НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Смагин Глеб Валерьевич, Турсунбаев Самат Кенжибекович
Управление образования города Нур-Султан «Колледж» «ТУРАН»
Великая Отечественная война - одна из самых ярких и трагичных страниц в истории. Выстоять в противоборстве стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны произведения искусства, литературы, музыки стали важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. В годы войны культура развивается, естественно, в военной тематике. Все произведения литературы или кинематографа были проникнуты патриотизмом.
Ученые, преподаватели вузов, учителя школ и многие другие провели большую работу в области идейно-воспитательного процесса среди населения. Работники здравоохранения трудились усердно. Благодаря войне более семидесяти процентов раненых бойцов, находившихся на лечении в поликлиниках, вновь вступили в строй.
Большое внимание уделялось развитию казахской советской литературы. Как говорил А.Толстой во время войны, стихи Джамбула, гиганта советской поэзии, были как тревожный сигнал, призывающим к защите Отечества. Его стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» имело как нравственное, так и воспитательное значение. Песня акына стала подлинным гимном дружбы и поддержки ленинградцев. Поэт-фронтовик К. Аманжолов справедливо сказал: «Я псаломщик Победы, бури и огня». Как говорил Н. Тихонов, его «Абдулла» стал жемчужиной его поэзии. Произведения комиссара партизанского соединения Ж. С. Саина Назым Хикмет назвал "Символом незыблемой дружбы всех народов Советского Союза». Вместе с казахской литературой развивалось и казахское искусство. За первые три года войны мастера искусств Казахстана показали 20 тысяч спектаклей и концертов в подшефных коллективах, из них более тысячи концертов были даны в рамках фронта.
Казахская литература, писатели и поэты Казахстана достойно исполнили свой патриотический долг, около 90 из них сражались с врагом на фронтах и в тылу врага. Актуальной темой литературы стала защита Родины. В публицистических произведениях писателя-фронтовика Б. Булкышева создан героический образ молодежи в разгроме врага.
В довоенный период казахские художники, такие как А. Исмаилов и К. Кожыков, Б. Сарсенбаев, О. Тансыкбаев, получили широкую известность. В годы войны в Казахстане работали художники из Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, которые внесли большой вклад в развитие Национального художественного искусства.
Военное положение в определенной степени препятствовало дальнейшему процветанию науки и культуры. Однако в связи с выполнением задач, поставленных условиями военного времени, некоторые направления науки стали развиваться быстрыми темпами. В 1942 году при Казахском филиале АН СССР была организована аспирантура.
Большой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли и работники культуры Казахстана. Творческий труд людей науки и искусства наряду с подвигом советских войск на фронте, славными делами рабочих и колхозников в тылу оставил свой яркий след в героической истории Великой Отечественной войны.
Основная тема литературы этого периода - патриотизм и защита Родины. Были известны стихи Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!», А. Тажибаева «Ленинград», 3. Шашкин, К. Аманжолов, А. Сарсенбаев. Ряд писателей и поэтов, взяв в руки оружие, отправились на войну защищать Родину. А. Жумагалиев, Б. Булкышев, В.Чугунов героически погибли на войне. С первых дней войны на фронт ушли около 90 поэтов и писателей. Они показали пример героизма воинам-фронтовикам и вдохновили их своим творчеством на войну против врага. Среди них Д.Снегин, Д. Абилев, Ж. Саин, К. Абдыкадыровы. В годы войны талантливая молодежь Ж. Молдагалиев, А. Нурпеисов, С. Мауленов, Б. Момышулы придали литературе боевой дух, творческий импульс. К делу укрепления морально-политического единства советского народа Г.Мусрепов, F. Мустафин, С. Муканов, М. Ауэзов - мастера казахской художественной прозы.
Бригады мастеров искусств Казахстана ушли на фронт, 11 таких бригад побывали на фронте и провели 870 концертов. Дали более 15 тысяч концертов в госпиталях, призывных пунктах, воинских частях, пограничных заставах. Всего концертными организациями было проведено 36,5 тысяч концертов, которые посетили более 9 миллионов зрителей. В Алматы центральная объединенная киностудия сняла потрясающие фильмы «Два воина», «Майдан», «Он защищает Родину», «Жди меня» и другие, которые оказали огромное влияние на формирование гражданственности миллионов людей, воспитание их патриотизма, вселили надежду людям на победу.
Несмотря на огромные трудности военного времени, была оказана огромная забота о народном образовании. Одним из ярких свидетельств заботы стало освобождение от оплаты за обучение казахов, представителей других восточных народов, обучающихся во всех школах, техникумах и вузах с января 1943 года. Осуществлены конкретные меры по расширению системы вечерних школ рабочей молодежи, подготовке ученических кадров, порядку возврата школьных домов, не используемых в соответствующих целях.
Значительную работу в подготовке квалифицированных кадров в республике выполняли эвакуированные учебные заведения (более 20 вузов и 16 техникумов, 11 из которых были в Алматы). Ученые вузов совместно с подготовкой кадров проводили научно-исследовательские работы по заказам предприятий оборонной промышленности.
С первых месяцев Великой Отечественной войны в Казахстан стали приезжать творческие коллективы из России, Украины, Белоруссии. В начале 1943 года количество театров, переехавших в республику, достигло двадцати. Театр имени Моссовета, который сначала переехал в Шымкент, затем переехал в Алматы. Украинский театр им. И. Франко работал в Семипалатинске под руководством Г. Юры. Актеры Киевского театра имени «Леся Украинка» вошли в состав Республиканского русского театра. Государственный Белорусский театр выступал в Уральске. Кроме того, в Казахстан переехали театры Днепропетровска, Луганска, Днепродзержинска, Полтавы, Артемовска и других городов. В Алматы переехали киностудии Москвы и Санкт-Петербурга. В Казахстане работали многие крупные деятели русской культуры, такие как Г. Уланова, С. Прокофьев, С. Эйзенштейн, Д. Михайлов, Ю. Завадский, В. Морецкая.
В годы Великой Отечественной войны из репертуара театров наряду с уже поставленными пьесами вошли драматические произведения М. Ауэзова «В час критики» (1941), М. Ауэзова и А. Абишева («Гвардия чести») (1943), С. Муканова («Песни Победы») (1942), Ф. Вольфа «Профессор Мамлок» и О. Абишева «Зоркость» (1941), посвященные военной тематике.
Спектакль М. Ауэзова, который затрагивает непосредственно военную тему, на сцену вышел под режиссерством А. Токданова. Это первая пьеса в казахской драматургии, посвященная периоду огненных лет. Писатель провел исследование внутреннего мира человеческой души в тяжелые дни. Дружбу, родство, сознательное единство людей советской власти взяли в свое произведение основным стержнем. Патриотизм советских людей во время Великой битвы, обострение чувства, глубокое чувство гражданского долга перед Родиной стали основной мыслью режиссуры спектакля. В спектакле нашли свое трогательное решение большие подвиги людей на фронтах труда и войны.
Великая Отечественная война сплотила всех работников искусства, они создавали своё художественное оружие, которое было рядом со своим народом защищавшим свою Родину. Именно благодаря деятелям искусства мы и поныне помним и чтим подвиг наших солдат и народа, а книги, фильмы, картины, плакаты и многое другое, помогают передать нашему поколению атмосферу той эпохи.
Список литературы
5. Адамчик В.В., Адамчик М.В., «Русское искусство» - Москва 2005 - С. 281-306.
6. Суздалев П.К. Искусство в годы Великой Отечественной войны // История советского искусства. М., 1968. Т. 2.
7.
Суздалев П.К. Советское искусство периода Великой
Отечественной войны. М., 1965.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.