Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Оценка 4.9
Семинары
doc
воспитательная работа
3 кл
03.04.2018
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.Родная земля становится еще близкой и родной, когда знаешь её историю.
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»
Народные традиции как одна из форм развития
творческой личности
Учитель начальных классов
МБОУ «Ивнянская СОШ №1»
Филинова Тамара Николаевна Тема: Народные традиции как одна из форм развития творческой
личности
Цель: Углубить представление о роли народных традиций в формировании
развития творческой личности школьника; сформировать представление о
возрождении культурных национальных традиций, направленных на
сбережение здоровья духовного и физического.
Актуальность: Народная культура – неисчерпаемый кладезь мудрости,
нравственных начал, духовности, любви, доброты и бережного отношения ко
всему, что окружает человека. Родная земля становится еще близкой и
родной, когда знаешь ее историю. И сейчас в наше время уделяется большое
внимание вопросу возрождения культурных национальных традиций,
народных обрядов, и праздников.
Вопросы для обсуждения:
1. Состояние духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения
2. Возрождения культурных национальных традиций, народных обрядов, и
праздников.
3. Использование на занятиях всех видов фольклора.
4. Изучение народных традиций Ивнянского района.
5. Приобщение детей к нравственным традициям.
Современное российское общество находится в состоянии духовно
нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего
поколения.
Выход из этого кризиса видится в духовнонравственном возрождении нации,
которое может начаться лишь с образования.
Вопрос духовнонравственного воспитания детей является одной из ключевых
проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования направлен на обеспечение духовнонравственного развития и
воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как
2 основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом на
ступени начального общего образования осуществляется духовно
нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных
ценностей.
Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными
учреждениями, является воспитание гражданина России.
В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным
государственным образовательным стандартом разработана Концепция
духовнонравственного воспитания российских школьников,
которая
определяет основные ориентиры духовнонравственного развития ребенка,
идеологию отбора содержания образования, программ воспитания и
социализации на ступенях начального, основного и среднего общего
образования. Сформулированные в Концепции базовые национальные
ценности Российского общества позволяют привести к единому основанию
систему учебновоспитательной работы образовательных учреждений
Российской Федерации. В Концепции определен современный национальный
воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России
это, по сути дела, весь уклад школьной жизни в единстве учебной и
внеучебной деятельности образовательного учреждения, его взаимодействие с
основными институтами социализации,
системы
дополнительного образования, институтами гражданского общества и т.д.
Основным инструментом педагогической поддержки духовнонравственного
развития личности гражданина является общеобразовательная школа,
выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами
воспитания: семьей, институтами гражданского общества, общественными
организациями.
В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается
внимание народов к сохранению и развитию национальной культуры. К
возрождению народных традиций и именно в этом все народы видят свое
духовное спасение в период экологической и духовной катастрофы. Народная
культура – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал,
духовности, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает
человека.
Народные традиции в нравственном, физическом, экологическом воспитании
и, особенно, в формировании здорового образа жизни могут стать надёжным и
точным средством передачи опыта народа в виде различных норм и правил,
разрешить многие проблемы личности, семьи, школы, нации. Сегодня многие
культуры,
спорта,
3 добрые традиции утрачены, но именно традиции и обряды всегда были
направлены на воспитание, на сбережение здоровья духовного и физического.
Мы живем в интересное время, когда на многое начинаем смотреть поиному,
многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это
относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень
поверхностно. Не знаем, что заботило, радовало и тревожило наших предков,
чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что
передавали своим детям и внукам.
Все это не просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры,
нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты
истории страны, судьбы разных поколений, поможет избежать многих ошибок.
Родная земля становится еще близкой и родной, когда знаешь её историю. И
сейчас в наше время уделяется большое внимание вопросу возрождения
национальных культурных традиций, народных обрядов и праздников.
Этот выбор сделан не случайно:
1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично
начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры
именно с этих основ.
2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского
народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников
формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот
красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать
активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и
видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в
театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти
возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым,
способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни
отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения
фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
6. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в
театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только
способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки
межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по
сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс
родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры
в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие
воспитательные цели и задачи:
— развитие познавательного,
физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
коммуникативного,
нравственного,
4 — воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции
своего народа;
— сплочение классного коллектива;
— органичное включение родителей в воспитательный процесс;
— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям
форм и методов работы.
Россия – родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или
дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить
себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои
собственные. Настоящий патриот учится на исторический ошибках своего
народа, на недостатках его характера и культуры.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в
себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию
общественной жизни, особенности языка и быта.
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью
человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может
и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не
привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью
души ребенка, началом, порождающей личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по
новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых
народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
В младшем школьном возрасте детей знакомят с традициями русского
народа, ребята уже сами могут выделить определенный смысл из
произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко
использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками,
сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим
ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные
качества людей. Особое место в произведениях русского народного
творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение
мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В нашей школе, на протяжении многих лет, уделяется внимание возрождению
и сбережению народных традиций. Изучение фольклора начинается в
начальном звене. Большое внимание уделяется изучению народных традиций
Ивнянского района.
Зимние Святки
Начинался зимний цикл со Святок – шумного веселого праздника. Во
время святочных вечеров девчата и ребята собирались на « вечерушках» в
5 избах. Играли во всякие игры, пели песни, танцевали, щелкали семечки, да
орехи.
Празднование « коляды»
Колядовали в ночь с 6 на 7 января. Каждая семья старалась накрыть
стол по богаче: холодец, мясо. В это время приходили колядовщики. В
основном колядовала молодежь. Они ходили толпой по деревне и у каждого
дома « кликали коляду»:
Коляда, коляда по дорожке шла,
Копеечку нашла к вам пришла.
«Здравствуй, хозяюшка,
Хозяюшка не ленись,
Да у карманик попнись,
Хоть рубль, хоть пятак,
Не пойдем из хаты так.
Толпа представляла собой шумное, яркое зрелище: выворачивали
шубы, мазали лицо сажей, красной свеклой, одевались в старые одежды, девки
поверх платков одевали мужские шапки, чтобы быть не узнаваемыми. В этой
толпе, один из колядовщиков, парень, нес звезду на шесте в руках. Ряженные
шли по улице, подходили к каждому дому и пели песни.
В этот праздник колядовала не только молодежь, но и дети. Они ходили
отдельно от взрослых и также колядовали у каждого дома.
После того, как молодежь покалядовала, все шли к одному из коладовщиков
домой, продолжать праздник. Гулянье длилось до утра: пели, танцевали,
играли.
Всю святочную неделю ходили по соседям на вечерки: играли в игры,
загадывали загадки, пели, плясали.
Рождество христово (7 января).
Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. На Рождество
дети рано утром ходили « христославить» пили молитву:
Рождество твое Христе Боже наш,
Воссияет свет разума небу звезда служащая,
Звездою счахаемся.
Тебе кланяемся – солнцу правды,
Тебя видим с высоты востока,
Господи! Слава тебе!
Хозяева их угощали конфетами, пряниками, давали деньги. Так
продолжалось все утро. Было поверие – кто раньше вставал и бежал на огород
жечь костер – спасителю ножки греть.
Щедрый вечер
В последний день святочной недели был щедрый вечер – это был
последний день, когда можно было есть мясное, поэтому его называли
6 щедрым. В этот день молодежь и дети ходили по домам и засевали. Сеяли
пшеницу в избе, поздравляли хозяивов с праздником:
Сею, сею, засеваю, с Новым годом поздравляю!
Куда конь с хвостом, туда жито с кустом.
Гляну на скамеечку, дайте копеечку.
Гляну на куток, дайте сало кусок.
Гляну на поличку, дайте пеленичку.
Гляну у порог, дайте пирог.
Гляну на стол, дайте гусака с хвостом.
С новым Годом! С новым счастьем!
Крещение
Праздник «Крещение» празднуется 19 января (января по старому
стилю) Богоявление Господне – великий двунадесятый праздник. В этом
принимали участие все селяне.
Накануне праздника, убирали хаты, вешали «пелены» на иконы рушники
на портреты, убирали кровати. Ставили крестики на дверях и окнах мелом.
Вечер перед Крещением называется вторым Сочельником день был постным.
Чтобы увидеть Господне Крещение ставили чашу с водой, говорили: «если с
чаше вода колыхнется, все желания сбудутся». Утром 18 января люди идут в
церковь на водосвятие. Этот день перед праздником назывался «Свечки».
Люди постепенно подходили ставили воду, брали свечи и просфиры. Свечи
ставят каждый в свою посуду. Перед службой зажигают свечи. Когда служба
подходит к концу «Батюшка» идет с «певчими» на середину храм, где уже
стоит большая чаша с водой. «Батюшка» читает молитву, «певчие» поют,
затем опускает крест в воду трижды. Затем начинает окроплять всю посуду в
храме и в каждую посуду окунает крест. На этом обряд освещения воды
заканчивается. «Батюшка» поздравляет всех с праздником, желает мир дому и
благополучия семьям.
Благоявлениская и Крещенская вода, считается великою святынею. Её
надо хранить в течение года. Окроплять вещи, принимать верою при болезнях
и давать пить тем, кто по какимто причинам не мог, был допущен к
причащению.
Потом сходились на реке со всех близлежащих сел. Прорубали лёд,
делали прорубь, в него ставили крест, святили воду – это называлось
ИорданьКрещение.
По реку сходились и стар и млад. Молодежь приходила показать себя.
Девки свои наряды, а старые приходили выбирать невестку. Съезжались в
тройках. А тройки украшены были коврами самоткаными и простынями
расшитыми.
Кто рискованный был, окунался в прорубь, чтоб не болеть. Молодежь
каталась на санках.
7 На Крещение заканчивались святочные веселья, и начинались свадебные
недели. С Крещения до Масленицы играли свадьбы.
Масленица
Масленица давно славится как самый веселый праздник. Ее праздновали
целю неделю. В понедельник открывали Масленицу, пели песни:
Иди масленица
Иди широкая,
Иди к нам во двор
Да во двор да у большой
Со вторника начинались игрища. Устраивалось катание с ледяных гор,
которые на ночь обливали холодной водой, а утром они замерзали. И них
скатывались кто на санках, кто на ногах вниз. Лепили снежную бабу.
Всю масленую неделю пекли блины, ели творог и сметану. Понедельник,
вторник, среда, четверг, пели блины и ели с маслом. В пятницу, субботу,
воскресенье – блины.
Среда и пятница на масленой неделе назывались скоромными, ели
только молочную пищу, а мясо уже на ели, так как в воскресенье перед
масленой, был день заговения мясом. Вечерами выходили на выгон, на
гулянье. Где собирались дружки и подруги. Там пели, играли в различные
игры.
В пятницу, субботу ходили гости друг к другу. Собирались вместе
усаживались за столы, приносили все чем богаты: пекли блины на
подсолнечном масле. Жарили яичницу. Ставили на столы и гуляли до поздней
ночи. Молодежь каталась на санях.
Молодые приезжали до родителей в гости и гуляли три дня.
Суббота родительский день на кладбище. Все шли в церковь поминали
родителей.
В воскресенье заготавливались на Великий пост. Воскресенье был днем
заговения и прощения. В этот день последний раз ели всё молочное. А
вечером ложась спать прощали друг друга, так как с понедельника начинался
Великий пост.
Пасха
Праздник Пасха это старинный праздник, который отмечают во всем
мире. Из числа этот праздник выходит, из дня нет, он бывает только в
воскресенье. За семь недель готовятся к Пасхе, идет Великий пост. В этот
день не едят ничего скоромного все взрослые, а кормят молоком только
маленьких грудных детей. Старшие едят, гавеют, конопляное масло, парные
бураки, борщ и картошку на постном масле. Первую неделю и последнюю не
ели даже рыбу. На великий пост не кричали даже песен, не сходились в
карагоды. Женщины в это время пряли и ткали, мужчины занимались
хозяйством, хлеб молотили. Последняя неделя поста называлась страшной
неделей, вот на этой страшной неделе нельзя петь, пить спиртное и ели один
8 раз в неделю и то впроголодь. работали понедельник, вторник, среда, а
четверг после обеда никакой работы. четверг называли чистым, в этот день
все купались до обеда, а после обеда собирались в церковь, потому что в этот
день батюшка выносил из алтаря плащаницу ставил по середине церкви на
стол. Люди к ней прикладываются. В пятницу и субботу готовятся к
празднику, пекут пасхи, красят яйца, варят холодец. В субботу вечером
начинают собирать блюдо( расстилают наблюдник, ставят миску, в неё кладут
все продукты по немножко творог, яйца, сало, пасху) связывают наблюдник,
наряжаются в самое лучшее и идут в церковь на всю ночь святить пасхи. Идет
ночная служба в 12 часов батюшка всем скажет «Христос Воскрес» и
начинают петь:
Христос, воскреся
И смертью смерть поправ
И суши воробежи. Во дарово
Запевали это Христос воскрес на 6 недель до «Вознесенья». После ночной
службы, начинал свечение пасок, весь народ выходит во двор и становится
вокруг церкви, каждый раскрывает свой наблюдник, зажигает свечку. А
батюшка со свитой несут знамена, кресты, иконы, чашу со святой водой и под
пение «Христос, воскреся» окропляют всех и всё святой водой.
Приходя из церкви, домой рано утром, начинают разговляться после
поста, едят всё, что посвятили в церкви, затем ложатся отдыхать. После
отдыха шли опять в церковь на вечерню. Вечером же собирались в карагоды
пели «Христос воскреся» , танцевали, играли, обязательно целовались,
обменивались «писанками» яйцами крашенными, говоря при этом «Христос
воскрес» другой же отвечал «Воистину воскрес». На второй день пасхи идут
на «погост»
кладбище, поминать умерших родственников. На погосте раздают яйца
людям, пасху, поминать умерших.
С приходом Пасхи начинается весенний мясоед, в это время начинают
играть свадьбы «Христос воскрес» поют в течении 6 недель до самого
«Вознесенья». Вознесенье люди приходят в церковь на утреню, вот здесь
батюшка скажет последний раз «Христос воскрес».
Красная Горка
Вслед за «Пасхой» широко отмечался любимый в народе праздник
«Красная горка». В этот день обязательно ходили в церковь, потом садились
за праздничный стол.
По воспоминаниям жителей праздничная трапеза начиналась с пирога,
который назывался «Ряженый». Его пекли в каждой хате, без него праздник не
праздник. Украшали его различными фигурками из теста, потом резали на
кусочки, смазывали коровьем молоком и ели. На стол давали также холодец,
кашу с молоком, борщ и обязательно четверть водки.
Продолжался праздник на широкой улице. Мужики выходили и брались
за рушники, рядом в кругу вставали бабы. Шли друг на друга: кто кого
9 собьет. Состязались обычно село на село. Чье село победит, туда и шли
продолжать праздник.
На широкую улицу приходили разряженные, мужики в рубахах с
расшитыми поясами, женщины в атласных сарафанах и цветастых платках.
На «Красную горку» «наряжали репей».
Брали ветку, украшали её разными лентами, лоскутами и прочими
предметами. Таких веток было много. С ними ходили по селу и на выгон, пели
песни.
Вознесенье
Накануне этого праздника украшали хату, вешая «ширинки» на иконы,
портреты, кровати убирали «рябушками». Готовили стол: парили в печи
пшенную кашу, эта каша называлась «каравайчиком». Пшенная каша мешалась
с желтком яиц и сметаной, затем парилась в печке и укладывалась в миску,
посыпалась сверху цветным пшеном.
В праздник утром все шли в церковь, одевались в самые лучшие наряды:
«салоновые»и «штоховые» сарафаны. Приходили из церкви и переодевались в
другие наряды. В основном это был девичий праздник, поэтому молодые
девушки особенного готовились к этому празднику. Накануне вместе
собирались в хате и делали самую нарядную куклу «кукушку», обряжали её в
самые дорогие и красивые наряды: рубаху, Саян, пояс, кокошник. Шили это
их самых лучших лоскутов и материи, цветных лент. Накануне праздника
срезали из клена заготовку для «репья» и тоже украшали ее лентами, цветами.
И расходились по домам.
В день праздника шли в церковь, после пообедав, выходили со двора,
скажем гуртом человек 20 девушек и мужики. Мужиков, в основном,
мало и они скачут «у три ноги» и все всем селом идут в лес. Впереди шел
парень и нес руке куклу – «кукушку» (кукла наряженная в незамужнюю
девушку называлась «кукушка». Кукушка это птица, бросающая птенцов
или как одинокая женщина, не имеющая детей). В этот день Вознесенья
кукушка начинала вить гнездо, потом бросала его. За это господь наказал её.
Куклу сажали на дерево срубленного куста и несли: девушки несли «репей»
по улице и передавали её по кругу от старшей к младшей («Репей» это
гнездо «кукушки»).
В лесу на поляне растапливали костер, где жарили яичницу, она была
основным блюдом, сносили обед, пообедавши потом «лелюшки» играли и
«скалили», карагоды заводили.
Святая Троица
В день святой троицы помещение украшалось старинным обрядом:
вешали рушники расшитые, на столы стелили скатертя. Ломали дубовые
ветки, и вешали где придется во всем доме, даже на дворе, на воротах. В
этот праздник всегда пекли пироги с горохом, с фасолью, с капустой
жаренной. Кисель варили с груш, пекли блины, холодцы варили. В этот
10 праздник всегда одевали саяны шалоновые, штоховые. Рубахи самотканые,
всегда расшитые своими руками. Подпоясывались поясами, которые сами
ткали. Есть ещё широкие пояса, их называют чаринцкими. На голову одевали
чепцы и пуклы, а назад вешали заплечники. На шею одевали бузовки, под
шею вешали поддушники усыпанные жемчугами. На ноги надевали чулки
суконные, затем обували черявички или коты черные. В день Святой
Троицы водили хороводы и пели песни.
На Троицын день не работали. К этому дню готовились. К обеду шли на
луг рвать траву. Троицкая трава называлась метелочкой.
Эту траву
приносили домой, вытыкали у заборы. В хате. На окна ставили. Потом
мяту, другой пахучей травой присыпали полы, а полы были земляные. Под
Троицу уряжали хату рушникам, вешали пелену на икону, на столы
стелили скатертя. Утром бабушки пекут пироги, а молодые идут в церковь
– часть, часть на ярмарку. После этого приходя домой, садятся обедать.
Петров День
День Петра и Павла (12 июля по новому стилю) – это разгар яркого
летнего тепла, в прошлом – славянский языческий Ярилин День. День
солнечного Божества.
«Петровки» справлялись в старину широко, весело, многолюдно.
Накануне этого дня шумели петровские ярмарки. Продавали и покупали
лошадей, коров, волов, овец, коз, домашнюю птицу. Различные музыкальные
инструменты, платки, ситцы, женские различные украшения, детские
расписные игрушки, глиняную посуду.
Обычно ярмарка располагалась на берегу реки. Рядом на лужайке парни
и девчата весь день Петровские хороводы играют. Девушки особо нарядные в
этот день красуются перед парнями. Парни девушкам дарят платочки, бусы,
пряники печатные купленные на ярмарке. Гуляние идет всю ночь, водятся
хороводы поются песни. Зажигаются костры, самые смелые на лошадях
прыгают через костер. В этот день находили себе кумовьев и кумились, это
дружба считалась самой крепкой.
Дождавшись рассвета, рядились, и шли по селу свистели, песни пели. С
восходом солнца заканчивался Петров день. В этот день сворачивались
ярмарки. Это знаменовал начало сенокоса. Таким образом, день Петра и
Павла слился с образами урожая. Начинался с этого дня сенокос и уборка
зерна.
Ильин День
Ильин день – день ветхозаветного пророка Ильин (2 августа по новому
стилю). Этот день с древности считался днем Великого грома, Молний. До
сих пор в народе жива древняя таинственная уверенность в том, что с Ильина
дня нельзя купаться, какая бы жаркая погода не стояла.
В утро Ильина дня обычно ждали грозы с громом и дождем. В
праздничных нарядах идут семьи и в храм к обедне. Праздничным костюмом
11 считались нарядные саяны, домотканные рубахи, расшитые цветной
вышивкой. Сверкали золотым шитьем головные уборы женщин «кокшники».
Перед церковью служили молебен Илье пророку. Это было прошение
о дожде. Начинался всенародный крестный ход во главе с духовенством и
молитвопением обходили усадьбы, огороды, поля окропляли их священной
водой. Затем возвращаются по тем же местам, но с пением Ильинских песен.
На следующий день выходили в поле всем «миром» начиналась «жнива»
(жатва). На жниву ходили в выбеленных одеждах. Головы девушек и женщин
были плотно повязаны набольшими цветными или белыми косынками. С собой
несли узелки с хлебом – солью, фляги с водой.
С песнями дружной толпой шли на уборку хлебов «жнитву».
Яблочный Спас
К Яблочному Спасу готовились. К обедне идут и берут яблоки. Обедня
отходит, батюшка яблоки посвятил. До Спасу пожилые люди не едят, не
разрешали. Считалось, что на том свете родителям не придется покушать,
если дети будут есть яблоки до Спасу.
Приходят с церкви, разговляются яблоками.
Покров
Престольный праздник. К нему готовились заранее, убирали в хате.
Белили, мазали землю глиной желтой, вешали рушники, марлевые вешали
занавески на окна, слали скатерти вышитые зубцами, гостей ждали
родственников соседних деревень. Гости гостили 23 дня. Готовили
праздничный обед: варили холодец, борщ с мясом, кашу пшеничную. Жарили
оладья со сметаной, варили кисель, пироги, спиртное водка ставилась на стол
гостям. С гостями ходили утром в церковь. После церкви с гостями садились
за стол. Все ушли на улицу, разноряженные в самые лучшие наряды и
собирались на лагу (это луг), где три дня праздновали всем селом, днем пели
песни, частушки, танцы под гармонь, водили карагоды, пели песни, а вечером
уходили в хаты и продолжали со своими гостями праздновать за столом,
заканчивали свой праздник.
Веденьё
Когда крестьяне готовились к празднику «Веденьё» старались везде
навести порядок в доме и на улице. В основном это была женская работа т.е.:
все в доме белили, стирали, гладили. Это большой праздник, да ещё и
престольный постный т.к. в это время Филипповки, т.е. Пост. На этот день не
работали, утром накормят скотину, птицу и идут на голодный желудок в
церковь. Служба идет полностью и бывает обязательно молебен с акафистом.
Когда пришли от церкви домой, садятся за стол каждый по своим
местам. Вышли изза стола помолились Богу и ложатся отдыхать на печи
после еды.
Потом идут на улицу (на выгон) и скачут плясовую лелёшную.
Вознесенье
12 Этот праздник всегда отмечался весело и улицами. Готовились
тщательно, т.е. убирали в домах во дворах, занимались побелкой. Праздник
«Вознесенье» престольный. Молодежь собиралась заранее, но в начале шли в
церковь. После церкви шли в гости. Пища была постная, но разнообразная это
как холодец рыбный, рыба жаренная, кисель, квас, пироги, каша пшенная.
Когда гулянка в гостях пели лелёшные песни.
Дмитров День
Праздник Дмитров День назван в честь победителя Дмитрия
Салунского. Празднуется три дня с 8го по 10ое ноября. От всех других
праздников отличается тем, что престольный.
Готовились к празднику заранее тщательно.
А ждали гостей из ближайших сел. Накануне женщины белили хаты, да
мазали землю. Изнутри хату украшали нарядно. На Дубовы столы стелили
особые к эту дню сотканные скатерти. Такие скатерти, рушники, женщины
изготавливали сами на станках. Белая скатерть с красным орнаментом.
Длился праздник три дня, и каждый день костюм одевали иной.
На второй день Дмитрова праздника ходили к обедне в церковь. На
улицу старались одеваться нарядно. Головные уборы первого дня менялись на
шалки, сизые с бахромой. Сафьяны тоже менялись на цвет иной, чем в
предыдущий раз. На третий день одевали сарафаны шерстяные, коричневые.
Верх расшит был бисером.
Поскольку праздник был престольным, готовили много. Ставили на ночь
пирог ряженный в одной «дымке», в другой кадушке ржаной пирог. Варили
холодцы, кашу, борщ, покупали к столу четверть водки. Свекор или отец
командовал застольем (сидел в вышке). Начинали с пирога ряженого и
холодных закусок. Затем отец командовал: «Подавай горячее!». После
горячих закусок пели песни.
А под песню танцевали в хате. Одна за одной звучали лелёшные песни.
Затем горячее убирали, ставили мясное («сальник»). Пели за столом.
После всего кушанья, снова танцевали в хате, выходили на улицу («по
шинок»).
Сходились в карагоды со своими гостями, затем в общий. Отгуляв
первый день Дмитрова дня, гости оставались на ночь. Ложили гостей на
солому, подушки стелили специальные для гостей. На третий день пекли
калачи с маком, жарили рыбу, для гостей и заворачивали с собой и гостинцы.
Провожали гостей на лошадях с песнями гармошкой и только на полпути
возвращались назад.
Три дня праздновали Дмитров день. Из них два дня ходили в церковь.
Дмитров день считался наилюбимейшим праздником селян.
Воспитательные мероприятия, на которых дети узнают о древних народных
обычаях и обрядах, позволяют эмоционально приобщиться к истории народа,
дают возможность хотя бы в общем виде оценить цельность народной
эстетики.
13 Такое эмоциональное отношение к красоте воспитывается долго, кропотливо
и целенаправленно. Школьникам нужно унести с собой во взрослую жизнь не
только умение понимать и любоваться прекрасным, но они должны стремится
и сами к новым встречам с прекрасным, эстетическое восприятие
действительности должно стать для них естественным. А самое главное –
школьники должны сами стать творцами красоты, не бессознательно, а с верой
в прекрасное, со стремлением вносить его во все сферы жизни: в дом, в семью,
в отношения с близкими, в воспитание своих детей, в свой труд.
Очень важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его
частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и
укреплению национального самосознания, так важного для сохранения
самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего
народа.
Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять
свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных
конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем
школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в
народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое
могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их
предках. Я считаю, что если продолжать знакомить ребенка в школе с
русским народным творчеством, то ребенок будет намного лучше развиваться
как личность.
Литература:
1. Болотова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса
Ч.2/
земли Белгородской:
С.И.Болотова, Т.А.Приставкина, А.В.Рябчиков. – Белгород, 2000. 40 с.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество:
Учебнометодическое пособие\ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А.
Поровской. – М.: Просвещение, 2000. – 250 с.
Учебнометодическое пособие.
3. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество/ А.А.
Грибовская. – М.: Просвещение, 2004.154 с.
4. Жиров М. С. Региональная система сохранения и развития традиций
народной художественной культуры: Учеб. пособие/ М. С. Жиров–
Белгород, 2003. 198 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов Минск: Университетское.
2002. 560с.
14 15
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Народные традиции как одна из форм развития творческой личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.