Внеурочная деятельность
в образовательных организациях
1. Направления внеурочной деятельности;
2. Виды внеурочной деятельности;
3. Формы работы с обучающимися по направлениям внеурочной деятельности;
4. Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования;
5. Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности, планируемые личностные результаты.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
-спортивно-оздоровительное
-духовно-нравственное
-общеинтеллектуальное
-общекультурное
-социальное
Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки
Направление |
Целевые установки |
Спортивно-оздоровительное |
Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом |
Духовно-нравственное |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания младших школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
Общеинтеллектуальное |
Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду; развитие интеллектуально-творческого потенциала |
Общекультурное |
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций |
Социальное |
Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия |
Виды внеурочной деятельности:
-Игровая деятельность
-Познавательная деятельность
-Проблемно-ценностное общение
-Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
-Художественное творчество
-Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)
-Трудовая (производственная) деятельность
-Спортивно-оздоровительная деятельность
-Туристско-краеведческая деятельность
Направление |
Виды деятельности |
Формы работы с обучающимися |
Спортивно-оздоровительное |
Спортивно-оздоровительная Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досуговое общение
|
Час общения, прогулки на природу, походы, выезды; спортивные соревнования, эстафеты, «уроки гигиены», «уроки здорового питания», спортивные секции и кружки; подвижные игры, игровые программы по пропаганде ЗОЖ, акции по пропаганде ЗОЖ; творческие и исследовательские проекты; КТД и т.п. |
Духовно-нравственное |
Проблемно-ценностное общение Социальное творчество Игровая Познавательная Художественное творчество Трудовая (производственная) Туристко-краеведческая |
Час общения, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, сюжетно-ролевые игры нравственного и патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, туристско-краеведческие экспедиции, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские проекты; кружки и т.п. |
Обще- интеллектуальное |
Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение |
Час общения, познавательные беседы, диспуты, библиотечные уроки, интеллектуальные клубы, акции познавательной направленности, интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, факультативы, интеллектуальный клуб, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские; кружки, проектная деятельность и т.п. |
Общекультурное |
Проблемно-ценностное общение Художественное творчество Игровая деятельность Познавательная деятельность Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) |
Час общения, беседы, экскурсии, встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства, творческие программы, праздники, формирующие художественную культуру школьников, посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок; творческие конкурсы, кружки; библиотечные уроки; творческие проекты; дополнительное образование и т.п. |
Социальное |
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) Трудовая (производственная) краеведческая |
Беседы, социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции, экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты; КТД, дополнительное образование и т.п. |
Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации общеобразовательных дополнительных программ (Программ внеурочной деятельности), оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что оно предоставляет широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности самоопределения и самореализации ребенка.
Планируемые результаты
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего
образования ориентированы на достижение определенных воспитательных
результатов.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или
ином виде деятельности.
Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:
Уровень |
Преимущественные формы достижения планируемых результатов |
первый |
Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д. |
второй |
Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, трудовой отряд, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д. |
третий |
Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов; социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме ( вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п. |
Планируемые личностные результаты:
Спортивно-оздоровительное направление:
-Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
-Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
-Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
-Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;
-Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;
-Сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Духовно-нравственное направление:
-Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;
-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;
-Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Общеинтеллектуальное направление:
-Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;
-Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
-Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;
-Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
-Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения
-Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;
-Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;
-Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.
Общекультурное направление:
-Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;
-Сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;
-Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;
-Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Социальное направление:
-Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;
-Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;
-Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;
-Сформированные компетенции социального взаимодействияс обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;
-Умение коммуникативно взамодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
-Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.