Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе
«Наш слух»
Цель: Создание элементарных представлений об органах слуха.
Задачи:
Образовательные:
-Дать детям понятие об основных функциях уха; уточнить, что уши имеют разную форму, как у человека, так и у животных.
Развивающие:
-Уточнить, что уши различают силу, высоту и тембр звуков;
-Закрепить правила ухода за ушами;
-Познакомить с элементами самомассажа.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к слуховому аппарату.
Материалы и оборудование:
-игрушка «Чебурашка»;
-схема-плакат «Строение уха»;
-набор музыкальных инструментов (металлофон, бубен, барабан, маракас, колокольчик, погремушка);
-картинки с изображение животных, насекомых, рыб.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня в детский сад пришло письмо. А кто его написал – отгадайте:
Он – не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила жил.
Мех на нем-то, как рубашка
Имя зверя – (Чебурашка)
Воспитатель: Правильно, это Чебурашка. Вот, что он пишет:
Здравствуйте, ребята! Пишет вам Чебурашка. Я знаю, что вы умные и поможете мне разобраться в одном вопросе. У меня большие уши, а то ими делать? Как ухаживать за ними? Я не знаю. Пожалуйста, помогите мне и напишите ответ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (чтобы слышать, разговаривать друг с другом)
Воспитатель: Ну что, поможем Чебурашке?
Воспитатель: Тогда послушайте музыкальное произведение Д. Кабалевского «Клоуны»
Воспитатель: Что вы представляли себе, слушая это произведение?
Воспитатель: Что помогло вам услышать музыку? (уши)
Воспитатель: Уши – это один из органов чувств, орган слуха. С помощью ушей мы слышим различные звуки. Звуки бывают громкими, сильными – как волна на море во время шторма. А могут быть тихими – как круги от камня, упавшего в воду. Только волны на воде мы видим и слышим их звук, а вот звук волны только слышим.
Воспитатель: Назовите, что может издавать громкие звуки? (самолет, поезд)
Воспитатель: Что может издавать тихие звуки?
Воспитатель: Звуки проходят сквозь двери, стены, через воздух и воду.
Воспитатель: Прислушайтесь и попробуйте услышать посторонние звуки (скрип стульчиков, голоса детей)
Дидактическая игра «Какой инструмент звучит?
За ширмой барабан, бубен, колокольчик, маракас, погремушка.
Воспитатель: Благодаря чему мы справились с заданием? Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки? (мы слышим эти звуки ушами)
Воспитатель: А сколько у человека ушей? (два)
Схема уха
Воспитатель: На голове расположены две ушные раковины, они лишь собирают звук и отправляют его в слуховой проход. В конце слухового прохода есть барабанная перепонка, звук давит на эту перепонку, она начинает дрожать. Это передается молоточку, от него на наковаленку, а оттуда на стремечко. Стремечко давит на «улитку», жидкость в улитке начинает двигаться. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал и поэтому мы слышим.
Дидактическая игра «Кто сказал мяу?»
Водящий, стоя спиной к детям, должен определить, кто его позвал (произнес слово «мяу»). Голос можно менять – сказать громко, тихо, ласково, грубо.
Воспитатель: Человек с хорошим слухом слышит в 5 метрах от себя, а волк за 50 метров.
Воспитатель: Отличным слухом обладают зайцы, ежи, дельфины, летучие мыши. У большинства животных уши расположены на голове, у кузнечика на передних ногах, а у рыб – по бокам. Уши помогают животным спасаться от врагов, для них слух очень важен.
Воспитатель: Иногда люди не слышат или слышат плохо. Таких людей называют глухими или слабослышащими.
Воспитатель: Закройте свои уши ладоням. Понравилось ли вам ничего не слышать? Это очень неприятно. Слух – это большая ценность. А чтобы слух оставался хорошим, необходимо выполнять правила:
-Не ковырять в ушах разными предметами.
-Не допускать попадания воды.
-В холодную погоду защищать уши от ветра и мороза.
-Не слушать громкую музыку.
-Нельзя громко кричать и мешать окружающим.
-Если заболели уши, обратиться к врачу (лору).
Воспитатель: Вы, я надеюсь, будете всегда соблюдать эти правила.
Игра «Испорченный телефон»
Ведущий загадывает слово и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные, стараясь говорить очень быстро и очень тихо.
Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал.
Ведущим становится последний игрок, а все остальные «сдвигаются» по стульчикам. Бывший ведущий садится на место первого игрока.
Воспитатель: Сейчас я хочу научить вас элементам самомассажа уха.
1. Загибание вперед ушных раковин.
Быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить (способствует улучшению самочувствия всего организма)
2. Оттягивание ушных раковин
Кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-7 раз (полезно при закаливании горла и полости рта)
3. Массаж козелка
Захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 сек. (массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)
Воспитатель: А вот как автор Яна Алексюк написала в своем стихотворении, что можно услышать в тишине. Стих называется «Загадочный мир звуков»
Послушай, эту тишину.
Закрой глаза, и я начну:
-А что ты слышишь?
-Дождь стучит, мурлычет кот,
Огонь трещит.
И в этой мягкой тишине
Так хорошо тебе и мне.
Я слышу твердый бой часов,
Как легкий ветер тронул шторы.
Твои шаги и разговоры.
-Теперь открой глаза, скажи,
Как можно было в мире жить
Не понимая этих звуков?
Воспитатель: О каких загадочных звуках мы слышим в стихотворении?
Игра «Чьи ушки?»
Определить по контуру, какому животному принадлежат уши (лисичка, мишка, заяц, собака, кошка)
Воспитатель: А теперь давайте напишем Чебурашке письмо, попросим его соблюдать правила ухода за ушами, пусть он их всегда выполняет и не болеет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.