Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Оценка 4.6

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.11.2017
Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
СЦЕНАРИЙ КАПУСТНИК НА ПОКРОВ.doc
СЦЕНАРИЙ  «КАПУСТНИК НА ПОКРОВ» 2008­10­05 Предварительная подготовка: Разучивание игр, песен, хороводов, пословиц. Украшение зала: Название праздника – на заднике сцены, рушники, хлебные колосья,  изображения овощей, на подносе – пирог или каравай. Букеты осенних листьев. К о с т ю м ы: ВЕДУЩАЯ – русский народный костюм ОСЕНЬ – Желтый сарафан, украшен вышивкой, кокошник в форме большого кленового листа,  красные бусы и подвесы, корзина с осенними дарами.  ХЛЕБУШКО – венок из колосьев и трав, русская рубаха, штаны, сапоги. ШИШИГА: Пестрая юбка украшенная осенними листьями, рубаха навыпуск, платок. КОЗЛИК – накидка из холщового мешка. Участники: Ведущая, Осень, Хлебушко, Шишига, Козлик, Фольклорный ансамбль «Калинка». Атрибуты: ложки на 30 детей,  мешочек с фруктами и овощами для игры. Угощение: пироги с капустой, яблоками, морковью.  Под народную музыку ребята входят в зал. ВЕД. . Здравствуйте, гости дорогие. Собрались мы с вами сегодня по поводу большому – чтоб одновременно отметить несколько праздников: и Матушку­осенину встретить, и в веселый капустник поиграть, и все это в преддверие великого праздника Покров,  который будет 14 октября. К Покрову заканчивались все полевые и огородные работы, заканчивался сбор урожая и заготовки запасов на долгую зиму, наступление первых  морозов и начало молодежных вечерних посиделок. Вот почему этот праздник у нас в  Сибири очень ждали и отмечали с особой любовью и щедростью: накрывали столы,  приглашали гостей, устраивали богатые веселые ярмарки. Будет таковая и в нашем  городе, в сквере напротив органного зала. Приходите вместе с родителями – будет  весело. А сегодня такой праздник у нас с вами.Так начнем мы его с веселой песни,  которую споет нам ансамбль «КАЛИНКА» ПЕСНЯ: «МЫ ПО УЛИЦЕ ПРОЙДЕМ» ВЕД. Спасибо, девчата, весело наш праздник начали. Только вот что­то Матушка­ Осень к нам запаздывает. Видно частый дождичек её задержал в пути. Давайте её  позовем:  ­ Матушка Осень в гости к нам просим! (повторяют два раза) МУЗЫКА. ВХОД ОСЕНИ. ОСЕНЬ: Добрый день вам, дети и взрослые. Рада видеть вас в вашей просторной  горнице. И вы, смотрю, такие нарядные, готовы к празднику. Ведь осень богата на  праздники. Осень – время года щедрое да урожайное. Поэтому про осень так говорят:  (хором с детьми) ­ Приходит лето со снопами, а осень – с пирогами. Пусть осень холодна, но зато сыта.  Осенний день год кормит. Правильно говорите. Встречают меня весельем и радостью. ВЕД. А ребята приготовили тебе музыкальные сюрпризы. Послушай. 2­Б: ЛОЖКИ: «Во саду ли», «Ах вы, сени» № НА БАЯНЕ: «На горе­то калина» 2­А: ЛОЖКИ: «На горе­то калина», «Калинка» 1 ОСЕНЬ: Я смотрю, вы мои любимые песни знаете. ВЕД. А мы их ещё и танцевать умеем. Выходите, ребята в хоровод, покажем Матушке  Осени, наше пенье да уменье. ХОРОВОД «НА ГОРЕ­ТО КАЛИНА»  ОСЕНЬ: Какие вы молодцы. А интересно, вы знаете, почему меня везде ждут и за что  чествуют? А какое главное богатство я приношу? Правильно. Главный урожай, который  выращивают на полях – это зерна пшеницы и ржи. Вот и у вас я вижу есть колосья  этих злаков.  А вы знаете, что потом происходит с собранными зернами? (ответы…) Правильно. Их смелют в муку, а из нее испекут для всех нас вкусный душистый хлеб.  Ведь хлеб у нас – самая важная пища. Ведь недаром в народе говорят: Хлеб на стол –  и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска. А какие вы пословицы про хлеб  знаете? Хлеб ­  всему голова. \ Хлебушко ржаной – наш отец родной.  Ржаной хлебушко – всем калачам дедушка. А про труд хлеборобов тоже есть пословицы:  Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Когда человек трудится – земля не ленится. А земля не ленится, это значит она родит богатый урожай хлеба. ВЕД. Ребята, поглядите, какой гость к нам идет. Никак легок на помине. ФАНФАРЫ: ВЫХОД ХЛЕБУШКО. ВЕД. Кто ты, гость дорогой? ХЛЕБ. А я и есть тот самый дедушка, по имени Хлебушко. Пришел в гости для того,  чтобы с вами славный праздник встретить.  ВЕД. Ну что ж, проходи, мы рады тебя встретить. ХЛЕБ.  А вы знаете как хлеб растет? Нет? Давайте с вами  тогда поиграем. Каждый из вас сейчас превратиться в маленькое зернышко, а пространство вашего зала – в  большое поле. Я буду ходить по полю и сеять зерна, а вы располагайтесь, кому, где  будет удобно. Только помните, что сначала зерно попадает глубоко в землю, поэтому  надо будет присесть на корточки. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: «КАК ХЛЕБ НА ПОЛЕ ВЫРОС» ПОД ПЛАВНУЮ МУЗЫКУ: Учащиеся располагаются по залу свободно, приседают.  ХЛЕБ.( ходит, приговаривая): «Вот хлеб сеют, сеют­посевают, в земельку бросают.» ­ Вот росточки прорастают, с небу вырастают. (поднимаются, поднимая руки) ­ Вот под солнцем колосья созревают, да созревают. (подбочениваются, надувают  щеки) ­ Рожь да пшеница начинает колоситься, под ветерком качаться, нежно наклоняться.  (качают руками) ­ А вот  и созрел наш урожай, поскорее убирай! (Подпрыгивают, хлопают в ладоши) ХЛЕБ Понравилось вам быть зернышками? Давайте еще поиграем. ПОВТОРЕНИЕ ИГРЫ. 2 ОСЕНЬ  Принимай скорей, страна, добрый урожай зерна.  ВЕД. А давайте мы с вами, Осень и Хлебушко, этот урожай соберем. А помогут нам  девочки­калинки. Девочки, вставайте в воротца, а мы будем хороводы заводить. Мимо  кого пойдем – вставайте в наш хоровод, да песню подпевайте. ХОРОВОД­ИГРА «ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА» После игры все садятся на места. ХЛЕБ. Ребята, а вы знаете, что на зерновых полях растут не только рожь да пшеница? (ответы) ВЕД.  А наши ребята еще и песню про них знают. ХЛЕБ. Правда? Послушаю с удовольствием. ПЕСНЯ «КАК У НАШЕГО ОВСА» ХЛЕБ. Хорошая песня. И овес, и гречиха, и просо, и рис, и перловка, её раньше житом  называли. А из этих зерен какое главное блюдо готовят, кто знает?  (кашу) Верно. А  поговорки про кашу знаете? (ответы) Щи да каша – пища наша. Хороша кашка, да мала чашка. Кто кашу ест, тому  она никогда не надоест,. Каша – мать наша. Кашу маслом не испортишь. В каше –  сахарный песок, в каше – масляный глазок.  А кто из вас какую кашу любит? (ответы) А ведь вас  с самого раннего детства  вас  учили кашу  варить. Давайте вспомним. ИГРА «СОРОКА­ВОРОНА» ХЛЕБ. Для того, чтобы вырастить зерно для хлеба и каши надо много потрудиться – и  от непогоды его уберечь, и от засухи, и от птиц, которые хотят зерно выклевать, и от  мышей, которые хотят его в норки утащить. Так что зерно нам нелегко дается. ОСЕНЬ. Спасибо тебе, дедушка Хлебушко, теперь наши ребята будут знать, что зерно  вырастить для хлеба и каши – дело нелегкое. Поэтому и обращаться с хлебом надо  бережно – не крошить его без толку, не сорить, не ронять. Оставайся с нами на  празднике. А мы сейчас урожайные загадки друг другу позагадываем. Учащиеся загадывают загадки про овощи. (по желанию) ОСЕНЬ  А вы знаете, что раньше была такая шутка. Говорили, что морковь – это самое обожаемое лакомство лесных обитателей – гномов, и если  отнести в лес вечером  миску с морковью, то наутро найдешь её с золотом. Так отблагодарят тебя гномы за  лакомство. А мою загадку отгадайте: Сперва белое, как снег, потом зеленое, как трава, затем  красное, как вишня. (Яблоко) Правильно. Этот фрукт у нас в России считается по  праву главным. В нему принято относиться с уважением. Помните, есть даже  народная сказка про молодильные яблоки? Если кто­то из старых людей ел  такие  яблоки, то сразу становился молодым и здоровым. А вот у меня волшебный мешочек. В  нем есть разные овощи и фрукты, в том числе и яблоки. Кто на ощупь угадает яблоко – оно ваше. 3 ИГРА «УГАДАЙ НАОЩУПЬ». ОСЕНЬ  Овощи и фрукты растут не в поле, а где? Правильно, в садах и огородах.  Каждый огород рачительный хозяин огораживал своим забором. А как еще забор  называли, который плели из прутьев? Сейчас проверим, чей плетень красивее и  ровнее. ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (от каждого класса по 10 участников) Поиграть 2 раза. ОСЕНЬ  А в нашем огороде растет еще один очень полезный овощ. Вот еще одна  загадка:  Что за скрип, что за хруст. Это что еще за куст?                Как же быть без хруста, если я…   (капуста).  Но чтоб её вырастить, надо  много потрудиться. Давайте споем о том, как мы капусту растили. ХОРОВОД «Я НА КАМУШКЕ СИЖУ» ОСЕНЬ  Ребята, давайте вспомним, как мы капусту на зиму заготавливаем.                Мы капусту рубим, бим, бим, бим.                Мы капусту трем, трем, трем.                Мы капусту солим, лим, лим, лим.                Мы капусту жмем, жмем, жмем. (изображают действия руками по  содержанию)                А теперь танцуем и капусту ждем. СВОБОДНАЯ ПЛЯСКА. Во время пляски ВЫХОД ШИШИГИ. ОСЕНЬ  Ой, а это кто к нам пожаловал? Вся в сухих листьях, да в травах. ШИШИГА  (поет)Я Шишига! Я Шишига!                    Я исправлю дело мигом.                    Я лесное божество!                    Вся в листочках! Каково?                    Я в одежде из листочков,                    А живу в лесу под кочкой.                     ОСЕНЬ  Ну и сидела бы в лесу под кочкой. Зачем к нам­то явилась? У нас праздник,  всё в порядке, ничего исправлять не надо. ШИШИГА  А вот и нет. Кое что надо исправить. Ну вот, например, ваш внешний вид мне очень не нравится. Девчонкам надо платья изорвать, мальчишкам прически  растрепать. (пытается растрепать прически) ОСЕНЬ   Постой, это делать нельзя. Не бедокурь, Шишига. Давай лучше с нами  поиграй. А мы проверим, как ты всё умеешь делать.   4 ИГРА «РАЗИНЯ» (Разней остается Шишига, до 8 раз) В конце все говорят:                               «Разиню мы выносим» ОСЕНЬ  Ну всё, Шишига, уходи, ничего ты не умеешь. ШИШИГА  Нет умею, и расскажу вам то, чего вы не знаете. ОСЕНЬ  Ребята, давайте присядем и Шишигу послушаем. ШИШИГА  Я, по народным поверьям, лесное божество Покрова дня.  А что такое  Покров? Это праздник удивительный.  Говорят так: «Если на Покров выпал первый  снег, то можно загадывать желание». А если Покров случался теплым, устраивали  последний сбор грибов, но допоздна в лесу боялись находиться. ОСЕНЬ  Это почему? ШИШИГА  А меня боялись. Не знают глупые люди, что смеюсь я над недобрыми люьми, а хорошему человеку, наоборот, могу помочь. ОСЕНЬ  А нам­то чем помочь можешь? ШИШИГА  (глядит на «Калинку»)  А я вот с этими красавицами вам сейчас песню  веселую спою. Только вот сейчас своего дружка Козлика белого позову. Козлик,  братик, ты где?  Выходи ко мне! ПЕСНЯ  «В огороде бел козел» ОСЕНЬ  Ай, Шишига, и здесь проказничаешь. ШИШИГА   Ладно, больше не буду. А вы знаете, что на Покров, выбирали женихов.  Девушки так и приговаривали: «Праздник Покрова, подари жениха». ОСЕНЬ  А как? ШИШИГА  А для этого песни специальные пели. Например, про капустку. ОСЕНЬ  Ребята, а вы знаете такую песню?... Давайте поиграем. ИГРА «КАПУСТКА»   в 4 кругах. ОСЕНЬ  Ну вот и подошел к концу наш веселый капустник на Покров. А какой же  праздник без вкусных пирогов. Внести угощение в зал! УГОЩЕНИЕ. ВЕД. Ребята, давайте поблагодарим Матушку­Осень за её щедрые дары, а ваших  родных мам и бабушек за вкусные пироги. Ребята хором говорят «Спасибо» ОСЕНЬ  А я прощаюсь с вами до следующего года. Будьте здоровы и счастливы! До свидания! (уходит) Все участники праздника тоже выходят под ВЕСЕЛУЮ Р.Н. МЕЛОДИЮ. 5 6

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Народный праздник в школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017