Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ
Наркотизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социальной работы
(Научная статья)
План:
Особенности детского алкоголизма и наркомании. Факторы развития детской наркотической и алкогольной зависимости. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни влечения детей к употреблению спиртных напитков. Социально-педагогическая деятельность с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя. Педагогические меры профилактики наркомании.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.
2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 608 с.
5. Подласый И.П. Педагогика: В 3-х кн. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 (Педагогика и воспитание).
6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.
7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
8. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 . – 576 с.
9. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
Факторы развития наркотической и алкогольной зависимости:
· Стресс;
· Любопытство;
· Внушаемость;
· Педагогическая запущенность, инфантильность;
· Недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций
Педагогические меры профилактики наркомании.
Принципы ведения профилактической работы
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
· Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
· Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
· Предоставление альтернатив наркотизации.
Цель работы в данном направлении — коррекция социально-психологических особенностей личности. Целевая работа с группой риска — определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками — оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним. Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
· Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.
· Влияние на уровень притязаний и самооценку.
· Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.
· Возможность привлечения специалистов по профилактике.
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:
· Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.
· Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска.
· В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).
· Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач.
· Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
· Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.
Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:
· Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана. Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
· Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
· Ложной информации. Даже после однократной её подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.
· Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами. Подготовка квалифицированных кадров — одно из важнейших условий профилактической работы.
·
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.