Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл
«Школаинтернат «Дарование» г. Козьмодемьянска»
Автор
учитель музыки
по классу гусли
Гусева Галина Витальевна
«Использование сказкотерапии в проектной деятельности
младших школьников на уроках по классу гусли».
«Сказкотерапия» понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных
специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» это
лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих
средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребенку недостаточно просто
прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего
тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить
сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. И, в этом случае, сказки
никогда не уведут ребенка от реальности. Как осознавать сказки? Как находить в них
скрытые жизненные уроки и расшифровывать мораль?
Сказкотерапия терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в
которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть
свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное возникает ощущение
защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке, способна развивать
сокровища его души
Психологи считают, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала
помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чемто идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не
иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может
сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь
психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жилибыли.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 34 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких
человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 56 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказкипритчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какойто проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой
ребенка.
Изза этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские
народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем
является девушка
народные
сказки «Морозко», «КрошечкаХаврошечка», "Сестрица Аленушка и братец
Иванушка", «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки
зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа
Метелица»
другие.
или женщина.
Гримм
Например,
русские
и
братьев
К детским сказкам условно можно отнести: «Красную Шапочку» Ш.Перро, и
русские народные сказки «Гусилебеди», «Волк и семеро козлят», "Баба Яга" и ряд
других сказок русских и зарубежных авторов.
Актуальность проекта.
Социальноэкономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью
эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед
нами
встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего
поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и
применения педагогически выверенных методов и средств.
На рубеже 6070х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним
миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных
мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное,
это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия это забота об
эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических
произведений (т.е. сказами).
Цель метода сказкотерапии активизация творческого созидающего начала,
раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная
сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога –
собственное развитие.
Цель проекта – развитие творческих способностей детей младшего школьного
возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные: формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего
собственного;
формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных
образов;
развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая,
художественная, игровая, исполнительская);
совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей
Воспитательные:
воспитание интереса к сказкам;
воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с
коллективом сверстников.
Ожидаемые результаты
формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи
их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения,
интонацию);
формирование у детей практических навыков и умений игрового исполнительского
воображения;
развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности
(художественной, речевой, музыкальной и игровой);
выразительное исполнение на инструменте монологов, диалогов, реплик;
овладение навыками публичных выступлений;
формирование устойчивого интереса к сказкам у младших школьников;
формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной
деятельности.
1. Овладение основами применения сказкотерапии:
изучение научной литературы;
изучение опыта других педагогов по данному направлению;
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:
Метод сказкотерапии является эффективным средством для нормализации
эмоционального фона школьников, помогают им научиться устанавливать
межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
2. Работа с родителями:
Разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской
тревожности» (Приложение), «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной
сферы дошкольника» (Приложение )
Беседа «Роль сказки в нравственном воспитании детей».
3. Работа с детьми:
Опрос «Твоя любимая сказка»,
«Слушаем сказку», «Рассказываем сказку»,
«Играем сказку»
«Показываем сказку»,
Формы подведения итогов реализации проекта:
Проведение открытого занятия « По cказочным тропинкам» в 12 классах школы
интернат «Дарование».
«Использование сказкотерапии в проектной деятельности младших школьников на уроках по классу гусли».
«Использование сказкотерапии в проектной деятельности младших школьников на уроках по классу гусли».
«Использование сказкотерапии в проектной деятельности младших школьников на уроках по классу гусли».
«Использование сказкотерапии в проектной деятельности младших школьников на уроках по классу гусли».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.