НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Оценка 5

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Оценка 5
Документация
doc
история +1
Взрослым
03.05.2022
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА  В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Смагин Глеб Валерьевич, Турсунбаев Самат Кенжибекович Управление образования города Нур-Султан «Колледж» «ТУРАН»
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА.doc

  НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Смагин Глеб Валерьевич, Турсунбаев Самат Кенжибекович

Управление образования города Нур-Султан «Колледж» «ТУРАН»

 

Великая Отечественная война - одна из самых ярких и трагичных страниц в истории. Выстоять в противоборстве стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны произведения искусства, литературы, музыки стали важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. В годы войны культура развивается, естественно, в военной тематике. Все произведения литературы или кинематографа были проникнуты патриотизмом.

Ученые, преподаватели вузов, учителя школ и многие другие провели большую работу в области идейно-воспитательного процесса среди населения. Работники здравоохранения трудились усердно. Благодаря войне более семидесяти процентов раненых бойцов, находившихся на лечении в поликлиниках, вновь вступили в строй.

            Большое внимание уделялось развитию казахской советской литературы. Как говорил А.Толстой во время войны, стихи Джамбула, гиганта советской поэзии, были как тревожный сигнал, призывающим к защите Отечества. Его стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» имело как нравственное, так и воспитательное значение. Песня акына стала подлинным гимном дружбы и поддержки ленинградцев. Поэт-фронтовик К. Аманжолов справедливо сказал: «Я псаломщик Победы, бури и огня». Как говорил Н. Тихонов, его «Абдулла» стал жемчужиной его поэзии. Произведения комиссара партизанского соединения Ж. С. Саина Назым Хикмет назвал "Символом незыблемой дружбы всех народов Советского Союза». Вместе с казахской литературой развивалось и казахское искусство. За первые три года войны мастера искусств Казахстана показали 20 тысяч спектаклей и концертов в подшефных коллективах, из них более тысячи концертов были даны в рамках фронта.

Казахская литература, писатели и поэты Казахстана достойно исполнили свой патриотический долг, около 90 из них сражались с врагом на фронтах и в тылу врага. Актуальной темой литературы стала защита Родины. В публицистических произведениях писателя-фронтовика Б. Булкышева создан героический образ молодежи в разгроме врага.

В довоенный период казахские художники, такие как А. Исмаилов и К. Кожыков, Б. Сарсенбаев, О. Тансыкбаев, получили широкую известность. В годы войны в Казахстане работали художники из Украины, Белоруссии, Ленинграда и Москвы, которые внесли большой вклад в развитие Национального художественного искусства.

Военное положение в определенной степени препятствовало дальнейшему процветанию науки и культуры. Однако в связи с выполнением задач, поставленных условиями военного времени, некоторые направления науки стали развиваться быстрыми темпами. В 1942 году при Казахском филиале АН СССР была организована аспирантура.

Большой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли и работники культуры Казахстана. Творческий труд людей науки и искусства наряду с подвигом советских войск на фронте, славными делами рабочих и колхозников в тылу оставил свой яркий след в героической истории Великой Отечественной войны.

Основная тема литературы этого периода - патриотизм и защита Родины. Были известны стихи Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои!», А. Тажибаева «Ленинград», 3. Шашкин, К. Аманжолов, А. Сарсенбаев. Ряд писателей и поэтов, взяв в руки оружие, отправились на войну защищать Родину. А. Жумагалиев, Б. Булкышев, В.Чугунов героически погибли на войне. С первых дней войны на фронт ушли около 90 поэтов и писателей. Они показали пример героизма воинам-фронтовикам и вдохновили их своим творчеством на войну против врага. Среди них Д.Снегин, Д. Абилев, Ж. Саин, К. Абдыкадыровы. В годы войны талантливая молодежь Ж. Молдагалиев, А. Нурпеисов, С. Мауленов, Б. Момышулы придали литературе боевой дух, творческий импульс. К делу укрепления морально-политического единства советского народа Г.Мусрепов, F. Мустафин, С. Муканов, М. Ауэзов - мастера казахской художественной прозы.

Бригады мастеров искусств Казахстана ушли на фронт, 11 таких бригад побывали на фронте и провели 870 концертов. Дали более 15 тысяч концертов в госпиталях, призывных пунктах, воинских частях, пограничных заставах. Всего концертными организациями было проведено 36,5 тысяч концертов, которые посетили более 9 миллионов зрителей. В Алматы центральная объединенная киностудия сняла потрясающие фильмы «Два воина», «Майдан», «Он защищает Родину», «Жди меня» и другие, которые оказали огромное влияние на формирование гражданственности миллионов людей, воспитание их патриотизма, вселили надежду людям на победу.

Несмотря на огромные трудности военного времени, была оказана огромная забота о народном образовании. Одним из ярких свидетельств заботы стало освобождение от оплаты за обучение казахов, представителей других восточных народов, обучающихся во всех школах, техникумах и вузах с января 1943 года. Осуществлены конкретные меры по расширению системы вечерних школ рабочей молодежи, подготовке ученических кадров, порядку возврата школьных домов, не используемых в соответствующих целях.

Значительную работу в подготовке квалифицированных кадров в республике выполняли эвакуированные учебные заведения (более 20 вузов и 16 техникумов, 11 из которых были в Алматы). Ученые вузов совместно с подготовкой кадров проводили научно-исследовательские работы по заказам предприятий оборонной промышленности.

С первых месяцев Великой Отечественной войны в Казахстан стали приезжать творческие коллективы из России, Украины, Белоруссии. В начале 1943 года количество театров, переехавших в республику, достигло двадцати. Театр имени Моссовета, который сначала переехал в Шымкент, затем переехал в Алматы. Украинский театр им. И. Франко работал в Семипалатинске под руководством Г. Юры. Актеры Киевского театра имени «Леся Украинка» вошли в состав Республиканского русского театра. Государственный Белорусский театр выступал в Уральске. Кроме того, в Казахстан переехали театры Днепропетровска, Луганска, Днепродзержинска, Полтавы, Артемовска и других городов. В Алматы переехали киностудии Москвы и Санкт-Петербурга. В Казахстане работали многие крупные деятели русской культуры, такие как Г. Уланова, С. Прокофьев, С. Эйзенштейн, Д. Михайлов, Ю. Завадский, В. Морецкая.

В годы Великой Отечественной войны из репертуара театров наряду с уже поставленными пьесами вошли драматические произведения М. Ауэзова «В час критики» (1941),  М. Ауэзова и А. Абишева («Гвардия чести») (1943), С. Муканова («Песни Победы») (1942), Ф. Вольфа «Профессор Мамлок» и О. Абишева «Зоркость» (1941), посвященные военной тематике.

Спектакль М. Ауэзова, который затрагивает непосредственно военную тему, на сцену вышел под режиссерством А. Токданова. Это первая пьеса в казахской драматургии, посвященная периоду огненных лет. Писатель провел исследование внутреннего мира человеческой души в тяжелые дни. Дружбу, родство, сознательное единство людей советской власти взяли в свое произведение основным стержнем. Патриотизм советских людей во время Великой битвы, обострение чувства, глубокое чувство гражданского долга перед Родиной стали основной мыслью режиссуры спектакля. В спектакле нашли свое трогательное решение большие подвиги людей на фронтах труда и войны.

Великая Отечественная война сплотила всех работников искусства, они создавали своё художественное оружие, которое было рядом со своим народом защищавшим свою Родину. Именно благодаря деятелям искусства мы и поныне помним и чтим подвиг наших солдат и народа, а книги, фильмы, картины, плакаты и многое другое, помогают передать нашему поколению атмосферу той эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. www.wikipedia.kz
  2. Қазақстанның қазіргі заман тарихы
  3. www. magistr.kz
  4. www. kzdocs.docdat.com

5.       Адамчик В.В., Адамчик М.В., «Русское искусство» - Москва 2005 - С. 281-306.

6.      Суздалев П.К. Искусство в годы Великой Отечественной войны // История советского искусства. М., 1968. Т. 2.

7.      Суздалев П.К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны. М., 1965.



8.     

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА

Основная тема литературы этого периода - патриотизм и защита

Основная тема литературы этого периода - патриотизм и защита

Спектакль М. Ауэзова, который затрагивает непосредственно военную тему, на сцену вышел под режиссер ством

Спектакль М. Ауэзова, который затрагивает непосредственно военную тему, на сцену вышел под режиссер ством

Список литературы www.wikipedia

Список литературы www.wikipedia
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022