Направления работы заместителя директора по научно-методической работе
Для методического сопровождения педагогов в их профессиональной деятельности в последнее время все острее стала ощущаться необходимость специально выделенной единицы в административном аппарате. Несмотря на то, что практически все учителя в нашей школе имеют высшее образование, постоянно меняющаяся образовательная среда заставляет нас держать руку на пульсе, следовать основным тенденциям, а, соответственно, необходим человек, который будет знакомить педагогов с инновациями, оказывать им необходимую методическую помощь.
Проведенное анкетирование в начале учебного года позволило выявить наиболее актуальные проблемы для изучения всем педагогическим коллективом, согласно им, наметились основные направления НМР. Методическая работа в нашей школе построена таким образом, чтобы обеспечивать многостороннее методическое сопровождение педагогов.
Во-первых, это новая форма проведения методических семинаров. Теперь они состоят из нескольких блоков и имеют своей целью не только теоретическое ознакомление, но и практическое применение изученных проблем. 1 блок – теоретический экскурс. Этот семинар обычно ставит какую-то методическую проблему и подразумевает изучение основных понятий, тезисов, направлений работы внутри нее. Проводится такой семинар обычно директором, его заместителями, психологом и компетентными в данной области педагогами. 2 блок – практическое изучение проблемы. На данном этапе педагоги разделяются на творческие или проблемные группы, выявляют технологии, методики и приемы, наиболее приемлемые для решения данной проблемы, ищут пути ее решения. 3 блок – обмен педагогическим опытом. Этот этап подразумевает проведение мастер-классов, открытых уроков, на которых педагоги делятся своими наработками в сфере изученной проблемы. В течение продолжительной работы над одной темой педагогам оказывается методическая помощь, как в изучении теоретического материала, так и при конструировании уроков для мастер-классов. Сложные для понимания моменты прорабатываются как индивидуально, так и в малых проблемных группах. Текущий год показал преимущество проведения трехблочных семинаров, так как это помогает педагогам лучше разобраться в поставленной проблеме, потренироваться в использовании технологий или приемов, что в дальнейшем способствует активному использованию изученного на практике.
Во-вторых, ведется работа по стимулированию организации деятельности с одаренными и слабоуспевающими детьми. Проводятся консультации по активизации участия в конкурсах и олимпиадах со способными учащимися (мозговой штурм как генерации идей, подготовка конкурсных материалов и т.д.), а также поиск и применение лучших приемов активизации мыслительных процессов у слабоуспевающих.
В-третьих, несмотря на то, что аттестация педагогических работников на подтверждение и повышение квалификационной категории теперь забота самих педагогов, заместитель директора по НМР активно помогает учителям на протяжении всего периода подготовки (начиная с помощи в подаче заявления, заканчивая материалами для портфолио). Чаще всего это проходит в форме индивидуальных консультаций или информирования на сайте школы.
Для рефлексии работы заместителя директора систематически проводится анкетирование учителей, позволяющее проанализировать уровень удовлетворенности НМР, а также выявить новые вопросы, требующие изучения и решения в дальнейшем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.