Народный танец. Описание.
Оценка 4.6

Народный танец. Описание.

Оценка 4.6
docx
10.05.2020
Народный танец. Описание.
народный сессия.docx

1. Станок народного танца, его цель  и задачи

Цель: 1. Развивает опорно-двигательный аппарат учащихся, к которому относятся кости скелета и их соединения (суставы, связки, мышцы). Способствует развитию подвижности суставов, укреплению и эластичности связок, силе мышц, развивает особенно те мышцы, которые недостаточно заняты в упражнениях классического танца.         

 2. Повышает техническую сторону танца, вырабатывает координацию, силу, гибкость, мягкость и точность движений, чувство ритма.

3. Развивает выразительность, танцевальность, ощущение характерных особенностей и национального колорита.

 4. Является подготовкой к усвоению этюдов и танцев на середине зала.    

Общая цель экзерсиса: если мы изучаем какой то элемент то оно употребляется везде

1 семестр методика исполнения движения у станка

2 семестр народности и связующие движения, новые виды движений

Задачи экзерсиса:                                                                                                               1. Экзерсис строится от простого к сложному, а также на равномерном распределении физической нагрузки на мышцы.                                    

2.Перед каждым упражнением даются разъяснения развитию каких мышц, связок и суставов способствует это упражнение

 3. Упражнения выполняются поочерёдно с правой и левой ноги.                                   4. Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц, причём чередуются движения на вытянутых ногах с движениями на при согнутых. Мягкие, плавные движения, с резкими, отрывистыми. После упражнений с ненапряжённой стопой с движениями с напряжённой стопой.                                                                    5. Музыкальное сопровождение должно быть связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру , стилю и национальной окраске. Движение должно быть точно согласованно с ритмом музыки.  

 

 

2. Музыкальное оформление урока народного танца.

Учебный процесс строится на пристальном внимании к муз.оформлению. муз.оформление урока специальный подбор музыки к упражнениям у станка и на середине. Муз. Оформление подбирается концертмейстером самостоятельно или с помощью педагога согласно определенным задачам. Музыка должна соответствовать определенной народности, которую изучают студенты. Музыка должна отражать характер и эмоциональный образ той или иной комбинации или этюда.

Подбор муз. определяется:

1.        Этнический характер и стиль исполнения

2.        Муз\размер и продолжительность комбинации\колво тактов

3.        Темп и динамика

4.        Сочетание движений и музыки определенной народности.

В муз.оформлении следует руководствоваться основными задачами урока. Экзерсис у станка должны сформировать двигательные навыки, заложить основы исполнительской культуры. Этому способствуют четко выстроенные комбинации. Их муз.оформление представляет собой яркий фрагмент мелодии народной музыки. На середине для комбинаций подходят законченные пьесы, вариационной формы. Музыка на уроке должны быть разнообразной, строится на контрастах, должна быть интересной и завораживающей.

3. Характеристика татарского мужского танца.  

Мужской танец - активный и мужественный. Движения танцоров чеканные, изобилуют легкими подскоками и акцентированными притопами. Танцуя с девушкой, юноша держит себя уверенно, гордо, напористо.

 В хореографической лексике народов региона много движений, связанных с имитацией бега лошади, ритмических дробей, напоминающих цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных. Из подражания бегу коня, топоту, цокотанью его копыт возникли в глубокой древности и сохраняются до сих пор такие движения в танцах, как дробь тыпырдау (легкие подскоки, вытянутые руки - одна вперед, в первую позицию, другая вверх, в третью позицию). В сочетании эти движения создают образ всадника на скачущей лошади. Это, как и сохранение в наши дни в чувашском Акатуе, татарском Сабантуе обязательного обрядового элемента скачек - состязания на лошадях, - следует считать отражением скотоводческих традиций.

Переменный шаг с прыжком. Муз. размер. 2/4. Исполняется на 2 такт. Исход. поз.:6 позиция.

Затакт – слегка сесть на обеих ногах.

На «раз» - сделать небольшой прыжок вперед на пр.н., перенося на нее тяжесть корпуса, лев. н., согнутую в колене, немного приподнять от пола; «и» - переступить на полупальцй лев. н. , поставив ее сзади пр. н.; «два» - сделать небольшой шаг пр.н., вперед; «и» - лев.н., вывести вперед, немного приподняв от пола. Движ. Продолжается с лев.н. Корпус слегка наклонен вперед.Движ. исполняется как стремительный бег. Девушка может исполнять его вместе с юношей.



Первый дробный шаг. Муз. размер. 2/4. Исполняется на 1 такт. Исход. поз.:6 позиция.

На счет «раз» - сделать шаг пр. н. вперед на низкие полу - пальцы; «и» - ударить каблуком лев. н. рядом с пр. н. приподняв носок вверх; «два» - сделать шаг лев.н. на низкие полу – пальцы; «и» - ударить каблуком пр.н. рядом с лев.н. приподняв носок вверх. Исполнять вместе с юношей.

Припадание. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт. Исход. поз.:3 позиция.

Затакт - вывести правую ногу вправо, слегка приподняв ее от пола.

На «раз» - опуститься на правую ногу (с носка на пятку), левую, согнутую в

колене, повести к щиколотке правой сзади;  «и» - переступить на полу -пальцы левой ноги, правую ногу  вывести вправо,  выпрямляя колено и отделив носок от пола; «два - и» - повторить движение, исполнявшееся на счет «раз - и».

Движение может исполняться в повороте.

Подскоки  с переступаниями (двойной битек). Муз.раз. 2/4. Исполняется на 2 такта. Исход. поз.: 6 позиция.

1-й такт: на счет «раз» - сделать легкий подскок на полу - пальцах левой ноги. Одновременно правую ногу отделить от пола «и» - переступить на полу- пальцы правой ноги накрест, впереди левой, левую ногу отделить от пола, «два» - переступить на полу - пальцы левой ноги; «и» - пауза.

2-й такт: на счет «раз» сделать легкий подскок на полу - пальцах левой ноги; правую ногу отделить от пола и вывести вправо;  «и» - переступит на полу - пальцы правой  ноги; «два» - переступит на полу - пальцы левой ноги; «и» - пауза.

Движение исполняется на месте,  с продвижением вперед, назад, в сторону и в повороте.        

Основной ход. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз»- с прыжка правая нога ставится на каблук; «и» - прыгнуть на правую ногу, левую сзади согнуть в колене; «два» - подскочит на правой ноге, левую ногу подставит на каблук; «и» - перскочить на левую ногу , правую, согнутую в колене, поднять сзади левой ноги/

Татарский ход. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт. Ноги в шестой позиции, но правая нога ставится впереди левой ноги в одну прямую линию.

На счет «раз» - носок правой ноги отвести влево, пятку левой – тоже влево; «и» - носок правой ноги отвести вправо: пятку левой ноги тоже вправо, т.е. пятую позицию; «два» - пятку правой ноги отвести влево,  левую ногу вывести вперед так, чтобы пятка левой ноги касалась носка правой, носок левой ноги направлен вправо; «и» - поставить ноги в пятую позицию, левая нога впереди правой.

Бурма. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» - шаг на левую ногу; «и» - правую ногу поставить на каблук

впереди левой; «два» - удар левой ноги; «и» - пауза.

8.Ковырялочка. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 2 такт.

1-й такт: на счет «раз – и»-  подскочить на левой ноге, одновременно правую ногу поставить вправо на носок, пяткой вверх; «два – и» - подскочить на левой ноге, одновременно правую ногу поставить вправо на каблук.

2-й такт: на счет «раз – и» - подскочит на левой ноге, правую ногу, согнутую в колене, поднять сзади левой; «два – и» - подскочить на левой ноге, правую ногу вывести вперед, вытянув в колене и в подъеме.

Бег  вперед. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» сделать соскок на правую ногу, левую согнуть в колене и поднять сзади правой; «и» - подскочить на правой ноге, левую ногу  вытянуть в колене и вывести вперед; «два» - сделать соскок на левую ногу, правую согнуть в колене и поднять сзади левой; «и» - подскочить на левой ноге, правую ногу вытянуть в колене и вывести вперед.

Ход в сторону. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» - поставить правую ногу на каблук впереди левой, вес тела перенести на правую ногу; «и» - переступить на левую ногу, обе руки параллельно поднять вперед, согнув в локтях, ладонями вниз; «два» - переступить на носок правой ноги, корпус перенести на правую ногу; «и» - переступить на левую ногу, обе руки опустить а подготовительную позицию.

  Ход с каблука. Муз.раз. 2/4. Исполняется на 1 такт.

На счет «раз» - сделать шаг вперед правой ногой на каблук, носок поднять вверх;  «и» - носком левой ноги «придавить» носок правой к полу; «два» - шаг вперед левой ногой на каблук, носок поднять вверх; «и» - носком правой ноги «придавить» носком левой к полу.



4. Характеристика татарского женского танца. Женский танец – всегда стремительный, легкий, воздушный. В то же время движения рук ограничены – нет движения кистями. Исполняя припадание, девушка может закрываться от юноши, выводя обе руки вправо или влево, во второй позиции, ладони открыты от себя. Часто, танцуя, девушка придерживает за концы фартук или прикрывается от юноши платком. Танцевали девушки обычно на посиделках. Приходили парни, затевались игры и танцы. Часто танцы исполнялись под народный инструмент кубыз. Танцует девушка мягко, застенчиво, со скрытым кокетством, движения ее неширокие, скользящие, без больших прыжков. Очень характерны у женщин их удивительные движения, когда они закрываются платком. Проделывается это с необыкновенной грацией и кокетством. А какая пластичность в повороте головы, какой сдержанный задор в глазах, смотрящих на кавалера!

 

5. Характеристика казахского мужского танца.

Мужской танец отличается большей динамичностью и четкостью. Он чаще всего построен на естественных движениях джигита- лихого всадника, ловкого охотника, отважного воина.

Основные движения ног представляли простые танцевальные шаги с носка и с каблука, переменные и боковые каблучные ходы, танцевальные шаги из стороны в сторону с завершающим ударом, акцентированные перестукивания. В дальнейшем эти выразительные средства постоянно развиваются с учетом закономерностей сценического искусства. Мужской национальный танец отличается более резкими переходами из позиции в позицию. Вращательные движение кистей не свойственны мужскому танцу

6. Характеристика казахского женского танца.

Казахский народный танец жизнерадостен, полон энергии. В основу его легли народные подвижные игры, имитация трудовых процессов, в танце отражены старинные обряды и бытовые моменты настоящего.

В женском танце, то плавном и широком, то стремительном и игривом, главную роль играют разнообразные в своем рисунке и пластически выразительные движения.

Древний народный обычай «Шашу» также нашел свое место в танце казахского народа. Обычай состоит в том, что на свадьбе старший член семьи (обычно мать, или сестра) разбрасывают над головой невесты монетки, желая молодоженам при этом счастья и семейного благополучия. В «шашу» могут быть не только монеты, но и браслеты, серьги, кольца и другие ценные вещи. Молодежь и дети после обычая собирают монетки, кругом царит веселый шум и гам, так как у детей возникает желание собрать как можно больше монет. Весь этот обычай напоминает оживленную игру, изображает картину народной жизни. В связи с этим обычаем возник и стремительный танец «Шашу», где основными элементами являются наклоны корпуса и движения рук, которые изображают разбрасывание монет. Для женского национального танца характерны плавные движения рук, перегибы корпуса, вращение кистей, плавные переходы из одного положения в другое.

 

7. Народный танец для хореографических отделений ДШИ и ДМШ.

Первый год обучения

Основные задачи и навыки:

1. Осваиваются простейшие элементы и движения н.т. у станка и на середине

2. Вырабатываются первоначальные представления о характере исполнения изучаемых движений.

3. Вырабатываются элементарные навыки танц. Координации движений:

Постановка корпуса, ног,рук, головы, понятие противоход

Позиции ног: 5 свободных, 5 прямых, 2 закрытых

Позиция рук: подготовительное положение, 1,2,3 позиции, 4 на талии

Движения у станка

Изучение движений у станка начинается лицом к палке по мере усвоения материала-за одну руку

1.             Плие 1 2 5, а также по 1 прямой

2.             Тандю из 5 носок каблук

3.             Жете с пурлепье

4.             Подготовка к веревочке

5.             Подготовка к каблучному

6.             Флик фляк из 5

7.             Перегибы корпуса

-в 1 прямой на вытянутых ногах, на полной ступне

-на плие с ногой открытой в сторону к ноге и от ноги

8. ралевелян на 90 с сокращением стопы

9. гранд батман

Середина

Русский народный

Освоение проходит в течении всего обучения. Должен представлен широко

1. Открывание и закрывание рук из подготовительного положения в 4 позицию

-ладонь,кулачок

2. гармошка из стороны в сторону с плие и без

3. ковырялочка из 3 свободной

-в сторону, назад

4. припадания в сторону из 3

5. подскоки

6. русский бег

7. перескоки

8. молоточки

9. простой русский ход впереди назад

10.  переменный ход

11. поясной русский поклон

12. притопы

-одинарные,двойные,тройные

13. перетопы с противоходом

14. хлопушки в парах

 

Белорусский танец

1 знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения

2. Основные положения рук

3. Танцы: бульба, крыжачок,полька янка

-основной ход бульбы

-основной ход крыжачка

-притопы, перескоки, припадание с акцентом у колена опорной ноги

4. галоп

5. вращения

6. повороты и вращения в паре

Танцы народов прибалтики

1.            Положения рук, ног, в паре и тройке

2.            Соскоки, галоп, прыжки поджаты и простые

Материал для класса мальчиков

1.Одинарные фиксирующие и скользящие хлопки и удары

-в ладоши, по бедру, по голенищу сапога

2. присядки

-подготовка к присядке, мячик по 1 прямой и свободной, полуприсядка с выносом ноги на каблук в сторону в пол и в воздух, разножка в сторону на ребро каблука у палки

3. прыжки

- малые и большие подскоки с двух на две, с согнутыми назад ногами и ударом по сапогам

Белорусский танец

1.            Присядка мячик с продвижением

2.            Полуприсядка по 1 с выведением согнутой ноги вперед и на 35

 

 

8. Очередность упражнений у станка с учетом развития и усложнения техники исполнения, виды.

1.Plie – приседания (полуприседание и приседание),

2. Battement tendu – упражнения на развитие подвижности стопы,(носок каблук, с деми плие,по 5, с деми плие удар, с рондом, с разворотом)

3. Battement tendu jete - маленькие броски,(просто,деми плие,пурлепье,пятка,балянсуар)

4. Каблучные упражнения.(удар,с разворотами удар,ковырялочка, двойная)

5. Flick - flak – с добавлением удара подушечкой стопы работающей ноги в исходной позиции ног;· с поочередным переступанием ног позиции

6 Rond de jamb par terre – круговые движения ногой по полу или по воздуху,

7.             Passé (retire) - подготовка к веревочке.

8.             Pas tortille – зигзаги (змейка)

9.             Battement fondu - низкие и высокие развороты ноги.

10.         Выстукивания

11.         Adagio - раскрывание ноги на 90 градусов и выше

12. Grand battement jete - большие броски.

 

9. Танцевальная комбинация

Комбинация – для того чтобы сочинять танцы балетмейстер должен уметь сочинять танц комб. Строятся от простого к сложному, и соед тоже от простого к сложному чтобы был интерес. Состоит из движения хода поз.

Разновидности комбинаций:

1.Прямой - строится по законам развития от простого к сложному, имеет начало и завершение, и обратный, зеркальный, который идет с конца на начало.
2. Прием переклички или повтор – это прием используется для одного движения, нескольких или комбинаций. Один исполнитель сделал движение, другой повторил. Пока не закончилось движение у одного исполнителя, другой не вступает. Может быть вариантный повтор.

3. Прием сииквенции (лесенка) требует повтора не менее 3-х, 4-х раз. Например, первая группа, вторая, третья. И опять первая, вторая, третья, и так далее.
4. Прием «Волна» – более быстрые сииквенции, повторяется один раз.
5. Повторяющиеся движения - аккомпанирующие и солирующие. Повтор одного и того же движения, либо позы, либо комбинации. Например, солист танцует, а кордебалет повторяет.
6. Прием полифонии состоит из элементов танца солистов, повторяющие кордебалетом. Повторы могут быть чистые, унисонные и комбинированные.
7. Гомофонический прием – идет сольная партия, а кордебалет исполняет свою партию. Она не должна заглушать соло. Ее движения не должны браться из танца солистов.
8. Увеличение-уменьшение – происходит наращивание исполнителей от одного до множества и наоборот.
9. Расширение-сжатие – одно движение (комбинацию) исполняют несколько человек (не менее трех). Каждый делает в разных метроритмах. Один – медленно, второй – более быстро, третий – быстро и наоборот. В конце темп совпадает.
10. Имитация – повторение темы другими исполнителями.
11. Вариантная имитация – повторение хореографической темы другими исполнителями с некоторыми изменениями.
12. Ракоходное развитие – законченная по мысли комбинация, состоящая из 3-х или более движений, исполняемая одним или несколькими участниками (по очереди). Вторым и третьими участниками комбинация может исполняться в обратном порядке (начиная с конца или с середины).
13. Задержание или запоздание – запаздывание изложения хореографического материала на 1/4 или на 1/8 такта последующими исполнителями. Применяется чаще всего в коротких комбинациях, так как длинная комбинация с использованием данного приема не смотрится, создается ощущение «грязи».
14. Канон – одна комбинация исполняется разными группами с последовательным вступлением (когда первая группа доходит до середины комбинации, вступает вторая группа, которая исполняет комбинацию сначала и так далее). Лексика у каждой группы должна быть единой. Заканчивать комбинацию все группы должны одновременно.

15. Фуга (бег) по принципу похожа на канон, но гораздо сложнее. Может выступать как законченная танцевальная форма, в которой имеются три голоса (три отдельных исполнителя или три группы исполнителей). Фуга может строиться как на короткой комбинации, так и на длинной танцевальной фразе. У каждого исполнителя строится свой вариант основного движения и его разработка при условии единства материала. Исполнители вступают последовательно.
16. Контрапункт – точка против точки. Тема должна быть построена на очень контрастном материале. Тема разбивается на несколько коротких частей, и каждая часть последовательно исполняется разными танцующими, затем они могут меняться частями в разном порядке. В заключении возможно исполнение участниками разных точек одновременно. Этот прием часто используется в переплясах.
17. Увеличение и уменьшение танцевального пространства – комбинация исполняется на маленькой площадке, а затем исполнители стремительно занимают движением большое пространство.

 

 

 

10. Заключение танцевальных движений и комбинация

1.Почти каждое движение или комбинация в народных танцах имеет заключение. Характер такого заключения зависит от исполняемого танца. Варианты : притоп (простой, двойной), соскок, удар всей ступнёй, удар ребром каблука, опускание на колено, «ключ», закрытие в позицию, уход за кулисы

У станка-в позицию,поза,поворот на другую сторону.

11.        задачи 1 и 2 года обучения

на 1 году : знакомятся с системой народного танца, основными этапами его развития. Задачи: постановка корпуса, ног, рук и головы в упражнениях у станка и на середине. Освоение основных позиций рук и ног, упражнения на развитие комбинаций. Все движения исполняются в чистом виде.

Изучение народностей: русский, украина, беларусь

2 год: развитие силы ног, навыков координации и танцевальности. Усложненные упражнения у станка и на середине.  Упражнения проучиваются у станка и выносятся на середину. Музыкальность, манера исполнения народностей: татарский, казахский

12.        народный танец дши 2 год

второй год обучения

основные задачи и навыки:

1.      изучаются движения у станка кроме ронда и фондю

2.      развитие навыков танц координации движений

3.      все движения и комбинации движений начинаются с открывания рук. Изучается 7 позиция рук кисть на кисть за спиной

4.      разучиваются несложные танц связок или этюды

движение у станка

1.                 плие

2.                 тандю носок каблук

3.                 жете пурлепье в сочетании с притопами

4.                 подготовка к веревочке разворот бедра в открытое и закрытое положение

5.                 каблучный с 2м ударом

6.                 опускание на колено у каблука опорной ноги

7.                 перегибы корпуса

8.                 потортье из пуанте в сторону

9.                 флик фляк из 5 с ударом подушечкой стопы и сокращенной стопой на кудыпье

10.             релевелян и девлюпе с сокращением стопы с окончанием в деми плие на каблук

11.             гранд батман во всех направлениях из 5

середина

русский народный танец

1.     простые переводы рук из позиции в позицию

2.     земной русский поклон

3.     гармошка

4.     веревочка

- простая и двойная, с переступанием

5. маятник

6. моталочка

7. переборы подушечками стоп

8. шаги: 

- со скользящим ударом, с подбивкой на каблук

9. дробные выстукивания

- раговорные,двойная,ключ

10. вращения

Украинский народный танец

1.                 основные положения рук и ног

изучается 1 положение ( руки раскрыты в сторону между подготовительным положением и 2 позиции)

2       положение руки между 2 и 3

2.                 веревочка простая и с продвижением назад

3.                 притопы одинарный и двойной

4.                 голубцы

5.                 дарижка проста (припадание шаг в сторону с послед переступанием 5 св

6.                 переменный шаг

7.                 падебаск

8.                 бигунец

9.                 похид вильный стелящиеся прыжки вперед в длину

10.             дорижка плетена (припадания скрещенное положение)

11.             выхилясник с угинанием (ковырялочка с наклоном головы и корпуса)

12.             веревочка в повороте

13.             подбивка из стороны в сторону

14.             подготовка к обертас

итальянский танец тарантелла

1.основные положения рук и ног.

7 позиция  рук кисть на кисть за спиной

Движение рук с тамбурином

2.жете

- с шага и ударом носком по полу пике, удар носком по полу с подскоком, поочередные удары носком и ребром каблука по полу  с подскоком

3. жете пике

4. жете жете носок каблук

5. соскоки на полупальцы в 5 на плие

6. па эшапе

7. бег

8. основной ход с па баллон

9. подскоки на деми плие на месте и с поворотом

10. падебаск

11. проскальзование назад на одной ноге на деми плиес выведением другой ноги вперед на носок

Казахский танец

1.                  основные положения и вращательные движения рук

2.                  переменный шаг

3.                  припадания с выведением ноги на каблук

4.                  прогибы и наклоны корпуса

5.                  боковые шаги

6.                  повороты и вращения

 

материал для класса мальчиков

русский народный танец

1.   двойные хлопки

- хлопок и удар по бедру, два удара по бедру, хлопок и удар по голенищу сапога, два удара по голенищу сапога

2. присядки:

- мячик по 1 свободной, полуприсядка с выносом ноги в сторону и вперед на воздух с продвижением, разножка вперед назад и с поворотом корпуса противоход, гусиный шаг

3. прыжки с обеих ног с одновременным сгибанием одной ноги вперед в свободном положении и удар ладонью по подошве сапога.

Украинский народный танец

1.               основной ход ползунец

2.               полное приседание с отскоком в сторону и открыванием ноги в сторону на 45

3.               присядка винт по 1 прямой с вырастанием на каблучки двух ног

4.               прыжок разножка

5.               тынок на месте и с поворотом

 

 

 

13. характеристика танцевальной культуры Поволжья

 Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца.

На начальном этапе формирования народностей Среднего Поволжья существенную роль играла общность происхождения и географической связи.

У каждого народа есть свои неповторимые обряды и игры: Сабантуй у татар и башкир, Акатуй - у чувашей. В то же время, многие из них (такие как Сабантуй или Масленица) становятся интернациональными для русских, татар, марийцев, удмуртов, башкир и других народов.

Сравнительное изучение музыки и танцев народов Среднего Поволжья позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе народной хореографии лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад.

 

Русский танец.

Русский танец - наиболее распространённый в Поволжье. Здесь можно увидеть плавные хороводы, многофигурные кадрили, виртуозные пляски, лихие переплясы, парные танцы. В каждой области региона существуют свои традиции и особенности танцевального искусства.

Нижегородская область.

В северных районах танцы исполняется спокойней, чем в южных, и отличаются менее яркой расцветкой костюма. Движения девушек плавные, спокойные, горделивые. Самый распространённый вид танца - хоровод. Обычно их водили весной и называли луговыми. Хоровод называли по разному, «Каравод», «Карагод», «Танок», «Круги». В распространённых кадрилях фигуры идут без остановки. Некоторые объявляются заводилой. Одной из характерных особенностей кадрили является аккомпанемент в виде хлопков в ладоши. В области бытуют «Сормовские» и «Ветлужские» танцы припевки. Характерные танцы «Семёновна», «Метелица», «Сормач», «Подгорная», «Барыня».

Ульяновская область.

Здесь были распространены ходячие песни, которые пели в хороводах «как по грядкам». Танцевали по одному и парами. Танцующие ходили по кругу держав в соединённых руках разноцветные ленты, свёрнутые в клубок. Отходя друг от друга юноша и девушка распускали ленты. В области распространены кадрили «Чиж», «Симбирка», «Креушинская», «Чердаклинская». Для ульяновской области характерны танцы сербиянка (пляска под частушку) иногда встречается как вариант «Цыганочки», «Ойра» «По половице». В области встречаются подражательные танцы «Заинька», «Как по морю синему» ( пара лебедей ). Характерные танцы, отображающие труд «А мы просто сеяли» «Лён». Реже исполнялась «Матаня». Одним из самых старинных танцев считается «Панско-слабадская» кадриль.

Самарская область.

Самарская область славятся кадрилями. «Смышляевская» кадриль
 «Лансье», «Самарка», «Похвистневская» кадриль. Для области характерны танцы, сопровождающиеся шуточными песнями. Часто набор слов не имеющие содержание. Распространённый танец «Сызранские чежовники», «Сызранские табуретки», «Дергач», «Танец ямщиков», «Подушечка», «Калинка».

Саратовская область.

Наиболее распространённые танцы в области курица мохнонога, «А шу-шу», «На мосточке», «Волгари», «Кудряшенька кудреват», «Репенская крутуха», «Соловей пташка», «Корочанка».  Пляски сопровождаются хлопками, а так же встречаются кадрили

Волгоградская область.

В волгоградской области часто встречаются танцы: «По горочкам по горам», «Весна веснушка», «Полька с каблучком», «Заплетись плетень».

Башкирский танец.

Самое популярная у башкир является пляска «Карми бейсу» (лицом к лицу ) импровизированное соревнования, перепляс. Массовые хороводы и сольные танцы основаны на круговых рисунках. В мужских и женских танцах общая структура основанная на чередовании бесшумных ходов по кругу и чёткими дробями в центре. Распространённые танцы: «Перовский», «Баик», «Бишбармак», «Семь девушек», «Зарифа», «Косари», «Бурзяночка». Женский танец стремительный и плавный одновременно. Его отличает богатство рисунков рук, придельная чёткость движений, женственность и скромное лукавство – в каждом жесте и даже вскользь брошенном взгляде. Структура танцевальных па во всех танцах одна. На первую половину музыкальной фразы исполняется движение, на вторую дробное выстукивание. Движении рук мягки и пластичны. Рисунком одних только рук башкирская девушка может исполнить сольный танец. Основное движения рук в танце: щелчки пальцами, игра плеч, колыхание одной или двух рук из стороны в сторону, скрещивание рук внизу с последующим отведение в сторону. Подражательны движения рук – изображающие прядение, наматывание нити, теребление шерсти, взбивание масла, приготовление кумыса. Отличительными особенностями женского танца являются движения заканчивающиеся трилистником.

 Мужской танец отличается от женского большой динамичностью, силой и чёткостью исполнения движений. Чаще всего он состоит из движений свойственным джигитам.  Движения обычно заканчивается дробью. Обычное движение исполняется на всю вторую половину мелодии, создавая впечатления непрерывного ритмизированного топота. Исполняется без прыжков, ноги почти не отрываются от земли, то есть подражание топоту конских копыт. Башкир – охотник, воин, наездник. Лучшим другом джигита является конь. Различные позы, движения рук возникли из подражания скачкам, промокания коня, подёргиванию поводьев, размахиванию плетью. Наиболее популярные мужские танцы отражают воинственность, охотничьи навеки. Для них характерны движения имитирующие выслеживания добычи, рубку саблей, выстрелы из лука, удары плетью. Встречались движения подражающие полёту птицы. Наиболее популярные мужские танцы: «Перовский», «Ваик», «Охотник», «Султакаков».

Татарский танец.

Женский танец – всегда стремительный, легкий, воздушный. В то же время движения рук ограничены – нет движения кистями. Исполняя припадание, девушка может закрываться от юноши, выводя обе руки вправо или влево, во второй позиции, ладони открыты от себя. Часто, танцуя, девушка придерживает за концы фартук или прикрывается от юноши платком. Танцевали девушки обычно на посиделках. Приходили парни, затевались игры и танцы. Часто танцы исполнялись под народный инструмент кубыз. Танцует девушка мягко, застенчиво, со скрытым кокетством, движения ее неширокие, скользящие, без больших прыжков.

Мужской танец – активный и мужественный. Движения танцоров чеканные, изобилуют легкими подскоками и акцентированными притопами. Танцуя с девушкой, юноша держит себя уверенно, гордо, напористо.

Танцы татар вообще необыкновенно свежи, колоритны и очень своеобразны. Когда мужчины танцуют в паре с девушками, создается очень лирический сюжет, бодрый и вместе с тем овеянный нежностью. Очень характерны у женщин их удивительные движения, когда они закрываются платком. Проделывается это с необыкновенной грацией и кокетством. А какая пластичность в повороте головы, какой сдержанный задор в глазах, смотрящих на кавалера!

Есть еще целый ряд стилистических особенностей татарского танца. Живой, исполненный внутреннего темперамента, элементов игры, шутки, желания перехитрить партнера, танец, сопровождается игрой на гармони-двухрядке, кубызе, тальян-гармони, скрипке.

Источники содержания выразительных средств могут быть различны: они, как и в фольклоре других народов Поволжья, возникают в окружающей среде, питаются идеалами, потребностями и интересами, которыми живет народ. Основными источниками являются: трудовая деятельность, взаимоотношения в труде, отношение к труду и его продуктам; природно-климатические условия и явлении природы; жизненный уклад народа, его этика и мораль

Чувашский танец.

Чувашский танец или пляска (по чувашски – «таша») почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша. Размер как правило, двух- или четырехчетвертной. Все это подчеркивает, как и в вышивке, любовь чувашей к квадратной симметрии. Темповые отклонения внутри мелодии, а также сопоставление в одном танце контрастных по темпу эпизодов для чувашской народной хореографии не типичны.

Мужской танец отличается удалью, задором темпераментом и быстротой движений.

Женский танец – мягкий, плавный, пластичный. Во время танца женщина, скользя по полу, сводя то носки, то пятки, воспроизводят мелкие ажурные движения, напоминающие орнамент или вышивку. Парные танцы исполняются преимущественно женщинами.

Женский танец часто носит игровой характер. Исполняется живо, с огоньком. Девушки держатся прямо, двигаются плавно, мягко, пластично, руки часто переходят из одного положения в другое. Основной ход – припадание.

Чувашская девушка не выходила в круг без вышитого плясового платка – селке. Плясовой платок с его изящными узорами в полном единстве и с плавными движениями танца, и со своеобразными плясовыми мелодиями.

Основное движение чувашского мужского танца – тройной шаг, который напоминает падебаск и варьируется в различных районах Чувашии по-разному.

О плясках и танцах много поется: одни песни призывают молодежь плясать, в других содержится вызов партнера на танец, иные благодарят музыкантов за исполнение танцевальной мелодии, в некоторых встречается описание особенностей и деталей плясок. Судя по песням плясали у чувашей и дети, и старики.

Для бытового танца характерно парное исполнение, независимо от того – мужчины это или женщины. Самый искусный танцор танцует со всеми присутствующими по очереди, приглашая хлопками и притопами.

Мордовский танец.

Мордовский народ с помощью танца, пластически, выражал многообразие чувств – мольбу, страх, скорбь, гнев, радость, нежность, торжество и веселье. Все это, как и желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав, формировало своеобразную «копилку» танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью.

Хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений, своеобразная пластика, наличие самобытных, сугубо национальных характеристик движений рук и ног присутствуют в них наряду с общим, интернациональным для народов Поволжья.

Женский танец очень подвижен, динамичен, часто игрового характера. Для него характерны подскоки, притопы, вращения, припадания с ударами. Переводы рук из позиции в позицию не столь часты, как в башкирском женском танце. Танец легкий, свободный, но не так стремителен, как татарский. Распространены парные танца. Реже танцы исполняются в виде перепляса. Часто встречаются двойные и тройные притопы, бег с хлопками, мелкие переступания, бег с переменным наклоном корпуса влево и вправо. Вибрация корпусом отсутствует, прыжки и присядочные движения исполняются редко. Часто используется смена мест партнерами, повороты и переходы.

Скромность девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени жеманства, либо пустого кокетства, при этом девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно. Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.

Марийский танец.

Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения, среди них можно выделить танцы: моркинской, серкурско-тарьяльской, йошкар-олинской групп. Эти национальные группы объединяются под общим названием луговые мари. Также выделяются танцы горномарийской группы и восточных мари. Танцы моркинской группы в основном свадебные, женщины танцуют с платками. Мужские танцы, темпераментные, бурные с характерными дробями. Часто встречаются движения имитирующие бег лошади, переплетающиеся дорожки, присядки. Один из популярных танцев этой группы – танец с хлыстами. Танцы серкуско-тарьяльской группы, парные, лирического характера. Привлекают внимания щелчки руками, характерные мягкие движения рук, тихие постукивания каблуками, лёгкие покачивания корпуса. Танцы йошкар-олинской группы наиболее массовые, обычно сопровождаются пением частушек и возгласами. Танцы горна марийской группы. Хороводы, плавные лиричные, мужской танец динамичен, для него характерны дроби, резкий переводы рук, присядки по пятой позиции с винтообразными движениями ног. В танце восточных мари плавные движения перемежаются с сильными дробями. В общем марийский танец темпераментный, структура его основана не столько на стремительном продвижении в пространстве, сколько на бравурном шествии парней перед девушками, дроби горохом отличают марийский мужской танец от танцев всех других народов Поволжья. Наиболее распространённые мужски танцы: «Хитрый миклай», «Чоя миклай», «Сын акпарса», «Горные орлы», «Арслан кайык».

 

 

14. характеристика астраханских татар.

Характер исполнения во многом определяет уклад жизни и быта. Вообще юртовские татары очень любят музыку и игры. Напевы их чрезвычайно приятны и гармоничны. Песни у них  богатырские. Музыкальные орудия у мужчин - скрипки и балалайки, у женщин - варган и гармоники, танцуют только одни молоденькие девушки, и то не при посторонних мужчинах. Игры мужчин состоят из борьбы на кушаках, из поединков или ротоборства один на один, что называется быргебыр. Танец карагашей нельзя назвать грациозной и увлекательной. Танцовщица, например, потупив глаза в землю, стоит на одном месте, потопывает ножками, поводит на стороны головкой и выделывает движения, которых тайного смысла решительно нет возможности доискаться; характер этих телодвижений есть кажется извращённость того, что в русской пляске носит характер приманивания. Мужская часть танца состоит в тяжёлых скачках, в необходимом притом вскидывании руками, в отдувании щёк, в прикрикивании языком довольно неприятных звуков. Это подчёркивает раздельность в танцах между мужчинами и женщинами. В танцах астраханских татар, как и в любых фольклорных плясках, наиболее распространённые мизансцены - это круг и линии. В плясовых играх  - "Круговая игра", "Кичке уен" - "Вечерние игры" присутствуют сольное и парное исполнение, причём "эстафетной палочкой" для передачи соло другому исполнителю служат два платочка. Каждое соло сопровождается, тут же сочинёнными речитативными репликами - такмаками.

Громкое произнесение такмаков приводило к определённому интонированию в объёме малой терции. В парных танцах между мужчиной и женщиной, стоя лицом к лицу или обходя её сзади, мужчина не мог коснуться женщины, развернув руки в стороны, как и в кавказских танцах. Как известно из истории, по территории Астраханской области пролегал "шёлковый путь" и, безусловно, это взаимодействие разных народов наложило свой отпечаток на фольклор астраханского народа. Многие пляски, игровые сюжеты в фольклоре астраханских татар имеют аналоги в хореографическом фольклоре других народов: танец казанских татар "Атна", дагестанская "Тамара", кавказская "Лезгинка", калмыцкая "Шарка-барка", "Калмык бию". Причём заимствованные танцы совсем не похожи на оригиналы и исполняются в манере присущей астраханским татарам под звуки зажигательной саратовской гармошки, бубна (Кабал), иногда скрипки. Доктор педагогических наук А.С. Каргин пишет: "В фольклоре профессиональные мастера черпают не только вдохновение, но и богатство выразительных средств, под влиянием фольклора формируется национально-художественный менталитет композитора, художника, поэта… Профессиональная сцена заимствует представления народных гуляний, потешек, оформительские штампы, клише из ярмарочных представлений, народные костюмы, обувь, одежду. Эти элементы проникают и в "серьёзные жанры": оперу, симфонические пьесы, балет. Вероятно, способы заимствования фольклора будут и далее трансформироваться, видоизменяться, идти как по линии открытого, прямого использования, так и переосмысления общеэстетических принципов и художественных средств. Этот процесс разнообразен и таит в себе множество творческих открытий и находок. В подтверждение слов Каргина, композитор, лауреат государственной премии Республики Татарстан Ш.К. Шарифуллин, написал прекрасную музыку на основе фольклорных записей. А в репертуаре Государственного ансамбля песни и танца есть "Танец с пиалами" на фольклорном материале астраханских татар. В фондах Государственного центра татарского фольклора РТ хранится богатейший фольклорный материал, которым пользуется для своих постановок фольклорный ансамбль Государственной филармонии.

.

15. характеристика русского танца поволжья

16.костюм народов нижнего поволжья

Село караванное Лиманского района: костюм девушки: кофта широкого покроя, впереди застегивалась  на потайные пуговицы, на груди четыре большие пуговицы, пришитые в виде квадрата. Горловина отделена кружевом в виде небольшой стоечки. На спине кофты пришит белый, украшенный вышивкой треугольник, на конце которого небольшая кисточка. Рукава широкие внизу отделанные кружевом. На рукав также нашит белый треугольник снизу вверх, украшенный вышивкой и заканчивающийся небольшой кисточкой. Кофта сшита из бархата, может быть синего,зеленого,бордового цвета. Юбка широкого покроя не в цвет кофты,внизу нашиты 2-3 ленты в цвет юбки,но более темные. Надевался подъбник.

На голове волосы собраны в кукулю,впереди волосы чуть приподняты заколкой. В кукулю вставлялись дрожалки- большие шпильки, к которым привязывались нанизанные на нити бисеринки. Во время танца бисеринки подрагивали отсюда и получилось название.

На ногах- обычная обувь. В правой руке платочек.

Костюм юноши: белая косоворотка с широким рукавом, горловина и низ рукавов украшены черной вышивкой. Косоворотка подвязывалась черным кушаком. Брюки в полоску, ниже колен, заправлялись в вязаные носки, на которых поперек полоски.

На голове черная папаха. На ногах кожаные тапочки, похожие на лапти.

Травинская область: костюм девушки: кофта приталенная, заправлена в юбку, застегнута спереди, рукава – зауженные книзу. Кофта на груди и рукавах отделана рюшками из кружева. На кофте – красивый кружевной воротничок. Юбка сшита по фигуре, специального покроя сзади шлейф. Она тоже отделена рюшками из кружева. Костюм всегда был бледного цвета. На голове волосы собраны в строгую прическу.

Костюм юноши: косоворотка белая с воротником стойкой рукава на манжетах. Воротник планка и низ косоворотки,манжеты рукавов отделаны вышивкой. Косоворотка подвязывалась красным кушаком. Брюки черные по фигуре заправлены в сапоги. Поверх косовороток надевался пиджак или жилет.

 Замьянская область: костюм девушки: костюм состоит из кофты с баской по линии талии, с длинным зауженным рукавом. Воротник у кофты стойка. Кофта застегивается впереди на пуговицы. Воротник край рукава кофта на груди и низ баски отделываются кружевом. Юбка паслешенная, с оборкой внизу.

Костюм юноши:  костюм юноши состоит из рубахи косовортки, пояса и брюк. На ногах сапоги

Харабалинская область: костюм девушки: кофта приталенная с баской внизу, застегивается спереди, рукав длинный, зауженный внизу, воротник-стойка. Низ рукава, кофта на груди и воротник отделываются кружевом. Юбка расклешенная, ниже колен, с оборкой по краю. На ногах обычная обувь.

Костюм юноши: рубаха-косоворотки повязывалась кушаком. Брюки обычные заправляются в сапоги.

Икряненский район: костюм девушки: кофта приталенная, с баской, застегивается впереди рукава длинные, зауженные книзу. На груди и внизу рукавов- отделка кружевом. Цвет кофты- светлый. Юбка длинная, широкая, внизу оборка. На ногах обычная обувь. Волосы забираются в кукульку.

Костюм юноши: косоворотка с рукавами на манжете, воротник стойка. Воротник и манжеты расшиты. Подвязывается кушаком. Брюки обычного покроя темные. На ногах сапоги.

Зеленгинская область: костюм девушки:кофта похожа на казачью:приталенная, с баской, застегивается впереди на пуговицы, рукав длинный зауженный книзу. Отделка кружева. Юбка широкая ниже колен по подолу оборка. На ногах ботинки или сапоги. Голова гладко причесывается в кукулю.

Костюм юноши: косоворотка светлых тонов. Рукава на манжетах. Кушак. Брюки темные обычного покроя. На ногах сапоги.

Михайловская область: костюм девушки: кофта с оборкой по низу, воротник стойка, длинный рукав, зауженный внизу. Кофта застегивается впереди на пуговицы. Низ рукава, воротник, кофта на груди и низ оборки расшиты кружевом. Юбка длинная с оборкой внизу.

Костюм юноши: рубашка косовортка из шерстяной ткани, кушак. Брюки обычные, заправляются в сапоги. Пиджак.

Красный яр:  костюм девушки: кофта приталенная, с баской на талии рукав длинный зауженный книзу. Отделка кружева. Юбка расклешенная длиной до щиколотки, оборки снизу.

Костюм юноши: рубашка косоворотка подвязывается поясом . брюки простые в сапоги.

 

 

17. костюм народов поволжья

Традиционная одежда нижнего Поволжья

На территории нижнего Поволжья бытовал понёвный и сарафанный комплекс. Понёвный комплекс состоит из: понёвы, вышитой рубахи, пояса, передника, навершника (наплечной одежды в виде укороченной рубахи). Сарафанный комплекс - сарафана, рубахи, пояса, душегреи и одежда городского типа – кофты и юбки.

 

 

Казачья одежда.     

      Женский. Юбка, кофта с баской, стоячий воротник, длинный рукав, пышный у плеч и узкий от локтя до запястья; шали; головной убор – кичка, платок. 

Мужской: черкеска, шаровары, гимнастерка, брюки с лампасами, бикеша  – теплая куртка. Мундиры и чекмени  темно - синие. Головные уборы – папахи, фуражки. Лампасы, околышки фуражек желтого цвета, обувь сапоги.                          

Станица Копоновская - широкая длинная юбка с мелкими складочками. У кофты спереди застежка с мелкими пуговками, перед застрочен на мелкие складочки. Цвета: темно-синий, темно-зеленый, бордовый. На голове платок, на одном конце которого гладью вышиты цветочный мотив, под платком в пучке волос носили гребенку.                                                                                             

В Замьянах косынка белая вышитая «ришелье». Концы косынки повязывались назад на затылок, темная юбка белая кофта и белый фартук передник. Под платок одевали на пучок волос украшение из ткани.

Традиционная одежда русских

Мужской костюм - косоворотка шилась из ситца или сатина, она имела рукав с прямоугольной формой. На спине верхней части «подоплеку- подкладка» носили рубаху на выпуск, ткань в полоску или гладкую, традиционное украшение - вышивка на вороте, застежки рукава, низу рубахи. Жилет носился поверх рубахи – служил дополнением к праздничному костюму. Шился из однотонного ситца или сукна, иногда его простегивали ватой или овечью шерстью. Брюки из сукна вдевался пояс из овечьей пряжи, самоплетенный. Обувь – кожаные сапоги, штиблеты (полусапожки), кожаные чувяки, зимой валенки. Повседневная рубаха была длинной до колен, подмышкой вставлялась ластовица, шаровары сатиновые или холщевые, зимой – из выделанной овечьей шкуры мехом во внутрь. Обувь – поршни — это тапочки, из говяжьей шкуры с ремешками, плетенные из лыка лапти и простые кожаные чувяки. Зимняя верхняя одежда – тулуп, длинная шуба. Головной убор шапки в виде папахи. Обувь – валенки или сапоги.

Женская повседневная одежда шилась из холста или сатины, из шерсти в коричневых и серых тонах. Юбки прямые собирались на поясе, поверх юбок приталенная кофта на выпуск, прямые кофты заправляли в юбку. Спереди украшали защипы из ткани, а на рукавах тканевые оборки. На голову надевали платок завязывая под подбородком. Обувь летом - щеблеты, зимой - валенки. Праздничная одежда – юбка, кофта, фартук. юбки украшались оборками, подстрочками, тесьмой, атласными лентами. В юбку вдевался пояс - шнурок из овечьей шерсти. Кофта из ситца обязательно с оборками или рюшами на воротнике или рукавах. Обшивалась кофта кружевами лентами или тесьмой. Чаще всего шилась приталенная, фартуки украшались подстрочкой тесьмой или кружевом, на голове платок или кашемировая шаль. Обувь - кожаные полусапожки, чувяки, зимой – валенки.

Женскую рубаху шили прямую или трапециевидную из льняных полотнищ с длинными рукавами. Горловину обычно собирали на шнурок, или под узкий воротник – стойку. Также носили рубаху с поликами - плечевыми вставками, которые местные модницы применяли для расширения плечевой части горловины. Украшением рубахи служили вышивки на груди, по рукавам, внизу. Бытовые и составные рубахи: верхняя часть (до пояса) - была из богатой или яркой фабричной ткани, а нижняя-из грубой домотканой.

Поверх рубахи надевали сарафан, строгий - прямой или пышный - объемный. Украшали кумачовыми вставками, лентами, тесьмой, блестками, кружевом, вышивкой и пуговицами ручной работы. Сарафан мог быть подпоясан, дополнен передником различного покроя. Этот костюм нельзя было представить без платка, который носили на манер гоголевской Солохи, вокруг головы. Платки были самые разные: с вышивкой, бахромой и кистями, рисунками ткаными и печатными, вязаные и прозрачные.

Женская обувь была самой разнообразной: сапоги с отделкой, кнопками, фестонами, низкие башмаки - чувяки с аппликацией из цветной кожи.

Дополнением к обуви в холодное время были вязаные толстые чулки. Их надевали по несколько пар разом.

Богат был ассортимент украшений: серьги-самоделки из бисера, перышек, шерстяных ниток; бусы, которые носили по несколько связок; мониста из серебряных монет.

В женскую повседневную одежду входило драповое пальто зимнее, однобортное с ватной простежкой, чуть расширенное к низу, без мехового дополнения. Воротник и обшлага рукавов имеют одинаковую конструкцию кроя - остроугольную. По бокам пальто имеются накладные карманы-обманки. Платок покупной из хлопковой ткани. По краям платка располагается кайма, крашеная бахрома. Валенки - самодельные, изготовленные местным мастером-пимокатом.

В праздничную зимнюю одежду женщины входили: жакет, пуховой платок и валенки. Жакет был изготовлен из плюша на ватной подстежке с отложным воротником. Дополнением к жакету служили воздушные петли и большие декоративные пуговицы. Платок пуховой ручной вязки из козьего пуха, связанный на металлических спицах. Края платка украшены воздушным, кружевным узором. Им покрывали голову только по большим праздникам.

Праздничная женская одежда шилась из черной плотной шерстяной ткани. Его верхняя часть состоит из жилета и жакета. Жакет имеет вид «разлетайки». Сзади от кокетки по центру - встречная складка, спереди – по два мягких защипа. Борта жилетки отделены ручной вышивкой «крестом» - розовыми, желтыми и синими хлопчатобумажными нитями. Рукава дополняют высокие манжеты. Спереди жилет имеет потайную застежку на крючках и петлях. Дополнением к верхней части костюма служит юбка прямого кроя, имеющая длину ниже колен.

Женские платья шили из ситца, шелка, атласа. Они шились отрезные - по талию, ниже колен - со складками на юбке. Застежка делалась обычно на горловине сзади или спереди, рукава втачные, длинные, внизу на чехолке (манжете). Дополнением к платью мог быть воротник, отделанный кружевом. Такие платья носили как на праздник, так и на повседневный день. В летнее время женщины носили кофты с длинными или короткими рукавами свободного кроя. Юбки шились расклешенные или прямые ниже колена. Зимой женщины носили пальто длиной ниже колен, из драпа разных цветов с котиковым воротником. Пальто шилось прямое или расклешенное со встречной складкой сзади. «Озямчик» - приталенное, расклешенное к низу полупальто с меховым воротником на шерстяной или ватной подкладке, крытое сукном. Головным убором, в основном, были платки пуховые и суконные. Обувь: сапоги, ботинки, «венгерки», чесанки.

Женская свадебная одежда.  Невеста надевала новую белую рубашку с рукавами, сшитую из батиста, свободного кроя. Поверх рубашки - свадебное платье, сшитое из атласа или шелка различного фасона, но обязательно длины до пят. На плечи накидывали шаль или ситцевый платок, на голову -  ленту, а сверху фату. Фата изготавливалась из тюлей, наверху которой был сделан венок из бумажных цветов, пропитанных воском, на ноги новобрачная надевала чулки и «коты». «Коты» - это туфли, сделанные из куска сыромятной кожи.

Нижнюю женскую свадебную рубашку(1929г) изготавливали из хлопковой ткани белого цвета. Лиф и нижняя часть подола украшены кружевом ручного плетения. Форма покроя рубашки – трапециевидная с подрезными боками. По старинному русскому обычаю считалось, что после венчания в церкви рубашка приобретала силу, которая помогала при успокоении малых деток от нервного возбуждения, дурного глаза и детских болезней, поэтому она свято хранилась и оберегалась.

Черноярский 

Женский костюм – широкая юбка, с воланами внизу, в пояс вздевают гашник-шнурок, красиво плетеный, или затягивают юбку по талии. Кофта, в основном, с длинным рукавом, по окату рукава фалды, к низу рукав свободный или на длинной широкой манжете. Сама кофта короткая, свободного покроя, впереди по 6 застроченных складочек, очень маленьких, воротничок круглый, впереди - бантик. Некоторые носили кофточки «с басочкой» и рукава внизу с оборкой.

 

ОДЕЖДА ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
 (ногайцы-карагаши, юртовские татары/ногайцы, казахи, туркмены, калмыки
)

КОМПЛЕКС ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ ОДЕЖДЫ ЮРТОВСКИХ НОГАЙЦЕВ


Мужская одежда была приспособлена для работы – нательная рубаха (ишки коьлек) была туникообразного покроя. Штаны (балакъ) были с широким шагом. Поясом служил шнурок (ышкыр ыстанбов) изготовленный из шерстяных ниток с кисточкой на концах. Зимние штаны шили из обработанных овечьих, чаще жеребьячих или козьих шкур шерстью во внутрь. Штаны заправляли в сапоги.

к верхней одежде относилась куртка-безрукавка (къыспа, къурте тон). Её шили из овчины мехом внутрь, а так же из холста на вате. Бытовая - также легкий кафтан (езенъ).

Женская одежда по крою близка к мужской: штаны, туникообразная рубаха, поверх нее надевалась верхняя рубаха (тыс коьйлек). Подол этой рубахи обшивался кантом. На верхнюю рубаху, в талию, надевали короткий шелковый кафтан (зыбын)  и он плотно облегал фигуру. На рукава нашивали нарукавники (енъгсе). Распашное платье
(шиба) отличалось длинным лифом и рукавниками. Нарядные платья украшались шитьем, галуном. Женщины также носили бешмет къаптал.
Головные уборы делались из войлока, меха. Зимние шапки шились из овчины, летом носили войлочный шляпы (кийиз боьрк); характерен башлык баслык в виде капюшона с остроконечным верхом и двумя длинными ‘’крыльями’’, которые хорошо защищали от дождя и снега.
У женщин головные уборы были разнообразными.

 Девичий головной убор представляла собой шапочку из плотной ткани и оторочена мехом, сверху были нашиты серебряные украшения, монеты.
После свадьбы женщина надевала платок белого цвета на который нашивали кораллы, бисер, монеты, этот платок надевался и во время свадьбы, как знак замужества. На виски прикреплялись  серебряные подвески и кисточки. Замужние женщины, как правило, носили небольшой платок или кусок холста, обматываемый вокруг головы, сверх которого накинуто покрывало тастар, опускающееся позади почти до пяток.
К нагрудным украшениям относились: нагрудная пуговица в форме головы, представляющая от восьми до двадцати пар застежек из серебра пластичного типа, пришитых параллельно на бархатную ткань.

Одежда татар переселенцев.

Костюм у татар переселенцев-городского типа. Головной убор женский и мужской – меховые шапки типа «кубанка и малоханка», лапти сплетённые из лыка, особенно ценились те к которым крепились деревяшки (каблук) и подошва, обувь называлась «кием», «Поршни» завязывались чуть выше щиколотки, у мужчин на два пальца выше, одевали их на шерстяные носки или чулки, чулки были чуть ниже колена, низ был сшит из шерсти, а верх из хлопчатобумажной шерсти. Платья были намного ниже колен, их иногда шили из марли, шили из 3 слоёв. Модные были косоворотки, мужчины вместо пиджаков носили «чапаны» из самотканого материала. Шапки в основном шились из заячьих и лисьих шкур. Сапожки были мягкие «четеки», чаще всего у женщин жёлтые с национальным орнаментом, у мужчин чёрные.  Женские головные уборы – шали, платки и калфаки

 

Юртовские татары

В традиционном костюме  Юртовких татар были распространены две его разновидности – бытовой и праздничный. Ткани праздничного и бытового различались по качеству: бытовой шился из ситца; праздничный - из шёлка, бархата.

Мужской костюм состоит из широкой и длинной рубахи, длинного кафтана «бешмет» и штанов – шальпер, мытан, чалбан. Мужской головной убор Астраханцев четырёхклинная тюбетейка вышитая золотой гладью, растительного или геометрического орнамента. Зимние головные уборы – массивные четырёхклинная матерчатые стёганые шапки с овчинным меховым околышем, в виде толстого обруча, на ноги надевали по верх сапог галоши, лапти не нашли своего применения в Астраханской области.

Женский костюм был богаче, чем мужской, платья или рубаха «кульмак» (кулек) кроилось до пят рукав, мог расширяться к запястью, ворот стойка. Если ворот открыт, то на шею надевали нагрудник – «иззу»,  он имел овальную или прямоугольную форму. Отличительные особенности женского юртовского костюма были узкие нарукавники по локоть, чуть расширенные к запястью до кисти и зауживающие до остроконечного угла среднего пальца. Нагрудник и нарукавники в праздничном костюме шились из замши или порчи, украшались в едином орнаментальном стиле. Под платье надевали штаны    «ыштап», чулки без обуви - высокие сапожки «ату», на голову платок «шел».  К верхней одежде относился длиннополый с длинными рукавами камзол «арталык», подпоясывались широким поясом «камер» с серебряными пряжками «каптал» - разновидность кафтана, Барта и полы отделывались богатом орнаментом. Женский головной убор платки - покрывала «чембар, тастар», вторая часть головного убора — это шапки, одевающиеся поверх платков и покрывал. У богатых женщин была меховая из соболя, каракуля, «кундус», которая одевалась поверх шёлковой накидки «хасине». Позже широкое распространение получили «калфаки» - маленькие бархатные шапки. Неотъемлемой частью были все возможные украшения на груди из серебра золота бисера или жемчуга. Подвески для кос назывались «шэнбау». Украшения для руг браслеты и кольца. Оберегом являлась сумочка для молитв в виде книжечки (кулон). Из обуви высокие ботинки на шнурках и кожаные «ичиги» - сапоги. В современность из деталей женского костюма сохранились калфаки, шали, платок, ичиги разноцветные и многочисленные украшения.

 

Традиционная одежда Казахов

 Казахский канонический костюм трансформировался, видоизменялся с течением времени. Например, к тюрско-кыпчакскому этническому компоненту относится традиция запахивания одежды на левую сторону, окаймление халата, камзол и безрукавки нашивками, декоративная вышивка по краям выреза для головы кемешеки – женском головном уборе замужней женщин в виде капюшона который плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи. У женщин молодого возраста кемешек украшался яркой вышивкой. Кемешек у женщин пожилого возраста  без орнамента. С возрастом орнаментация становилась скромнее. На белом фоне орнамент был выложен белыми нитками. Поверх кемешека пожилые женщины надевают платок, наматывая снизу так, чтобы каждый верхний виток располагался выше предыдущего. Платье простого кроя, обязательно длинное, проверх которого надевается сплошной приталенный камзол- безрукавка, называется (женсиз-кинзал). Он шьётся из бархата яркого цвета, национальным орнаментом украшают вырез и низ камзола. В орнаменте широко распространены мотивы флоры и фауны (бараний рог, перекрестие из бараньих рогов, трилистник). Языческие отголоски верования казахов отразились в украшении девичьих шапок перьями, первоначально это были перья филина или совы, служившие оберегом от дурного глаза и болезней.

Мужская одежда. Головной убор тюбетейка, поверх обычной одежды одевается «чапан» - халат, с поясом, сделанный из бархата, украшенный традиционным орнаментом, дополняется праздничный наряд тюбетейкой, или высокая шапка с загнутыми вверх широкими полями «аир колпак».

Праздничная одежда была расшита золотом или серебром, бархатный камзол или жилетка, головной убор меховая шапочка с удлинённой конусообразной верхушкой, на ногах были кожаные сапоги «мясе». Женщины носили простые ситцевые или штапельные длинные платья с оборками и складками, поверх которых надевали короткую жилетку. Молодые женщины зимой носили шапку (борек), они шились из бархата, расшивались мехом и украшались птичьими перьями. Пожилые женщины носили головные уборы в виде накидки  (кемешек)  и длинного платка (жаулк). Чем старше женщина,  тем больше платок,  который особым способом наматывался на кемешек. На ноги надевали кожаные чувяки и сапоги (мясе). Женщина обязательно должна была носить серебряные украшения.

одежда для детей. Маленькая круглая шапочка, украшенная пуговками или бусинками (от сглаза) зимой надевались стёганый чапан, шили широкие шаровары, которые заправляли в кожаные сапожки.

Мужская одежда - тиковые или ситцевые штаны , бязевые рубахи с прямым воротником, облегающие кожаные сапоги с узкими носами, сверху стёганный халат или бешлет, опоясывались матерчатым кушаком или ремнём с металлической пряжкой, головным убором служили войлочные шляпы и тюбетейки, зимой носили шубы из овчины и шкур молодых жеребят.
У Астраханских казахов девушки до шестнадцати лет надевали платья до щиколотки с двумя-тремя оборками на юбке, маленький жилет (какрекше) или короткий камзол. На груди носили монеты, бусы, перламутровые или серебряные пуговицы с красными кораллами или сердоликами, украшали себя серьгами, кольцами, браслетами. На ноги летом надевали расшитые туфли (кебыс), а зимой носили сапожки на каблуках. На голове носили маленькие шапочки разной формы: круглые, с плоскими пятиклинными, юртообразные: вышитые орнаментом, украшенные бусинами и монетами и обязательно перышками филина (укы).

Девушки после шестнадцати лет носили длинные до земли платья с двумя-тремя оборками, длинными рукавами и стоячим воротником. Отдельно платья служил расшитый цветными нитками и бусами нагрудник который обшивался галуном. Поверх платья одевали удлиненный камзол, сшитый по фигуре, с золотыми галунами. Застегивался камзол серебристой пряжкой каптырма. На груди носили ожерелье (ониржися) или (ама), украшенный вышивкой и бусами нагрудник (онир), края которого обшивались галуном. В косы вплетали звенящие подвески (шаштенге) или (шолпы). Руки браслетами и кольцами. Обувались в расшитые орнаментом сапожки на каблуках. На голове девушки носили отороченную мехом шапочку (камшатборик) с пучком перьев филина (укы), поверх борика покрывали голову красной шалью с кистями. В разных районах Казахстана носили шапочки разных фасонов: круглые, остроконечные с широкой меховой опушкой и остроконечным верхом.
Калындык (невеста) одевалась в длинное платье из красного бархата в удлиненный бешпет бордового цвета, расшитые бахромой и золотой канителью. Стройность невесты подчеркивал наборный серебряный пояс белдик на ногах были расшитые красные сапожки на каблуках. Особенно красив был головной убор (саукеле). Высокий, остроконечный, он расшивался кораллами, жемчугом, стеклянными бусами. На саукеле набрасывался большой белый шарф или шаль из легкого шелка.
Келиншек (молодуха) до появления первого ребенка носила длинное до земли платье с двумя оборками и удлиненный камзол, обшитый галуном. На ногах сапожки. На голову надевалась высокий жаулык-сулама, расшитый спереди бусами цветными камнями. Поверх сулама накладывалась белая шаль с кистями. На косы привязывались шаштенге.  После того, как женщина становилась матерью, она носила длинное платье с одной оборкой или без нее камзол по фигуре: голову покрывала белой шалью с кистями
Женщины средних лет носили длинные с одной оборкой платья, длинный бешпет с пряжкой, сапоги на низких каблуках. На голову одевали кимешек с кундыком (чалмой) разной формы в зависимости от местности и родовой сословной принадлежности: круглый, напоминающий горб верблюда или два горба, спираль, кобык и т.д. По краям (вокруг лица) кимешек обшивался бусами. Обувались в сапожки на низком каблуке.
Пожилые женщины носили длинные платья без оборок, удлиненный камзол или бешмет, на ногах мягкие чиги и кебис. На голову одевали только кимешек с длинным лоскутом ткани.

Юноши и молодые мужчины носили замшевые брюки жаргак-шалбар с разрезами внизу и расшитые орнаментом (но чаще брюки были бархатные или самотканые) которые заправляли в сапоги на каблуках. Поверх белой рубахи надевался башпет, опоясанный белдиком с серебряными накладками.
На голову джигиты надевали шапочки, отороченные мехом борик, крытые сукном или бархатом шапки. Под любым головным убором мужчины обязательно носили маленькую шапочку типа тюбетейки. Когда мужчины входили в юрту, то снимали верхний основной головной убор и оставались в такия. Иногда поверх такия повязывали голову платком. Еще один вид мужской шляпы-калпак. Он шился из белой кошмы, бархата или кожи.
Мужчины средних лет и пожилые носили рубашки-косоворотки, камзолы с короткими рукавами, поверх камзолов - легкие шелковые халаты, зимой-шубы или дубленки. На ноги надевали сапоги без каблуков с кожаными галошами или сапоги на низких каблуках. На голову надевали такия, а сверху шапку отороченную смушкой.

 В Ахтубинском районе одевались девушки в платья с национальным орнаментом волосы украшали монетами шэш-бау. Головные уборы замужних женщин отличались от девичьих. Невеста на свадьбе и в течение месяца после свадьбы носила на голове шаркат (покрывало на лицо) и саукеле-шапку из бархата отороченную мехом. Позже в сороковые годы саукеле и шаркат заменились большим узорчатым платком. Из одежды женщины носили длинное платье из бархата, поверх которого надевался женский пиджак.

                                                                    
Туркменский костюм.

  Женские туркменские украшений напоминают боевые доспехи легендарных амазонок. Головное украшение туркменских девушек гупдо, похожее на боевой шлем, нагрудный медальон  - гуляка – на миниатюрный щит, нашитые серебряные с позолотой бляшки на костюме чапраз-чанна – на элементы кольчуги браслеты былезик – на латы.
Особо богаты вышивкой были свадебные наряды невесты, а также праздничные платья и халаты чабыт, курте, тюбетейки тахя – такья.
Верхняя одежда, шубы и головные уборы (поссун) изготавливались из кожи и меха. Обувь туркмен (гара ковуш, чокон,чепек) шилась из кожи, она окрашивалась в разные цвета, украшалась теснением, вышивкой.

Калмыцкий костюм.

Одежда калмыков отражает их быт и тип хозяйствования. Верхнюю одежду (шубы, тулупы) шили из шкур зверей (волков), домашних животных (овец, коз), домашней выделки, в которой калмыки были высокими мастерами: шкуры отличались мягкостью, сухостью и белизной, не имели неприятного запаха. Из козьих шкур шили также зимние теплые штаны, а мерлушки и меха употреблялись для шитья высоко ценившихся у калмыков шуб, шапок, рукавиц.

Из зимней одежды традиционны были овчинные брюки шерстью внутрь. Брюки укреплялись на поясе при помощи гашника.
Одежда у калмыков отражала социальный статус. Мужчины – знать (нойоны, богатые, зайсанги) и зажиточные люди носили дорогие нарядные шубы – йучи, которые давались из белой и черной меркушки (хурсх йучи), а также из шкур соболя, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной дорогой тканью. Полы и края рукавов обшивались мехом соболя, бобра, чаще шкурой молодых барашков (ягнят). Такие шубы высоко ценились и являлись предметом гордости богачей и гелюнгов. Мальчики носили нательное белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины. В комплекс мужского одеяния входили также ножнах в серебряных ножках (или в кожаных ножках), а также огниво, прикрепленное к поясу. Из украшений мужчины носили кольцо (на безымянном пальце левой руки) а в левом ухе – серьги из серебра или золота. Мужские серьги были с жемчугом, с золотым плечиком. Шапки из мерлушки украшались оторочкой из меха выдры, а верхушка шапки делалась из какого-либо яркого (но не желтого) сукна. Центр отмечался кружочком: на него пришивались кисть из красных шелковых нитей и поэтому калмыки называли себя улан залата хальмг. У.Э. Эрдиниев высказывает такую трактовку данного украшения: ‘’улан зала ‘’ означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи’’
Калмыцкая женская и девичья одежда состояла из нательной рубахи кули, длинного платья до пят с широкой юбкой (хутцан). Лиф платья имел прямой разрез на груди по обе стороны разреза платье украшалось золотыми и серебряными галунами часто узкими позументами. В костюмный комплекс входила также летняя повседневная одежда: длинная до пят безрукавка цегдег из тканей темного цвета. Из теплой женской верхней одежды наиболее традиционен был стеганый кафтан на вате хаваста из тканей черного цвета, с длинными рукавами и низким стоячим воротником. Зимой калмычки носили некрытые шубы. Края подола, полы и рукава отворачивались мерлушкой, реже выдрой, бобром: обшивались цветной каймой. Богатые женщины носили также шубу на легком меху, покрытую дорогой тканью – йучи.

Отличия в одежде калмыцких женщин и девушек: девушки всегда подпоясывались.
Праздничную женскую одежку калмычек составляли нарядные терлег и цегдег. Волосы замужней женщины заплетали в две косы, укладывали их в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) шиверлиги. Они спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку платья на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске токуг, призванной отгонять чертей шулмусов, пристававших по преставления калмыков к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.
Женские головные уборы калмычек имеют пять типов, они разделялись на повседневные и праздничные, для девушек и пожилых женщин (отличавшись по форме):

1 - Камчатка - повседневная женская продолговатая невысокая шапочка из черного или тёмно-красного бархата, вышитая серебряными нитками растительным узором (напоминающие цветы и листья растений) расшивали бисером. Сверху камчатку украшал пышный гребенок из пучка красных ниток.

2 - Жатаг - повседневная маленькая круглая шапочка из того же материала что и камчатка, с теми же узорами. Такие же круглые шапки, но только из красного материала и с желтым верхом без вышивок, носили служители храмов – духовенство.

3 - Тамша - круглая присовая шапочка с закругленным верхом.

4 - Тоорцог - женская круглая шапка с розовым верхом. Повседневная шапка была без украшений, праздничная украшалась вышивками, бисером.

5 - Халмаг - праздничная круглая по форме и тяжелая по весу шапка на кошмовой основе, обтянутая черной шелковой материей и украшенная вышивкой из золотых и серебряных ниток (ее носили женщины замужние - молодые и средних лет): на левой стороне вышивался орнамент ‘’Копыта жеребенка’’, на правой – узоры из цветов и листьев, края обрамлялись сверкающими блестками сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток.

6 - Устя халмаг - меховая женская шапка четырехугольной формы, околыш которой делался из дорогого меха – соболя, бобра, выдры.

7 - Хаджилга - высокая и объемистая шапка с околышем из черной мерлушки, иногда из шкурки ягненка-выкидыша (каракульчи): их носили пожилые и преклонного возраста женщины. Края шапки были «круглые, верх – четырехугольный, передняя часть – высокая. Верх шапки обтягивали черным сукном».

8 - Бюслячи - схожа с хаджилга, так как шили ее так же, однако «края по окружности делались выпуклыми толстыми. Между верхом и низом шапки нашивалась парчовая тесьма, концы которой свисали сзади. Богатые калмычки шили бюслячи с краями, обрамленными соболиным или норковым мехом, с верхом, обтянутым китайской парчой, с гребешком из ярко-красных шелковых ниток. Между боковыми швами на зеленом или темно-красном сукне вышивались золотыми и серебряными нитками различные переплетающиеся узоры».


Из ювелирных  украшений у калмычек были распространены серьги и кольца из серебра, редко из золота, у бедных – из низкопробного серебра или из меди. Серьги показывали статус: девушки носили только на правом ухе, замужние женщины – в обоих ушах.

Украшением также относятся токуги – подвески с кольцами. Их надевала девушка, вышедшая замуж. «Подвески делались разных форм: трехгранные, круглые, четырехгранные, с петельками вверху, с ушком снизу. Женщины из богатых семей носили токути позолоченные, отделанные бриллиантами или жемчугами. Но большинство женщин носили серебряные подвески».
 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Станок народного танца, его цель и задачи

Станок народного танца, его цель и задачи

Характеристика татарского мужского танца

Характеристика татарского мужского танца

Татарский ход. Муз.раз. 2/4.

Татарский ход. Муз.раз. 2/4.

Мужской танец отличается большей динамичностью и четкостью

Мужской танец отличается большей динамичностью и четкостью

Перегибы корпуса -в 1 прямой на вытянутых ногах, на полной ступне -на плие с ногой открытой в сторону к ноге и от ноги 8

Перегибы корпуса -в 1 прямой на вытянутых ногах, на полной ступне -на плие с ногой открытой в сторону к ноге и от ноги 8

Присядка мячик с продвижением 2

Присядка мячик с продвижением 2

Она не должна заглушать соло. Ее движения не должны браться из танца солистов

Она не должна заглушать соло. Ее движения не должны браться из танца солистов

Задачи: постановка корпуса, ног, рук и головы в упражнениях у станка и на середине

Задачи: постановка корпуса, ног, рук и головы в упражнениях у станка и на середине

Украинский народный танец 1. основные положения рук и ног изучается 1 положение ( руки раскрыты в сторону между подготовительным положением и 2 позиции) 2 положение…

Украинский народный танец 1. основные положения рук и ног изучается 1 положение ( руки раскрыты в сторону между подготовительным положением и 2 позиции) 2 положение…

Украинский народный танец 1. основной ход ползунец 2

Украинский народный танец 1. основной ход ползунец 2

Нижегородская область. В северных районах танцы исполняется спокойней, чем в южных, и отличаются менее яркой расцветкой костюма

Нижегородская область. В северных районах танцы исполняется спокойней, чем в южных, и отличаются менее яркой расцветкой костюма

Рисунком одних только рук башкирская девушка может исполнить сольный танец

Рисунком одних только рук башкирская девушка может исполнить сольный танец

Чувашский танец. Чувашский танец или пляска (по чувашски – «таша») почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши

Чувашский танец. Чувашский танец или пляска (по чувашски – «таша») почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши

Вибрация корпусом отсутствует, прыжки и присядочные движения исполняются редко

Вибрация корпусом отсутствует, прыжки и присядочные движения исполняются редко

Это подчёркивает раздельность в танцах между мужчинами и женщинами

Это подчёркивает раздельность в танцах между мужчинами и женщинами

На голове волосы собраны в кукулю,впереди волосы чуть приподняты заколкой

На голове волосы собраны в кукулю,впереди волосы чуть приподняты заколкой

Зеленгинская область: костюм девушки:кофта похожа на казачью:приталенная, с баской, застегивается впереди на пуговицы, рукав длинный зауженный книзу

Зеленгинская область: костюм девушки:кофта похожа на казачью:приталенная, с баской, застегивается впереди на пуговицы, рукав длинный зауженный книзу

В Замьянах косынка белая вышитая «ришелье»

В Замьянах косынка белая вышитая «ришелье»

Богат был ассортимент украшений: серьги-самоделки из бисера, перышек, шерстяных ниток; бусы, которые носили по несколько связок; мониста из серебряных монет

Богат был ассортимент украшений: серьги-самоделки из бисера, перышек, шерстяных ниток; бусы, которые носили по несколько связок; мониста из серебряных монет

Женский костюм – широкая юбка, с воланами внизу, в пояс вздевают гашник-шнурок, красиво плетеный, или затягивают юбку по талии

Женский костюм – широкая юбка, с воланами внизу, в пояс вздевают гашник-шнурок, красиво плетеный, или затягивают юбку по талии

Платья были намного ниже колен, их иногда шили из марли, шили из 3 слоёв

Платья были намного ниже колен, их иногда шили из марли, шили из 3 слоёв

Кемешек у женщин пожилого возраста без орнамента

Кемешек у женщин пожилого возраста без орнамента

В разных районах Казахстана носили шапочки разных фасонов: круглые, остроконечные с широкой меховой опушкой и остроконечным верхом

В разных районах Казахстана носили шапочки разных фасонов: круглые, остроконечные с широкой меховой опушкой и остроконечным верхом

Особо богаты вышивкой были свадебные наряды невесты, а также праздничные платья и халаты чабыт, курте, тюбетейки тахя – такья

Особо богаты вышивкой были свадебные наряды невесты, а также праздничные платья и халаты чабыт, курте, тюбетейки тахя – такья

Женские головные уборы калмычек имеют пять типов, они разделялись на повседневные и праздничные, для девушек и пожилых женщин (отличавшись по форме): 1 -

Женские головные уборы калмычек имеют пять типов, они разделялись на повседневные и праздничные, для девушек и пожилых женщин (отличавшись по форме): 1 -

Народный танец. Описание.

Народный танец. Описание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020