Народная игра как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения
Оценка 4.9

Народная игра как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения

Оценка 4.9
docx
29.03.2024
Народная игра как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения
курсов.docx

Тема: «Народная игра как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения»

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста в процессе использования народных игр…………………………………………………………………

 

 

7

1.1            Позитивные формы общения как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………….

 

7

1.2            Особенности формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста посредством народных игр………………………

 

12

Вывод по 1 главе……………………………………………………………..

18

Глава 2. Особенности использования народных игр для формирования навыков позитивных форм общения у детей дошкольного возраста

 

2.1 Диагностика уровня общения

 

2.2 Реализация программы формирования позитивных форм общения посредством народных игр

 

Вывод по 2 главе

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. На современном этапе общественного развития особое значение в педагогике получает вопрос о развитии личности ребенка, когда остро встают проблемы формирования личности подрастающего поколения, подготовки его к полноценной самостоятельной и активной жизнедеятельности, о формировании его нравственного потенциала и развитии навыков позитивного общения. Современное образование отводит важную роль в решении этого вопроса народной педагогике и национальным формам воспитания, среди которых на первое место выходит народная игра как одно из наиболее эффективных средств формирования у дошкольников позитивных форм общения.

Народная игра во все времена передавала богатства народных традиций от одного поколения к другому и была одним из важнейших способов передачи. Ведь любая игра, созданная народом, направлена, преимущественно, на познание окружающей действительности, на усвоение сформировавшихся обычаев, традиций, обрядов своего народа. Также игра овладевает самыми необходимыми для жизни умениями и навыками, что является важным и значительным в процессе, как формирования личности, так и развития навыков общения. Русские народные передавались из поколения в поколение, имея многовековую историю, сохранившиеся и дошедшие до наших дней из глубокой старины, впитывая в себя лучшие национальные традиции. Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев,               В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов. Вопрос о значении народной игры в формировании личности ребенка, его общения рассматривается во многих работах известного педагога Е.А.Покровского. В последние десятилетия народные игры являются предметом исследования многих педагогов, психологов, этнографов (Т.И. Березина, Т.А. Бернштам, В.М. Григорьев,    Д.И. Латышина и др.). Тем не менее, до настоящего времени значение народных игр в воспитании детей не изучено в полной мере, остается еще много нерешенных вопросов по проблеме использования народных игр как средства формирования у дошкольников позитивных форм общения.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на третьем году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Народная игра как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения».

Объект исследования – процесс формирования позитивных форм общения дошкольников.

Предмет исследования народная игра как средство формирования позитивных форм общения у дошкольников.

Цель исследования - определить психолого-педагогические условия формирования позитивных форм общения у дошкольников посредством народных игр.

Гипотеза исследования – процесс формирования позитивных форм общения у дошкольников посредством народных игр, будет осуществляться успешно, если:

-                   включать детей в игры, направленные на развитие способностей, позволяющих осуществить социально заданные действия и качества.

-                   комплексно организовать следующие виды игр:  игры на развитие навыков взаимодействия, игры на овладение невербальными средствами общения, игры на распознавание и выражение эмоций.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1.                 Изучить позитивные формы общения как психолого-педагогическую проблему;

2.                 Рассмотреть особенности формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста посредством народных игр;

3.                 Выявить уровня развития общения у дошкольников;

4.                 Реализовать программу формирования позитивных форм общения посредством народных игр.

Методологическая основа исследования:

-                   педагогические технологии работ педагогов и психологов               А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, Л.И. Божович, А.В. Брушлинского,                   Д.В. Григорьева, Л.С. Коршуновой, Н.Б. Крыловой, Н.Л. Селивановой,         П.В. Степанова.

-                   Анализ изучения генезиса общения, проводившийся разными исследователями: З.М. Богуславская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова,        М.И. Лисина, А.Г. Рузская, и другими, позволяет утверждать, что в дошкольном возрасте общение интенсивно развивается и приобретает различные формы.

-                   Вопрос о значении народной игры в формировании личности ребенка, его общения рассматривается во многих работах известного педагога Е.А.Покровского. В последние десятилетия народные игры являются предметом исследования многих педагогов, психологов, этнографов (Т.И. Березина, Т.А. Бернштам, В.М. Григорьев, Д.И. Латышина и др.).

Методы исследования:

- теоретические методы - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта;

- эмпирические методы - педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.

Теоретическая значимость: раскрыты актуальные направления научных исследований, связанных с теоретическим и методическим обоснованием проблем формирования позитивных форм общения дошкольников. Работа отражает анализ научных положений о влиянии посредством народных игр на формирование коммуникативных умений дошкольников и становлении активной жизненной позиции.

Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по формированию у дошкольников позитивных форм общения посредством народных игр, могут быть использованы в системе образования специалистов дошкольного образования.

База исследования:

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста в процессе использования народных игр

 

1.1 Позитивные формы общения как психолого-педагогическая проблема

 

 

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми, человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека и, вместе с тем оно, является одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. В психолого-педагогической литературе существует множество определений общения:

-                   общение – взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. (Б.Ф. Ломов)

-                   общение – взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. (Л.А. Венгер)

Но за основу мы берем определение, предложенное Рузской А.Г: общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Говоря о роли общения в развитии личности ребенка, Р.С. Немов подчеркивает, что в процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. В процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, эстетические чувства и складывается характер. Также общение имеет огромное значение в формировании психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность.

Общение представляет собой сложный, многогранный процесс, в котором могут быть выделены следующие функции:

-                   коммуникация (обмен информацией);

-                   интеракция (обмен действиями);

-                   социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

Функции общения дают представления о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми и каковы могут быть его результаты. Коммуникация отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения. Интеракция помимо обмена информацией предполагает обмен определенными действиями между партнерами по общению. В процессе восприятия друг друга партнерами по общению фиксируются отношения людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание. Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в неё людей.

Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения с детьми и взрослыми, должен владеть диалогом ,задавать или отвечать на поставленные вопросы, быть так сказать в теме событий и конструктивными способами взаимодействия, способностью изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Семья является значимым условием формирования детских отношений. В семье присутствуют брачные и родственные отношения, существует взаимная моральная ответственность, общность быта и социальная необходимость. В семье у ребенка формируется первый опыт положительных эмоциональных отношений, он выражается в дружбе, любви, привязанности, и может носить негативную сторону отрицательных эмоциональных отношений, выражающийся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти. Таким образом, ребенок обретает уверенность в решении жизненных задач, формирует систему установок, ценностей на мир, или же наоборот неуверенность в себе, не учитывающий традиции, обычаи, и не выполняет правила и нормы поведения в обществе [4].

Взрослые являются главными помощниками, выводят ребенка за пределы воспринимаемой ситуации, для того, чтобы расширить представление ребёнка о человеке, о его положительных взаимоотношениях в обществе. Дети в этом возрасте ценят не умения взрослых, а их личность в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию с взрослыми и сверстниками. Ребенок со сверстниками учится быть наравне, строя добрые, позитивные уважительные отношения в процессе учебной или игровой деятельности, которые они не могут иметь с взрослыми. В процессе общения дети приобретают радость, эмоции переполняют их, они чувствуют себя окрыленными и нужными себя в группе. Уже к шести годам ребёнок осознает в той или иной мере, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и желания, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки [8]. К дошкольному возрасту изменяется эмоциональная сфера ребенка. Ребенок меняет, свои взгляды на мир, по-другому начинает общаться со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста отдают предпочтение обществу сверстников, так как у них складывается эмоциональное, насыщенное, яркое общение. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники не так часто, но еще вступают в конфликты с взрослыми и сверстниками. Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются [1].В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее. Ребенок овладевает умением сдерживать себя и спокойно выражать чувства Он учиться управлять своими эмоциями, выражать их в позитивной обстановке, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них.

В настоящее время наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Ребенку необходимо это умение слышать и слушать, умения входить в контакт с партнерами и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Ребенок не всегда и в полной мере, умеет слушать другого ребенка, или оказывать ему взаимопомощь, в этом и заключается дефицит межличностного общения ребенка с другими детьми [12].

Чтобы складывались положительные взаимоотношения в группе, необходимо организовывать благоприятный климат, направлять детей на эмоциональную близость, это все будет происходить в полной мере, если будет строиться педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Одной из наиболее значимых задач в развитии положительного общения, является повышение компетентности воспитателей в развивающем общении с детьми. Воспитателю, необходимо проводить психологические тренинги, таких как: Мозговой штурм, сказкотерапия, блиц-опрос и другие. Разрабатывать цикл занятий воспитателям с целью повышения навыков межличностного общения детей [3].

В последующих исследованиях Т.А. Репиной и Я.П. Коломинской было показано, что на этапе дошкольного возраста стремительно увеличивается сплоченность детского коллектива, повышаются устойчивость назначенных предпочтений детей, общение стало обоснованным в выборе детей. Взаимоотношения детей рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими, сверстник выступает как предмет эмоциональной или деловой оценки. Формирование положительных взаимоотношений у старших дошкольников, начинается еще в раннем детском возрасте, затем происходят дальнейшие изменения в дошкольном. Формирование положительных взаимоотношений, происходит через игровые процессы, игра повышает уровень развития общения у детей. Игра как процесс, развивается во время старшего дошкольного возраста, и поэтому формирование положительных взаимоотношений старших дошкольников в играх наиболее актуальна в настоящее время [6]. Дошкольный возраст становится важным этапом развития, ребенок воспринимает себя, как взаимодействующую личность. Но в это же время в общении ребенка со сверстниками возникают сложные взаимоотношения. Общение со сверстниками играет важную роль. В общении со сверстниками происходит обогащение себя, ребенок внимательно слушает других, сопереживает другим детям, усваивает поступки людей, происходит формирование ценностных ориентаций, собственной адекватной самооценки. Общение со сверстниками является звеном социальных отношений, оно стимулирует преодоление ребенком эгоцентрической позиции, где люди придерживаются своего мнения и ни с кем его позиция не считается. Возникновение соревновательного метода, когда дети хотят казаться быть в чем- то лучшими, ведь не могут дети быть все одинаковыми, кто- то сильнее, кто- то умнее, но ко всему этому ребенку необходимо относится с пониманием, учитывая в своей деятельности позицию и результаты действий детей [8].

Знания ребенка значительно увеличиваются о партнере, проявляется интерес к самому ребенку к его личности, которые не были отмечены ранее. Все это способствует выделению у сверстника устойчивых характеристик, формированию более целостного его образа. В старшем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с тем, что у ребенка формируется сознание, развивается его моральные и нравственные качества, появляется постоянное дружеское общение, в результате чего, дети испытывают привязанность друг к другу [9]. Каждый ребенок должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. Для того, чтобы складывалось добродушие, позитивные эмоции в межличностном общении, ребенку необходимо стараться чувствовать другого, влиять на других детей, не оскорблять и не вызывать агрессию у других детей. Многие дети не умеют по-настоящему хорошо слушать других сверстников, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуются определённые умения и усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием.

Таким образом, анализ исследований по проблеме развития общения в дошкольном возрасте показывает то, что при некоторых различиях в подходах специалистов к проблеме общения, в исследовательских работах научных работников есть множество общих и схожих положений. Главным из которых является признание роли общения в формировании и становлении личности. В отечественной психологии сформировалось несколько подходов к феномену общения. Мнения схожи в том, что общение происходит в единстве с деятельностью. Необходимо отметить, что коммуникативные способности являются условием развития личности дошкольников и проявляются в процессе общения. Специалисты убеждены в том, что дошкольный возраст – ответственный период в воспитании, так как является возрастом фундаментального становления личности ребенка. В это время в общение детей дошкольного возраста со сверстниками возникают достаточно трудные отношения, влияющие на развитие его личности. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения.

 

 

 

 

 

1.2            Особенности формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста посредством народных игр

 

 

Основным видом деятельности дошкольного возраста, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества. В игре, дети пробуют свои силы, осваивают свое предназначение в ней, что дает им успех к дальнейшему развитию личности [10]. Игра - это сложное и разностороннее явление, она рассматривается учеными как форма существования любой стороны жизни и деятельности человека. Главная функция игры в дошкольном возрасте заключается в создании предпосылок для создания новой социальной ситуации развития. В игре дети выполняют роли, подражают взрослым, у которых накоплен богатый опыт. В рамках игровой деятельности ребенок действует самостоятельно, может свободно выражать собственные желания, чувства, пробует свои силы, проживает ту роль в игре, которая ему будет интересна и необходима.

Чтобы приучить ребенка к играм, необходимо использовать следующие методы: Родителям или взрослым самим начать играть с ребенком. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют. Во-вторых, придумать или пригласить посредника - куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следить только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не "забил" ребенка. В-третьих, попутно поощрять в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии - пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, необходимо, предоставить ему, побыть режиссером или критиком [2].

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для ребенка старшего дошкольного возраста, его становления личности. Игровой деятельности будет недостаточно, ее необходимо сочетать ее с методами и приемами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей.

Для создания гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте - семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми [11].

Народные игры имеют много возможностей для детей дошкольного возраста и являются главным механизмом в формировании положительного общения. Они вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека - Гражданина, Патриота своей Родины. Народные игры имеют широкую направленность, в них ребенок познает мир людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание, прививаются полезные навыки общения. Особенность применения русских народных игр в том, что они, обучают личность социальной гармонизации, имея нравственную основу. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Использование в учебно-познавательном процессе игровые напевы, игровую атрибутику, игровые правила, все эти игровые комплексы помогают ребенку формировать базовые нравственные качества личности [4].

Народная игра воспитывает в ребенке чувство патриотизма, толерантности, духовности. В любой игре ребенок учится соотносить свое поведение с правилами игры, общается с партнерами по игре, независимо от их место положения в обществе и возраста. Каждая игра выступает полигоном для развития навыков общения, а игра народная в силу своих специфических особенностей обладает дополнительным потенциалом для выполнения этой важнейшей функции. Итак, народная игра, как и любая другая игра, служит важным и действенным средством приобщения детей к народной культуре, выполняя различные воспитательные функции. Народная игра перекликается со многими сторонами культуры, так например, в физической культуре дети показывают свои физические умения, формирование здорового образа жизни, привитие культурно-гигиенических умений, в умственной проявляют себя знатоками, в использовании правильной построенной речи, следовать согласно инструкции, если проводится игра, мыслят рационально и определяют способы достижения, трудовой культуры, и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования положительной культуры общения у детей дошкольного возраста.

Таким образом, педагог, включая народную игру в учебный процесс, ненавязчиво, целеустремленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения, социально-коммуникативным умениям и навыкам. Ребенок в игре, ориентируется на сверстника, проявляет к нему внимание, и интерес, понимает его, чего он хочет, исходя из этого, можно сказать, благодаря средствам русских народных игр, у детей повышаются нравственные качества. В ходе народных подвижных игр дошкольники постигают умение внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. Дети подчиняются и могут сплоченно трудиться в команде. В этом возрасте, что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать. [9].

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского.                   Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства».

Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами. Педагогическим отбором и пропагандой народных игр как средств воспитания занимались И.Я. Герд. Е.М. Дементьев, П.Ф. Лесгафт.    А. Скотак и др.

Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения, позволяющих быстро включить детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Таким образом, психолого-педагогические основы формирования позитивных форм общения дошкольников связаны с организацией общения, в котором дети могут работать в стиле равноправного сотрудничества, достигать при этом успешного результата и сохранять гуманные отношения. Необходимым условием формирования позитивных форм общения служит организация совместной деятельности детей, в процессе которой усваивается коммуникативный опыт предшествующих поколений. В формировании позитивных форм общения дошкольников актуальным являются народные игры. В основу этого может быть положен современный подход к социализации дошкольников, формированию их личной компетенции в вопросах саморазвития, понимания позиции партнера по общению, правил взаимодействия с ним.

 

 

 

 

 

Вывод по 1 главе

 

 

С помощью игр ребенок прививает уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения. Играя в народные коллективные игры, дети учатся внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, не разлагать дисциплину, происходит формирование у учащихся способность к пониманию, социальному чувству другого человека, способность к сотрудничеству. Народная игра выступает как одним увлекательных и доступных средств, для детей старшего дошкольного возраста, приобщения к национальной культуре. Большинство народных игр относится к играм с правилами. Необходимым условием продолжения игры является соблюдение правил всеми детьми. Ведь если будет все по правилам, тогда и дети будут играть сплоченно, не выясняя каких- то игровых моментов. В процессе игры, они часто общаются по поводу игры, тем самым, быстрее находят позитивные формы поведения, и благополучно разрешают конфликты, учатся в случае необходимости подчинять свои желания другим детям. Чтобы не допустить конфликт, взрослому необходимо, поощрять детей, не отделяя детей по каким либо критериям [5].

В процессе совместного общения, сравнения себя с другими на межличностном и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная социально-коммуникативная идентичность. В младшем школьном возрасте формируется этот процесс, в котором определяется становление субъективной позиции ребенка в совместной деятельности с общественным взрослым и сверстниками. Именно в этот период у ребенка формируются и развиваются все его важные коммуникативные умения.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1.                 Гончарова Н.Г. Эмоциональное развитие дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - С. 18-20.

2.                 Диденко И.В. Проблема общения у дошкольников // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017.

3.                 Жирнова М.А., Томчук Р.П., Штанько. И. Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. - 2018. - №46.2. - С. 50-54. - URL https://moluch.ru/archive/232/54086/ (дата обращения: 22.01.2020).

4.                 Клейменова С.А. Психолого-педагогический аспект понятия «дружеские отношения» у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2019. - №42. - С. 273-275. - URL https://moluch.ru/archive/280/63065/ (дата обращения: 19.03.2021).

5.                 Конева Е.В.,. Психология общения : учебное пособие / Е. В. Конева, Е. В. Драпак; Яросл. гос. университет им. П. Г. Демидова. -- Ярославль: ЯрГУ, 2016. - 204 с.

6.                 Ларина О.В., Гоманюк О. Ю. Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду // Молодой ученый. - 2017. - №34.1. - С. 47-50. - URL https://moluch.ru/archive/168/45454/ (дата обращения: 19.03.2021).

7.                 Мишечкина Н.А. Представление о понятии «общение» и уровни общения по Добровичу А.Б. - 2018.- С. 373-375.

8.                 Рахмонов А.Б. Основные компоненты общения и их значение в учебно-педагогическом процессе // Образование и воспитание. - 2017. - №4. - С. 3-6. - URL https://moluch.ru/th/4/archive/67/2707/ (дата обращения: 11.03.2021).

9.                 Рындина М.М., Пикульникова И.А., Калинина М.А., Зуева Л.В., Козловская Е.С., Мурашкина Л.М., Дурнева О.В. Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников // Молодой ученый. - 2019. - №46. - С. 296-299. - URL https://moluch.ru/archive/284/63919/ (дата обращения:19.03.2021)

10.            Сурьянинова Т.А., Ткаченко И.Г. Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой деятельности // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 140-147.

11.            Тростина О.В. Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2019. - №36. - С. 61-63. - URL https://moluch.ru/archive/274/62323/ (дата обращения: 19.03.2021).

12.            Халина К.Д., Капустина Т.В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 209-213.


 

Тема: «Народная игра как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения»

Тема: «Народная игра как средство формирования у дошкольников позитивных форм общения»

Введение Актуальность темы исследования

Введение Актуальность темы исследования

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается…

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается…

Предмет исследования – народная игра как средство формирования позитивных форм общения у дошкольников

Предмет исследования – народная игра как средство формирования позитивных форм общения у дошкольников

Вопрос о значении народной игры в формировании личности ребенка, его общения рассматривается во многих работах известного педагога

Вопрос о значении народной игры в формировании личности ребенка, его общения рассматривается во многих работах известного педагога

Глава 1. Теоретические основы формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста в процессе использования народных игр 1

Глава 1. Теоретические основы формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста в процессе использования народных игр 1

Также общение имеет огромное значение в формировании психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения

Также общение имеет огромное значение в формировании психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения

Таким образом, ребенок обретает уверенность в решении жизненных задач, формирует систему установок, ценностей на мир, или же наоборот неуверенность в себе, не учитывающий традиции, обычаи,…

Таким образом, ребенок обретает уверенность в решении жизненных задач, формирует систему установок, ценностей на мир, или же наоборот неуверенность в себе, не учитывающий традиции, обычаи,…

Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются [1]

Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются [1]

Взаимоотношения детей рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими, сверстник выступает как предмет эмоциональной или деловой оценки

Взаимоотношения детей рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими, сверстник выступает как предмет эмоциональной или деловой оценки

Каждый ребенок должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять

Каждый ребенок должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять

Особенности формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста посредством народных игр

Особенности формирования позитивных форм общения у детей дошкольного возраста посредством народных игр

Для создания гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте - семье

Для создания гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте - семье

Итак, народная игра, как и любая другая игра, служит важным и действенным средством приобщения детей к народной культуре, выполняя различные воспитательные функции

Итак, народная игра, как и любая другая игра, служит важным и действенным средством приобщения детей к народной культуре, выполняя различные воспитательные функции

Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами

Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами

Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни

Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни

Вывод по 1 главе С помощью игр ребенок прививает уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения

Вывод по 1 главе С помощью игр ребенок прививает уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Молодой ученый. - 2019. - №46. -

Молодой ученый. - 2019. - №46. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024