Наркотизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социальной работы (Научная статья).

  • docx
  • 18.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. НАРКОТИЗАЦИЯ, АЛКОГОЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ

Наркотизация, алкоголизация как социально-педагогические проблемы. Профилактическая работа в практике социальной работы

(Научная статья)

План:

Особенности детского алкоголизма и наркомании. Факторы развития детской наркотической и алкогольной зависимости. Причины и последствия детского алкоголизма. Уровни влечения детей к употреблению спиртных напитков. Социально-педагогическая деятельность с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя. Педагогические меры профилактики наркомании.

Рекомендуемая литература:

1.           Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2.           Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3.           Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.

4.           Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 608 с.

5.           Подласый И.П. Педагогика: В 3-х кн. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 (Педагогика и воспитание).

6.           Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.

7.           Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

8.           Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский  центр  «Академия», 2010 . – 576 с.

9.           Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

 

    Особенности детского алкологизма.

    С медицинской точки зрения, алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующиеся влечением к спиртным напиткам.

    С социальной позиции, алкоголизм – это  форма девиантного поведения, характризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

    Наркомания – хроническое заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Основным признаком является возникновение абстинентного синдрома, как следствие наличия физической зависимости от конкретного вещества

    Детский  алкоголизм характеризуется:

·        Быстрое привыкание к спиртным напиткам

·        Злокачественное течение болезни (разрушение нервной системы)

·        Принятие ребенком больших доз алкоголя (отравление)

·        Быстрое развитие запойного пьянства

·        Низкая эффективность лечения.

Большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии.

    Факторы развития наркотической и алкогольной зависимости:

·   Стресс;

·   Любопытство;

·   Внушаемость;

·   Педагогическая запущенность, инфантильность;

·  Недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций

    Причины и последствия детского алкоголизма:

Раннее детство 0-3 года

Причины: пьяное зачатие, потребление алкоголя в течении первых траех месяцев беременности, потребление алкоголя в период кормления грудью.

Последствия: эпилепсия, слабоумие, аномалии физического и психического развития.

    Дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет

Причины: Педагогическая неграмотность родителей, семейные алкоголные традиции.

Последствия: алкогольное отравление организма, формирование интереса к спиртному.

    Подростковый  и юношеский возраст 9-18 лет

Причины: неблагополучие семьи, самоутверждение, позитивная реклама в СМИ, незанятость свободного времени, отсутствие знаний о последствиях алкоголизма, психологические особенности личности, уход от проблем.

Последствия: формирование влечения к алкоголю, формирование привычки к употреблению спиртных напитков, выработка стереотипов алкогольного поведения, совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения, использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы, алкогольная зависимость

    Уровни влечения детей к употреблению спиртных напитков:

·  Нулевой

·  Начальный 1-2 месяца ( приобщится к миру взрослых, пуступать как все)

·  Эпизодическое употребление 3-4 месяца (повысить уровень настроения, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность)

·  Высокого риска 4-12 месяцев (повысить тонус, расслабиться, весело провести время в компании)

·  Выраженная психическая зависимость 1,5 года (временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе)

·  Физическая зависимость 3-5 лет (устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки, отключится от реальности, повысить жизненный тонус)

·  Алкогольный распад личности ( стремление устранить болезненное состояние)

    Социально-педагогическая деятельность с детьми и подростками, склонными к употреблению алкоголя.

    Цель социально-педагогической деятельности: устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации  детей и подростков.

Факторы:

·        Индивидуально-психологические (различные негативные личностные черты)

·        Индивидуально-соматические (наследственные заболевания)

·        Социально-внешкольные (неблагополучная семья)

·        Социально школьные

    Этапы деятельности социального педагога:

·        Диагностический

·        Прогностический (разработка программы)

·        Образовательно-воспитательный

·        Правозащитный этап

·        Этап организационной деятельности

·        Этап коммуникации (обмен информацией между специалистами)

·        Профилактический

    Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Направление деятельности: деятельность строится, в первую очередь, с семьей ребенка и самим ребенком. Работа с родителями формирует культуру отношений между членами семьи, формирует здоровую среду жизнедеятельности ребенка, включая выработку общего отрицательного отношения к алкоголю , и пьющим людям, моральное осуждение этого явления. Работа с ребенком – формирует потребность в обучении; формирование и развитие качества личности, таких как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности.

Форма работы с семьей:

·  Контроль за семьями пьющих родителей

·  В детских садах проводить индивидуальные беседы о соблюдении трезвого режима в семье.

·  Общие собрания родителей, с включением алкогольной тематики

·  Совместная разработка с родителями разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления спиртных напитков

·  Консультации

·  Тренинги

    Методы работы с детьми:

·        Яркий эмоциональный рассказ

·        Иллюстрация

·        Сюжетно-ролевая игра

    Подростки.

    Направления деятельности:

·  Профилактика причин и последствий алкоголизма и наркотизации ( групповые дискуссии на тему, ролевые игры, диспут, деловая игра, экскурсии, беседы.)

·  Организация свободного времени подростков ( реклама кружков)

·  Антиалкогольное воспитание ( включение в школьные предметы)

·  Просвещение педагогического коллектива

·  Посредническая деятельность ( подключение к профилактической работе родителей учащихся, сотрудников милиции и врачей)

·  Преодоление социально-педагогической запущенности подростков

·  Антиалкогольные проекты

    Юношество.

Направление деятельности:

Проведение индивидуальных консультаций с целью устранения причин, негативно влияющих на жизнидеятельность

Социальное обучение личности, включающее формирование представлений о риске, связанном с употреблением алкоголя

Формы:

Индивидуальная, групповая, коллективная работа, проводящаяся в разных микросредах ( семье, школе, коллективе)

Методы:

Изложение научных данных, фактов; лекции.

    Педагогические меры профилактики наркомании.

Принципы ведения профилактической работы

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы — создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

·        Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.

·        Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.

·        Предоставление альтернатив наркотизации.

    Цель работы в данном направлении — коррекция социально-психологических особенностей личности. Целевая работа с группой риска — определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками — оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним. Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

·       Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.

·       Влияние на уровень притязаний и самооценку.

·       Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.

·       Возможность привлечения специалистов по профилактике.

    Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:

·       Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

·       Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска.

·       В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

·       Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач.

·       Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

·       Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

    Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

·       Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана. Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.

·       Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.

·       Ложной информации. Даже после однократной её подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.

·       Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами. Подготовка квалифицированных кадров — одно из важнейших условий профилактической работы.


 

·