Цели по линиям развития:
1ЛР: Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка». Овладеть приёмами работы гуашью.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.
Обязательный минимум содержания: городецкая роспись (Н), техника городецкой росписи (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла; учебные схемы: этапы росписи цветов, городецкого петуха, изготовления тарелки.
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник, 2й класс. – М.:
Баласс, 2011.
Уроки 22–23 (с презентациями).
Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно
рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать.
Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и
выполнить задание «Расписная тарелка». Овладеть приёмами работы гуашью.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на
примере городецкой росписи.
Обязательный минимум содержания: городецкая роспись (Н), техника городецкой росписи (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла; учебные схемы: этапы росписи цветов,
городецкого петуха, изготовления тарелки.
Этапы урока
Содержание
1й урок темы
Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя
действия учеников
© ООО «Баласс», 2012
Страница 1I. Создание
проблемной
ситуации.
II.
Формулирование
проблемы.
III. Выдвижение
гипотез.
Учитель записывает тему урока: «Народные
промыслы России. Городец», рассказывает детям
историю об одной девушке и просит ответить на
вопросы:
– Давнымдавно в одной деревушке жилабыла
Варваракраса, длинная коса. И была у неё
удивительная вещица. Днём она на стене красовалась,
глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице
в работе помогала. А гости придут, глянут на вещицу и
ну хвалить и Варвару, и её отца с матушкой.
– Итак, как использовали эту вещицу?
– Что вас удивляет?
– Вы можете себе представить, каким он должен быть?
– Значит, какой вопрос возникает?
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
– Украшали ею стены; с её
помощью выполняли какуюто
работу; хвалились перед гостями.
– Что один предмет можно
использовать поразному.
Затрудняются.
– Каким должен быть
предмет, чтобы его можно
было использовать и для
украшения, и для работы?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
– Может быть, у вас есть какието предположения?
Предполагают.
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
2. Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Коммуникативные действия
© ООО «Баласс», 2012
Страница 21. Дети рассматривают
изображения, отвечают на
вопросы.
– Красивая форма и необычная
роспись.
– Цветы, птицы, лошадки.
– Чёрный цвет для птиц, коней,
красный и голубой для цветов,
жёлтый и оранжевый для фона,
зелёный и коричневый для
листьев, чёрный и белый для
прорисовки мелких деталей.
– Городецкая роспись. Название,
скорее всего, связано с
местностью, где родилась эта
роспись.
IV. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 36,
рассмотреть изображения разделочных досок и
ответить на вопросы (отдельно демонстрирует
изображение городецкой прялки):
– Что необычного в этих предметах?
– Какие элементы росписи вы видите?
– Какие цвета использовали мастера?
– Найдите в учебнике название этой росписи. Как вы
думаете, почему её так назвали?
– Всё верно, городецкая роспись родилась в Поволжье
по берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои
изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись
стали называть городецкой.
Городецкая роспись берёт начало от резных городецких
прялок, имевших свою особенность: гребень и донце.
Для украшения донец городецкие мастера пользовались
своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры
вырезались из дерева другой породы и вставлялись в
соответствующее по форме углубление. Вставки,
сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно
выделяются на светлой поверхности донца. Таким
образом, располагая всего двумя оттенками дерева и
несложным инструментом, народные умельцы
© ООО «Баласс», 2012
1. Высказывать свои мысли
(предложение–текст), вступать
в беседу.
2. Слушать и понимать других,
в т.ч. выразительно читать
чужие тексты.
3. Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки
однозначно оцениваемых
поступков (хорошо/плохо) с
позиции нравственных
ценностей.
3. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор
поступка.
4. Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как
своему, так и других людей.
6. Развитие чувства
прекрасного и эстетические
Страница 32. Учитель предлагает рассмотреть этапы росписи
цветов на с. 37 учебника или с. 26–27 в Рабочей
тетради и составить план работы над цветком:
3. Учитель предлагает детям выполнить в альбоме
синий или красный цветок в стиле городецкой
росписи.
2. Ученики рассматривают
рисунки и составляют план:
1. Толстой кистью нарисовать
основные фигуры: круг и два
нижних листочка, используя
красную или синюю и зелёную
краски. Подсушить подмалёвок.
2. Тонкой кистью чёрной краской
выполнить прорисовку формы
цветка.
3. Тонкой кистью белой краской
уточнить форму всех элементов.
3. Выполняют.
V. Выражение
решения
проблемы.
VI. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос
урока и предлагает детям ответить на него.
Отвечают.
Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме
рисунок декоративного петуха, изучив схему на с. 26–
27 в Рабочей тетради.
– Помните, что сначала рисуем цветные пятна,
используя кисть № 6–8, потом доводим острые углы
формы более тонкой кистью № 2–3, расписываем их
сначала чёрным, а затем белым цветом тонкой кистью.
Выполняют.
© ООО «Баласс», 2012
Страница 4VII. Итог урока.
Рефлексия.
Отвечают.
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать
свои работы друг другу и оценить свою
деятельность. Несколько учеников демонстрируют
технологию оценивания для всего класса по
следующему алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью?
С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
VIII. Домашнее
задание.
– Принести альбом, карандаш, гуашь, кисти № 2, 6,
Рабочую тетрадь.
Записывают.
2й урок темы
© ООО «Баласс», 2012
Страница 5I. Актуализация
знаний.
II. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Учитель записывает тему урока: «Народные
промыслы России. Городец», напоминает
проблемный вопрос прошлого урока.
Учитель демонстрирует изображения изделий
народных промыслов: филимоновская, дымковская и
богородская игрушки, хохломская и гжельская
посуда, городецкие прялки – и просит ответить на
вопросы:
– Изделия каких промыслов вы видите на
изображениях?
– Чем отличаются изделия городецких
мастеров?
– Какие цвета характерны для городецкой
росписи?
– Из каких элементов состоит городецкая
роспись?
1. Учитель предлагает детям рассмотреть
изображения городецких мастеров и ответить на
вопросы:
– Каковы особенности композиции (расположения
элементов росписи) росписи городецких мастеров? Где
располагаются основные фигуры (кони и птицы)? А где
цветы?
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
Отвечают.
1. Ученики рассматривают
рисунки, отвечают на вопросы.
– Кони и птицы располагаются в
центре, иногда центр смещён, а
цветы часто располагаются по
кругу и охватывают центральные
фигуры.
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
2. Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Коммуникативные действия
© ООО «Баласс», 2012
Страница 62. Дети рассматривают схему
и составляют план.
1. Придумать и наметить на
заготовке свою композицию,
расположить на заготовке
фигуры петушка и цветов.
2. Написать основные цветные
пятна.
3. Добавить к круговому
орнаменту листочки.
4. Выполнить детальную роспись
чёрной и белой краской.
Выполняют.
2. Учитель предлагает рассмотреть схему
выполнения тарелки на с. 28–29 в Рабочей тетради и
составить план работы над ней.
3. Учитель предлагает выполнить композицию своей
тарелки на подготовленной заранее заготовке
жёлтого или жёлтооранжевого цвета.
1. Придумать и наметить на заготовке свою
композицию, расположить на заготовке фигуры
петушка и цветов.
2. Написать основные цветные пятна.
3. Добавить к круговому орнаменту листочки.
Отложить работу сушить.
III. Выражение
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос
урока и предлагает детям ответить на него.
Отвечают.
1. Высказывать свои мысли
(предложение–текст), вступать
в беседу.
2. Слушать и понимать других,
в т.ч. выразительно читать
чужие тексты.
3. Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки
однозначно оцениваемых
поступков (хорошо/плохо) с
позиции нравственных
ценностей.
3. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор
поступка.
4. Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
© ООО «Баласс», 2012
Страница 75. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как
своему, так и других людей.
6. Развитие чувства
прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной
художественной культурой.
IV. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
V. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает детям выполнить детальную
роспись композиции чёрной и белой краской.
Выполняют.
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать
свои работы друг другу и оценить свою
деятельность. Несколько учеников демонстрируют
технологию оценивания для всего класса по
следующему алгоритму:
Выполняют.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью?
С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
VI. Домашнее
задание.
– Принести альбом, карандаш, акварель, кисти № 4, 6,
Рабочую тетрадь.
Записывают.
Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и
т.д.
© ООО «Баласс», 2012
Страница 8