Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игровой урок по литературе в 5-м классе. Известно, что детская игра моделирует социальное познание мира, собирание своего «я» каждой подрастающей личностью. И исследованиями отечественных педагогов, и практической деятельностью учителей доказана необходимость связи между игрой и обучением. Игры широко применяются на уроках как методические приёмы обучения школьников. Данную игру целесообразно проводить на уроке внеклассного чтения как обобщение изученного материала. Игра – это способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых ситуациях. Подготовка к уроку состоит из нескольких этапов: написание сценария урока (в данном варианте использованы отдельные эпизоды игры из сборника Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс.- М.: ВАКО, 2008), репетиционно-консультативные занятия, так как вопросы, костюмы учащиеся-герои сказок придумывают сами (в подготовке и проведении урока принимают участие школьники, занимающиеся в кружке «Мастерская слова»), самостоятельное прочтение учащимися не менее пяти ранее не изученных сказок писателя, оформление урока (украшение помещения под замок Снежной королевы, изготовление снежинок, сосулек, подготовка выставки детских рисунков к сказкам, стенда о творчестве писателя, листа достижений, где будут фиксироваться баллы, набранные в ходе урока). Цели урока: • формирование личностного отношения к прочитанному; • мотивирование потребности в чтении как средстве познания мира и самого себя; • развитие речевыx, интеллектуальныx и творческиx способностей.
Иконка файла материала Игровой урок по литературе в 5-м классе..doc
Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам Игровой урок по литературе в 5-м классе. Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью" Известно, что детская игра моделирует социальное познание мира, собирание своего «я» каждой подрастающей личностью. И исследованиями отечественных педагогов, и практической деятельностью учителей доказана  необходимость связи между игрой и обучением. Игры широко применяются на уроках как методические приёмы обучения школьников. Данную игру  целесообразно проводить на уроке внеклассного чтения как обобщение изученного материала. Игра – это  способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся  мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых  ситуациях.   состоит из нескольких этапов: написание сценария урока (в данном варианте использованы  Подготовка к уроку   отдельные эпизоды игры из сборника Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс.­ М.: ВАКО, 2008),  репетиционно­консультативные занятия, так как вопросы, костюмы учащиеся­герои сказок придумывают сами (в  подготовке и проведении урока принимают участие школьники, занимающиеся в кружке «Мастерская слова»),  самостоятельное прочтение учащимися не менее пяти ранее не изученных сказок писателя, оформление урока  (украшение помещения под замок Снежной королевы, изготовление снежинок, сосулек, подготовка выставки  детских рисунков к сказкам, стенда о творчестве писателя, листа достижений, где будут фиксироваться баллы,  набранные в ходе урока). Цели урока:  формирование личностного отношения к прочитанному;   мотивирование потребности в чтении как средстве познания мира и самого себя; развитие речевыx, интеллектуальныx и творческиx способностей. Задачи урока:    способствовать освоению литературы в процессе творческой читательской деятельности; поддерживать интерес к чтению; обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру  читателя­школьника; учить интерпретации художественного текста; развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру;    формировать коммуникативные навыки;  воспитывать положительные личностные качества. ХОД ИГРЫ Учитель (в образе Снежной королевы): сегодня у нас не совсем обычный урок: вы прочитали сказки  замечательного датского писателя Г.Х.Андерсена, создававшего свои произведения ещё в XIX веке, но  популярного и в наше время. Сегодня мы и должны с вами понять, в чём секрет вечности классической  литературной сказки зарубежного писателя. А помогут нам сказочные герои, в которых мы перевоплотимся с  моими помощниками. Вы будете разгадывать кроссворд, узнавать гостей из сказок Андерсена, отвечать на наши  вопросы. За каждый правильный ответ на вопрос получаете снежинку – ведь скоро Новый год и символы зимы  как раз кстати, а в конце игры подведём итоги, и получившие наибольшее количество снежинок будут  награждены. Вы уже, наверное, догадались, кто сегодня хозяйка на нашей игре: я главная героиня самой популярной сказки  Г.Х.Андерсена. Правильно, Снежная королева. Вы знаете, что я очень люблю порядок и соразмерность во всём:  у меня есть лист, где я буду отмечать ваши ответы, он поможет подвести итоги. Если будете перебивать друг  друга, выкрикивать с места, то получите не снежинку, а сосульку, но не вкусную, а обидную, и ещё я вас  заморожу, если не будете так же умны, как Кай.Вас много, и мне было бы трудно вести игру одной, поэтому я пригласила помощников. Вначале к вам придёт  самая отважная девочка, которая смогла одолеть меня, саму Снежную королеву, но я уже на неё не сержусь.  Герда, помоги мне проверить, читали ли ребята сказки Андерсена. Герда: я приготовила для вас кроссворд по сказкам писателя. Чтобы ответить на вопросы, возьмите листочки,  приготовленные для вас на столе, подпишите их. Слушайте вопросы внимательно, пишите ответы, а кроссворд  поможет вам сориентироваться. (После письменных ответов на вопросы собираются листочки, и кроссворд отгадываем вместе, вручая снежинки  ответившим). Снежная королева: спасибо, Герда. Ты проверишь ответы, и на следующем уроке мы узнаем результаты.  Пришло время пригласить ещё одного помощника. Встречайте. Оле­Лукойе: Я прихожу вечером; тихо­тихо, осторожно подойду к ребятам и нагоню на них сладкий сон. А уж  потом рассказываю сказки. У меня два зонтика: один с картинками, и я раскрываю его над хорошими детьми,  тогда им всю ночь снятся чудесные сны. А другой зонт простой, гладкий, я его развёртываю над нехорошими  детьми, и они спят всю ночь как чурбаны и ничего не видят во сне. Если вы будете хорошими, я к вам буду приходить семь ночей в неделю, и вы услышите, о чём говорят вещи,  совершите головокружительные путешествия, научитесь понимать язык зверей и птиц. Если же будете  нехорошими, то сны ваши будут чёрными и пустыми. Какое же имя мне, божеству сновидений, дал Г.Х.Андерсен? Оле­Лукойе: я добрый волшебник и не очень люблю, когда ведьмы, они почти всегда злые и хитрые,  вмешиваются в жизнь сказочных героев, а в какой сказке писателя ведьма помогла исполнить заветное желание героини? («Русалочка») Ведьма (вбегает с узелком): Нет, на этот раз ты меня не обманешь. Я сама хочу обладать чудодейственным  огнивом. Сяду тут в уголочке и не спеша вспомню, как с ним обращаться. Оле­Лукойе: Из какой же сказки эта героиня? Ведьма: Ой, куда я попала? Вроде бы в лесу была! Ну раз вас здесь много, то вы сможете мне помочь. Я стара  стала и забыла, как надо пользоваться огнивом, ведь ещё моя бабушка рассказывала о его волшебной силе.  (Ответ ученика.) Вот спасибо! Теперь я могу выполнить любое своё желание. Мне у вас понравилось. Я, пожалуй, погощу. Оле­Лукойе: Оставайтесь, будете нам со Снежной королевой помогать проводить игру по сказкам Андерсена. Ведьма: Мне лестно, что вы меня в игру приняли. Только с образованием у меня слабовато: оно у меня  начально­лесное. Вот и сейчас мне помощь нужна. Поручил мне лесной совет вещи раздать, что в наших  окрестностях нашли, а чьи они, я никак не пойму. Ребята, помогите. (Достаёт из мешочка вещи, а ученики  отгадывают: перо белое, перо чёрное, горшочек, хлеб, коробок спичек, бумажный кораблик, «новое платье  короля»). А теперь супервопрос от меня, кто ответит, попрошу учителя без промедления поставить в журнал «5».  Слушайте: «Давным­давно в городе Копенгагене король Христиан IV построил Круглую башню. И с той поры эта  башня стояла на городской площади…У неё не было никакой легенды. И тогда жители города поклонились  сказочнику: ­ Уважаемый господин Андерсен, очень просим Вас сочинить что­нибудь мрачное о нашей Круглой башне». Теперь вопрос: каким образом выполнил Андерсен просьбу жителей Копенгагена – увековечить в сказке их  городскую знаменитость – Круглую башню? (Входит девочка) Снежная королева: Вы кто? Девочка: Я принцесса. Снежная королева: Мне ли не знать принцесс, я ведь королева!Девочка: Я настоящая принцесса. Да­да, иногда по внешнему виду нелегко догадаться, кто перед вами. Если,  например, в грозу придёт девушка, вся мокрая, вода будет бежать с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекать из пяток, вы поверите, что перед вами настоящая принцесса? Даже если поверите, то захотите  проверить. Мне уже не страшно. Я эту проверку прошла. Вспомните, когда и как? Оле­Лукойе: Спасибо, принцесса на горошине, живите счастливо с принцем. (Входит мальчик с мешком) Маленький Клаус: Я, наверное, самый находчивый из всех героев Андерсена. Прозвище мне дали такое потому,  что у меня была всего одна лошадь, да и ту потом погубили. А что делать в деревне без лошади, как жить? Вот  тут моя смекалка и пригодилась. Я не только разбогател, но смог избавиться от своего заклятого врага и  завистника. Как меня зовут и в какой сказке я главный герой? Вот посмотрите, вроде бы обычный мешок, но он сослужил мне хорошую службу. Какую? Ведьма: Спасибо, Маленький Клаус, не хотела бы я встретиться с тобой на узенькой дорожке. Снежная королева: В сказках Андерсена много волшебных предметов, но мне больше других нравится книга, за которую было отдано полкоролевства. Помните: «Все картинки в сказке были живые: птицы распевали, а люди  сходили со страниц и разговаривали…но стоило перевернуть лист, они впрыгивали обратно, иначе в картинках  вышла бы путаница». Кто и в какой сказке читал такую книгу? Оле­Лукойе: похожа книга на ожившие под моим пёстрым зонтиком сны. Ведьма: нет, это как мультфильмы. Снежная королева: ребята, если бы вы были художниками­мультипликаторами, то к какой сказке писателя вы  бы с наибольшим удовольствием придумали рисунки и почему? (За полный текстовой ответ 2 снежинки + 1 тому,  чей ответ понравился больше других.) (Появляется мальчик с крылышками.) Эльф: к сожалению, моя сказка очень грустная. Но она о преданной любви. Послушайте. Молодые люди крепко  любили друг друга, но злой брат девушки убил её возлюбленного. Я узнал об этом и нашептал правду девушке,  когда она спала. Девушка нашла тело возлюбленного и умерла от горя. А что же её жестокий брат­убийца? Его  наказали духи благоухающего жасминового куста. Мы, эльфы, хоть маленькие и для вас, людей, незаметные, но  добрые и справедливые. В какой сказке Андерсен рассказал эту трагическую историю любви? Роза – любимый цветок писателя, издавна она символизировала любовь, красоту, молодость и даже  космическую силу. На страницах каких сказок встречается этот прекрасный цветок? Оле­Лукойе: спасибо, эльф, вы действительно помогаете. Вспомните, в какой ещё сказке эльф помог обрести  героине счастье? (Входит ещё одна героиня.) Элиза: я думаю, вы легко меня узнаете, кто я и в какой сказке рассказывается о моей судьбе и судьбе моих  братьев. Слушайте. Мы пострадали от жестокости злой волшебницы, которая хотела заколдовать меня с  помощью трёх жаб. Но её сила не оказала на меня такого воздействия, как на братьев. О том, как их спасти мне  привиделось во сне (спасибо Оле­Лукойе), где фея говорила со мной, и я выполнила все её указания. Если бы вы знали, как мне было трудно! Но я не только спасла братьев, я нашла своё счастье. Кто же я? В моей сказке главные герои мои братья – лебеди, а в каких ещё сказках писателя героями были птицы и почему  именно эти? Ведьма: к нам ещё одна гостья. Русалочка: я ради любви оставила свою семью, испытала тяжелейшие физические страдания, но не стала  смыслом жизни для прекрасного принца. Поэтому не смогла получить бессмертной души и растворилась в  воздухе. Вы догадались, что я героиня одноимённой сказки… Я очень люблю музыку, послушайте грустную песенку П.И.Чайковского, скажите, к какой сказке она может  подойти как музыкальная иллюстрация и почему?Снежная королева: спасибо вам, уважаемые помощники и герои сказок. Мы с вами, ребята, поговорили более  чем о 15 сказках писателя. Есть ли такие, которые сегодня не упоминались, а вы их прочитали? Расскажите о  них, да так, чтобы всем захотелось прочитать. Подходит к заключению наша интеллектуально­развлекательная игра, на которой мы все вместе погрузились в  чудесный мир сказок Ганса Христиана Андерсена. И теперь, когда столько уже сказано, ответьте, пожалуйста,  на вопрос: почему до сих пор сказки писателя читаются с интересом? В чём секрет их долголетия? (В ходе  обсуждения обращается внимание на название урока). Теперь давайте подведём итоги: кто сколько снежинок получил? А есть ли сосульки? Всем готовившим урок­ игру выставляю «отлично». Какие результаты нам сообщит Герда? Итоговую оценку объявлю позже, когда  зачту ответы во время игры, приплюсую к ним баллы, полученные за ответы на вопросы кроссворда и в ходе  обсуждения темы урока. Понравилась ли такая форма урока? Чем интересна? Можете предлагать свои виды урока, а я рассмотрю  предложения и постараюсь сделать наши уроки и интересными, и познавательными. Ведь я всё­таки королева!

Посмотрите также