пути их решения. Радует, что всё больше педагогов интересуется данной темой.
Проблема одаренных детей.docx
Проблема психологопедагогического осмысления феномена детской
одаренности имеет очень длительную историю, как в российской, так и в
иностранной педагогической науке и связана с выявлением истоков, природы,
содержательной структуры, принципов функционирования, диагностики и
намеренного психологопедагогического развития столь важного личностного
качества.
В современной науке представлено несколько концепций одаренности и
выдающихся способностей. До сих пор у ученых и исследователей нет
однозначного определения понятий "одаренность", "способности", "детская
одаренность". В общем понимании одаренность это высокий уровень
развития какихлибо способностей, а одаренные дети это дети с высоко
развитыми способностями. Особое место среди видов одаренности занимает
интеллектуальная одаренность.
Сложность и многогранность феномена одаренности затрудняет
выработку критерия его определения. Обобщение современных данных
позволяет констатировать, что в большинстве случаев критериями
одаренности учащихся принято считать коэффициент умственного развития,
развитое творческое мышление, высокая академическая успеваемость,
высокий уровень развития общих способностей, стремление к творчеству,
повышенная мотивация учения и настойчивость в достижении цели.
В течение последних двух десятилетий были проведены исследования,
позволившие существенно пересмотреть подходы к определению детской
одаренности. Признание существования не только актуальной, но и
потенциальной одаренности значительно расширило категорию детей,
считающихся одаренными и нуждающихся в том, чтобы их высокие
познавательные возможности учитывались при организации обучения. Заметная роль в теории и практике становления педагогики
одаренности принадлежит решению вопроса о совместном или раздельном
обучении талантливых и "обыкновенных" детей; в первом случае речь идет о
специальных индивидуальнодифференцированных развивающих программах,
во втором о создании специальных школ для одаренных учащихся.
Решающим условием успешной социализации одаренных учащихся является
характер образовательного взаимодействия, направленно осуществляемого в
соответствующем образовательном пространстве.
В связи с имеющей место в общеобразовательных учреждениях
преимущественной ориентации на «среднего ученика», проистекающей из
утверждения о том, что «каждый ребенок талантлив посвоему», актуальны
вопросы совершенствования учебновоспитательной деятельности для
всесторонней разработки проблемы личностного развития одаренных детей.
Одной из первостепенных задач психологопедагогической работы в
дошкольных, начальных и средних общеобразовательных учреждениях
является своевременная диагностики и выявление одаренных и талантливых
детей.
Я считаю, что одним из источников поддержки одаренных и
талантливых детей является создание подходящей развивающей среды,
включающей в себя комплектование групп и классов на основе данных
педагогической диагностики и мониторинга, содержание образования
(вариативность учебной программы), внедрение внеклассной совместной
деятельности для детей с одинаковыми интересами и предпочтениями.
Основными достоинствами технологий поддержки выступают:
внимательное, чуткое отношение к одаренным детям, доверие к ним, взаимопонимание и сотрудничество, использование конкретно
деятельностного содержания, позитивная оценка достижений и др.
Также важно педагогическое и психологическое просвещение родителей
и педагогов по вопросам формирования личности, развития самосознания
детей, чтобы психологопедагогическое сопровождение воспитательской
деятельности способствовало гармонизации личностного развития одаренных
и талантливых детей.
В последнее время в российском обществе особенно остро ощущается
потребность в воспитании, обучении и развитии одаренных личностей.
Приходит понимание того, что одаренные и талантливые дети это
интеллектуальный капитал нашей страны.
Изучив всесторонне проблему, я выяснила, что "одаренность" является
системным понятием, поэтому процесс выявления, развития и обучения
одаренных и талантливых детей должен носить комплексный характер.
Научными институтами накоплен достаточно большой арсенал надежных
измерительных средств для решения этой задачи.
Воспитание, развитие и обучение одаренных детей отличается особой
проблематичностью, которая возникает как результат влияния на одаренного
ребенка различных социальных факторов, а именно: семья, школа, группа
сверстников. Следует отметить наиболее острые проблемы, проистекающие
отсюда:
1.Проблему несоответствия индивидуально психологических
особенностей одаренного ребенка и тех требований, правил и стандартов,
которые предъявляются по отношению к нему системой дошкольного,
начального и среднего образования.
2.Проблема общения и взаимодействия одаренных детей со
сверстниками. 3.Проблема недостаточной психологической и педагогической
компетентности родителей и педагогов, выявляющих, воспитывающих и
обучающих одаренных и талантливых детей.
Для решения данных проблем нужно создать условия для воспитания и
развития одаренных и талантливых детей, а именно:
комплексность процедуры отбора одаренных детей, ее опора на
научные критерии одаренности;
персонализация процесса обучения, научной основой которой будет
учет когнитивных стилей учащихся;
вариативность системы профилактики утомления, учитывающей
психофизиологические особенности воспитанников;
формирование у воспитанников навыков самоорганизации и
персонального стиля учения через активизацию позиции по отношению к
своей познавательной деятельности;
оптимизация "Я концепции" учащихся, формирование зрелой,
активной творческой личности через организацию воспитательных
воздействий;
включение в педагогический процесс компонента психологического
сопровождения деятельности всех его субъектов.
Реализовав данные условия, мы сможем правильно организовывать
учебновоспитательный процесс с одаренными и талантливыми детьми,
улучшить преемственность между ступенями образования, способствовать
адаптации одаренных и талантливых детей в дошкольной, начальной и
общеобразовательной системе.
Наиболее острые проблемы развития и обучения одаренных детей и пути их решения
Наиболее острые проблемы развития и обучения одаренных детей и пути их решения
Наиболее острые проблемы развития и обучения одаренных детей и пути их решения
Наиболее острые проблемы развития и обучения одаренных детей и пути их решения
Наиболее острые проблемы развития и обучения одаренных детей и пути их решения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.