Ростовская область Семикаракорский район г. Семикаракорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2им. А.А. Араканцева г. Семикаракорска»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 2
Приказ от ____ ____2017 г. № ____
_______________ Гердт Н.И.
Рабочая программа
по музыке
Уровень общего образования: начальное общее, 1-а класс
Количество часов – 33
Учитель: Божко А. А.
Квалификационная категория: первая
2017 – 2018 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Планета знаний», автора: Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2014 год
Программа рассчитана на 1 час в неделю и будет пройдена за 33 часа.
Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Основные цели изучения музыки в начальной школе:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Этому способствует целостная система задач музыкального образования:
1. Формирование музыкально – информационной культуры личности.
2. Формирование культуры музыкального восприятия.
3. Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся.
4. Формирование музыкально – релаксационной культуры.
5. 5.Формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
6. Формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
Задачи:
1. Формирование музыкально – информационной культуры, основ музыкальных знаний о звуковой природе музыкального искусства;
- общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунок, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность в музыке, песня, танец, марш, опера и балет, народная, классическая и современная музыка;
- представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусств (изобразительное искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека.
2. Формирования культуры музыкального восприятия умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна) и фортепиано;
- определять на слух музыкально – выразительные средства, использованные композитором;
- различать песню, танец, марш;
- определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные произведения;
- узнавать на слух народные песни и произведения композиторов – классиков.
3. Формирование музыкально – исполнительской культуры первоначальных певческих умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции);
- интонационно чистого и ритмически тонкого исполнения попевок и детских песен в пределах интервала квинта, чистого интонирования ступеней мажорного лада, а именно цепочек: 1-2-3, 3-2-1, 1-3-5, 5-3-1;
- первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;
- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек, пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также песен композиторов – классиков и современных авторов для детей;
4. Формирование музыкально – релаксационной культуры, умений и навыков использования музыки для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт – терапевтических упражнений, музыкальных инсценировок русских народных сказок.
Раздел 2. Планируемые результаты изучения и освоения учебного предмета
У обучающихся будет сформировано:
• положительное отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
• осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
• эмоционально - ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
• связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
• владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
• владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
• различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
• выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• выполнять упражнения арт - терапии;
• выполнять творческие музыкально - композиционные задания;
• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• вносить коррективы в свою работу;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и
струнных народных музыкальных инструментах;
• включаться в самостоятельную музыкально - творческую
деятельность;
• участвовать в подготовке и реализации коллективных
Музыкально - творческих проектов
Раздел 3. Содержание программы
1. «Волшебное царство звуков» (8 часов)
Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии.
2. «Сказочная страна» (7 часов)
Сказочные картины. Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.
3. «На родных просторах» (10 часов)
Моя Россия. В песне – душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод. Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу.
4. «Остров музыкальных сокровищ» (8 часов)
Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад.
Программа для первого класса состоит из четырех больших тем:
«Волшебное царство звуков», «Сказочная страна», «На родных просторах», «Остров музыкальных сокровищ».
Путешествие в Волшебное царство звуков позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы, сравнивать высоту, длительность и громкость звуков, давать характеристику тембру голоса, различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный), исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки. На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования.
Путешествие в сказочную страну знакомит обучающихся с понятием «музыкальный образ». Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрывают ее связи с театром, кино и другими видами искусства.
Путешествие по родным просторам воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у обучающихся интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений.
Путешествие на Остров музыкальных сокровищ - это воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность не только прослушать звуки моря, выполнить ряд арт – терапевтических упражнений, но и познакомиться с образцами моря в музыке Н.А. Римского – Корсакова.
Особое значение на уроках в первом классе имеет создание игровых ситуаций. Например: народные игры с песнями и хороводами, ролевые игры (на материале сказок, с использованием образов природы), игры соревнования (поиск музыкального клада на Острове музыкальных сокровищ).
График прохождения программы
Четверть |
Количество часов |
Разделы |
Дата |
1. |
8 |
«Волшебное царство звуков» |
02.09 – 21.10 |
2. |
7 |
«Сказочная страна» |
28.10 – 16.12 |
3 |
10 |
«На родных просторах» |
23.12 – 17.03 |
4 |
8 |
«Остров музыкальных сокровищ» |
24.03 – 19.05 |
Итого |
33 |
|
|
Раздел 4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Дата по плану |
Дата факт. |
Тема раздела /урока |
Кол-во часов |
Вид контроля |
1 четверть - 9 часов |
|||||
1 |
2.09 |
|
Волшебное царство звуков - 8 часов Где музыка берёт начало? |
1 |
текущий |
2 |
9.09 |
|
На зелёном лугу. |
1 |
текущий |
3 |
16.09 |
|
В вихрях грозы. |
1 |
текущий |
4 |
23.09 |
|
У тихого пруда. |
1 |
текущий |
5 |
30.09 |
|
Высоко в горах. |
1 |
текущий |
6 |
7.10 |
|
В лесу(В осеннем лесу). |
1 |
текущий |
7 |
14.10 |
|
Во владениях Его Величества Ритма. |
1 |
текущий |
8 |
21.10 |
|
Во дворце королевы Мелодии. |
1 |
итоговый |
9 |
28.10 |
|
Сказочная страна - 7 часов Сказочные картины |
1 |
текущий |
2 четверть - 7 часов |
|||||
10 |
11.11 |
|
Курочка Ряба |
1 |
текущий |
11 |
18.11 |
|
Колобок. |
1 |
текущий |
12 |
25.11 |
|
Волк и семеро козлят. |
1 |
текущий |
13 |
2.12 |
|
Волшебное озеро. |
1 |
текущий |
14 |
9.12 |
|
Сказочный лес. |
1 |
текущий |
15 |
16.12 |
|
В пещере Горного короля. |
1 |
итоговый |
16 |
23.12 |
|
На родных просторах - 10 часов Царство Деда Мороза. |
1 |
текущий |
3 четверть - 10 часов |
|||||
17 |
13.01 |
|
Моя Россия. |
1 |
текущий |
18 |
20.01 |
|
В песне душа народа. |
1 |
текущий |
19 |
27.01 |
|
В гостях у народных музыкантов. |
1 |
текущий |
20 |
3.02 |
|
Большой хоровод. |
1 |
текущий |
21 |
10.02 |
|
Здравствуй, масленица! |
1 |
текущий |
22 |
17.02 |
|
Бравые солдаты. |
1 |
текущий |
23 |
3.03 |
|
Мамин праздник. |
1 |
текущий |
24 |
10.03 |
|
Путешествие по музыкальному городу. |
1 |
текущий |
25 |
17.03 |
|
Звук и цвет. |
1 |
итоговый |
26 |
24.03 |
|
Остров музыкальных сокровищ - 8 часов В школе скрипичного ключа. |
1 |
текущий |
4 четверть -7 часов |
|||||
27 |
7.04 |
|
Остров музыкальных сокровищ Океан — море синее. |
1 |
текущий |
28 |
14.04 |
|
Три чуда. |
1 |
текущий |
29 |
21.04 |
|
Чудесные цветы. |
1 |
текущий |
30 |
28.04 |
|
Карнавал животных. |
1 |
текущий |
31 |
05.05 |
|
Музыкальный клад: волшебная флейта. |
1 |
текущий |
32 |
12.05 |
|
Музыкальный клад: старая шарманка. |
1 |
текущий |
33 |
19.05 |
|
Музыкальный клад: музыкальная шкатулка. |
1 |
итоговый |
Лист корректировки прохождения программы
Название темы урока |
Дата проведения по плану |
Причина коррекции |
Форма коррекции |
Дата по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.