Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
МХК
5 кл
19.04.2018
Игровой урок по литературе в 5-м классе.
Известно, что детская игра моделирует социальное познание мира, собирание своего «я» каждой подрастающей личностью. И исследованиями отечественных педагогов, и практической деятельностью учителей доказана необходимость связи между игрой и обучением.
Игры широко применяются на уроках как методические приёмы обучения школьников. Данную игру целесообразно проводить на уроке внеклассного чтения как обобщение изученного материала. Игра – это способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых ситуациях.
Подготовка к уроку состоит из нескольких этапов: написание сценария урока (в данном варианте использованы отдельные эпизоды игры из сборника Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс.- М.: ВАКО, 2008), репетиционно-консультативные занятия, так как вопросы, костюмы учащиеся-герои сказок придумывают сами (в подготовке и проведении урока принимают участие школьники, занимающиеся в кружке «Мастерская слова»), самостоятельное прочтение учащимися не менее пяти ранее не изученных сказок писателя, оформление урока (украшение помещения под замок Снежной королевы, изготовление снежинок, сосулек, подготовка выставки детских рисунков к сказкам, стенда о творчестве писателя, листа достижений, где будут фиксироваться баллы, набранные в ходе урока).
Цели урока:
• формирование личностного отношения к прочитанному;
• мотивирование потребности в чтении как средстве познания мира и самого себя;
• развитие речевыx, интеллектуальныx и творческиx способностей.
Игровой урок по литературе в 5-м классе..doc
Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам
Игровой урок по литературе в 5-м классе.
Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью"
Известно, что детская игра моделирует социальное познание мира, собирание своего «я» каждой подрастающей
личностью. И исследованиями отечественных педагогов, и практической деятельностью учителей доказана
необходимость связи между игрой и обучением.
Игры широко применяются на уроках как методические приёмы обучения школьников. Данную игру
целесообразно проводить на уроке внеклассного чтения как обобщение изученного материала. Игра – это
способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся
мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых
ситуациях.
состоит из нескольких этапов: написание сценария урока (в данном варианте использованы
Подготовка к уроку
отдельные эпизоды игры из сборника Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2008),
репетиционноконсультативные занятия, так как вопросы, костюмы учащиесягерои сказок придумывают сами (в
подготовке и проведении урока принимают участие школьники, занимающиеся в кружке «Мастерская слова»),
самостоятельное прочтение учащимися не менее пяти ранее не изученных сказок писателя, оформление урока
(украшение помещения под замок Снежной королевы, изготовление снежинок, сосулек, подготовка выставки
детских рисунков к сказкам, стенда о творчестве писателя, листа достижений, где будут фиксироваться баллы,
набранные в ходе урока).
Цели урока:
формирование личностного отношения к прочитанному;
мотивирование потребности в чтении как средстве познания мира и самого себя;
развитие речевыx, интеллектуальныx и творческиx способностей.
Задачи урока:
способствовать освоению литературы в процессе творческой читательской деятельности;
поддерживать интерес к чтению;
обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру
читателяшкольника;
учить интерпретации художественного текста;
развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать положительные личностные качества.
ХОД ИГРЫ
Учитель (в образе Снежной королевы): сегодня у нас не совсем обычный урок: вы прочитали сказки
замечательного датского писателя Г.Х.Андерсена, создававшего свои произведения ещё в XIX веке, но
популярного и в наше время. Сегодня мы и должны с вами понять, в чём секрет вечности классической
литературной сказки зарубежного писателя. А помогут нам сказочные герои, в которых мы перевоплотимся с
моими помощниками. Вы будете разгадывать кроссворд, узнавать гостей из сказок Андерсена, отвечать на наши
вопросы. За каждый правильный ответ на вопрос получаете снежинку – ведь скоро Новый год и символы зимы
как раз кстати, а в конце игры подведём итоги, и получившие наибольшее количество снежинок будут
награждены.
Вы уже, наверное, догадались, кто сегодня хозяйка на нашей игре: я главная героиня самой популярной сказки
Г.Х.Андерсена. Правильно, Снежная королева. Вы знаете, что я очень люблю порядок и соразмерность во всём:
у меня есть лист, где я буду отмечать ваши ответы, он поможет подвести итоги. Если будете перебивать друг
друга, выкрикивать с места, то получите не снежинку, а сосульку, но не вкусную, а обидную, и ещё я вас
заморожу, если не будете так же умны, как Кай. Вас много, и мне было бы трудно вести игру одной, поэтому я пригласила помощников. Вначале к вам придёт
самая отважная девочка, которая смогла одолеть меня, саму Снежную королеву, но я уже на неё не сержусь.
Герда, помоги мне проверить, читали ли ребята сказки Андерсена.
Герда: я приготовила для вас кроссворд по сказкам писателя. Чтобы ответить на вопросы, возьмите листочки,
приготовленные для вас на столе, подпишите их. Слушайте вопросы внимательно, пишите ответы, а кроссворд
поможет вам сориентироваться.
(После письменных ответов на вопросы собираются листочки, и кроссворд отгадываем вместе, вручая снежинки
ответившим).
Снежная королева: спасибо, Герда. Ты проверишь ответы, и на следующем уроке мы узнаем результаты.
Пришло время пригласить ещё одного помощника. Встречайте.
ОлеЛукойе: Я прихожу вечером; тихотихо, осторожно подойду к ребятам и нагоню на них сладкий сон. А уж
потом рассказываю сказки. У меня два зонтика: один с картинками, и я раскрываю его над хорошими детьми,
тогда им всю ночь снятся чудесные сны. А другой зонт простой, гладкий, я его развёртываю над нехорошими
детьми, и они спят всю ночь как чурбаны и ничего не видят во сне.
Если вы будете хорошими, я к вам буду приходить семь ночей в неделю, и вы услышите, о чём говорят вещи,
совершите головокружительные путешествия, научитесь понимать язык зверей и птиц. Если же будете
нехорошими, то сны ваши будут чёрными и пустыми.
Какое же имя мне, божеству сновидений, дал Г.Х.Андерсен?
ОлеЛукойе: я добрый волшебник и не очень люблю, когда ведьмы, они почти всегда злые и хитрые,
вмешиваются в жизнь сказочных героев, а в какой сказке писателя ведьма помогла исполнить заветное желание
героини? («Русалочка»)
Ведьма (вбегает с узелком): Нет, на этот раз ты меня не обманешь. Я сама хочу обладать чудодейственным
огнивом. Сяду тут в уголочке и не спеша вспомню, как с ним обращаться.
ОлеЛукойе: Из какой же сказки эта героиня?
Ведьма: Ой, куда я попала? Вроде бы в лесу была! Ну раз вас здесь много, то вы сможете мне помочь. Я стара
стала и забыла, как надо пользоваться огнивом, ведь ещё моя бабушка рассказывала о его волшебной силе.
(Ответ ученика.)
Вот спасибо! Теперь я могу выполнить любое своё желание. Мне у вас понравилось. Я, пожалуй, погощу.
ОлеЛукойе: Оставайтесь, будете нам со Снежной королевой помогать проводить игру по сказкам Андерсена.
Ведьма: Мне лестно, что вы меня в игру приняли. Только с образованием у меня слабовато: оно у меня
начальнолесное. Вот и сейчас мне помощь нужна. Поручил мне лесной совет вещи раздать, что в наших
окрестностях нашли, а чьи они, я никак не пойму. Ребята, помогите. (Достаёт из мешочка вещи, а ученики
отгадывают: перо белое, перо чёрное, горшочек, хлеб, коробок спичек, бумажный кораблик, «новое платье
короля»).
А теперь супервопрос от меня, кто ответит, попрошу учителя без промедления поставить в журнал «5».
Слушайте: «Давнымдавно в городе Копенгагене король Христиан IV построил Круглую башню. И с той поры эта
башня стояла на городской площади…У неё не было никакой легенды. И тогда жители города поклонились
сказочнику:
Уважаемый господин Андерсен, очень просим Вас сочинить чтонибудь мрачное о нашей Круглой башне».
Теперь вопрос: каким образом выполнил Андерсен просьбу жителей Копенгагена – увековечить в сказке их
городскую знаменитость – Круглую башню?
(Входит девочка)
Снежная королева: Вы кто?
Девочка: Я принцесса.
Снежная королева: Мне ли не знать принцесс, я ведь королева! Девочка: Я настоящая принцесса. Дада, иногда по внешнему виду нелегко догадаться, кто перед вами. Если,
например, в грозу придёт девушка, вся мокрая, вода будет бежать с её волос и платья прямо в носки башмаков и
вытекать из пяток, вы поверите, что перед вами настоящая принцесса? Даже если поверите, то захотите
проверить. Мне уже не страшно. Я эту проверку прошла. Вспомните, когда и как?
ОлеЛукойе: Спасибо, принцесса на горошине, живите счастливо с принцем.
(Входит мальчик с мешком)
Маленький Клаус: Я, наверное, самый находчивый из всех героев Андерсена. Прозвище мне дали такое потому,
что у меня была всего одна лошадь, да и ту потом погубили. А что делать в деревне без лошади, как жить? Вот
тут моя смекалка и пригодилась. Я не только разбогател, но смог избавиться от своего заклятого врага и
завистника. Как меня зовут и в какой сказке я главный герой?
Вот посмотрите, вроде бы обычный мешок, но он сослужил мне хорошую службу. Какую?
Ведьма: Спасибо, Маленький Клаус, не хотела бы я встретиться с тобой на узенькой дорожке.
Снежная королева: В сказках Андерсена много волшебных предметов, но мне больше других нравится книга, за
которую было отдано полкоролевства. Помните: «Все картинки в сказке были живые: птицы распевали, а люди
сходили со страниц и разговаривали…но стоило перевернуть лист, они впрыгивали обратно, иначе в картинках
вышла бы путаница». Кто и в какой сказке читал такую книгу?
ОлеЛукойе: похожа книга на ожившие под моим пёстрым зонтиком сны.
Ведьма: нет, это как мультфильмы.
Снежная королева: ребята, если бы вы были художникамимультипликаторами, то к какой сказке писателя вы
бы с наибольшим удовольствием придумали рисунки и почему? (За полный текстовой ответ 2 снежинки + 1 тому,
чей ответ понравился больше других.)
(Появляется мальчик с крылышками.)
Эльф: к сожалению, моя сказка очень грустная. Но она о преданной любви. Послушайте. Молодые люди крепко
любили друг друга, но злой брат девушки убил её возлюбленного. Я узнал об этом и нашептал правду девушке,
когда она спала. Девушка нашла тело возлюбленного и умерла от горя. А что же её жестокий братубийца? Его
наказали духи благоухающего жасминового куста. Мы, эльфы, хоть маленькие и для вас, людей, незаметные, но
добрые и справедливые. В какой сказке Андерсен рассказал эту трагическую историю любви?
Роза – любимый цветок писателя, издавна она символизировала любовь, красоту, молодость и даже
космическую силу. На страницах каких сказок встречается этот прекрасный цветок?
ОлеЛукойе: спасибо, эльф, вы действительно помогаете. Вспомните, в какой ещё сказке эльф помог обрести
героине счастье?
(Входит ещё одна героиня.)
Элиза: я думаю, вы легко меня узнаете, кто я и в какой сказке рассказывается о моей судьбе и судьбе моих
братьев. Слушайте. Мы пострадали от жестокости злой волшебницы, которая хотела заколдовать меня с
помощью трёх жаб. Но её сила не оказала на меня такого воздействия, как на братьев. О том, как их спасти мне
привиделось во сне (спасибо ОлеЛукойе), где фея говорила со мной, и я выполнила все её указания. Если бы вы
знали, как мне было трудно! Но я не только спасла братьев, я нашла своё счастье. Кто же я?
В моей сказке главные герои мои братья – лебеди, а в каких ещё сказках писателя героями были птицы и почему
именно эти?
Ведьма: к нам ещё одна гостья.
Русалочка: я ради любви оставила свою семью, испытала тяжелейшие физические страдания, но не стала
смыслом жизни для прекрасного принца. Поэтому не смогла получить бессмертной души и растворилась в
воздухе. Вы догадались, что я героиня одноимённой сказки…
Я очень люблю музыку, послушайте грустную песенку П.И.Чайковского, скажите, к какой сказке она может
подойти как музыкальная иллюстрация и почему? Снежная королева: спасибо вам, уважаемые помощники и герои сказок. Мы с вами, ребята, поговорили более
чем о 15 сказках писателя. Есть ли такие, которые сегодня не упоминались, а вы их прочитали? Расскажите о
них, да так, чтобы всем захотелось прочитать.
Подходит к заключению наша интеллектуальноразвлекательная игра, на которой мы все вместе погрузились в
чудесный мир сказок Ганса Христиана Андерсена. И теперь, когда столько уже сказано, ответьте, пожалуйста,
на вопрос: почему до сих пор сказки писателя читаются с интересом? В чём секрет их долголетия? (В ходе
обсуждения обращается внимание на название урока).
Теперь давайте подведём итоги: кто сколько снежинок получил? А есть ли сосульки? Всем готовившим урок
игру выставляю «отлично». Какие результаты нам сообщит Герда? Итоговую оценку объявлю позже, когда
зачту ответы во время игры, приплюсую к ним баллы, полученные за ответы на вопросы кроссворда и в ходе
обсуждения темы урока.
Понравилась ли такая форма урока? Чем интересна? Можете предлагать свои виды урока, а я рассмотрю
предложения и постараюсь сделать наши уроки и интересными, и познавательными. Ведь я всётаки королева!
Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью"
Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью"
Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью"
Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.