Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК
5 кл
19.04.2018
Мария Ухсай – талантливая чувашская писательница, драматург, педагог. Она родилась 25 января 1908 года в деревне Карачево Чебоксарского уезда (ныне Козловского района) Чувашской Республики. Окончила сельскую школу, Чувашский педагогический техникум в Чебоксарах, Чувашский педагогический институт. Преподавала в школах республики, Канашском педагогическом училище и в Чувашском педагогическом училище в г. Ульяновск. Ее перу принадлежат сборники детских рассказов и повестей, 16 пьес.
Богатый и образный язык произведений Марии Ухсай не утратил своей актуальности и в наше время. Один из ее рассказов “Утренняя роса” рекомендован для изучения в 5 классе. Он позволяет воспитывать в учащихся стремление к добру, любовь к родной земле, к труду.
Целью урока по рассказу М.Ухсай “Утренняя роса” является выявление темы и основной мысли произведения, раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет работать над повышением скорости чтения и формированием внимательного, вдумчивого чтения. Учитель познакомит воспитанников с наиболее известными произведениями писательницы, при рассказе могут быть использованы подготовленные учителем слайды. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Ырǎ çын пуласси ачаран паллǎ” (Хорошего человека видно с детства).
Изучение рассказа Марии Ухсай.doc
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м
классе чувашской школы
Мария Ухсай – талантливая чувашская писательница, драматург, педагог. Она родилась 25 января 1908 года в
деревне Карачево Чебоксарского уезда (ныне Козловского района) Чувашской Республики. Окончила сельскую
школу, Чувашский педагогический техникум в Чебоксарах, Чувашский педагогический институт. Преподавала в
школах республики, Канашском педагогическом училище и в Чувашском педагогическом училище в г. Ульяновск.
Ее перу принадлежат сборники детских рассказов и повестей, 16 пьес.
Богатый и образный язык произведений Марии Ухсай не утратил своей актуальности и в наше время. Один из ее
рассказов “Утренняя роса” рекомендован для изучения в 5 классе. Он позволяет воспитывать в учащихся
стремление к добру, любовь к родной земле, к труду.
Целью урока по рассказу М.Ухсай “Утренняя роса” является выявление темы и основной мысли произведения,
раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет
работать над повышением скорости чтения и формированием внимательного, вдумчивого чтения. Учитель
познакомит воспитанников с наиболее известными произведениями писательницы, при рассказе могут быть
использованы подготовленные учителем слайды. В качестве эпиграфа можно взять чувашскую пословицу: “Ыр ǎ
çын пуласси ачаран палл ” (Хорошего человека видно с детства).
ǎ
Первый этап урока – повторение и закрепление материала, изученного на предыдущем уроке. Затем учащиеся
записывают тему урока. Учитель рассказывает о жизни и творчестве Марии Ухсай, демонстрирует слайды.
Самым важным моментом урока является чтение рассказа и его анализ. Произведение лучше читать по частям.
Можно составить план рассказа:
1. Маша и Липа играют на улице.
2. Матери девочек завели разговор о дочках.
3. Решение Липы.
4. Липа и Маша через несколько лет.
Проверить, насколько учащиеся усвоили содержание, помогут такие вопросы:
Почему рассказ назван “Утренняя роса”?
На кого из героев вы бы хотели быть похожей?
Какой прием является ведущим в изображении девочек?
Какие предложения по цели высказывания преобладают в тексте? Приведите примеры.
Кто из героев вам больше понравился? Ответ прокомментируйте.
Учитель обобщает сказанное.
Утренняя роса, вера в ее чудесную силу изменила жизнь девочки Липы. Умывшись росой, Липа переродилась:
стала красивее, добилась успехов в учебе, научилась трудиться. Не случайно эпиграфом к рассказу М.Ухсай
(народная чувашская пословица, аналогичная русской: “Кто
выбрала слова: "Ир т ракан тул пĕрчи тупн тет"
рано встает, тому бог дает”).
ǎ
ǎ
ǎ
Учащиеся составляют сравнительную таблицу образов девочек
Липа
Родители
(матери)
работящая женщина
Внешность
девочек
Маша
хвастливая женщина
круглолицая, здоровая
Поведение (на подвижная, радостная, общительная
улице)
Мнение
матерей о
дочерях
Образ жизни
девочек
Мнение
односельчан
мать Липы считает ее некрасивой
встает рано, видит красоту окружающего мира,
помогает матери по хозяйству (ходит за водой),
занимается рукоделием, хорошо готовит,
стирает, читает, готовится к урокам, блестяще
сдает экзамен, получает медаль.
мать Маши считает дочь
самой красивой и самой
умной
спит долго,
не умеет ничего
(белье на постели
грязное),
одевается не сама
Липа – красивая девушка, у нее золотые руки
Вывод: труд развивает человека.
Подберите пословицы, близкие к содержанию рассказа:
ǎ
ǎ
ǎ
Доброе дело само себе хвалит (Ыр ĕç х йне х ех мухтать).
Человек славен своей работой (Этем тени ĕçпе паха).
Человек хорош умом (Этем ыр – сĕпе).
Какова мать, такова и дочь (Ам шĕ епле, хĕрĕ çапла).
ǎ
Хорошего человека видно с детства, хорошую лошадь – с жеребенка (Ыр çын пуласси ачаран палл ,
ǎ
ыр ут пуласси тихаран палл ).
ǎ ǎ
ǎ
ǎ
ǎ
Какими языковыми средствами раскрываются образы девочек?
Сравнение
Олицетворение
Эпитет
Метафора
Повтор
Риторический вопрос
Итоги урока.
1. Как изменилась Липа?
2. Что способствовало тому, что Липа стала такой?
совет матери, ее пример;
труд;
девочка черпала силы в окружающей природе;
желание стать лучше;
упорство в достижении желаемого
режим труда и отдыха.
Кластер Синквэйн
Липа
умная, красивая
помогает маме, хорошо учится, умеет веселиться
Все любуются девочкой
у нее золотое сердце
Маша
ленивая, неповоротливая
любит спать, уроки не делает, проваливает экзамен
Она без мамы ни на что не способна
жалкое существо
Домашняя работа.
Написать продолжение рассказа “Как сложатся судьбы девушек Липы и Маши?”.
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.