Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе
Оценка 4.9

Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК
5 кл
19.04.2018
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе
Мария Ухсай – талантливая чувашская писательница, драматург, педагог. Она родилась 25 января 1908 года в деревне Карачево Чебоксарского уезда (ныне Козловского района) Чувашской Республики. Окончила сельскую школу, Чувашский педагогический техникум в Чебоксарах, Чувашский педагогический институт. Преподавала в школах республики, Канашском педагогическом училище и в Чувашском педагогическом училище в г. Ульяновск. Ее перу принадлежат сборники детских рассказов и повестей, 16 пьес. Богатый и образный язык произведений Марии Ухсай не утратил своей актуальности и в наше время. Один из ее рассказов “Утренняя роса” рекомендован для изучения в 5 классе. Он позволяет воспитывать в учащихся стремление к добру, любовь к родной земле, к труду. Целью урока по рассказу М.Ухсай “Утренняя роса” является выявление темы и основной мысли произведения, раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет работать над повышением скорости чтения и формированием внимательного, вдумчивого чтения. Учитель познакомит воспитанников с наиболее известными произведениями писательницы, при рассказе могут быть использованы подготовленные учителем слайды. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Ырǎ çын пуласси ачаран паллǎ” (Хорошего человека видно с детства).
Изучение рассказа Марии Ухсай.doc
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе чувашской школы Мария Ухсай – талантливая чувашская писательница, драматург, педагог. Она родилась 25 января 1908 года в  деревне Карачево Чебоксарского уезда (ныне Козловского района) Чувашской Республики. Окончила сельскую  школу, Чувашский педагогический техникум в Чебоксарах, Чувашский педагогический институт. Преподавала в  школах республики, Канашском педагогическом училище и в Чувашском педагогическом училище в г. Ульяновск.  Ее перу принадлежат сборники детских рассказов и повестей, 16 пьес. Богатый и образный язык произведений Марии Ухсай не утратил своей актуальности и в наше время. Один из ее рассказов “Утренняя роса” рекомендован для изучения в 5 классе. Он позволяет воспитывать в учащихся  стремление к добру, любовь к родной земле, к труду. Целью урока по рассказу М.Ухсай “Утренняя роса” является выявление темы и основной мысли произведения,  раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет  работать над повышением скорости чтения и формированием внимательного, вдумчивого чтения. Учитель  познакомит воспитанников с наиболее известными произведениями писательницы, при рассказе могут быть  использованы подготовленные учителем слайды. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Ыр  ǎ çын пуласси ачаран палл ” (Хорошего человека видно с детства). ǎ Первый этап урока – повторение и закрепление материала, изученного на предыдущем уроке. Затем учащиеся  записывают тему урока. Учитель рассказывает о жизни и творчестве Марии Ухсай, демонстрирует слайды. Самым важным моментом урока является чтение рассказа и его анализ. Произведение лучше читать по частям.  Можно составить план рассказа: 1. Маша и Липа играют на улице. 2. Матери девочек завели разговор о дочках. 3. Решение Липы. 4. Липа и Маша через несколько лет. Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы:  Почему рассказ назван “Утренняя роса”?     На кого из героев вы бы хотели быть похожей? Какой прием является ведущим в изображении девочек? Какие предложения по цели высказывания преобладают в тексте? Приведите примеры. Кто из героев вам больше понравился? Ответ прокомментируйте. Учитель обобщает сказанное. Утренняя роса, вера в ее чудесную силу изменила жизнь девочки Липы. Умывшись росой, Липа переродилась:  стала красивее, добилась успехов в учебе, научилась трудиться. Не случайно эпиграфом к рассказу М.Ухсай   (народная чувашская пословица, аналогичная русской: “Кто  выбрала слова: "Ир т ракан тул  пĕрчи тупн  тет" рано встает, тому бог дает”). ǎ ǎ ǎ Учащиеся составляют сравнительную таблицу образов девочек   Липа Родители  (матери) работящая женщина Внешность  девочек ­ Маша хвастливая женщина круглолицая, здоровая Поведение (на  подвижная, радостная, общительная ­ улице) Мнение  матерей о  дочерях Образ жизни  девочек Мнение  односельчан мать Липы считает ее некрасивой   встает рано, видит красоту окружающего мира, помогает матери по хозяйству (ходит за водой),  занимается рукоделием, хорошо готовит,  стирает, читает, готовится к урокам, блестяще  сдает экзамен, получает медаль. мать Маши считает дочь  самой красивой и самой  умной   спит долго, не умеет ничего  (белье на постели  грязное),  одевается не сама Липа – красивая девушка, у нее золотые руки ­ Вывод: труд развивает человека. Подберите пословицы, близкие к содержанию рассказа: ǎ ǎ ǎ  Доброе дело само себе хвалит (Ыр  ĕç х йне х ех мухтать).     Человек славен своей работой (Этем тени ĕçпе паха). Человек хорош умом (Этем ыр  –  сĕпе). Какова мать, такова и дочь (Ам шĕ епле, хĕрĕ çапла). ǎ Хорошего человека видно с детства, хорошую лошадь – с жеребенка (Ыр  çын пуласси ачаран палл ,  ǎ ыр  ут пуласси тихаран палл ). ǎ ǎ ǎ ǎ ǎ Какими языковыми средствами раскрываются образы девочек?  Сравнение  Олицетворение  Эпитет  Метафора  Повтор  Риторический вопрос Итоги урока. 1. Как изменилась Липа? 2. Что способствовало тому, что Липа стала такой? совет матери, ее пример; труд; девочка черпала силы в окружающей природе;     желание стать лучше;   упорство в достижении желаемого режим труда и отдыха. Кластер Синквэйн Липа     умная, красивая помогает маме, хорошо учится, умеет веселиться Все любуются девочкой у нее золотое сердце Маша ленивая, неповоротливая любит спать, уроки не делает, проваливает экзамен    Она без мамы ни на что не способна  жалкое существо Домашняя работа. Написать продолжение рассказа “Как сложатся судьбы девушек Липы и Маши?”.

Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе

Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе

Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе

Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе

Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе

Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018