Воспитатель старшей группы Литвин Оксана Юрьевна
Цель: Воспитание культуры речи воспитанников реабилитационного центра.
Задачи:
Образовательные: формирование у воспитанников бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора. Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи ребят слов-паразитов.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность. Воспитательные: привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка; призвать подростков к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи; воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.
Оборудование: мультимедийные презентации, раздаточный материал, телевизор.
Ход мероприятия
Эпиграфы:
Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“. Д. С. Лихачев
В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать. Ларошфуко де Франсуа
Кто ясно мыслит – ясно излагает» (Артур Шопенгауэр, немецкий философ 19 века)
Сообщение.1 Добрый день, дорогие друзья! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?
Сообщение .2 В лингвистике XX века существует понятие « культура речи», объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»
Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для всего на ней живущего. Широко развивается наука экология, обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. Пришла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто общаемся мы неумело, плохо, невразумительно , порой нанося друг другу почти смертельные раны!
Вед.2 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов».
Вед.1. Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы, к сожалению, нередко слышим из уст одноклассников иодногруппников. Некоторые пересыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют, громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры. Эти « слова – паразиты, «к сожалению» входят в лексикон современного школьника.
Воспитатель читает стихотворение Ю.Важдаева:
Мы нынче как бы все глупеем
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы не умело.
И чаще как бы невпопад.
(Просмотр видеоролика из « Ералаш» « Почему мы так говорим?»)
Вед.1 Многие из нас грешат словами-паразитами, которые, как, оказалось, тоже имеют свое значение. Они не только загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем часто умалчивают. Что же скрывается за безобидными паразитами?
Вед.2 Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, без них смысл высказывания никак не изменится.
Вед.1 Давайте посмотрим, что же это за слова, и вы сами увидите, кто из вас их употребляет.
Вед.1. К сожалению, слова - паразиты в русском языке являются бедой нашего времени. Очень сложно уловить смысл сказанного, когда речь человека загрязнена такими словами
Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Воспитанник читает стихотворение: Жил-был этот, как его, Ну, значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак- Это, в общем, значит так, И его любимый зять. Звали зятя Так сказать. А жену звали ну… А соседа звали это… А его родители- Видишь ли И видите ли… А еще какой-то э-э-э Жил на верхнем этаже… И дружили они все… Ну и значит, и вообще.
Вед.1 В этом стихотворении мы услышали слова - паразиты которые помешали нам понять его смысл.
Вед.2 Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются вашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. А знаете вы что, СЛОВА-ПАРАЗИТЫ ВЫДАЮТ НАШИ СЕКРЕТЫ!
Вед.1 Сейчас мы проведем небольшой тест и вы узнаете себя по тому, какие слова – паразиты вы употребляете:
Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.
“Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.
“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.
“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.
“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.
«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.
«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.
“Как бы” – словечко подростков и слишком «творческих личностей», которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.
Вед1. В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.
Вед 2. Давайте попытаемся понять, почему слова-паразиты появились в нашей речи и зачем мы их используем.
— бедный словарные запас, низкая культура, в том числе речи,
— ситуацию, когда человек не хочет говорить (не хочет отвечать на неудобный вопрос, нужно потянуть время)
— когда человек волнуется или торопится
— язык бежит вперед мыслей
Вед.2. Мы уже выяснили, что слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого? ( подростки дают свои варианты ответа) Вед 1. Да, это очень сложный вопрос, мы приготовили несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь -Вообще ничего не говорить. - Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи
- Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться. - Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто. - Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее). - Делать упражнения на дикцию. - Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться. - Стараться чаще выступать на публике. - Больше читайте, это увеличит словарный запас. - Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов. - Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит. Выписать все слова-паразиты, которые употребляешь, и подободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить. - Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи слова-паразиты. - Записаться в кружок ораторского искусства.
А теперь давайте немножко поиграем
Игра « Избавляемся от слов – паразитов» 1 команда: Составить предложение со словом «блин».
2 команда: Составить предложение со словом «я в шоке».
Задание: обменяться карточками. Заменить данные слова синонимами.
1 команда вместо « я в шоке» «Впечатляет!»
2 команда вместо «блин» «супер!».)
Задание для обеих команд: придумать как больше синонимов к слову
«прикольный»(Инсценировка заранее подготовленных сценок):
1 группа:
Подросток 1. Привет!
Подросток 2. Привет!
Подросток 1. Все? Отстрелялся?
Подросток 2. Сдул. А Васька, блин, полетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
Подросток 1. А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.
Подросток 2. Ну, похиляли.
Вед 2. Вы что-то поняли? А теперь то же самое, но правильными словами
2 группа:
Подросток 1. Здравствуй, Коля!
Подросток 2. Здравствуй, Антон!
Подросток 1. Экзамен сдал?
Подросток2. Да Все хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.
Подросток 1. И мне трудно дается химия. Я получил «4», но это потому что не доучил.
Подросток 2. Ну, пойдем домой
Способ«Кукареку» В России ходит легенда об одном преподавателе с его особенной методикой. Когда его студенты произносили слова–паразиты, он заставлял их прокукарекать или помяукать. Поначалу все относились к этому с недоумением, а затем втянулись в игру и уже сами с удовольствием использовали метод в общении за пределами университета. Давайте и мы поиграем в эту игру. Задание для 1 группы:
«Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит. Зеленый. Такая история. Златая, как бы, цепь э-э.. на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом…»
Задание для 2 группы:
- Тут, понимаешь, такая штука. Они шли, а Чубук внизу, а этот, значит, как видит этих – то …прямо человек триста – и вниз! А потом как сцепятся, понимаешь. С тем самым солдатом и этот, значит, как растерялся и его за палец цап!...потом Васька его прикладом раз!.. и связали. Здорово, а?
Вед 1. Засоряют нашу речь слова-паразиты. Человека, речь которого насыщена такими словами, трудно слушать, а порой и смешно. А вот что бывает, когда мысли и речь бедны
Воспитанник читает стихотворение:
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать,
Но решил промолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел-встал,
Сел-встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.
Воспитатель:
В завершении мероприятия позвольте дать несколько советов: Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: « Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».
1. Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. На стенде представлены разные словари, которые должны стать вашей настольной книгой. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи
2. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга! (песня) ( Давайте говорить друг другу комплименты…)
3. Вед. 2 Великим, могучим ,правдивым и свободным называл наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как святыню».
Вед. 1. Давайте же будем все вместе овладевать литературным языком!
Бороться за культуру речи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.