Наш живой уголок
Оценка 4.7

Наш живой уголок

Оценка 4.7
Занимательные материалы +7
rtf
Междисциплинарный 6
Взрослым
08.03.2018
Наш живой уголок
Публикация является частью публикации:
Программа. Наш дом - природа..rtf

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Ф.И.О. автора

Никитина Галина Витальевна

 

Учреждение

МКУДО Куртамышского района

«Дом детства и юношества»

Наименование программы

«Наш дом – природа»

 

  Объединение

 Кружок «Флора и фауна»

Тип программы

   Дополнительная общеобразовательная программа

Направленность

 

   Естественнонаучная

  

Образовательная область

Естествознание 

Вид программы

Модифицированная

Возраст обучающихся

7 – 14 лет

Срок обучения

3 года

 

Объем часов по годам обучения

  144, 144, 144 час.

Уровень освоения

Базовый

   Цель программы

Создание условий для формирования экологической культуры обучающихся через практическую, исследовательскую и проектную деятельность с учетом  требований современной реальности, а так же собственный опыт природопользователя. 

 С какого года реализуется  программа

2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Паспорт программы ……………………………………………..…………….……….….……... 1

 

     РАЗДЕЛ 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1.1. Пояснительная записка  ……………………………. …………………………………….….…… 3

1.2. Цели и задачи …………………………………………………...………………………………….. 4

1.3. Планируемые результаты …………………………………………….…...……………....………..5

1.4. Учебно-тематический план ……………………………………………………………………….. 7 1.5. Содержание программы по годам обучения………………………………………………..…….. 9

       РАЗДЕЛ №2  «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1.  Календарный учебный график ……………………………………………………………………76

2.2. Условия реализации программы. ...………………………………………………………..………76

2.3. Формы аттестации / контроля… …………………………………………………………….….…78

2.4. Оценочные материалы... ……………………………………………………………………......… 78

2.5. Методические материалы………………………………………………………………...……….. 79

2.6. Список литературы и интернет-источников для педагогов и обучающихся …………………. 94

     

       Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»   

            1.1. Пояснительная записка

            Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у обучающихся, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская естественнонаучная направленность, самостоятельность в изучении нового о природе.

Актуальность

          В век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения. Данная программа является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только обучающихся школы, но и их родителей, общества в целом.

          При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

- чувства эстетические и нравственные;

- позитивная деятельность и поведение в природе;

- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические,  санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимая необходимости реализации принципов устойчивого своевременного развития. Программа соответствует основным направлениям развития страны, современным её достижениям. 

Педагог, в зависимости от интересов обучающихся, местных условий может вносить в программу изменения, сокращать или увеличивать материал по отдельным темам, включать дополнительные теоретические и практические работы. 

         Отличительные особенности

1. Программа предполагает обучение с использованием проектных и исследовательских технологий и опытно-экспериментальной деятельности, что очень важно для мотивации познавательной деятельности. На занятиях ребята рисуют, сочиняют мини сказки о природе, выпускают листовки, буклеты, составляют собственные правила поведения в природе, презентации, коллажи, что способствует формированию экологической культуры обучающихся, развитию творческих способностей обучающихся.

2. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

3. Затрагиваются проблемы, особо волнующие обучающихся (здоровье человека, экология города, собственной территории).

4. Подобран материал для проведения практических работ с учетом имеющихся в ОУ средств для проведения данных работ.

5. В осуществлении некоторых мероприятий принимают участие обучающиеся всего Учреждения, а также их родители (например, привлечение родителей для озеленения территории своей улицы или двора, участие в работе пресс-центра и др.). С учетом профессиональных возможностей родители привлекаются для проведения бесед, экскурсий.

         Адресат программы

         Основными исполнителями мероприятий Программы являются обучающиеся, посещающие экологические кружки, педагоги. Данная программа рассчитана на работу с детьми младшего и среднего школьного возраста.

В группу для изучения первого модуля принимаются все поступающие (желающие) обучающиеся. Специального отбора не производится. В группы второго и третьего модуля могут поступать обучающиеся 9 - 14 лет после специального опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие знания и умения  восполняются индивидуально.

         Предполагаемый состав группы:

1 год обучения: 15 человек

2 год обучения: 12 человек

3  год обучения: 10 человек

         Объём программы

         Программа рассчитана на 144 часа – первый модуль, 144 часа – второй модуль  и  144 часа – третий модуль.

         Формы обучения и виды занятий по программе

Возможные формы проведения занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практикум, лабораторная работа, тренинг, игра (деловая, ролевая), праздник, аукцион, путешествие, экскурсия, мастерская, гостиная, дискуссия, диспут, суд, конкурс, КВН, эстафета, соревнование, турнир, пресс-конференция, творческая встреча и т.д.

         Срок освоения программы

         Программа модульная. Первый модуль предполагает ознакомительное обучение по темам программы. Второй - является более углубленным вариантом первого. Третий модуль предполагает творческие работы, проекты обучающихся и исследовательская работа. Теоретическая основа  даётся в связи с практической деятельностью. Темы занятий всех трёх модулей самостоятельные.  

         Режим занятий

         Занятия проводятся по расписанию, утвержденном директором МКУДО Куртамышского «Дом детства и юношества». Продолжительность занятий в группах согласно Устава Учреждения: 45 минут (в группах с детьми от 7 лет и старше); перерыв между занятиями составляет 10 минут (СанПиН 2.4.4.1251-03 - санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей). Первый модуль - по 2 часа 2 раза в неделю); второй модуль  -  по 2 часа 2 раза в неделю;  третий модуль – по 2 часа 2 раза в неделю).

В период летних каникул набираются группы переменного состава, занятия обучающихся в кружке проводятся по отдельному расписанию с группами переменного состава в форме экскурсий, тематических мероприятий для обучающихся, соревнований, работы творческих групп и др.

1.2. Цели и задачи

Таким образом, в области экологического воспитания ставятся следующие цели и задачи. 

Цель: создание условий для формирования экологической культуры обучающихся через практическую, исследовательскую и проектную деятельность с учетом  требований современной реальности, а так же собственный опыт природопользователя.  

Задачи

Обучающие:

¨      формировать понятия о взаимосвязях в природе;

¨      реализовывать познавательные и другие интересы и потребности обучающихся через изучение природы своей малой и большой Родины средствами кружковой работы «Флора и фауна»;

¨      модифицировать традиционные и разработать новые формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в игре, учебе, делах, общении;

¨       включать детей и подростков в познавательную экологически ориентированную деятельность, в экологическое движение;

¨      знакомить обучающихся с путями улучшения экологического состояния окружающей среды;   

¨      усвоить ведущие идеи, основные понятия и научные факты, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

¨      вырабатывать умения предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе.

Воспитывающие:

¨      воспитывать  у обучающихся нравственно-экологические позиции творческой личности (социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни),  способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней;

¨      воспитывать  гуманное отношение к обитателям живого уголка, домашним животным,  заботливого отношение к комнатным растениям и к миру природы в целом;

¨      воспитывать понимание многосторонних ценностей природы как источника материального и духовного развития общества;

¨      прививать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

Развивающие:

¨      организовать и претворять в жизнь посильные социально значимые дела, акции, ролевые игры по сохранению и приумножению природного наследия;

¨      развивать и овладевать прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развивать способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

¨      развивать деловые качества (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность) и духовные потребности в общении с природой, осознавать её облагораживающее воздействие, стремиться к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

¨      развивать потребности в самопознании, саморазвитии у детей и подростков  экологически ориентированный опыт по взаимодействию с окружающим миром;

¨      развивать знания  норм поведения по отношению к природе.

 

1.3. Планируемые результаты

 

Обучающиеся 1-го модуля:

будут знать:

¨        сезонные изменения в живой и неживой природе;

¨        деревья и кустарники нашего края;

¨        перелетных и зимующих птиц;

¨        диких и домашних животных;

¨        насекомых взятых под охрану;

будут  уметь:

¨        ухаживать за комнатными растениями;

¨        ухаживать за животными уголка живой природы, домашними животными;

¨        распознавать деревья и кустарники;

¨        изготовить модель кормушки и подкармливать птиц зимой.

Обучающиеся 2-го модуля

будут  знать:

¨        условия содержания животных уголка живой природы;

¨        редкие и исчезающие растения и животные Курганской области;

¨        способы размножения комнатных растений;

¨        целебные свойства лекарственных и комнатных растений;

¨        роль овощей в жизни человека;

¨        правила поведения в природе;

будут  уметь:

¨        кормить и ухаживать за животными и птицами уголка живой природы;

¨        размножать комнатные растения;

¨        подготовить почву для посадки комнатных растений;

¨        пересаживать и переваливать комнатные растения;

¨        подготовить семена к посеву;

¨        следовать закону «Не навреди!».

Обучающиеся 3-го модуля  

будут знать:

¨        разнообразные формы и методики поиска новых знаний;

¨        условия содержания животных уголка живой природы;

¨        редкие и исчезающие растения и животные Курганской области;

¨        правила поведения в природе;

 будут уметь:

¨        применять практические умения, организаторские способности в реализации исследовательских и познавательных интересов в игре, учебе, делах, общении;

¨        расширять свой кругозор, обогащать себя знаниями и опытом общения с природой, с путями улучшения экологического состояния окружающей среды;  

¨       изучать богатства природного наследия и организовать посильные социально значимые дела, акции, ролевые игры по сохранению и приумножению природного наследия;

¨        проводить наблюдения, опыты, эксперименты, исследования, делать обобщения и выводы  для самоопределения и профориентации;

¨        приобретать необходимую физическую и моральную закалку, выносливость и правила поведения в природе, правила экологической культуры, проводить взаимосвязи в природе;

¨        любить свою малую и большую Родину, включаться в экологические движения;

¨        следовать закону «Не навреди!».

 

В результате занятий по программе обучающиеся овладеют

универсальными учебными действиями

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1.    Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

2.    Различать основные нравственно-этические понятия.

3.    Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.).

2.    Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

3.    Оценивать собственную  деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

4.    Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

5.    Оценивать собственную  деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

1.  Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога.

4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

5. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

6. Корректировать выполнение задания.

7. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

 

1. Ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях.

3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях.

4.  Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

6. Наблюдать и самостоятельно делать  простые выводы.

7. Выполнять задания по аналогии.

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения  

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятое).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

6. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

7. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

8.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

1.4. Учебный план  

 

                                                     Первый модуль

Тайны живой и неживой природы

Название раздела

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Организационное вводное занятие

2

2

-

2

Чудо живой и неживой природы

40

17,25

22,75

3

Тайны живой природы (в уголке живой природы)

20

6,5

13,5

4

Тайны живой природы (зима)

28

6

22

5

Работа в уголке живой природы зимой 

6

3

3

6

Домашние животные

6

3,5

2,5

7

Уникальный мир природы

28

11,5

16,5

8

Весенние работы в цветнике

6

1,5

4,5

 

Итого

144

59,75

84,25

 

Второй модуль

Мы учимся творить добро

 

Название раздела

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Мы учимся творить добро

30

10,5

19,5

3

Что имеем, как храним

38

11,5

26,5

4

Путешествие с домашними растениями

20

6

14

5

Зеленая аптека на окне

12

6

6

6

Экологически чистое огородничество

16

6

10

7

Весенние работы в цветнике

12

3

9

9

Чудеса леса

14

5

9

 

Всего

144

49

95

 

Третий модуль

Я - исследователь

 

Название раздела, темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

 

Вводное занятие.  Экологическая деятельность летом (презентации обучающихся).

2

 1

 1

2

Учись быть здоровым.

12

1,5

10,5

3

Изучаем способы охраны природы.

16

3

13

4

Окружающая среда и здоровье человека.

12

3

9

5

Человек в созданной им среде

6

2

4

6

Зеленая аптека

18

4

14

7

Деловые и экологические игры, сказки и ситуации

10

2,5

7,5

8

Вопросы задаёт природа

10

2

8

9

Хочу стать экологом-инструктором.

16

4

12

10

Практикум.

14

3

11

11

Исследовательская и проектная деятельность

28

7

21

 

 ВСЕГО

144

32

112

 

1.5. Учебно-тематический план по годам

 

Первый модуль

Тайны живой и неживой природы

 

Раздел

 и тема программы

Общее кол-во часов

     В том числе

Формы организации занятий

Форма аттестации (контроля)

теория

практика

1.

Организационное занятие.

 

 

 

 

 

1.1

Вводное. Флора и фауна нашего края.  

2

2

 

Комбинированное занятие

Опрос по ТБ

2

Чудо живой и неживой природы (осень)

40

17,25

22,75

 

 

2.1

Неживая природа

2

1

1

Презентация

Опрос по ТБ взаимоконтроль

2.2

Чудо живой природы.

Что такое растение

2

1

1

Игра-путешествие

Тест

2.3

Грибы и их роль в лесу

2

0,5

1,5

Мини исследователь-ская работа

Защита мини  проекта 

2.4

Мхи и их значение

2

1

1

Презентация

Наблюдение

2.5

Лишайники и их значение

2

1

1

Презентация

Анализ  работы педагогом

2.6

Деревья и кустарники края

2

1,5

0,5

Презентация

Викторина 

2.7

Лекарственные растения

2

1,5

0,5

Путешествие

Наблюдение, анализ   

2.8

Экскурсия.

Листопад и его значение.

2

-

2

Экскурсия

Наблюдение, самоанализ   

2.9

Звери нашего края. Особенности жизни зверей осенью

2

1,5

0,5

Презентация  

Самоанализ  работ

2.10

Птицы перелетные и зимующие

2

1

1

Видео 

Наблюдение

2.11

Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью

2

1

1

Презентация

Опрос по ТБ,  тест

2.12

Сбор семян однолетних растений в цветнике

2

0,5

1,5

Практикум 

анализ работы педагогом

2.13

Сбор семян однолетних растений в цветнике

2

0,5

1,5

Практикум

 Тест

2.14

Осенняя уборка цветника. Подготовка к зиме

2

0,5

1,5

Практикум

 Опрос по ТБ

2.15

Осенняя уборка цветника. Подготовка к зиме.

2

0,5

1,5

Практикум

 Опрос по ТБ

2.16

Изготовление кормушек

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Выставка кормушек

2.17

Подкормка зимующих птиц

2

0,5

1,5

Деловая игра 

Наблюдение  

2.18

Конкурс рисунков «На кормушке»

2

0,25

1,75

Конкурс

Выставка 

2.19

Защита проекта «Каждой пичужке – кормушка»

2

2

-

Защита мини проекта

Защита мини  проекта

2.20

Итоговое занятие. Акция «Помогите птицам зимой прокормиться!»

2

-

2

Занятие - акция  

 Тест по теме «Чудо живой и неживой природы»

3

Тайны живой природы (в уголке живой природы)

20

6,5

13,5

 

 

3.1

Знакомство с растением

2

0,5

1,5

Презентация 

Наблюдение

3.2

Растения, выращиваемые в оранжереях и теплицах

2

2

-

Видеофильм

Анализ работы педагогом

3.3

Особенности  горшечной культуры растений

2

1

1

Видеофильм

Наблюдение 

3.4

Особенности  горшечной культуры растений

2

1

1

Деловая игра

Тест

3.5

Животные уголка живой природы.

2

0,5

1,5

Презентация, 

Опрос по ТБ, Наблюдение

3.6

Птицы уголка живой природы

2

0,5

1,5

Презентация

публичная защита мини  проекта о птичке

3.7

Кошки и собаки.

2

0,5

1,5

Экоигра

Выставка

3.8

Кормление и уход в связи со средой обитания и образом жизни животного

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение, викторина

3.9

Составление альбома.

2

-

2

Выпуск альбома

Альбом

3.10

Итоговое занятие. Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили»

2

-

2

Устный журнал

Творческий отчет

4

Тайны живой природы (зима)

28

6

22

 

 

4.1

Неживая природа зимой

2

1,5

0,5

Устный журнал

Наблюдение

4.2

Значение снежного покрова

2

1,5

0,5

Заочная экскурсия

Опрос по ТБ

4.3

Лиственные и хвойные растения зимой

2

1

1

Видео-презентация

Тест,  

4.4

Конкурс рисунков «белым снегом все покрыло»

2

-

2

Конкурс рисунков  

Выставка

4.5

Как зимуют насекомые

2

0,5

1,5

Презентация

Наблюдение.

 

4.6

Птицы, зимующие с нами

2

1

1

Исследователь-ская работа (презентация)

Публичная защита 

4.7

Подкормка и наблюдение за зимующими птицами

2

-

2

Практическое  занятие

Наблюдение

4.8

Подкормка и наблюдение за зимующими птицами

2

-

2

Практикум

Анализ  работы педагогом  

4.9

Зимняя жизнь зверей

2

0,5

1,5

Презентация,   творческая, исследователь-ская работа 

Наблюдение, защита мини  проекта

4.10

Конкурс мини-сочинений «На кормушке»

2

-

2

Конкурс

Анализ работы педагогом

4.11

Заочная экскурсия «Читая книгу зимы»

2

-

2

Заочная экскурсия   

Наблюдение, книжка-раскладушка

4.12

Конкурсно - игровая программа «Здравствуй, зимушка – зима»

2

-

2

Занятие-конкурс

   Выставка

4.13

Генеральная уборка в уголке живой природы

2

-

2

Практикум

Опрос по ТБ

4.14

Итоговое занятие «Берегите природу!»

2

-

2

Соревнование

Выставка листовок

5

Работа в уголке живой природы зимой

6

3

3

 

 

5.1

Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света

2

1

1

Видеофильм

 

 

Наблюдение,       

самоанализ работ, 

5.2

Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света

2

1

1

Практикум

Наблюдение,   анализ

5.3.

Состояние и поведение животных и птиц уголка живой природы в связи с изменением условий их жизни

2

1

1

Видео-

презентация

Опрос по ТБ

Наблюдение

6

Домашние животные

6

 

 

 

 

6.1

Видеоматериалы «Ты в ответе за тех, кого приучил»

2

2

 

Видеоматериалы 

Наблюдение,

самоанализ

6.2

Наши домашние любимцы «Собака – дело серьезное»

2

1,5

0,5

Занятие-проект

Мини проект

6.3.

Презентации детей «Ты в ответе за тех, кого приучил»

2

-

2

 Презентация

Творческий отчет, выставка, публичная защита мини  проекта (по выбору обучающегося)

7

Уникальный мир природы  (Весна)

28

11,5

16,5

 

 

7.1

Неживая природа весной

2

0,5

1,5

Видеозапись

Тест,

взаимоконтроль

7.2

Деревья и кустарники весной. Их охрана

2

0,5

1,5

Презентация

Выставка знаков правил поведения в лесу

7.3

Травянистые раннецветущие растения

2

1

1

Проект (презентация)

Альбом

 

7.4

Конкурс рисунков «Первоцветы»

2

-

2

Конкурс рисунков  

Выставка,

взаимоанализ достижений

7.5

Насекомые весной

2

1,5

0,5

Презентация     

Презентации 

7.6

Муравьи – санитары леса. Их охрана

2

1,5

0,5

Видеофильм   

Наблюдение  

7.7

Охраняемые насекомые края

2

1

1

Диспут  

 

Тест

 

7.8

Цветение сада.

Насекомые опылители

2

1,5

0,5

Презентация 

Тест

 

7.9

Рыбы, лягушки, змеи.

Их размножение

2

1,5

0,5

Проект

Наблюдение

7.10

Птицы весной

2

1

1

Исследователь-ская работа (презентация)

Выставка 

 

7.11

Домики для птиц

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Опрос по ТБ

7.12

Подготовка к празднику «День птиц»

2

1

1

Мини проект

Наблюдение,

самоанализ работ

7.13

Праздник «День птиц». Счастливый случай.

2

-

2

Экоигра

Самоанализ работ

7.14

Итоговое занятие «Войди в природу другом»

2

-

2

Видео-викторина

Взаимоанализ  достижений 

8

Весенние работы в цветнике

6

1,5

4,5

 

 

8.1

Подготовка почвы для посадки растений

2

0,5

1,5

Практикум

Наблюдение 

8.2

Посадка цветов

2

0,5

1,5

Практическое занятие

Самоанализ  работ

8.3

Акция «Моя клумба»

2

0,5

1,5

Практикум

 

Наблюдение

 

                 ИТОГО

144

59,75

84,25

 

 

 

Второй модуль

Мы учимся творить добро

 

Раздел

 и тема программы

Общее кол-во часов

     В том числе

Формы организации занятий

Форма аттестации (контроля)

Теория

Практи

ка

1

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

Знакомство с программой.

2

1

1

Занятие - конверт вопросов

 Опрос по ТБ

2

Чудо живой и неживой природы (осень)

30

10,5

19,5

 

 

2.1

«Наши соседи на планете» (Животные в природе и жизни человека)

2

1,5

0,5

Презентация

Тест

  

2.2

Виды и классификация кормов

2

1

1

Практическое  занятие

Опрос по ТБ,   взаимоконтроль

2.3

Проекты обучающихся «Домашний зооуголок»

2

0,5

1,5

Презентация

  Анализ  работы педагогом

2.4

Содержание и уход за птицами живого уголка

2

0,5

1,5

Занятие-практикум

Наблюдение

 

2.5

Правила ухода за птицами живого уголка

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение.

самоанализ работ

2.6

Уход за птицами живого уголка

2

0,5

1,5

практическое занятие

Наблюдение,        

самоанализ  

2.7

Млекопитающие в природе.

Содержание млекопитающих в зооуголке

2

1

1

презентация

Наблюдение,

самоанализ

2.8

Заведи четвероногого друга.

2

1

1

Мини проект

Выставка.

Показ работ

2.9

Конкурсно-игровая программа «Ах, эти кошки!»

2

0,5

1,5

Игра-сказка

 

Опрос по ТБ,   

викторина

2.10

Конкурс мини-сочинений «Животные в истории моей семьи»

2

-

2

Проект

 

Сочинение

2.11

Охрана и привлечение зимующих птиц

2

1

1

Презентация

Буклеты

2.12

Как мы можем помочь в охране природы.

2

0,5

1,5

Проект

Листовка

 

2.13

Кормушка дело не простое.

2

0,5

1,5

практическое занятие

Выставка

 

2.14

Наблюдение и подкормка птиц в природе.

2

0,5

1,5

Практикум

Наблюдение

2.15

Конкурс рисунков «На кормушке».

2

1

1

Конкурс   

Выставка  

3

Что имеем, как храним

38

11,5

26,5

 

 

3.1

Воздух. Атмосферное загрязнение

2

1

1

Эксперимент

Наблюдение

 

3.2

Вода в природе. Эта волшебница вода.   

2

1

1

Эксперимент

 

Наблюдение

3.3

Путешествие капельки.

2

1

1

Эксперимент

(презентация)

Наблюдение

3.4

Растительный мир Зауралья

2

1

1

Презентация

Выставка

3.5

Редкие и исчезающие растения Курганской области

2

0,5

1,5

Выпуск газеты

  

Выставка

3.6

Леса – всему миру краса.

2

1

1

Интегрирован-ное занятие

Опрос  по ТБ

3.7

Деревья нашего края. Красная книга

2

0,5

1,5

презентация  

Тест

3.8

Игра – викторина «Лес-наше богатство»

2

-

2

Игра викторина  

Выставка

3.9

Животные родного края

2

0,5

1,5

Мини  проект

Мини  проект

3.10

Редкие и исчезающие животные. Красная книга

2

1

1

Презентация

Наблюдение

3.11

Редкие и исчезающие животные Курганской области

2

0,5

1,5

 Презентация

Викторина

3.12

Животные нашей местности.

2

0,5

1,5

Презентация

Мини  проект  

3.13

Викторина «Что? Где? Когда?»

2

-

2

Игра-викторина

Викторина

3.14

Тестирование. Животные родного края

2

-

2

Тестирование (презентация)

Тест

3.15

В мире насекомых. «Не просто букашки…»

2

1

1

Презентация Экоигра

Наблюдение, викторина

3.16

Птицы – наши друзья.

2

1

1

Эковикторина

Выставка

3.17

Птицы нашего края.

2

0,5

1,5

Презентация

Творческий  отчет

3.18

Презентация «Зимние гости»

2

0,5

1,5

Презентация исследователь-ской работы

Защита  работы

3.19

Итоговое занятие.

Конкурсно-игровая программа «В мире природы».

2

 

2

Конкурсная викторина

Взаимоанализ  достижений, анализ работы педагогом

4

Путешествие с домашними растениями

20

6

14

 

 

4.1

Когда за окном снег

2

1

1

Презентация

Опрос  по ТБ    Тест

4.2

Строение декоративных растений

2

0,5

1,5

Презентация

 

Наблюдение

 

4.3

Основные способы размножения комнатных растений

2

0,5

1,5

Видеофильм

 

 

Наблюдение

4.4

Особенности содержания растений в помещении

2

1

1

Исследователь-ская работа (презентация)

Тест

4.5

Подготовка почвы для посадки комнатных растений, заготовка земли и составление смесей

2

0,5

1,5

Практикум

Анализ

  

4.6

Посев и посадка комнатных растений, пересадка и перевалка

2

0,5

1,5

Практикум

Анализ

 

4.7

Питание комнатных растений, удобрения

2

0,5

1,5

Практикум

Анализ

 

4.8

Полив, подкормка, опрыскивание и рыхление растений

2

0,5

1,5

Практикум

Анализ

 

4.9

Ассортимент декоративных комнатных растений. Экскурсия в цветочный магазин.

2

0,5

1,5

Экскурсия

Наблюдение

4.10

Итоговое занятие «Вальс цветов»

2

0,5

1,5

Экоигра

Творческий  отчет

 

5

Зеленая аптека на окне

12

6

6

 

 

5.1

Комнатные растения дома

2

1

1

Показ работ (презентация)

Опрос по ТБ,

Тест  

5.2

Целебные свойства растений

2

1

1

Презентация 

Викторина

5.3

Косметические свойства комнатных растений

2

1

1

Презентация

Фотовыставка 

5.4

Лекарственные растения дома

2

1

1

Показ исследователь-ской  работы   

Защита исследователь-ской  работы     

5.5

Ядовитые комнатные растения

2

1

1

Показ исследователь-ской  работа  

Защита исследователь-ской  работы    

5.6

Зеленая аптека на окне

2

1

1

Показ исследователь-ской  работа  

Защита исследователь-ской  работы    

6

Экологически чистое огородничество

16

6

10

 

 

6.1

Роль овощей в жизни человека.

2

1

1

Беседа, презентация

Наблюдение

 

6.2

Общие сведения об овощных растениях.

2

2

 

Презентация

Анализ 

 

6.3

Общие сведения об овощных растениях.

Презентация «Помидоры», «Морковь» и др.(по выбору обучающихся)

2

0,5

1,5

Презентация

Викторина

6.4

Вредители и болезни помидор.

2

1

1

Презентация

Фотовыставка 

6.5

Подготовка семян к посеву.

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение

 

6.6

Подготовка семян к посеву.

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение

 

6.7

Выращивание и уход за рассадой.

2

0,5

1,5

Практикум

Опрос по ТБ 

6.8

Викторина «Овощной алфавит»

2

 

2

Игра-викторина 

Анализ работы педагогом

7

Весенние работы в цветнике

12

3

9

 

 

7.1

Подготовка почвы.

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение

 

7.2

Подготовка почвы.

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение

 

7.3

Высадка рассады однолетних культур

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение

 

7.4

Высадка рассады однолетних культур

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение

 

7.5

Пересадка и перевалка комнатных растений

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Наблюдение

 

7.6

Пересадка и перевалка комнатных растений

2

0,5

1,5

Практическое  занятие

Тест (итоговый)

 

8

Чудеса леса

14

5

9

 

 

8.1

Разнообразие растительного мира

2

1

1

Презентация

Газета

8.2

Они служат человеку. «Лесная аптека  на службе у человека»

2

1

1

Экоигра

Взаимоанализ  достижений

8.3

Игра – викторина «Народный лекарь»

2

1

1

Игра викторина   

Самоанализ

8.4

Его величество Гриб 

2

0,5

1,5

Презентация

Фотовыставка

8.5

Экскурсия в лес. Сбор природного материала

2

1

1

Экскурсия

Гербарий

8.6

Конкурс поделок из природного материала. Выставка.

2

0,5

1,5

Конкурс

Выставка

8.7

Итоговое занятие. Конкурс знатоков природы

2

 

2

Конкурс знатоков природы

Викторина

 

                                    ИТОГО                                       

144

49

95

 

 

 

Третий модуль

Я - исследователь

 

 Раздел

и тема программы

Всего часов

В том числе

Формы организации занятий

Форма аттестации (контроля)

Тео

рия

Прак

тика

1

Организационное занятие

4

2

2

 

 

1.1

Задачи объединения. Техника безопасности. Знакомство с программой на учебный год.

2

1

1

Презентация

Опрос по ТБ

 1.2.

Организация  выставки.

Беседа-диспут о времени летнего отдыха. Обсуждение результатов выполнения заданий на лето.

2

1

1

Беседа-диспут 

Выставка

2

Учись быть здоровым.

12

1,5

10,5

 

 

2.1

Простейшие уроки жизни.

2

0,5

1,5

Презентация

Тест

 

2.2

ОБЖ «Ты отравился, ты ушибся, ты сломал руку, ногу, ты угорел, ты обжегся».

2

0,5

1,5

Практикум

Опрос по ТБ,   взаимоконт-

роль

2.3

Экологическое путешествие «Здоровый я – здоровая страна!»

2

0,5

1,5

Экологическое путешествие 

Анализ  работы педагогом

2.4

Игра «Я – доктор».

2

 

2

Экоигра

 

Самоанализ  работ

2.5

Генеральная уборка в уголке живой природы.

2

 

2

 

Практикум

 

Анализ  

2.6

Итоговое занятие по теме «Учись быть здоровым»

2

 

2

Интегрирован-ное занятие

Тест

3

Изучаем способы охраны природы.

16

3

11

 

 

3.1

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки.

2

0,5

1,5

Видеофильм

Наблюдение 

3.2

Памятники природы. Ботанические сады, и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных.

2

0,5

1,5

Видеофильм

Наблюдение 

3.3

Питомники редких видов.

2

0,5

1,5

Видеофильм

Наблюдение 

3.4

Памятники природы Курганской области, история и современность.

2

0,5

1,5

Видеофильм

Листовки, буклеты

3.5

Экскурсия в Куртамышский лесхоз.

2

 

 

Экскурсия

 

Наблюдение

3.6

Диспут. Что мы должны охранять в нашем родном городе.

2

0,5

1,5

Диспут

 

Защита мини  проекта

3.7

Экологический рассказ. 

2

0,5

1,5

Презентация мини-сочинений (рассказов)

Альбом «Экорассказ»

3.8

Постановка экологической сказки.

2

 

2

Постановка экологической сказки

Экосказки

4

Окружающая среда и здоровье человека.

12

3

9

 

 

4.1

Химические загрязнения среды и здоровье человека.

2

0,5

1,5

Видеофильм

 

Тест

4.2

Влияние звуков на человека.

Погода и самочувствие человека.

Игра «Я – доктор».

2

0,5

1,5

Видеофильм

 Игра «Я – доктор».

 

Тест

4.3

Питание и здоровье человека.

«Что может есть Робинзон»

2

0,5

1,5

Проект

 

защита мини  проекта

4.4

Выпуск эколистовок, газеты, буклетов о здоровом питании.

2

0,5

1,5

Практикум

Творческая выставка

4.5

«Урок феи Экологии». Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

2

0,5

1,5

 Презентация

   Тест

 

4.6

Итоговое занятие «Лесная столовая»

2

0,5

1,5

Занятие-игра

Викторина

5

Человек в созданной им среде

6

2

4

 

 

5.1

Экология жилища. Мода и интерьер

2

1

1

Презентация

Наблюдение

5.2

Экология и образ жизни. 

2

0,5

1,5

Презентация

Наблюдение

5.3

Итоговое занятие «Человек – часть природы»

2

0,5

1,5

Занятие-викторина

Тест

6

Зеленая аптека

18

4

14

 

 

6.1

Экскурсия в аптеку.

Экскурсия в ветеринарную аптеку.

2

 

 

Экскурсия

Наблюдение

6.2

Экологическая ниша. Дидактические игры «Вершки и корешки» и т.п

2

0,5

1,5

 Дидактические игры 

Наблюдение

6.3

«В гостях у доктора Айболита». Игра «Доктор Айболит»

2

0,5

1,5

Ролевая игра  

Самоанализ

 

6.4

Сюжетно-ролевая игра «Зелёная аптека».

2

 

2

Сюжетно-ролевая игра 

Анализ  работы педагогом

6.5

Ядовитые растения местности: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман.

2

1

1

Проект-презентация

 

Защита  мини  проекта

6.6

«Урок феи Экологии. «Осторожно! Они ядовиты!».

2

1

1

Проект-презентация 

Защита  мини  проекта

6.7

«Ядовитые и лекарственные растения»

2

0,5

1,5

Исследователь-ская работа

(презентация)

защита мини  проекта 

6.8

Зелёная аптека родного края.

Экологическая викторина «Лекарственные растения нашего края»

2

0,5

1,5

 Экологическая викторина

Презентация  

6.9

Сбор и сортировка рецептов.

Проект. Создание газеты «Бабушкины рецепты»

2

 

2

Практикум

 

Создание газеты

7

Деловые и экологические игры, сказки и ситуации

10

2,5

7,5

 

 

7.1

Проблемные экологические ситуации (предлагает педагог, а ребята стараются найти оптимальный выход из нее.)

2

0,5

1,5

Практикум

 

Самоанализ, взаимоанализ

7.2

Разучивание и проведение экологических игр.

2

0,5

1,5

Экоигры

 

Анализ  работы педагогом

7.3

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.

2

0,5

1,5

Практикум

 

Выставка знаков, листовок

7.4

Экологическая сказка «Золотая рыбка»  (Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья).

2

0,5

1,5

Экосказка

Викторина

7.5

 Игровая программа «Знатоки природы».

 2

0,5

1,5

Деловые и экологические игры

Викторина

8

Вопросы задаёт природа

10

2

8

 

 

 8.1

Вопросы задаёт природа.

Викторина.

2

0,5

1,5

Викторина

 

 Тест

8.2

Загадки на маршруте. Сочиняем загадки.

  

2

0,5

1,5

Презентация.

 

Презентации с загадками

8.3

Вопросы и ответы. Составление кроссвордов

2

0,5

1,5

Презентация

Кроссворд

8.4

Вопросы и ответы. Составление ребусов

2

0,5

1,5

Конверт вопросов

 

Тест

8.5

Игра «Счастливый случай»

2

 

2

Занятие-игра

 

Анализ  работы педагогом

9

Хочу стать экологом-инструктором.

16

4

12

 

 

9.1

Тестирование «Хочу стать экологом-инструктором».

2

0,5

1,5

Тестирование 

Тест

 

9.2

Подготовка и проведение ребятами бесед, конкурсов, викторин.

2

0,5

1,5

Викторина 

 

Показ работ 

9.3

Подготовка и проведение ребятами конкурсно-игровых программ.

2

0,5

1,5

Конкурс

 

Показ работ 

9.4

Подготовка и проведение ребятами игры «Зов джунглей»  экологического содержания, адресованных обучающимся других групп кружков и объединений.

2

0,5

1,5

Экоигра

 

Показ работ 

9.5

Подготовка и проведение ребятами интеллектуальной игры «Счастливый случай» экологического содержания, адресованных обучающимся других групп кружков и объединений.

2

0,5

1,5

Интеллектуальная  игра

 

Показ работ 

9.6

Подготовка и проведение ребятами КВНа экологического содержания, адресованных обучающимся других групп кружков и объединений.

2

0,5

1,5

Игра

 

Показ работ 

9.7

Подготовка и проведение ребятами интеллектуальной игры. «Своя игра» экологического содержания, адресованного обучающимся других групп кружков и объединений.

2

0,5

1,5

Интеллектуальная  игра

Показ работ 

9.8

Итоговое занятие «Поле чудес» экологического содержания, адресованных обучающимся других групп кружков и объединений.

2

0,5

1,5

Игра-сказка

 

Показ работ 

10

Практикум.

14

3

11

 

 

10.1

Презентация фильма «Зимний сад».

Просмотр и обсуждение.

2

1

1

Презентация фильма

 

Выставка

10.2

Работа по проращиванию саженцев деревьев из семян (дуб, апельсин, лимон, пальма).

2

0,5

1,5

Практическое   занятие 

Викторина

10.3

Уход за саженцами, подкормка.

2

0,5

1,5

Практикум  

Наблюдение

10.4

Уход за зимним садом.

2

0,5

1,5

Практикум  

Наблюдение

10.5

Уход за комнатными растениями.

2

 

2

Практикум  

Наблюдение

10.6

Экскурсия «Деревья нашего края».

2

 

2

Экскурсия   

Наблюдение 

10.7

Итоговое занятие. Тестирование.

2

0,5

1,5

Тестирование

Тест

11

Исследовательская и проектная деятельность

28

7

21

 

 

11.1

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

2

0,5

1,5

Презентация «Конверт вопросов»

Викторина

11.2

Викторина

2

0,5

1,5

Игра-викторина

Наблюдение

11.3

Самостоятельное составление викторины

2

0,5

1,5

Практикум

Викторины

 11.4

Как правильно делать выводы

2

0,5

1,5

Практикум      

Самоанализ 

 11.5

Умение выявлять проблемы

2

0,5

1,5

Практикум      

Самоанализ 

11.6

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

2

0,5

1,5

Практикум      

Самоанализ 

11.7

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования «Первоцветы»

2

0,5

1,5

Практикум      

Самоанализ 

11.8

Коллективная игра – исследование

2

0,5

1,5

Коллективная игра – исследование

Взаимоанализ

11.9

Проекты и исследовательские работы. Сходство и отличие.

2

0,5

1,5

Занятие-игра

Наблюдение

11.10

Социальный проект «Птичий город»

2

0,5

1,5

Проект-

презентация

Выставка

11.11

Экологический проект «Жалобная книга природы»

2

0,5

1,5

Проект-

презентация

Выставка

11.12

Семинар по исследовательской работе «Первоцветы»

2

0,5

1,5

Семинар 

Творческий  отчет

11.13

Как подготовиться к защите. Тезисы

2

0,5

1,5

Презентация

Самоанализ  работ

11.14

Защита исследовательских работ обучающихся.

2

0,5

1,5

Защита исследователь-ских работ обучающихся

Публичная  защита  проекта

 

 ВСЕГО

144

34

110

 

 

 

      

1.5. Содержание программы  

Первый модуль

Тайны живой и неживой природы

 

Раздел, тема

Содержание

(теория и практика)

Образовательный результат

Раздел 1. Организационный.

1.1

Вводное занятие.  Флора и фауна нашего края.

Теория. Существует четыре времени года.  Это весна, лето, осень и зима. Времена года следуют одно за другим, и каждое имеет свои особенности.

Будут следовать закону «Не навреди»

Раздел 2. Чудо живой и неживой природы (осень)

2.1

Неживая природа

Теория. Живая и неживая природа.

Практика. Сравнение погоды летом и осенью. Изменения в неживой природе.

Будут знать:   

• сизменения в живой и неживой природе

Будут уметь:   

• распознавать живые и неживые предметы

2.2

Что такое растение

  Теория. Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.) Одинаковые ли условия нужны для разных растений? (капуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.)

Практика. Составить схему «Какие органы есть у всех цветковых растений»

Будут знать: растения родного края.

Будут уметь:   

• распознавать травы, кустарники и деревья.

2.3

Грибы и их роль в лесу

Теория. Грибы – своеобразные организмы (всего известно около 100 тыс. видов), которые сочетают в себе признаки растений и животных. Они растут на богатой органическими веществами почве, в сырых затененных местах, на растительных остатках, на пищевых продуктах, на живых тканях растений и животных. Грибы – не растения и не животные, их выделяют в отдельное царство.

Практика. Назовем некоторые признаки, характерные для грибов. Таблица: отличие съдобных и несъедобных грибов.

Будут знать:

• названия грибов  и их роль в лесу.

Будут уметь:   

• распознавать съедобные и несъедобные.

2.4

Мхи и их значение

Высшие споровые растения.

Практика. Сбор иллюстраций и информации

Будут знать:

• мхи, лишайники и их значение.

Будут уметь:   

• распознавать мхи и лишайники.

2.5

Лишайники и их значение

Больше всего лишайники любят чистый воздух.

Практика. Сбор информации

Будут знать:

• мхи, лишайники и их значение

Будут уметь:   

• распознавать мхи и лишайники

2.6

Деревья и кустарники края

Теория. Особенности изменений в природе осенью на примере деревьев и кустарников.

Практика. Сбор иллюстраций и информации о деревьях и кустарниках края.

Будут знать:  

 • деревья и кустарники нашего края.

Будут уметь:   

• распознавать растения.

2.7

Лекарственные растения

Теория. Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

Практика. Презентация творческой работы «Лекарственные растения».

Будут знать:

• названия лекарственных растений и как их применяют в народной медицине

Будут уметь:   

• распознавать лекарственные деревья и кустарники, травы.

2.8

Экскурсия. Листопад и его значение.

Теория. Зачем деревьям нужен листопад. Обильного листопада еще нет, но он  не за горами. Листопад - это явление уникальное и полезное для природы.

Практика. Сбор листьев деревьев и кустарников края.

Будут знать:

• что такое листопад и его значение.

Будут уметь:   

• распознавать деревья по   листьям.

2.9

Звери нашего края.

Особенности жизни зверей осенью

Теория. Особенности жизни зверей осенью.

Практика. Презентация творческой работы «Звери нашего края».

Будут знать:

• зверей нашего края, особенности жизни зверей осенью.

Будут уметь:   

• распознавать зверей по их внешнему виду

2.10

Разнообразие цветущих растений в цветнике осенью

Теория. Однолетние декоративные растения отличаются разнообразием форм и окрасок цветов, продолжительным периодом цветения, их можно выращивать для срезки в букеты и в цветниках.

Практика. Фотогалерея.

Будут знать:

• разнообразие цветущих растений осенью.

Будут уметь:

• распознавать цветущие деревья и кустарники.

2.11

Сбор семян однолетних растений в цветнике

Теория. Какие именно цветы относят к летникам. Однолетние растения – это растения, весь жизненный цикл которых, от прорастания семени до плодоношения и умирания, проходит в течение одного вегетационного периода. 

Практика. Сбор семян однолетних растений в цветнике.

Будут знать:  однолетние растения

Будут уметь: проводить сбор семян однолетних растений в цветнике.

 

2.12

Сбор семян однолетних растений в цветнике

Теория. Посев этих растений сравнительно несложен.

Практика. Сбор семян однолетних растений в цветнике.

Будут знать:  однолетние растения.

Будут уметь: проводить сбор семян однолетних растений в цветнике.

2.13

Осенняя уборка цветника.

Подготовка к зиме

Теория. Осенью в саду много уборки.

Практика. Обрезать под корень увядшую зелень многолетников и привести в порядок цветники и бордюры.

 

Будут знать: признаки поздней осени.   

Будут уметь: проводить осеннюю уборку цветника. Готовить грядки к зиме.

2.14

Осенняя уборка цветника. Подготовка к зиме

Теория. Вовремя избавляться от сгнивших фруктов и овощей.

Практика. Удаление отплодоносивших однолетние огородных культур.

 

Будут знать: признаки поздней осени   

Будут уметь: проводить осеннюю уборку цветника. Готовить грядки к зиме.

2.15

Птицы перелетные и зимующие

Теория. Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредителей. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью, покормите их. Зимующие и перелетные птицы делятся на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Практика. Подкормка птиц. Составить список «Птицы перелетные и зимующие»

Будут знать:   

• перелетных и зимующих птиц.

Будут уметь:   

• распознавать перелетных и зимующих птиц.

2.16

Изготовление кормушек

Теория. Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Виды кормушек. Практика. Изготовление из бумаги и картона моделей кормушек.

Будут знать: виды корма    

Будут уметь: изготовить кормушку,   подкармливать зимующих птиц.

2.17

Подкормка зимующих птиц

Теория. Для зимней подкормки птиц можно использовать высушенные семена подсолнечника, дыни, арбуза, а также зерна различных сельскохозяйственных культур – проса, овса, ячменя, пшеницы.

Практика. Развешивание кормушек и подкормка птиц.

Будут знать: виды корма    

Будут уметь: изготовить кормушку,   подкармливать зимующих птиц.

2.18

Конкурс рисунков «На кормушке»

Теория. Виды кормушек.

Практика. Изображение кормушек. Выставка.

Будут знать: виды корма    

Будут уметь: изготовить кормушку, подкармливать зимующих птиц.

2.19

Итоговое занятие - КВН

Встреча трёх команд «Синицы», «Снегири», «Дятлы».

Будут знать: виды корма и кормушек, птиц, нуждающихся в помощи.    

Будут уметь: изготовить кормушку,   подкармливать зимующих птиц.

Раздел 3. Тайны живой природы (в уголке живой природы)

3.1

Знакомство с растением

Теория. Знакомство с растениями.  Выбор растений.

Практика. Уход за растениями.  Фитодизайн. Цветочные истории.

 

Будут знать:

• растения нашего края, цветочные истории.

Будут уметь:   

• ухаживать за комнатными растениями, правильно найти им место.

3.2

Растения, выращиваемые в оранжереях и теплицах

Теория. Ускорения роста и репродуцирования растений в оранжереях и теплицах. Продления сезона сбора урожая. Выращиваниe теплолюбивых растений, которые обычно растут только в субтропических (тропических) широтах. Растения теплиц и оранжерей предъявляют различные требования к влажности грунта и воздуха.  Летом в оранжереях выращивают растения, требующие специфических условий, - например, определённой влажности, температуры воздуха и освещения. Строительство: оранжереи и теплицы, зимние сады.

Практика. Как устроить домашнюю оранжерею, необходимое оборудование.

Будут знать:

• растения нашего края, растения, выращиваемые в оранжереях и теплицах.

Будут уметь:    

• ухаживать за комнатными растениями.

3.3

Особенности  горшечной культуры растений

Теория. Особенности выращивания горшечных сезонноцветущих растений: амариллис, гиппеаструм, бегония, герань. 

Практика. Пересаживание горшечных растений.

Будут знать:

• растения нашего края, особенности  горшечной культуры растений.

Будут уметь:   

• ухаживать за комнатными растениями.

3.4

Особенности  горшечной культуры растений

Теория. Хризантемы все реже используют в качестве горшечной культуры и все чаще - на срезку.

Практика. Пересаживание горшечных растений.

3.5

Животные уголка живой природы. Тестирование по теме.

Теория. В отличие от растений животные разных типов требуют различного помещения: аквариумов, террариумов, клеток. Знания о  животных живого уголка и условиях необходимых для их жизни, роста и развития.

Практика. Каждое животное также должно иметь этикетку с названием и паспорт в зоологической картотеке уголка живой природы. Изготовление этикеток и паспорта.

 

Будут знать:

• диких и домашних животных.

• насекомых и животных, взятых под охрану.

Будут уметь:        

•  ухаживать за животными и птицами уголка живой природы, домашними животными.

3.6

Птицы уголка живой природы

Теория. Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются.  Птицы: помимо канареек и попугайчиков, снегири, щеглы, синицы.

Практика. Правила ухода за птицами.

Будут знать:

• птиц уголка живой природы.

Будут уметь:

•  ухаживать за птицами уголка живой природы.

3.7

Кошки и собаки.

Теория. Домашние животные.  Практика. Альбом «Виды кошек».

Будут знать:

• диких и домашних животных, их породы.

Будут уметь:

•  ухаживать за домашними животными.

3.8

Кормление и уход в связи со средой обитания и образом жизни животного (аквариумные рыбки)

Теория. Как правило, рыбы ведут данный образ жизни, что учитывается при создании методов их культивирования. Характер питания осетровых в естественной среде обитания, а также их эколого-физиологические особенности являются основой организации. Внутренние факторы – это факторы, связанные с наследственностью, заключённые в генотипе животного. Внешние факторы – это воздействие внешней среды (среды обитания), куда входит и образ жизни.

Практика. Кормление и уход.

Будут знать:

• аквариумных рыб; их поведение в связи с изменением условий их жизни.

Будут уметь:   

• ухаживать за аквариумными рыбками.

3.9

Составление альбома.

Практика. Составить альбом. Птицы и животные живого уголка, питание и уход.

Будут знать:

птиц и животных живого уголка; содержание и уход за ними.

Будут уметь:   

• ухаживать за животными уголка живой природы.

3.10

Итоговое занятие. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Теория. КТД  все микроколлективы собираются на общий сбор, где проводится путешествие  по выбранным делам «От каждого коллектива — на каждую станцию». КТД «Мой маленький друг» /о животных, содержащихся дома и в живых уголках/. Круглый стол «Наш помощник – книга» /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/.

Практика. Проигрывание экологических ситуаций. Музей природы на столе.

Будут знать:

• диких и домашних животных. Животных и насекомых, взятых под охрану;

• состояние и поведение животных и птиц уголка живой природы в связи с изменением условий их жизни.

Будут уметь:   

• ухаживать за комнатными растениями

• ухаживать за животными уголка живой природы, домашними животными.

4. Тайны живой природы (зима)

4.1

Неживая природа зимой

Теория. Зимние явления в природе.

Практика. Чем отличается живая природа от неживой.

Будут знать и уметь: отличать сезонные изменения в живой и неживой природе зимой.

 

4.2

Значение снежного покрова

Теория. Снег предотвращает замерзание разных растений. Снег не дает промерзать сильно земле, это позволяет сохранить в земле корневища и клубеньки многолетних растений. Снег сохраняет всходы озимой пшеницы и ржи, сохраняя тем самым будущий урожай. Практика. Сделать записи в дневнике «Значение снежного покрова».

Будут знать:   

• значение снежного покрова. 

Будут уметь:   

• наблюдать, делать записи в дневнике.

4.3

Лиственные и хвойные растения зимой

Теория. Зачем деревьям нужен листопад. Сосновый лес называется бором. Хвойные деревья и кустарники: ели, можжевельники, тис ягодный,  тсуга канадская, туя западная, туя восточная.

Практика. Лиственные деревья и декоративные кустарними. 

Будут знать:

лиственные и хвойные растения.

Будут уметь:      

различать лиственные и хвойные растения зимой  

 

4.4

Конкурс рисунков «белым снегом все покрыло»

Практика. Конкурс рисунков «белым снегом все покрыло».

 

Будут знать, уметь и применить на практике свои ЗУН.

4.5

Как зимуют насекомые

Теория. С наступлением весеннего тепла все живое пробуждается к жизни. Совсем скоро появятся многочисленные насекомые. А вот интересно, где и как они зимовали? Вот так зимой живое племя насекомых, казалось бы, исчезало с глаз, погибало. Но нет, под снежным покровом жизнь незаметно ждала своего часа, часа праздничного возрождения – весны.

Практика. На самом деле в природе нет ни полезных, ни вредных существ - все одинаково нужны – те, «кто делает мед», и те, «кто делает яд…». Подготовить слайд для презентвции (по выбору).

Будут знать:   

• как зимуют насекомые;

• насекомых взятых под охрану.

Будут уметь:   

• различать насекомых, их пользу и вред.

4.6

Птицы, зимующие с нами

Теория. Птицы почти полностью покрыты перьями, которые  надежно предохраняют их от холода и влаги. Перья служат птице, как для тепла, так и выполняют функцию осязания. Практика. Наблюдение за зимующими  птицами.

Будут знать:   

• перелетных и зимующих птиц.

Будут уметь:   

• распознавать перелетных и зимующих птиц.

4.7

Подкормка и наблюдение за зимующими птицами

Теория. Особенно страшна бескормица для насекомоядных птиц. Без помощи человека до весны доживает лишь одна из 10 синиц. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человек.

Практика. Подкормка и наблюдение за зимующими птицами.

Будут знать:   

• перелетных и зимующих птиц.

Будут уметь:    

подкармливать и наблюдать за зимующими птицами.

4.8

Подкормка и наблюдение за зимующими птицами

Теория. Особенно страшна бескормица для насекомоядных птиц. Без помощи человека до весны доживает лишь одна из 10 синиц. Одна кормушка может спасти от смерти до 50 синиц за зиму. Одна синица спасает от вредителей до 10 деревьев за сезон. Одно небольшое дерево обеспечивает кислородом 3 человек.

Практика. Подкормка и наблюдение за зимующими птицами.

Будут знать:   

• перелетных и зимующих птиц.

Будут уметь:   

подкармливать и наблюдать за зимующими птицами.

4.9

Зимняя жизнь птиц и зверей

Теория. Способов перенесения зимних холодов много. Поздней осенью и в начале зимы многие птицы проводят ночь на деревьях или земле.

Практика. Подкормка и наблюдение за зимующими птицами.

Будут знать:   

• перелетных и зимующих птиц.

Будут уметь:   

подкармливать и наблюдать за зимующими птицами.

4.10

Конкурс мини-сочинений «На кормушке»

Теория. Мини-сочинений «На кормушке». Конкурс.

Практика. Подкормка и наблюдение за зимующими птицами.

Будут знать:   

• перелетных и зимующих птиц.

Будут уметь:   

подкармливать и наблюдать за зимующими птицами.

4.11

Заочная экскурсия «Читая книгу зимы»

Теория. Приметы погоды зимой – народные приметы. И зимой живут грибные приметы. Грачи-зимовщики - к теплой зиме…

Практика. Приметы зимы.

Будут знать:   

• признаки зимы.

Будут уметь:   

• распознавать  перелетных и зимующих птиц, животных своего края, следы и тропы животных.

4.12

Конкурсно - игровая программа «Здравствуй, зимушка – зима»

Путешествие по зимней стране. Зеленый лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые края.

Будут знать:   

• признаки зимы в пословица, поговорках, стихах и песнях.

Будут уметь:   

• распознавать птиц, животных своего края, следы и тропы животных.

4.13

Генеральная уборка в уголке живой природы

Практикум.

Будут уметь:

выполнять генеральную уборку в уголке живой природы;  

• правила поведения в кружке, в лесу, на улице и т.п.

4.14

Итоговое занятие «Берегите природу!»

Конкурсная деловая игра - викторина.

Будут уметь: беречь природу.

Раздел 5. Работа в уголке живой природы зимой

5.1

Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света

Теория. Все растения в комнатных условиях для нормального роста и развития требуют света, тепла, влаги, почвы и подкормок. Недостаток или отсутствие к чему - нибудь из них ведет: к ослаблению и гибели.

Практика. Опыт «Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком света и тепла».

Будут знать:

• особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света;

Будут уметь: 

• размножать комнатные растения;

• готовить почву для посадки комнатных растений;

• пересаживать и переваливать комнатные растения.

5.2

Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света

Теория. Все растения в комнатных условиях для нормального роста и развития требуют света, тепла, влаги, почвы и подкормок. Недостаток или отсутствие к чему - нибудь из них ведет: к ослаблению и гибели.

Практика. Опыт. «Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком света и тепла».

Будут знать:

• особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света.

Будут уметь:

• размножать комнатные растения;

• готовить почву для посадки комнатных растений;

• пересаживать и переваливать комнатные растения; правильно поливать;

готовить семена к посеву.

5.3.

Состояние и поведение животных и птиц уголка живой природы в связи с изменением условий их жизни

Теория. Основное требование, которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы, — создание нормальных условий для их жизни.

Практика. Прежде чем приобретать животных и птиц, необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия к болем естественным.

Будут знать:

• состояние и поведение животных и птиц уголка живой природы в связи с изменением условий их жизни.

Будут уметь:

• правильно обращаться с животными.

 

Раздел 6. Домашние животные

6.1

Ты в ответе за тех, кого приучил

Теория.Просмотр видематериалов «Ты в ответе за тех, кого приручили». Слова сказаны по отношению к людям, которые приручают живых существ, например, животных.

Практика.  Выпуск листовок, буклетов (правила обращения с животными).

Будут знать:   

• правила ухода и особенности содержания животных.

 Будут уметь:   

• ухаживать за животными уголка живой природы, домашними животными.

6.2

Наши домашние любимцы «Собака – дело серьезное»

Теория. Собака - лучший друг человека! А также его охранник, помощник и вообще, собака может выполнять очень много функций (от охотника до няньки).

Практика.  Но, чтобы ваш любимец был действительно вам помощником, нужно знать, как правильно его воспитывать.

Будут знать:   

• домашних животных, их особенности.

Будут уметь:

• отличать домашних и диких животных;

• ухаживать за животными уголка живой природы, домашними животными

6.3.

Итоговое занятие «Войди в природу другом»

Теория. Взаимоотношения человека и природы.

Практика. Викторина.

Будут знать:   

• кто в лесу живёт, что в лесу растёт;

• значение домашних животных в жизни человека.

Будут уметь:   

• видеть позитивное ценностное отношение к живой природе,

• быть природе другом.  

 

Раздел 7. Уникальный мир природы (Весна)

 

7.1

Неживая природа весной

Теория. Весной в неживой природе происходят различные явления – ледоход, половодье, появляются проталины. Все весенние явления связаны с солнечным теплом.

Практика. Признаки весны в живой природе.

Будут знать:   

• Сезонные изменения в живой и неживой природе весной.

Будут уметь:             

• Распознавать живые и неживые предметы. 

7.2

Деревья и кустарники весной.

Их охрана

Теория. Деревья и кустарники садят молодыми саженцами, лучше всего весной, до распускания почек. Саженцы надо садить сразу же, как только они будут привезены из питомника.

Практика. Охраны окружающей среды. Лесничества.

Будут знать:   

• деревья и кустарники, их отличие и сходство; способы охраны растений.

Будут уметь:             

• распознавать кустарники и деревья. 

7.3

Травянистые раннецветущие растения

Теория. Травянистые растения лесов,  лугов, полей, опушек и полян,  водоемов, заболоченных лугов и болот.  Первоцветы и раннецветущие травянистые растения. Биологический смысл ранневесеннего цветения растений. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые виды. Приспособительные особенности ранневесенних эфемероидов.

Практика. Создание сборника «Первоцветы».

 Будут знать:   

• травянистые раннецветущие растения.

Будут уметь:   

• охранять растения;

• распознавать раннецветущие.    

7.4

Конкурс рисунков «Первоцветы»

Теория. Общие сведения о первоцветах. Виды первоцветов. Проблемы охраны раннецветущих растений.

Практика. Конкурс рисунков «Первоцветы».

 

Будут знать:   

• сезонные изменения в живой и неживой природе весной.

• травянистые раннецветущие растения.

Будут уметь:   

• охранять растения

• рисовать, а значит распознавать раннецветущие и охранять их. 

7.5

Насекомые весной

Теория. Насекомые - Защитники Сада. Некоторые фруктовые деревья нуждаются в ручном опылении, например выращиваемые в теплице, куда нет доступа насекомым-опылителям, а также цветущие очень рано, когда насекомых-опылителей еще мало.

Практика. Фотовыставка.

Будут знать:   

• сезонные изменения в живой и неживой природе весной;

• насекомых нашего края.

Будут уметь:   

• охранять насекомых;

• распознавать  насекомых;

• оформлять фотовыставки.

7.6

Муравьи – санитары леса. Их охрана

Теория. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Практика. Просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил».

Будут знать:   

• сезонные изменения в живой и неживой природе весной;

• насекомых нашего края

Будут уметь:   

• охранять муравьёв – санитаров леса.

7.7

Охраняемые насекомые края

Теория. Насекомые, занесённые в Красную книгу нашего  края. Создание энтопарков для охраны шестиногих: шмелей, диких пчёл, ос … Их места обитания должны получить (или уже имеют) статус охраняемых территорий.

Практика. Необходима широкая разъяснительная работа о необходимости охраны насекомых. 

Будут знать:   

насекомых, занесённых в Красную книгу нашего  края.

Будут уметь:   

• распознавать насекомых  

и охранять муравьёв – санитаров леса;

создавать листовки и буклеты, распространять их.

7.8

Цветение сада. Насекомые опылители

Теория. Насекомые - Защитники Сада. Некоторые фруктовые деревья нуждаются в ручном опылении, например выращиваемые в теплице, куда нет доступа насекомым-опылителям, а также цветущие очень рано, когда насекомых-опылителей еще мало.

Практика. Фотовыставка.

Будут знать:   

насекомых-опылителей.

Будут уметь:   

• распознавать насекомых – защитников и опылителей сада.

7.9

Рыбы, лягушки, змеи. Их размножение

Теория. Уход, содержание, кормление и размножение змей, черепах, ящериц, жаб, лягушек, пауков-птицеедов. Змеи размножаются, откладывая яйца, покрытые кожистой оболочкой, или путем живорождения. Лягушки активны, питаются и размножаются при температуре 25-30° С, при понижении температуры становятся малоподвижны, как и наши озерные лягушки во время зимовки подо льдом. Некоторые рыбы способны жалить не менее опасно, чем ядовитые змеи. Действие их яда сходно с укусом кобр, гремучих змей или пчел. … Размножение. Способы размножения рыб различны.     

Практика. Некоторые живородящие – из тела матери выходит активная молодь. Отсаживание молоди из аквариума.

Будут знать:   

• сезонные изменения в живой и неживой природе весной;

информацию о рыбах, лягушках, змеях.

Будут уметь:   

•  ухаживать за рыбками и охранять их.

7.10

Птицы весной

Теория. Первые вестники весны в средней полосе России - грачи. Недаром про них говорят, что они «на крыльях весну приносят».  

Практика. Домики-гнездовья бывают разные для птиц.      

 

Будут знать:   

• сезонные изменения в живой и неживой природе весной;

• перелетных птиц.

Будут уметь:   

•  охранять птиц;

•  изготавливать кормушки, домики-гнездовья  для птиц.      

7.11

Домики для птиц

Теория. Первые вестники весны в средней полосе России - грачи. Недаром про них говорят, что они «на крыльях весну приносят».   Практика. Домики-гнездовья бывают разные для птиц.      

Будут знать:   

• сезонные изменения в живой и неживой природе весной;

• перелетных птиц.

Будут уметь:   

•  охранять птиц;

•  изготавливать кормушки, домики-гнездовья  для птиц.      

7.12

Подготовка к празднику «День птиц»

Теория. Репетиции. Изготовление скворечников.

 

Будут знать:   

• перелетных и зимующих птиц, их сходство и отличие.

Будут уметь:   

•  охранять и подкармливать птиц;

•  готовить кормушку для птиц. 

7.13

Подготовка к празднику «День птиц»

Теория. Репетиции. Изготовление скворечников.

 

7.14

Праздник «День птиц». Счастливый случай.

Теория. День прилёта птиц - весенний праздник.

Практика. Игра «Счастливый случай»

Будут знать:   

• перелетных и зимующих птиц, их сходство и отличие.

Будут уметь:   

•  охранять и подкармливать птиц;

•  готовить кормушку для птиц;

• организовать себя и других для игры.

Раздел 8. Весенние работы в цветнике

8.1

Подготовка почвы для посадки растений

Теория. Удобрение, обработка почвы и полив — вот три основных агротехнических приема в овощеводстве. Все они взаимосвязаны.

Практика. Удобрение, обработка почвы и полив

Будут знать:   

• правила ухаживания за растениями.

Будут уметь:   

•  подготовить почву для посадки растений (добрение, обработка почвы и полив);

•  распознавать семена.

8.2

Посадка цветов

Теория. Участки, отведенные под клумбы, подготавливают очень тщательно. При посадке землю плотно прижимают к корням, после посадки растения обязательно поливают. Затем участок разравнивают и покрывают опилками.

Практика. Практическое занятие. Посадка цветов.

Будут знать:   

• правила ухаживания за растениями.

Будут уметь:   

•  подготовить почву для посадки растений;

•  распознавать семена.

8.3

Акция «Моя клумба»

Практика. Практическое занятие. Посадка цветов.

Будут уметь: разбивать и оформлять клумбу.

 

Содержание программы

Второй модуль

Мы учимся творить добро

Раздел, тема

Содержание

(теория и практика)

Образовательный результат

Раздел 1. Вводное занятие

1.1

Вводное занятие: ТБ, тестирование.

Практика: тестирование (выяснить ожидания и отношение к предстоящим занятиям). 

Будут знать и уметь:

следовать закону «Не навреди»

Раздел 2. Чудо живой и неживой природы (осень)

2.1

Птицы в природе и жизни человека

Теория. Нет на земле такого уголка, где бы ни встречались птицы. Разнообразен их внешний облик, различен образ жизни. На земном шаре насчитывается почти 8500 видов пернатых, относящихся к 40 отрядам.

Практика. Найти сходство и отличие птиц зимующих и перелётных.  

Будут знать:

• условия содержания птиц уголка живой природы, 

• значение птиц в природе и жизни человека.

• правила поведения в природе.

Будут уметь:      

• различать зимующих и перелётных птиц. 

2.2

Виды и классификация кормов

Теория. Правильно составленный кормовой рацион играет важную роль при содержании птиц любого вида.

Практика.  Классификация кормов растительного и животного происхождения, понятие о питательности, физиологическое действие на организм.

Будут знать:

• виды и классификация кормов.

Будут уметь:

• кормить и ухаживать за животными и птицами уголка живой природы (повторение в течение года).

2.3

Домашний зооуголок

Теория. Как правильно содержать животное в домашнем зооуголке. Содержание птиц и мелких млекопитающих - одно из великого множества увлечений.

Практика. Презентация исследовательской работы «Волнистые попугайчики».

Будут знать:

•  как правильно содержать животное в домашнем зооуголке.

Будут уметь:      

•  создать домашний зооуголок. 

2.4

Содержание и уход за птицами живого уголка

Теория. Для чего это нужно людям. Пернатые обитатели живых уголков. Выбор и приобретение птиц. Помещение для птиц. Оборудование клеток и принадлежности.

Практика. Уход за птицами и их приручение. Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого отношения к живым существам. 

Будут знать:

• условия содержания птиц уголка живой природы, 

• значение птиц в природе и жизни человека.

• правила поведения в общении с птицами.

Будут уметь:

• ухаживать за птицами и их приручать. 

2.5

Правила ухода за птицами живого уголка

Теория. Содержание. Для чего это нужно людям. Пернатые обитатели живых уголков. Выбор и приобретение птиц. Помещение для птиц. Оборудование клеток и принадлежности.

Практика. Уход за птицами и их приручение. Участие ребенка в уходе за птицами способствует воспитанию заботливого отношения к живым существам. 

Будут знать:

• условия содержания птиц уголка живой природы, 

• значение птиц в природе и жизни человека.

• правила поведения в общении с птицами.

Будут уметь: