Игровой урок по литературе в 5-м классе.
Известно, что детская игра моделирует социальное познание мира, собирание своего «я» каждой подрастающей личностью. И исследованиями отечественных педагогов, и практической деятельностью учителей доказана необходимость связи между игрой и обучением.
Игры широко применяются на уроках как методические приёмы обучения школьников. Данную игру целесообразно проводить на уроке внеклассного чтения как обобщение изученного материала. Игра – это способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых ситуациях.
Подготовка к уроку состоит из нескольких этапов: написание сценария урока (в данном варианте использованы отдельные эпизоды игры из сборника Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс.- М.: ВАКО, 2008), репетиционно-консультативные занятия, так как вопросы, костюмы учащиеся-герои сказок придумывают сами (в подготовке и проведении урока принимают участие школьники, занимающиеся в кружке «Мастерская слова»), самостоятельное прочтение учащимися не менее пяти ранее не изученных сказок писателя, оформление урока (украшение помещения под замок Снежной королевы, изготовление снежинок, сосулек, подготовка выставки детских рисунков к сказкам, стенда о творчестве писателя, листа достижений, где будут фиксироваться баллы, набранные в ходе урока).
Цели урока:
• формирование личностного отношения к прочитанному;
• мотивирование потребности в чтении как средстве познания мира и самого себя;
• развитие речевыx, интеллектуальныx и творческиx способностей.
Интеллектуально–развлекательная игра по сказкам
Игровой урок по литературе в 5-м классе.
Г.Х. Андерсена "Сказки, созданные жизнью"
Известно, что детская игра моделирует социальное познание мира, собирание своего «я» каждой подрастающей
личностью. И исследованиями отечественных педагогов, и практической деятельностью учителей доказана
необходимость связи между игрой и обучением.
Игры широко применяются на уроках как методические приёмы обучения школьников. Данную игру
целесообразно проводить на уроке внеклассного чтения как обобщение изученного материала. Игра – это
способ не только проверки творческих возможностей каждого ученика, но и метод развития у учащихся
мотивации к учению, умения сотрудничать при решении общих задач, творческого применения знаний в новых
ситуациях.
состоит из нескольких этапов: написание сценария урока (в данном варианте использованы
Подготовка к уроку
отдельные эпизоды игры из сборника Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2008),
репетиционноконсультативные занятия, так как вопросы, костюмы учащиесягерои сказок придумывают сами (в
подготовке и проведении урока принимают участие школьники, занимающиеся в кружке «Мастерская слова»),
самостоятельное прочтение учащимися не менее пяти ранее не изученных сказок писателя, оформление урока
(украшение помещения под замок Снежной королевы, изготовление снежинок, сосулек, подготовка выставки
детских рисунков к сказкам, стенда о творчестве писателя, листа достижений, где будут фиксироваться баллы,
набранные в ходе урока).
Цели урока:
формирование личностного отношения к прочитанному;
мотивирование потребности в чтении как средстве познания мира и самого себя;
развитие речевыx, интеллектуальныx и творческиx способностей.
Задачи урока:
способствовать освоению литературы в процессе творческой читательской деятельности;
поддерживать интерес к чтению;
обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру
читателяшкольника;
учить интерпретации художественного текста;
развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать положительные личностные качества.
ХОД ИГРЫ
Учитель (в образе Снежной королевы): сегодня у нас не совсем обычный урок: вы прочитали сказки
замечательного датского писателя Г.Х.Андерсена, создававшего свои произведения ещё в XIX веке, но
популярного и в наше время. Сегодня мы и должны с вами понять, в чём секрет вечности классической
литературной сказки зарубежного писателя. А помогут нам сказочные герои, в которых мы перевоплотимся с
моими помощниками. Вы будете разгадывать кроссворд, узнавать гостей из сказок Андерсена, отвечать на наши
вопросы. За каждый правильный ответ на вопрос получаете снежинку – ведь скоро Новый год и символы зимы
как раз кстати, а в конце игры подведём итоги, и получившие наибольшее количество снежинок будут
награждены.
Вы уже, наверное, догадались, кто сегодня хозяйка на нашей игре: я главная героиня самой популярной сказки
Г.Х.Андерсена. Правильно, Снежная королева. Вы знаете, что я очень люблю порядок и соразмерность во всём:
у меня есть лист, где я буду отмечать ваши ответы, он поможет подвести итоги. Если будете перебивать друг
друга, выкрикивать с места, то получите не снежинку, а сосульку, но не вкусную, а обидную, и ещё я вас
заморожу, если не будете так же умны, как Кай.Вас много, и мне было бы трудно вести игру одной, поэтому я пригласила помощников. Вначале к вам придёт
самая отважная девочка, которая смогла одолеть меня, саму Снежную королеву, но я уже на неё не сержусь.
Герда, помоги мне проверить, читали ли ребята сказки Андерсена.
Герда: я приготовила для вас кроссворд по сказкам писателя. Чтобы ответить на вопросы, возьмите листочки,
приготовленные для вас на столе, подпишите их. Слушайте вопросы внимательно, пишите ответы, а кроссворд
поможет вам сориентироваться.
(После письменных ответов на вопросы собираются листочки, и кроссворд отгадываем вместе, вручая снежинки
ответившим).
Снежная королева: спасибо, Герда. Ты проверишь ответы, и на следующем уроке мы узнаем результаты.
Пришло время пригласить ещё одного помощника. Встречайте.
ОлеЛукойе: Я прихожу вечером; тихотихо, осторожно подойду к ребятам и нагоню на них сладкий сон. А уж
потом рассказываю сказки. У меня два зонтика: один с картинками, и я раскрываю его над хорошими детьми,
тогда им всю ночь снятся чудесные сны. А другой зонт простой, гладкий, я его развёртываю над нехорошими
детьми, и они спят всю ночь как чурбаны и ничего не видят во сне.
Если вы будете хорошими, я к вам буду приходить семь ночей в неделю, и вы услышите, о чём говорят вещи,
совершите головокружительные путешествия, научитесь понимать язык зверей и птиц. Если же будете
нехорошими, то сны ваши будут чёрными и пустыми.
Какое же имя мне, божеству сновидений, дал Г.Х.Андерсен?
ОлеЛукойе: я добрый волшебник и не очень люблю, когда ведьмы, они почти всегда злые и хитрые,
вмешиваются в жизнь сказочных героев, а в какой сказке писателя ведьма помогла исполнить заветное желание
героини? («Русалочка»)
Ведьма (вбегает с узелком): Нет, на этот раз ты меня не обманешь. Я сама хочу обладать чудодейственным
огнивом. Сяду тут в уголочке и не спеша вспомню, как с ним обращаться.
ОлеЛукойе: Из какой же сказки эта героиня?
Ведьма: Ой, куда я попала? Вроде бы в лесу была! Ну раз вас здесь много, то вы сможете мне помочь. Я стара
стала и забыла, как надо пользоваться огнивом, ведь ещё моя бабушка рассказывала о его волшебной силе.
(Ответ ученика.)
Вот спасибо! Теперь я могу выполнить любое своё желание. Мне у вас понравилось. Я, пожалуй, погощу.
ОлеЛукойе: Оставайтесь, будете нам со Снежной королевой помогать проводить игру по сказкам Андерсена.
Ведьма: Мне лестно, что вы меня в игру приняли. Только с образованием у меня слабовато: оно у меня
начальнолесное. Вот и сейчас мне помощь нужна. Поручил мне лесной совет вещи раздать, что в наших
окрестностях нашли, а чьи они, я никак не пойму. Ребята, помогите. (Достаёт из мешочка вещи, а ученики
отгадывают: перо белое, перо чёрное, горшочек, хлеб, коробок спичек, бумажный кораблик, «новое платье
короля»).
А теперь супервопрос от меня, кто ответит, попрошу учителя без промедления поставить в журнал «5».
Слушайте: «Давнымдавно в городе Копенгагене король Христиан IV построил Круглую башню. И с той поры эта
башня стояла на городской площади…У неё не было никакой легенды. И тогда жители города поклонились
сказочнику:
Уважаемый господин Андерсен, очень просим Вас сочинить чтонибудь мрачное о нашей Круглой башне».
Теперь вопрос: каким образом выполнил Андерсен просьбу жителей Копенгагена – увековечить в сказке их
городскую знаменитость – Круглую башню?
(Входит девочка)
Снежная королева: Вы кто?
Девочка: Я принцесса.
Снежная королева: Мне ли не знать принцесс, я ведь королева!Девочка: Я настоящая принцесса. Дада, иногда по внешнему виду нелегко догадаться, кто перед вами. Если,
например, в грозу придёт девушка, вся мокрая, вода будет бежать с её волос и платья прямо в носки башмаков и
вытекать из пяток, вы поверите, что перед вами настоящая принцесса? Даже если поверите, то захотите
проверить. Мне уже не страшно. Я эту проверку прошла. Вспомните, когда и как?
ОлеЛукойе: Спасибо, принцесса на горошине, живите счастливо с принцем.
(Входит мальчик с мешком)
Маленький Клаус: Я, наверное, самый находчивый из всех героев Андерсена. Прозвище мне дали такое потому,
что у меня была всего одна лошадь, да и ту потом погубили. А что делать в деревне без лошади, как жить? Вот
тут моя смекалка и пригодилась. Я не только разбогател, но смог избавиться от своего заклятого врага и
завистника. Как меня зовут и в какой сказке я главный герой?
Вот посмотрите, вроде бы обычный мешок, но он сослужил мне хорошую службу. Какую?
Ведьма: Спасибо, Маленький Клаус, не хотела бы я встретиться с тобой на узенькой дорожке.
Снежная королева: В сказках Андерсена много волшебных предметов, но мне больше других нравится книга, за
которую было отдано полкоролевства. Помните: «Все картинки в сказке были живые: птицы распевали, а люди
сходили со страниц и разговаривали…но стоило перевернуть лист, они впрыгивали обратно, иначе в картинках
вышла бы путаница». Кто и в какой сказке читал такую книгу?
ОлеЛукойе: похожа книга на ожившие под моим пёстрым зонтиком сны.
Ведьма: нет, это как мультфильмы.
Снежная королева: ребята, если бы вы были художникамимультипликаторами, то к какой сказке писателя вы
бы с наибольшим удовольствием придумали рисунки и почему? (За полный текстовой ответ 2 снежинки + 1 тому,
чей ответ понравился больше других.)
(Появляется мальчик с крылышками.)
Эльф: к сожалению, моя сказка очень грустная. Но она о преданной любви. Послушайте. Молодые люди крепко
любили друг друга, но злой брат девушки убил её возлюбленного. Я узнал об этом и нашептал правду девушке,
когда она спала. Девушка нашла тело возлюбленного и умерла от горя. А что же её жестокий братубийца? Его
наказали духи благоухающего жасминового куста. Мы, эльфы, хоть маленькие и для вас, людей, незаметные, но
добрые и справедливые. В какой сказке Андерсен рассказал эту трагическую историю любви?
Роза – любимый цветок писателя, издавна она символизировала любовь, красоту, молодость и даже
космическую силу. На страницах каких сказок встречается этот прекрасный цветок?
ОлеЛукойе: спасибо, эльф, вы действительно помогаете. Вспомните, в какой ещё сказке эльф помог обрести
героине счастье?
(Входит ещё одна героиня.)
Элиза: я думаю, вы легко меня узнаете, кто я и в какой сказке рассказывается о моей судьбе и судьбе моих
братьев. Слушайте. Мы пострадали от жестокости злой волшебницы, которая хотела заколдовать меня с
помощью трёх жаб. Но её сила не оказала на меня такого воздействия, как на братьев. О том, как их спасти мне
привиделось во сне (спасибо ОлеЛукойе), где фея говорила со мной, и я выполнила все её указания. Если бы вы
знали, как мне было трудно! Но я не только спасла братьев, я нашла своё счастье. Кто же я?
В моей сказке главные герои мои братья – лебеди, а в каких ещё сказках писателя героями были птицы и почему
именно эти?
Ведьма: к нам ещё одна гостья.
Русалочка: я ради любви оставила свою семью, испытала тяжелейшие физические страдания, но не стала
смыслом жизни для прекрасного принца. Поэтому не смогла получить бессмертной души и растворилась в
воздухе. Вы догадались, что я героиня одноимённой сказки…
Я очень люблю музыку, послушайте грустную песенку П.И.Чайковского, скажите, к какой сказке она может
подойти как музыкальная иллюстрация и почему?Снежная королева: спасибо вам, уважаемые помощники и герои сказок. Мы с вами, ребята, поговорили более
чем о 15 сказках писателя. Есть ли такие, которые сегодня не упоминались, а вы их прочитали? Расскажите о
них, да так, чтобы всем захотелось прочитать.
Подходит к заключению наша интеллектуальноразвлекательная игра, на которой мы все вместе погрузились в
чудесный мир сказок Ганса Христиана Андерсена. И теперь, когда столько уже сказано, ответьте, пожалуйста,
на вопрос: почему до сих пор сказки писателя читаются с интересом? В чём секрет их долголетия? (В ходе
обсуждения обращается внимание на название урока).
Теперь давайте подведём итоги: кто сколько снежинок получил? А есть ли сосульки? Всем готовившим урок
игру выставляю «отлично». Какие результаты нам сообщит Герда? Итоговую оценку объявлю позже, когда
зачту ответы во время игры, приплюсую к ним баллы, полученные за ответы на вопросы кроссворда и в ходе
обсуждения темы урока.
Понравилась ли такая форма урока? Чем интересна? Можете предлагать свои виды урока, а я рассмотрю
предложения и постараюсь сделать наши уроки и интересными, и познавательными. Ведь я всётаки королева!