Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13»
г.Магадан
Наша великая Родина
Методическая разработка итогового занятия
по программе «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
(для учащихся 5-х классов)
(учебник Н.Ф.Виноградовой)
Автор: Свириденко Татьяна Арсентьевна,
педагог дополнительного образования
МАОУ «Гимназия №13» г.Магадана
Магадан, 2021
Цель и задачи занятия:
Тип занятия: обобщающее
Форма: интерактивная игра.
Виды деятельности: работа в группе, индивидуальная работа
Методы и приѐмы: создание ситуации «успеха», стимулирование и поощрение
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер для воспроизведения материала.
Класс делится на 5 команд по 4-6 человек.
В качестве помощников и членов жюри приглашаются учащиеся старших классов
Ход занятия:
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас заключительное занятие, которое будет проходить в форме игры. Вы сможете показать все те знания, которые приобрели в ходе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
На занятиях мы очень часто обращались к культуре разных народов, населяющих Россию, знакомились с бытом, фольклором, религиозными воззрениями тех или иных людей. Знакомились с архитектурными особенностями сооружений в разных городах России. И настал час, когда каждый из вас сможет показать свои знания, применить их в игре, которая включает несколько форм. Это «квиз», когда вы будете отвечать на вопросы и заносить ответы в бланки, обсуждая в команде и приходя к правильным ответам. «Своя игра», которая предназначена для каждого игрока и для команды. Видео задания, связанные с особенностями архитектуры разных городов. И в заключение «Эрудит-квартет» с кнопками.
Итак, мы приступаем.
В течение года мы с вами знакомились с разными религиями, особенностями христианства, ислама, буддизма, иудаизма.
Первое задание – «КВИЗ». На ваших столах карточки с изображениями жителей России в национальных костюмах. Ваша задача: определить, к какой религии можно отнести того или иного жителя. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Работа проводится в команде. На решение этого задания отводится 2-3 минуты
Работы сдаются и называются правильные ответы.
Второе задание – «Своя игра». В ней будет две темы по 5 вопросов. Стоимость от 1 до 5 баллов. Правильный ответ плюсуется, неправильный ответ минусуется.
Каждый пишет «свою игру» индивидуально. И за лучший результат может получить свой диплом.
проводится игра, сдаются бланки, объявляются правильные ответы.
А еще мы с вами поиграем «свою игру» для команды. Здесь тоже будет две темы,
Но отвечать в бланках вы будете после обсуждения ответа.
Проводится игра. Бланки сдаются, объявляются правильные ответы
Следующий этап – архитектурные особенности некоторых городов,
Здесь задание – видео. Я буду показывать вам разные сооружения в разных городах. Вам нужно будет записать в бланках ответов то, что там указано, город, название сооружения, название вида сооружения или религию, к которой данное соорудение имеет отношение. В каждом вопросе свои условия, поэтому будьте внимательны. Работа в команде. Каждый правильный ответ – 1 балл
Проводится видео-этап. Подводятся итоги.
И заключительный этап «Эрудит-квартет». Игра на кнопках.
Два раунда по 5 вопросов от 1 до 5. В каждом раунде играет 2 ученика. Первый раунд – светлый. Тема объявляется заранее. Второй раунд – темный. Тема объявляется после определения, кто играет.
Подсчитываются баллы за правильные ответы.
Проводится награждение. Специальные дипломы для команд. Игроки, занявшие первые три места в «Своей игре» получают индивидуальные дипломы.
Наша игра окончена. Я благодарю вас за игру и поздравляю победителей. Сегодня каждый из вас – победитель, потому что вы все продемонстрировали замечательные знания в области культуры и искусства. Надеюсь, эти знания помогут вам лучше понимать и знать тех людей, которые нас окружают, быть толерантными, бережно относиться к культурным традициям и наследию народов, населяющих нашу великую Родину. Которая зовется Россия.
Приложение 1
Сопоставьте костюм и религию.
1 2 3 4
А. христианство
Б. буддизм
В. мусульманство
Г. Иудаизм
Заверши или начни пословицу.
Балл |
Начало |
Окончание |
1 |
Когда в семье лад |
|
2 |
Любишь кататься |
|
3 |
|
будет и Великий пост |
4 |
|
того и сам не делай |
5 |
Хлеб на стол – так и стол престол, |
|
Балл |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Кого благословил на битву Сергий Радонежский |
|
2 |
Назовите первую женщину-офицера царской армии |
|
3 |
Назовите летчика Великой Отечественной войны, летавшего без ног (на протезах) |
|
4 |
На картине изображены три былинных богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Кто автор этого полотна? |
|
5 |
Какое название получила гора и горная страна в честь героя башкирской легенды? |
|
Балл |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Назовите исследователей севера Сибири, в честь которых было названо море |
|
2 |
Этот бурятский исследователь внес великий вклад в описание культуры народов Востока и Тибета |
|
3 |
Назовите великого ученого, которого считают основоположником космонавтики |
|
4 |
В 1921 году был напиан портрет двух молодых ученых Петра Капицы и Николая Семенова. Кто автор портрета? |
|
5 |
Каким ремеслом зарабатывал себе на пропитание апостол Павел |
|
Балл |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Об изделиях этих помыслов сложили стихи: «Алых ягод россыпь, отголоски лета в зелени травы. Рощи, перелески, шелковые всплески солнечно-медовой золотой листвы» |
|
2 |
Эти игрушки – популярный сувенир. Впервые они появились в селе Семеново благодаря художнику Малютину и токарю Звёздочкину |
|
3 |
Наиболее часто среди этих изделий встречаются барыни, няньки с детьми и животные – петухи, олени, бараны с золотыми рогами |
|
4 |
Об этих изделиях говорят: «Расцвели на белой глине синие цветочки» |
|
5 |
Основателями этого промысла считаются мастера Палей и Люлех. А нам хорошо известны расписные шкатулочки со сказочными сюжетами |
|
Выбери правильный ответ. Правильный ответ оценивается в 1 балл
В каком городе жил знаменитый мастер Левша?
А. Кострома
Б. Санкт-Петербург
В. Тула
Г. Ярославль
Кому в работе понадобятся коклюшки?
А. гончару
Б. резчику по дереву
В. вышивальщице
Г. кружевнице
Какой из этих памятников находится в Санкт-Петербурге?
А. Медный всадник
Б. Родина-мать
В. Граница между Европой и Азией
Г. Памятник Минину и Пожарскому
Что вам подадут в киевском ресторане, если вы захотите попробовать национальное блюдо?
А. Хинкали и харчо
Б. борщ и варенники
В. Пиццу и спагетти
Г. Плов и лагман
Чем знаменит подмосковный поселок Богородское?
А. деревянными игрушками
Б. узорчатыми платками
В. Глиняными свистульками
Г. Фарфоровой посудой
Приложение 2
Назовите правильно культовое сооружение, место его нахождения и религию, к которой оно принадлежит (Данный этап можно проводить в формате презентации или слайд-шоу)
назовите культовое сооружение и религию (2 балла)
назовите город, где находится это культовое сооружение и религию (2 балла)
как называется этот собор? (1 балл)
назовите культовое сооружение и религию (2 балла)
к какой религии принадлежит это сооружение и как оно называется (2 балл)
как называется этот храм и где он находится? (2 балла)
назовите город
назовите религию, культовое сооружение и город, в котором оно находится (3 балла)
Назовите город, культовое сооружение и религию (3 балла)
Приложение 3
Ответы
А. -4, Б. -3, В. -1, Г. -2
Балл |
Начало |
Окончание |
1 |
Когда в семье лад |
не нужен и клад |
2 |
Любишь кататься |
люби и саночки возить |
3 |
Не все коту масленица |
будет и Великий пост |
4 |
Чего в другом не любишь |
того и сам не делай |
5 |
Хлеб на стол – так и стол престол, |
а хлеба ни куска, так и стол - доска |
Балл |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Кого благословил на битву Сергий Радонежский |
Дмитрий Донской |
2 |
Назовите первую женщину-офицера царской армии |
Надежда Дурова |
3 |
Назовите летчика Великой Отечественной войны, летавшего без ног (на протезах) |
Алексей Маресьев |
4 |
На картине изображены три былинных богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Кто автор этого полотна? |
Васнецов |
5 |
Какое название получила гора и горная страна в честь героя башкирской легенды? |
Урал |
Балл |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Назовите исследователей севера Сибири, в честь которых было названо море |
Лаптевы |
2 |
Этот бурятский исследователь внес великий вклад в описание культуры народов Востока и Тибета |
Цыбиков |
3 |
Назовите великого ученого, которого считают основоположником космонавтики |
Константин Циолковский |
4 |
В 1921 году был напиан портрет двух молодых ученых Петра Капицы и Николая Семенова. Кто автор портрета? |
Борис Кустодиев |
5 |
Каким ремеслом зарабатывал себе на пропитание апостол Павел |
Изготовление палаток |
Балл |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Об изделиях этих помыслов сложили стихи: «Алых ягод россыпь, отголоски лета в зелени травы. Рощи, перелески, шелковые всплески солнечно-медовой золотой листвы» |
Хохлома |
2 |
Эти игрушки – популярный сувенир. Впервые они появились в селе Семеново благодаря художнику Малютину и токарю Звёздочкину |
Матрешка |
3 |
Наиболее часто среди этих изделий встречаются барыни, няньки с детьми и животные – петухи, олени, бараны с золотыми рогами |
Дымковская игрушка |
4 |
Об этих изделиях говорят: «Расцвели на белой глине синие цветочки» |
Гжель |
5 |
Основателями этого промысла считаются мастера Палей и Люлех. А нам хорошо известны расписные шкатулочки со сказочными сюжетами |
Палех |
Выбери правильный ответ. Правильный ответ оценивается в 1 балл
В каком городе жил знаменитый мастер Левша?
В. Тула
Кому в работе понадобятся коклюшки?
Г. кружевнице
Какой из этих памятников находится в Санкт-Петербурге?
А. Медный всадник
Что вам подадут в киевском ресторане, если вы захотите попробовать национальное блюдо?
Б. борщ и вареники
Чем знаменит подмосковный поселок Богородское?
А. деревянными игрушками
Видео-блок
Мечеть на Поклонной горе в Москве, мусульманство
Синагога в Санкт-Петербурге, иудаизм
Спас Покрова на Нерли
Ступа, буддизм
Пагода, буддизм
Храм Христа Спасителя, Москва
Московская синагога, иудаизм
Мечеть Кул-шериф в Казани, мусульманство
https://text.ru/antiplagiat/unauthorized
Уникальность: 94.71%
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.