НАКАЗАНИЕ… ДЕТЬМИ
Оценка 4.8

НАКАЗАНИЕ… ДЕТЬМИ

Оценка 4.8
Книги
docx
детская психология
11 кл +1
18.05.2021
НАКАЗАНИЕ… ДЕТЬМИ
Собственно, сейчас никого не удивишь, что кто-то сделал в себе какое-то открытие. Это происходит с каждым человеком и довольно часто. Хотя не все так буднично, как может показаться на первый взгляд. Некоторые «открытия» все-таки не только на долгие годы запоминаются, но и «врезаются» в сознание, оставляя неизгладимый след. Почему? Да потому, что они, действительно, в корне меняют всю последующую жизнь.
34 НАКАЗАНИЕ… ДЕТЬМИ.docx

 

НАКАЗАНИЕ… ДЕТЬМИ

ЭССЕ

Из педагогического опыта

 

Сколько раз человек пытался вернуться к истокам чего-то значительного, «перевернувшего» всю его последующую жизнь. Зачем? Просто тогда появляется реальная возможность проследить не только внутреннюю логику событий, но и увидеть цельность формирования собственного «Я».

Собственно, сейчас никого не удивишь, что кто-то сделал в себе какое-то открытие. Это происходит с каждым человеком и довольно часто. Хотя не все так буднично, как может показаться на первый взгляд. Некоторые «открытия» все-таки не только на долгие годы запоминаются, но и «врезаются» в сознание, оставляя неизгладимый след. Почему? Да потому, что они, действительно, в корне меняют всю последующую жизнь. Вот об одном из таких «открытий» и напомнила мне следующая запись в дневнике.

«В школьные годы я не мог и предположить, что моя будущая сфера профессиональной деятельности будет связана с детьми. Тем более, что в детстве никакого повода в этом плане не подавал.

 Зато явно тяготел к чисто «женским» обязанностям: мытью посуды, уборке в доме, побелке, приготовлению пищи и т.п. Компаний сверстников сторонился. Больше предпочитал быть наедине с собой и на природе.

У каждого по-своему складывается путь к вершинам педагогической профессии. Многие этот путь выбирают осознанно. У меня же эта тропинка оказалась выложенной из целой вереницы «случайностей». Хотя, если из «вереницы», то это уже не «случайности», а закономерность.

В педагогический институт поступил случайно. Просто открыл газету и увидел объявление о наборе на нулевой курс по направлению. Не раздумывая, пошел в приемную комиссию и написал заявление.

 К моему удивлению, был принят без собеседования. Весь этот цикл прошел на одном дыхании. И факультет выбрал случайно: уж очень понравилось его звучание, филологический. Хотя о его сущности не имел ни малейшего понятия.

Так я прервал череду поступлений в разные ВУЗы страны, уже затянувшуюся на несколько лет. Надоело и все тут! Решил с этого года открыть новую страницу в своей жизни, студенческую. Удивительно, но получилось.

А как насчет педагогической профессии? Боже упаси! О какой педагогике тогда могла идти речь?! Главное - получение высшего образования, а там видно будет.

В студенческой семье дал о себе знать мой «буйный» нрав. Сам «кипел» и все свое окружение «заводил». Никому покоя не давал. Что поделать, не мог без остроты ощущений. Каждый день наполнял неповторимыми событиями.

Стоит ли удивляться, что меня вскоре избрали «атаманом» не только в своей группе, но и на факультете. Ни одного дня без расслабления.

Преподаватели «дрогнули». И уже они стремились меня загрузить по самой высшей мерке, чтобы моя прыть поубавилась. Как мне их жаль! Ведь получался обратный эффект. Вскоре мне уже и факультетских рамок оказалось мало. Вышел на институт, а потом и на ВУЗы города: организовал межвузовский студенческий отряд проводников на железнодорожном транспорте.

 За трудовой семестр мы побывали не только более чем тридцати городах бывшего союза, но и в городе Москве в день открытия летних олимпийский игр. Так мечта стала реальностью.

Естественно, что такой «неугомонный» студент не вписывался в привычные рамки. Им сложно было управлять, его невозможно «спрогнозировать». Последней каплей, переполнившей чашу терпения, оказалось мое увлечение журналистикой в институтской газете. Почему? Да потому, что в каждом номере публиковались мои объемные журналистские материалы. Преподаватели, чтобы опубликовать собственные зарисовки, вынуждены были «занимать очередь». Вокруг меня все «бурлило». Я сам себе создавал родную среду обитания.

 В какой-то степени мне это удавалось. Не удивительно, что даже спустя много десятилетий о моих однокурсниках старожилы ВУЗа помнят и поныне?

Притом, эти воспоминания окрашены, как правило, в теплые тона. Самобытность не забывается, мы просто были не похожими на других. Вот и весь секрет.

А тогда все это выглядело не так романтично. Естественно, что наступил вскоре тот час, когда мне за свои «деяния» пришлось расплачиваться. Особенно не по душе моя деятельность пришлась моему куратору по педпрактике. И он решил устроить мне своеобразную публичную казнь (справедливости ради следует признать, что она многих «обламывала»). Меня решили наказать (не поверите) детьми.

Так я оказался вожатым в лагере. Притом, дали мне самых маленьких, подготовительную группу и первый класс. Пятьдесят шесть человек.

 Можно представить мое состояние. Мало того, что я впервые в своей жизни попал в подобный лагерь. А здесь еще и такой многочисленный отряд малышей. Что с ними делать? С какой стороны к ним подойти? Моя напарница сразу выбросила «белый флаг», занявшись исключительно подготовкой показательных мероприятий. А как мне быть?

Я уже тогда понял, что это было не что иное, как тонко спланированная «карательная» акция. Это было заметно и по ироничным ухмылкам моих коллег-вожатых из других групп. Все буквально «смаковали» мою ситуацию.

 Но от этого мне легче не было. Нужно было срочно что-то предпринимать. Но что? На какое-то время я растерялся. Нервы начали сдавать. Даже в своем блокнотике записал: «Не выдерживаю. Больше не могу терпеть. Будь что будет, сбегу…». Это только сейчас осознаю, что я тогда оказался у роковой черты. Но, видимо, судьба решила распорядиться мною по-иному. Вскоре произошло невероятное…

С первого же дня пребывания в лагере мне претили «солдафонские» мероприятия. Хотелось чего-нибудь «живого», неподдельного. И выход был найден очень быстро.

На третий день картина заметно изменилась. Вспомнил свой флотский опыт и решил его использовать здесь. Ввел в своей группе корабельное расписание со всеми полагающимися атрибутами: палуба, камбуз, швабра, гальюн, дневальный и т.п. Были у нас свои корабельные дежурные, караул, боцман. Буквально через сутки уже функционировал отлаженный флотский механизм. Нарушители (а они даже в очередь записывались) наказывались приседанием с подушкой на плечах. Количество приседаний зависело от степени нарушения. Это я сейчас могу сказать, что мне удалось таким образом настроиться на детскую волну. Но тогда об этом не задумывался. Атмосфера в группе изменилась мгновенно. Лагерное начальство недоумевало. Внешне вроде бы никаких плановых воспитательных мероприятий я не проводил. А результаты в улучшении дисциплины - налицо. Как тогда этот феномен объяснить с педагогических позиций?

Под результатами имели в виду организованность и дисциплинированность. Никто не мог понять, как мне удавалось укладывать группу в 21.00 и самому вовремя ложиться спать. Вот тогда нескрываемая ирония ко мне вскоре сменилась неподдельной завистью. Еще бы! Ведь в других группах вожатые вообще не спали, так как им приходилось стеречь своих питомцев всю ночь.

Итог «бездействия» вожатого превзошел все ожидания. На протяжении всей смены даже старшая группа так и не смогла у нас отнять «куклу чистюлю», переходящий приз. Все у нас было отработано как часы.

Знали бы мои коллеги, с чего все у нас началось!

 Когда у меня терпение оказалось на пределе, мы заключили деловое взаимовыгодное соглашение. Дети подчиняются требованиям корабельного расписания, а их вожатый должен стать «мишенью» для охотников. Я согласился. Так возникла тщательно разработанная операция «Вожатый». Естественно, соглашение носило секретный характер, что придало ему особенную таинственность. В чем заключалось предложение детей?

После завтрака устраивалась охота «на вожатого». Долго бегать от охотников я, естественно, не мог. Так, в итоге, меня загоняли на дерево. В этом и заключался хитрый замысел детворы. Внизу они организовывали несение караульной службы. Конечно, мне «не мед» было сидеть на дереве. Вскоре все бока ныли от боли. Мне ничего не оставалось, как спускаться на землю. Дети уже были подготовлены к встрече. Спустившись, я ложился лицом на землю. А для них наступало самое радостное мгновение: обливание вожатого холодной водой. Я покорно сносил эту «пытку». И только облив меня с ног до головы, дети успокаивались. Я, как мокрая курица, шел в комнату и переодевался. Подобный ритуал повторялся ежедневно. Со стороны никто не мог понять таких «шалостей».

Наше общение не ограничивалось обливанием вожатого. Купание на пляже – это тоже особая страница.

 Обычно у вожатых в этой ситуации возникает масса проблем: нелегко вытаскивать детей из воды. Я с этим не сталкивался. В воду забегали дружно. Но так же дружно, стоило мне только поднять руку, они из воды выскакивали.

Детвора сразу образовывала вокруг меня живой круг. И мы начинали неформальный конкурс на лучшего рассказчика. В этом конкурсе участвовал и я. Надо признаться, что не всегда, к радости детворы, я оказывался победителем. В этом общении ощущалось неподражаемое единение душ. Других и это удивляло. Но мы, несмотря ни на что, продолжали находиться в своем мире.

 Я уж не говорю о том, какие средневековые крепости из песка мы строили.

 Самым основным строительным материалом, конечно, был я. В общении время пролетало так стремительно, что мы не заметили, как и смена подошла к концу.

Даже родители удивлялись нашими отношениями. Еще бы! Какими словами это можно объяснить? А мы ничего и не объясняли. Лишь хитро улыбались друг другу. Это была наша тайна.

Сочувствую своему куратору: не удалась его публичная казнь. Более того, я ему искренне благодарен. Так как плановая казнь плавно перешла в мое публичное выступление.

Да, еще один памятный эпизод. Смена уже закончилась. Все разъехались. Я в приподнятом настроении иду по проспекту. Если бы были крылья, я бы наверняка улетел высоко в небо. И вдруг сзади меня раздается пронзительный детский крик: «Владимир Иванович!!!»

Шея вмиг «вошла» в плечи. Я невольно стушевался. Медленно поворачиваюсь назад. Смотрю, навстречу бежит девчонка из моей группы, моя любимица. Глаза горят нескрываемым счастьем. Эмоции ее переполняли. Руки разведены в стороны. Молодые родители замерли в недоумении. Подбежав ко мне, не останавливаясь, она подпрыгнула и обхватила меня за шею, повиснув на мне.

Я растерялся, не зная, как себя вести. К счастью, девочка сама быстро расставила все точки над «і»: «Это мой самый любимый вожатый!»

Вот так закончилась моя первая и последняя лагерная смена.

В институте психологи проводили тестирование среди студентов. Так вот, один из вопросов звучал так:

-Изменилось ли ваше отношение к будущим планам после педпрактики?

Мой ответ выделялся на фоне других:

-Да, изменилось. Перед практикой свои будущие планы я не связывал с работой в школе. А после практики открыл в себе, что люблю детей, и моя профессиональная деятельность в будущем будет неразрывно связана только с ними.

 

 

Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ


 

НАКАЗАНИЕ… ДЕТЬМИ ЭССЕ Из педагогического опыта

НАКАЗАНИЕ… ДЕТЬМИ ЭССЕ Из педагогического опыта

А тогда все это выглядело не так романтично

А тогда все это выглядело не так романтично

Обычно у вожатых в этой ситуации возникает масса проблем: нелегко вытаскивать детей из воды

Обычно у вожатых в этой ситуации возникает масса проблем: нелегко вытаскивать детей из воды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021